Методическая разработка по экологии.
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №29 «Елочка» методическая разработка «Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников» Разработчик: Дегтяренко Е. Е. Введение Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек- это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с де тства и продолжается всю жизнь. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные у беждения. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического вос питания в современных условиях. Одним из таких средств, способствующих решению этой пр облемы, является метод проекта. Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т. к. формирует больш ое количество умений и навыков. Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают вообр ажение, внимание, память, речь. Метод проекта- это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Новизна разработки заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологиче ские акции, декады и месячники. А новизна каждого проекта заключается: - в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком; - в определении целей и результатов; - в нахождении и использовании форм и методов; - в обогащении жизненного опыта; - в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности. Цель разработки: Сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности. Задачи: 1. Создать в группе условия для подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования. 2. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций( восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы) . 3. Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста. 4. Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы через проекты. 5. Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возр аста на основе метода проектов. Метод проектов Приоритетным направлением современного образования все больше становится подготовка ребенка как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Детский сад является первой ступенькой в воспитании и обучении ребенка будущего. Сама жизнь требует от нас новых подходов к образовательному процессу, внедрения в нашу практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным у частником процесса образования. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технол огий образовательного процесса. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьно го обучения. Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуж дают к активному поиску нового. Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориенти рованного подхода к образованию В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой- то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавлива ть причинно- следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию( на занятиях, в детском саду, в реальной жизни) . Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой- то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение( если имеется в виду групповая работа) ролей, т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Преимущества технологии проектирования: 1. Реализация принципа оптимального соотношения между развитием, детерминированными действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, когда соотношение «ребенок – взрослый» строится на соучастии. Соучастие в деятельности – это общение «на равных», где никто не указывает, не контролирует, не оценивает. 2. Сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность воспитат ельно- образовательного процесса. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. 3. Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны. 4. Развитие научного мышления, способности к дальнейшему самообразованию – приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат. 5. Обеспечение целостности развития личности ребенка( единство социального, нравственного и интеллектуального развития) . 6. Обеспечение индивидуализации обучения и воспитания 7. Создание оптимальных условий для самореализации детей. 8. Интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей, различных видов деятельности. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов( например, совместный выпуск газеты, план мероприятий, пр. ) ; 3. Самостоятельная( индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников. 4. Структурирование содержательной части проекта( с указанием поэтапных результатов) . 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: - определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; - выдвижение гипотез их решения; - обсуждение методов исследования( экспериментальных методов, наблюдений) ; - обсуждение способов оформление конечных результатов( презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр. ) ; - сбор, систематизация и анализ полученных данных; - подведение итогов, оформление результатов, их презентация; - выводы, выдвижение новых проблем исследования. Различают несколько видов проектов: 1. Ролево- игровые( в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей) . 2. Исследовательские/ творческие( в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов) . 3. Информационн о- практические( в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни( лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы) . 4. Творческие( результат – спектакль, сказка, постановка) . На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован, его «второе рождение» в начале 90- х годов XX века произошло достаточно стихийно, преимущественно в учебном процессе и еще не получило должного теоретического обоснования, методической разработки. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания. Виды экологических проектов Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического проекта – реализация образовательной программы, Программы развития ДОУ. Свободный выбор образовательной программы позволяет педагогам проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания, чувствовать уважение их интересов и признание самоценн ости дошкольного периода жизни. Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. В дошкольном учреждении экологические акции можно проводить в течени и всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию меро приятия и сами в ней участвуют. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию( листовки, плакаты, памятки) . В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объек там акции. Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков. Алгоритм проведение акций: цель( каждая акция имеет свою цель) ; задачи( выполняются общие и конкретные) ; объект( на что направлено – птицы, деревья…) ; участники( дети+ родители, сотрудники+ дети+ родители) ; этапы: 1. Подготовительный( разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов) ; 2. Организационно- практический( т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности) ; 3. Аналитический( подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек- самоделок, проведение выставок и т. д. ) . Экологический марафон – Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса( детей, родителей, педагогов) . Задачи: 1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; 2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности; 3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры; 4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования; 5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ- школа( начальное звено) . Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие дошкольников. Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно- образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно- перспективных связей на всех уровнях. Это сотрудничество с общеобразовательными школами, библиотеками, другими ДОУ. Это предусматривает творческий подход к реализации. Проект состоит из 3 блоков. Блок №1 «Экологический марафон детей», который включает в себя: 1. НОД развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию 2. Путешествие по экологическому музею. Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде. Экспонаты: творческие работы детей( плакаты, природоохранные знаки, рисунки) , коллекции, гербарии, муляжи, макеты. Народная мудрость гласит: «Кто хочет- ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Отрадно, что новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини- музеев. Например, в групповом помещении педагогу представляется возможность выстраивать материал постепенно, по мере поступления новой информации. Воспитатель в любое время может обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, проводить самостоятельные исследования. Цели и задачи мини- музеев: Обогащение предметно- развивающей среды ДОУ. Обогащение воспитательно- образовательного пространства новыми формами. Формирование у дошкольников представление о музее. Расширение кругозора. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. Формирование проектно- исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развитие творческого и логического мышления, воображения. Формирование активной жизненной позиции. 3. Экологическая тропа Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений. Маршрут тропы определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений. Дети делают зарисовки, заготавливают плоды растений, помогают природе( подвязывают сломанную веточку, собирают брошенный мусор) . Результаты работы дети оформляют в индивидуальные альбомы. 4. Экологический тренинг Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения. Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм( «Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну») . 5. Экологические диспуты. Цель: закрепить правила поведения в природе. Ситуации для обсуждения: Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему? Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им? По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать? 7. Час экологического чтения Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности. Создание «Библиотеки экологических книг», которая постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересовала детей. Они с увлечением рассматривают иллюстрации и знакомятся с содержанием книг. 8. Экологический букварь Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи. 9. Выставки поделок из природного материала. Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное. 10. Театр животных. Цель: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения. Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных. Блок №2. Экологический марафон педагогов. Цель: тренировка мыслительных операций, стимулирование педагогов на выбор наиболее эффективных приемов формирования у детей основ экологических знаний. Содержит: формирование банка традиций ДОУ; формирование «Банка» педагогических проблем; коллективные экологические проекты, акции( совместная природоохранная деятельность) . Блок №3. Экологический марафон для родителей Цель: обеспечить взаимодействие в блоке «детский сад- семья», стимулировать творческую активность родителей. 1. Практикум доброты – совместная предметно- практическая деятельность детей и родителей в экологических зонах групп, на территории детского сада. 2. День открытых дверей. Цель: знакомство родителей с системой организации экологического воспитания детей в ДОУ. Содержание: консультации, индивидуальные встречи, открытые просмотры, совместные досуги по направлениям «экологического марафона». Блоки «Экологического марафона» по форме организации – самостоятельные, по виду деятельности – интегрированы. Это обеспечивает успешность и высокую результа тивность работы в данной сфере. Проектирование содержания образования с учетом выделенных блоков и интегрированного подхода позволяет связать материал, изучаемый и освоенный детьми, в единое целое. Задача педагогов – найти пути переработки элементов содержания и структуры своих направлений для объединения их в общий раздел или блок разделов. Интегрированное образование создает условия для деятельности педагогов и воспитанников и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого – выравнивание стартовых возможностей для всех детей, развитие их индивидуальных возможностей. Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми. Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем. Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок. Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой- получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии развивается творческий и познавательный потенциал ребенка. Возможности эмоциональных переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической проектной деятельности. Педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребен ок, можно судить по их эмоциям. Педагогу важно не упустить момент, когда потребность в получении познавательной информации, в экологическом «исследовании» возникает у самих детей, когда она может стать мотивом коллективно- распространенной деятельности. Работа над проектом может быть спланирована на одно занятие, на день или может продолжаться от недели до нескольких месяцев. Внутри проекта могут осуществляться различные задачи. Познавательного, воспитатель ного, созидательного характера. Результатом работы может быть: решение проблемы, составление коллекции, альбома, стенгазеты, журнала, книги, праздник и т. д. Дети вместе с воспитателем обсуждают проблемы и разрабатывают их решения, оформляют задания по проекту. Работая по проекту, дети переходят от одного замысла и его воплощения к другому, более мелкому или более глобальному. Развивая умение смотреть на объект с разных позиций, мы учим детей не бояться трудностей, осторожно, но настойчиво преодолевать возн икающие проблемы и препятствия. Своеобразие предлагаемой методики состоит в поощрении поискового подхода к обучению, в поощрении развития активности, ответственности, любознательности. Проект- это развивающие моменты в жизни ребенка, дающие ценные экологические знания. Педагог показывает детям закономерности, учит логически мыслить, тонко чувствовать н а различных природных объектах. Дети только вступают в жизнь и им важно иметь представление о мире, в котором они живут. Участие самого ребенка в проектной деятельности позволяет ему шире познать окружающую действительность. Экологическая экспедиция – завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем. Организация и проведение экспедиции включает три этапа: 1. Подготовительный. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности между детьми, родителями, воспитателем, осуществляется подбор оборудования, совершаются тренировочные выходы. 2. Основной. Проведение экспедиции, выполнение запланированной исследовательской работы, сбор материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами. 3. Заключительный. Обработка полученных экспериментальных данных, классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности. Завершается заполнением альбома- дневника экспедиции, подготовкой стенда с рисунками, выставка собранных материалов. Система работы с детьми по экологическому воспитанию на основе метода проектов. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент сис темы продуктивного образования. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально- ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить»- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знани ями и прагматическими умениями. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Начиная работу над проектами, необходимо обогащать предметную эколого- развивающую среду в группе. В группе можно создать уголок природы, который поделить на зоны: зона цветов, где имеются все необходимые виды комнатных растений; зона мини- лаборатории, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. зона коллекции- коллекция семян фруктовых деревьев и кустарников, овощных культур, речных и морских раковин, коры деревьев, мхов и лишайников, гербарий лекарственных растений; зона библиотеки с красочными книгами, периодическим изданием журнала « Тошка », которые помогают расширить экологические знания и кругозор дошкольника; зона игр – игры экологического характера, позволяющие закрепить знания детей по экологическому образованию. календарь природы, с ежедневными наблюдениями за живой и неживой природой. В основе проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность дошкольников сосредотачивается на следующих этапах: подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Экологический проект помогает раскрыть ряд тем по предметам «Природный мир», «Окружающий мир», «Экология» и другим предметам экологической направленности в качестве дополнительного приема обучения и контроля. Тематика и содержание проектов очень разнообразны: и времена года, и животные, и растения, и птицы, и др. Они краткосрочны и долгосрочны: их длительность определяется, в зависимости от решаемых задач. Эколого- социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед воспитателем задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Проект « Зимующие птицы» Цель проекта: - расширять и обогащать представления детей о зимующих птицах нашего края( внешний вид, повадки, особенности жизни в зимний период) . - формировать экологические знания о зимующих птицах ХМАО- ЮГРЫ и ответственное, бережное отношение к ним. Задачи: Формировать умение различать и называть зимующих птиц. Расширять кругозор о зимующих птицах( внешний вид, среда обитания, питание) . Развивать познавательную, продуктивную деятельность, коммуникативные навыки; творческие и интеллектуальные способности детей; Привлечь внимание воспитанников и родителей к данной проблеме. Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым. Подготовительный этап Накопить знания( СМИ, Интернет, энциклопедическая литература) , подобрать методическую литературу по теме. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия( книги, картины, настольные игры, альбомы для рассматривания) . Подобрать художественную литературу, стихи, загадки, рассказы по теме Наблюдение на прогулках( внешний вид, среда обитания и т. д. ) . Изготовить совместно родителями с ребенком кормушку. Подобрать корм. Развивать словарный запас. Разучить стихотворение о зимующих птицах. . Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах. Подготовить информацию в родительский уголок( домашние задания для детей и родителей, папка передвижка) . Предполагаемый результат: Расширение кругозора детей о зимующих птицах ХМАО – ЮГРЫ( какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются) , у детей сформирована система знаний о зимующих птицах; Пополнение развивающей среды группы литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. Сформированность у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и их родителей в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях, вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. Желание детей помогать птицам в зимнее время года. Результат проекта: Викторина: «Кто больше знает о птицах? » Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать. Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей»; Итоговое мероприятие: выставка « Лучшая кормушка для птиц», праздник « Покормим птиц зимой» Интеграция образовательных областей. Паутинка проекта: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Дидактические игры: «Один- много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», " Угадай птицу по описанию" , «Чей хвост? », «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Настольные игры: «Разрезные картинки». «Лабиринт «Зимующие птицы». Сюжетно- ролевые игры: «Птичий двор». Театрализованные игры «Где обедал воробей», экологическая сценка «Доживем до весны»; Раздел « Труд» изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц. Раздел « Безопасность» Беседы: «Не дадим птичке погибнуть», «Покорми птичку». Образовательная область « Познавательное развитие» « Я познаю мир» беседа «Что ты знаешь о птицах? »; НОД: Тема: «Зимующие птицы» Цели: формирование знаний у детей о зимующих птицах, объяснение причины их перелетов( перелетные, зимующие) , воспитание заботливого отношения к птицам «У кормушки», «Кто, как проводит зиму в лесу? »; « Малыш и математика» НОД: Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? » Цель: обучение порядковому и количественному счету в пределах 10, закрепление знаний о последовательности дней недели. Познавательно – исследовательская деятельность Игровые упражнения и дидактические игры: «Какая это птица», «Чья тень? », «В зимней столовой»; «Кто где живет? », «Какой птиц не стало»; Найди по контуру»; «Чей голос? », «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», « Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний », «Какая птичка прячется за веткой? » Наблюдение за птицами на прогулке: внешний вид, строение, питание, повадки, сходства и отличия. наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом; ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке. Рассматривание альбома «Зимующие птицы». к онструирование из бумаги « Ворона» Цель: обучение умению передавать особенности строения птицы, развитие фантазии и воображения Образовательная область «Речевое развитие» составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели»; Творческое рассказывание «Как я спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает? », « Один- много », «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это? »; отгадывание загадок про зимующих птиц; Беседы: «Какие птицы прилетают к нам на участок», «Сколько ног у птиц и как они ходят», «Как я забочусь о птицах». «Как живут наши пернатые друзья зимой». «Кто заботится о птицах». «Пользу или вред приносят птицы? ». «Меню птиц». «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? ». Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой? » Наблюдение за птицами зимой з а синицей; за вороной; за снегирем; за голубем. Раздел « Чтение художественной литературы» чтение худ. л итературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова; Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького « Воробьишко »+ просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: " Зимующие птицы" , " Кормушки" . о тгадывание загадок про зимующих птиц; Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашего края на книжной полке. Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» Продуктивная деятельность: Раскрашивание силуэтов птиц. Рисование птиц, опираясь на поэтапные образцы « Снегири на ветке рябины» Лепка « Снегири прилетели ». . Аппликация «Синички – невелички». Рисование птиц с использованием техники «Печать ладошкой» Изготовление шапочек – масок птиц( снегирь, синица, воробей Раздел « Музыка» Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой, « Воробей», м уз. Ветлина. Пропевание песни «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой. Слушание записи с голосами птиц. Образовательная область « Физическое развитие» « Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова», «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль». Утренняя гимнастика комплекс « Снегири» Раздел « Здоровье» Пальчиковая гимнастика « Мы гулять ходили», « Голуби» Зрительная гимнастика « Полет синички» Самомассаж « Снегири» Работа с родителями: Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах. Приобщить родителей к подбору художественной литературы( энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в книжный уголок группы. Оформление папки- передвижки «Зимующие птицы нашего края». Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения за птицами на прогулке». Консультация для родителей о правильных способах в заимодействия детей с объектами природы. Оформление стенда для родителей «Птицы наши друзья». Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Выставка совместного с родителями творчества «Мы любим птиц! » Проект «Зима. Зимние забавы». Цель: Закрепить знания детей о времени года- зима. Задачи: конкретизировать и углубить представления детей о зиме( состояние погоды, характерные осадки, состояние растений) ; особенности жизни диких животных и птиц в зимний период; устанавливать простейшие связи между условиями зимнего времени года и поведением животных; развивать эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке. Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности; развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; Подготовительный этап: Постановка цели, задач. Подбор методической литературы. Выбор форм работы с детьми и родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. Определение и формулировка ожидаемых результатов. Предполагаемый результат: Расширение кругозора детей. Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима. Зимние забавы». Активизация познавательной и речевой активности детей. Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. Презентация проекта: Составление памяток, рекомендаций для родителей. Участие в конкурсах. Интеграция образовательных областей. Паутинка проекта: Образовательная область «Познавательное развитие»: Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом( сыпучий, мягкий, липкий) . Наблюдение за деревьями. Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Опыты со снегом и льдом. Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы( иней, снег, гололед, метель) . Математическое занятие" Зимние приключения воды" Занятие по социализации" Наконец зима настала" с использованием ИКТ; Занятие по безопасности" Осторожность не помешает" ; Занятие по миру природы " Зимующие птицы" Чтение: И. Бунин" Первый снег" НОД «Зима полна серебра», «Идет волшебница зима», «Зимовье зверей». Просмотр презентаций: «Путешествие в зимний лес», «Жизнь диких животных зимой». Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае». Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом». Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом. Беседы- рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли». Дидактические игры: « Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки». Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник». Образовательная область «Физическое развитие»: П/ и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки». Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой». Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку». Раздел «Здоровье» Беседы- рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде». Игровые ситуации «Не идется и не едется, потому что гололедица», «Как на тоненький ледок». Образовательная область «Речевое развитие»: Чтение и заучивание С. Есенин" Береза" ; Потешки и пословицы о зиме; Рассказывание на тему" Игры зимой" ; Рассказ по мнемотаблице" Зима" ; Описывание картины" Зимний пейзаж" . Составление описательных рассказов по картинам. Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла. НОД: Рассказывание по картине «Северные олени», составление описательного рассказа на тему «Зима», рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта». Творческое рассказывание Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов. Словотворчество: «Приметы зимы», «Кому нужна зима», «Если бы не было зимой снега…». Словесные игры: «Какой, какая, какие? », «Из чег о- какой»( горка из снега- снежная и т. д. ) , «Скажи наоборот». Раздел «Чтение художественной литературы» М. Пришвин «Этажи леса», В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г. Скребицкий «На лесной полянке», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э. Успенский «Проказы старухи зимы», Н. Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц- хваста », «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме. О. Высотская «На санках», В. Берестов «Гололедица», А Босев «Трое», М. Познанская «Снег идет», Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова «Снежинки», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка», А. Барто «Снег сегодня белый- белый…»; сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк». Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: Раздел сюжетно- ролевая игра Сюжетно- ролевые игры: " Зоопарк" ( на участке) ; Игра- драматизация" Снегурочка" ; Игра- имитация" Дикие животные зимой" . Сюжетно- ролевые игры: «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года», «Цирк». Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы». Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев», «Таежная сказка», «Щелкунчик». Д/ и «Времена года», «Когда это бывает? », «Кто, где живет? », «Зима- лето», «Назови птиц», " Времена года" ; " Скажи, какой? " Раздел «Труд» Расчистка дорожек от снега на участке. Изготовление альбомов с поделками. Постройки из снега «Горка», «Домик для зверей». Раздел «Безопасность» Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении». Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой. Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Опасный лед»; Наблюдение за сосульками( длинные, острые, тяжелые, состоят изо льда) , нельзя подходить к домам, на крышах которых висят большие сосульки; нельзя брать снег и сосульки в рот, т. к. может заболеть горло) Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Раздел « Рисование» НОД: ( рисование) : «Деревья в инее», «Шишки на ветке», «Снежная семья», «Весело качусь я под гору в сугроб…»; Раскрашивание разукрашек «Гжель», рисование по замыслу по теме «Зима» Работы по рисованию на темы «Деревья в снегу», «Снежный лес», «Снежинки» раскрашивание" зимний пейзаж" ; рисование" Разные снеговики" , " Лес зимой" . Раздел « Лепка» Лепка из пластилина на темы «Снеговик», «Зайчик», " Снежинка" , «Зимние забавы», лепка зимнего леса и его обитателей. Раздел «Аппликация» Работы по аппликации на темы: « Заюшкина избушка», «Убираем снег», «Заснеженный дом» Раздел «Конструирование» Макеты снежных построек на участке( горка, каток, домик) Раздел «Ручной труд» изготовление снежинок изготовление гирлянд НОД( ручной труд) : «Зимняя полянка»( моделирование из бумаги и ваты) , «Зимовье зверей»( оригами) . Раздел «Музыка» Слушание «Времена года» П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Танцевальное творчество «Метель» Г. Свиридова», Разучивание песен «Что нам нравится зимой». Обыгрывание новогоднего утренника «До свидания, елочка»; Русская народная игра «Зимний хоровод»; драматизация сказки «Заячья избушка»; Разучивание песен: «Голубые санки», «Зим а- красавица» Работа с родителями Оформление папк и- передвижки: «Как сделать прогулку зимой интересной». Консультация для родителей «Как одевать ребенка зимой». Участие в интернет конкурсе «Пластилиновая елка», « Я- олимпийский чемпион». Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, горки для катания на санках. Проект «Весна». Цель: расширение знаний ребенка о растительном и животном мире, о разнообразии погодных явлений и состояний природы в период весны; формирование интереса к красоте окружающего мира; воспитание нравственных и эстетических чувств дошкольника. Задачи: расширять представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны. Научить отслеживать приметы смены времен года, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов; способствовать приобретению детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности; учить фиксировать наблюдения с помощью схем и рисунков; расширить словарный запас детей( названия насекомых, растений, природных и погодных явлений) , развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия. Подготовительный этап: изучить познавательную и методическую литературу, статьи по экологическому воспитанию дошкольников; подготовить подборку литературы для детей об весны; - изготовить стенды исследователей, включающие разделы: «Исследовательское задание дня», «Календарь весенних событий», «Информация для исследования», «Отчеты исследователей»; - подготовить оборудование для оформления стенда «Календарь весенних событий»( картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада) - подготовить совместно с родителями «Дневник исследователей» с графами: погодные явления и состояния, растения, насекомые, птицы; - сделать опорные карточки для самостоятельных наблюдений детей; - оформить картотеку опытов и экспериментов в природе в весенний период. Предполагаемый результат: Дети свободно оперируют полученными знаниями. Применяют их в повседневной жизни. Умеют объяснять результаты наблюдений опытов, некоторых явлений, исходя из приобретенных знаний, умений, опыта. Участие в открытом занятии. Применение полученных знаний. Показ инсценировки «Доживем до весны» Презентация проекта: Выставка детских рисунков «Весна- красна». Выставка детских поделок из природного материала «Деревья весной». Итоговое мероприятие: Праздник «Проводы зимы». Интеграция образовательных областей. Паутинка проекта: Образовательная область «Познавательное развитие»: Рассматривание картинок иллюстраций, отражающие красоту, многообразия природы весной. Знакомство с фотографиями и видеоматериалом о жизни животных и растений в весенний период времени, в естественной природной среде. Д. И. : «Путаница», «Кто, где живет», «Узнать по следу», «подбери что подходит», «Выставка весенних цветов». Целевая экскурсия, экскурсия в весенний парк. Эксперименты: наблюдения за срезанными ветками различных деревьев, что происходит через несколько дней с ветками? Одновременно ли на всех ветках появляются листики? Почему? Одновременно ли оживает природа. Составление тематического букета «Подснежники». Закрепить цифры 1- 10, порядковый и обратный счет. Упражнение в режиме задач. Образовательная область «Физическое развитие»: Эстафета с бегом: «Собери скворечники» П/ И с мячом «Когда это бывает» П/ И с бегом: «Охотники и звери», «Перелет птиц». Физкультминутка: «Весенняя» раздел «Здоровье »: . Здоровье сбегающие технологии: массаж, пальчиковые игры, физкультминутки( см. картотеку) «Знакомство с правилами здорового образа жизни, полезными и вредными для здоровья привычками» Беседа: «Что ты знаешь о человеческом организме, некоторых органах и их функционировании». «Относитесь бережно к своему организму» Правила профилактики и охрана здоровья, Беседа: «Первая помощь при травмах, ушибах первых признаков недомогания». Образовательная область «Речевое развитие»: Составление повествовательных рассказов о времени года весна, используя при этом стихи. Придумывание сказок и загадок о весне. Учить передавать мимикой, жестами характер героев, настроение. Д. И. : «Цепочка слов» Учить подбирать слова на заданный звук, выделять начальный звук и конечный. Фантазии, сказки, мини- эссе на темы: «Пришла весна», «Прилет птиц», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнезда птиц» раздел «Чтение художественной литературы»: Заучивание стихов о весне: А. Плещеев: «Ух, тает снег бегут ручьи» А. Пушкин: «Улыбкой ясною природа…» Б. Заходер: «Долго шла весна тайком» Я. Аким: «Села на лавочку первая бабочка» Потешки: «Весна, весна красна», «Идет матушка весна». Народные приметы поговорки о весне. Чтение рассказов Г. Скрвеицкого «Четыре художника». Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»: игра: «Дом» Игры – имитации. Игра экспериментирование с водой. Испытание кораблей. Театральные игры: «Веселый хоровод» по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка». Игра – имитация: «Звери и птицы встречают весну». р аздел «Труд»: Труд в природе: Выкопать и разрыхлить клумбы. Провести посадку цветов. Д. И. «Посади грядку» Цель учить воспроизводить с помощью символов значков порядок трудового процесса при посадке. Сюжетно ролевая игра «Дача». Изготовление атрибутов к игре «Дача». Цель: учить отражать в иг ре лицо взрослых, включать реальные трудовые процессы. Рассматривание инструментов при помощи, которых люди делают на огороде грядки, сажают рассаду. раздел «Безопасность»: Беседа: Какие опасности таятся на улице весной: «Правила безопасности в подвижных играх» «Поведение на воде, на солнце» «Правила безопасного поведения на прогулке» «Съедобные и не съедобные грибы, ягоды, травы» Знакомство с литературными произведениями соответствующей тематики. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»: Раздел «Аппликация» «Самые красивые цветы маме» учить вырезать круги, разного размера, цвета и составлять красивую композицию. «Бабочка», учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольника, дополнительно наклеивание узоров на крылья. «Весенняя песня скворца», закрепить приемы вырезания глаз. Учить передавать весенний колорит. «Весной в лесу» учить более точно передавать пейзаж, используя приемы, обрывной аппликации. Раздел «Лепка» «Птички», «Первые цветы», «Божья коровка», «Бабочка», учить лепить по представлению, передавать характерные особенности, использовать в работе сетку… Конструирование «Пчёлка», «Гусеница». Раздел «Рисование» «Весенний пейзаж», «Первые весенние цветы», «Проснувшиеся насекомые». раздел «Музыка»: Разучивание песен о весне. Слушание музыки. Работа с родителями: Помочь организовать выставки художников по теме «Весна» Помочь организовать выставку книг, подобрать книги по теме. Помочь детям составить, придумать загадки о весне, оформить в виде рисунков. Найти картинки иллюстрации фотографии о весенней природе, или нарисовать. Привлечь родителей к оформлению и созданию клумбы и мини огорода на участке. Участие в конкурсе поделок из различного бросового материала, бумаги. Тема: «Испытание кораблей» Привлечь родителей к оформлению участка, группы на улице. Предложить родителям принять участие в игре – путешествии, викторине, по правилам безопасного поведения. Предложить родителям принять участие в изготовлении, масок, атрибутов к подвижным играм. Предложить родителями изготовить вместе с детьми шумовые инструменты из бросового материала. Список использованной литературы: 1. Аллаярова Р. Ф. Ознакомление с природой родного края через экологическую тропу/ / Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6. –С. 27–28. – План работы на экологической тропе в старшей группе. 2. Аллаярова Р. Ф. Взаимодействие воспитателя- эколога с педагогами по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края[ ДОУ" Олененок" г. Н овый Уренгой] / Р. Ф. Яллаярова, О. А. Василихина/ / Дошкольная педагогика. – 2006. –№ 6. –С. 23–26. – Рекомендации эколога для педагогов старшей группы; Примерное программное содержание работы по циклу занятий" Времена года" . 3. Масютина А. В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст/ . В. Масютина, Е. В. Горбунцова/ / Ребенок в детском саду. –2006. – № 5. –С. 49–50. 4. Матвеева Т. В. Красная книга Забайкалья: ( организация работы в подготовительной к школе группе) / / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. –2009. –№ 6. –С. 44–47. 5. Маханева М. Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста/ / Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 2. –С. 59–67. 6. Мингазова Р. А. Экология и современные технологии/ / Экология в школе. –2010. – № 4. –С. 46–49. –Конспекты занятий с использованием компьютерных технологий" Путешествие в осенний лес" и" Лото растений" для подготовительной к школе группы. 7. Апполонова Н. И. " Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети! " : [ проектная работа с дошкольниками] / Н. И. Апполонова, Г. Ф. Балатанова/ / Ребенок в детском саду. –2009. – № 3. –С. 63–66. 8. Арсентьева В. П. Педагогическая диагностика состояния экологического воспитания в ДОУ/ / Управление дошкольным образовательным учреждением. –2002. – № 5. – C. 82–86. –( Методическая работа) . 9. Баранникова Э. Э. Игры- сказки в экологическом образовании/ Э. Э. Баранникова, И. Л. Румянцева, Н. И. Апполонова/ / Современный детский сад. –2008. –№ 4. – С. 65–69. 10. Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста/ / Школьный психолог. –2006. –№ 11. –С. 23–28. 11. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками/ / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. –С. 9–17. –( Воспитание и обучение) .