Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Елочка» Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию разработчик: Дегтяренко Е. Е. Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты. Тема: «Отгадай и нарисуй» Цель: Развивать мелкую мо торику и произвольное мышление. Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу или песке( в зависимости от сезона) Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры. Тема: «Чьи семена? » Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосре доточенность, наблюдательность. Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами. Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща. Тема: «Детки, с какой ветки? » Цель: Дифференцировать о тличительные признаки деревьев. Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д. ; карточки деревьев. Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются. Тема: «Какое насекомое, назови? » Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья к оровка, пчела, жучок, кузнечик и т. д. Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых. Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки: Всех жучков она милей Спинка красная у ней. А на ней кружочки Черненькие точки. ( Божья коровка) У нее 4 крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие, большие глаза, Называют ее …( Стрекоза) Сок цветов душистых пьет. Дарит нам и воск и мед. Людям всем она мила, А зовут ее …( Пчела) Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. ( Жук) Мы крылышки расправим- Красив на них узор. Мы кружимся пархаем- Какой кругом простор! ( Бабочка) Тема: «Найди такой же цветок» Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточе нность, формировать речь детей. Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки. Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, пок азать и по возможности назвать. Тема: «Кто как поет? » Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять зна ния детей об особенностях птиц. Дидактический материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы. Тема: «Угадай весенний цветок» Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развив ать речь и логическое мышление. Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображен ием цветов. Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его. В весенний солнечный денек Золотой расцвел цветок. На высокой тонкой ножке Все дремал он у дорожки. ( Одуванчик) Весна приходит с лаской и со своею сказкою, Волшебной палочкой взмахнет- И первый из- под снега цветочек расцветет( Подснежник) Май, тепло и скоро лето. В зелень всё и вся одето. Словно огненный фонтан- Раскрывается…( Тюльпан) Цветёт он майскою порой, Его найдёшь в тени лесной: На стебельке, как бусы, вряд Цветы душистые висят. ( Ландыш) Тема: «Что в корзинку мы берем? » Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы. Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, г рибов, ягод, а так же корзинок. Методика проведения: У одних детей- медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте( овощи с огорода и т. д. ) . Выигрывает тот, кто выполнил это условие. Тема: «Вершки – корешки» Цель: Учить де тей составлять целое из частей. Дидактический материа л: два обруча, картинки овощей. Методика проведения: Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки. Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. ( в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д. Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди! » Тема: «Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимани е, мышление, сообразительность. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Вариант 1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», н а слово «волк»- «земля» и т. д. Вариант 2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля»- животное, обитающие на земле; на слово «вода»- обитателя рек, морей, озер и океанов. Тема: «Угадай, что в мешочке? » Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадыва ть их по характерным признакам. Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помид ор, слива, яблоко, груша и д. р. Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки. Тема: «Природа и человек» Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано челов ек и что дает человеку природа. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек. «Что сделано человеком»? спраши вает воспитатель и бросает мяч. «Что создано природой»? спраши вает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход. Тема: «Выбери нужное» Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышле ние, познавательную активность. Дидактический материал: Предметные картинки. Методика проведения: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, к оторые этим свойством обладают. Например: «зеленый»- это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный»- вода, росса, облако, туман, иней и т. д. Тема: «Где снежинки? » Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать пам ять, познавательную активность. Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туч а, дождь, пар, снежинка и т. д. Методика проведения: Вариант 1. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туч а, дождь, пар, снежинка и т. д. Во время движения по кругу произносятся слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т. д. Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответств овать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы: - В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? ( Зима, ранняя весна, поздняя осень) . Тема: «Прилетели птицы» Цель: У точнить представление о птицах. Дидактический материал: Стихотвор ение о птицах. Методика проведения: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Дети топают – Что не правильно? ( мухи) - А мухи это кто? ( насекомые) - Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы… Дети топают. Игра продолжается. Прилетели птицы: Голуби синицы, Галки и стрижи, Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы. Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц. Тема: «Когда это бывает? » Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие се зонных явлений и занятий людей. Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года. Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Тема: «Звери, птицы, рыбы » Цель: Закреплять умение, класси фицировать животных, птиц, рыб. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой- нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица? » Сосед принимает предмет и быстро о твечает( название любой птицы) . Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний уча стников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей. ( н азывать одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя) . Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». Тема: «Угадай, что где растет» Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память. Дидактический материал: Мяч. Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому- нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес. Тема: «Сложи животное» Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам. Дидактический материал: картинки с изображением разных животн ых( каждое в двух экземплярах) . Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца. Тема: «Что из чего сделано? » Цель: Учить детей определять материал из которог о сделан предмет. Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлич еский колокольчик. , ключ и т. д. Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет. Тема: «Угадай – ка» Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах. Дидактический материал: картинки на каждого ребенка с и зображение ягод. Книга загадок. Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку- отгадку. Тема: «Съедобное – несъедобное» Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов. Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку- отгадку съедобного гриба в корзинку Тема: «Найди свой камешек» Цель: Развивать тактиль ные ощущения, внимание, память. Дидактичес кий материал: Коллекция камней. Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции( если эта игра поводится на улице, то находит его) , внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень. Тема: «Цветочный магазин» Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Дидактический матери ал: лепестки, цветные картинки. Методика проведения: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным л епесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу дога дался о каком цветке идет речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Мож но использовать стихи о цветах. Тема: «Четвертый лишний» Цель: Закре плять знания детей о насекомых. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, де ти должны назвать лишнее слово: Вариант 1: 1) заяц, еж, лиса, шмель; 2) трясогузка, паук, скворец, сорока; 3) бабочка, стрекоза, енот, пчела; 4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 5) пчела, стрекоза, енот, пчела; 6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар; 7) таракан, муха, пчела, майский жук; 8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; 9) лягушка, комар, жук, бабочка; 10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей. Вариант 2: Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью( шмелю…пчеле…таракану) . Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Тема: «Расположи планеты правильно» Цель: Закрепи ть знания об основных планетах. Дидактический материал: Пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины( 9 штук) . Шапочки с изображением планет. На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья. - Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? ( Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу) . А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечным луч не достал. - Что это за планета? ( Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру) . Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9. А это планета нам всем дорога. Нам жизнь подарила планета …( все: З емля) - На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? ( На 3- ем) . Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3. К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. ( Венера и Марс) . Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2- ую и 4- ую орбиты. А это планета гордится собой Поскольку считается самой большой. - Что это за планета? На какой орбите она находится? ( Юпитер, орбита №5) . Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5. Планета кольцами окружена, И этим от всех отличалась она. ( Сатурн) Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6. А что за планеты зеленого цвета? ( Уран) Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8. Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца». Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет. Для каждой путь определен, Но только на Земле мир жизнью заселен. Тема: «Кто чем питается? » Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательны й интерес. Д идактический материал: Мешочек. Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается. Тема: «Полезное– не полезное» Цель: Закрепить понят ия полезные и вредные продукты. Дидактический материал: Кар точки с изображением продуктов. Методика проведения: На один стол разложить то, что поле зно, на другой – что неполезно. Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, п одсолнечное масло, груши и т. д. Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т. д. Тема: «Лекарственные растения» Цель: Закрепить знания лекарственных растений. Дидактический м атериал: Карточки с растениями. Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое- нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет( болото, луг, овраг) . Например, ромашку аптечную( цветы) собирают летом, подорожник( собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет( 2- 3 рассказа детей) . Тема: «Что я за зверь? » Цель: Закреплять знания о живот ных Африки. Развивать фантазию. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Вариант 1: В игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят. Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т. е. какого зверя они будут. Вариант 2: Нужно отвечать на вопросы ведущего. Итак, зверь загадан, участник приглашаются, игра начинается. Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д. Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Т ак продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя. Тема: «Назовите растение» Цель: Уточнят ь знания о комнатных растениях. Дидактически й материал: Комнатные растения. Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения( третье справа или четвёртое слева и т. д. ) . Затем условие игры меняется( «На каком месте бальза мин? » и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отл ичаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ? Тема: «Кто где живёт» Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания. Дидактический материал: Карточ ки « Живтные », «Места обитания». Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных( нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д. ) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает» Цель: Закреплять зн ания об объектах живой природы. Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных. Методика пров едения: Вариант 1: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «вор обей»- изображают полёт птицы. Вариант 2: Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие. Тема: «Береги природу» Цель: Закреплять зна ния об охране объектов природы. Дидактический материал: Карточки с объ ектами живой и неживой природы. Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д. Тема: «Что было бы, если из леса исчезли…» Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе. Дидактический материал: Карто чки с объектами живой природы. Методика проведения: Воспитатель предл агает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. Тема: «Ходят капельки по кругу» Цель: Закреплять знани я о круговороте воды в природе. Дидактический материал: С опроводительный те кст дл я игры. Методика проведения: Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. ( Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит вол шебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. ( Музыка. ) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Т учка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю … П опрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. ( Капельки составят ручей, взявшись за руки. ) Встретились ручейки и стали большой рекой. ( Ручейки соединяются в одну цепочку. ) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в океан( дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу) . Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх( присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. Тема: «Я знаю» Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес. Дидактический материал: Нет. Методика проведения: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы( звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет( например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. Тема: «Узнай птицу по силуэту» Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в у мении узнавать птиц по силуэту. Дидактический матер иал: Картинки с силуэтами птиц. Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица. Тема: «Живое – неживое» Цель: Закреплять зн ания о живой и неживой природе. Дидактический материал: Можно использовать карт инки «Живая и неживая природа». Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети- машут руками, если предмет неживой природы- приседают. Тема: «Какого растения не стало? » Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений. Дидактически й материал: Комнатные растения. Методика проведения: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4- 5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. Тема: «Где что зреет? » Цель: Учить использовать знания о растениях, сравнива ть плоды дерева с его листьями. Дидактический материал: Фланелеграф, ветки, плоды, листья растений. Методика проведения: На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения( яблоня) , на другой – плоды и листья разных растений. ( н апример, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет? » дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. Тема: «Угадай, что в руке? » Цель: Упра жнять детей в названии фруктов. Дидактич еский материал: Муляжи фруктов. Методика проведения: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь. Тема: «Игра- сказка «Фрукты и овощи» Цель: Углублять знания об овощах. Дидактический материал: Картинки с изображением овощей. Методика проведения: Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. ( Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр ». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигае т на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: « Будь по- вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки( лук, свекла) ». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель Тема: «Распредели плоды по цвету» Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты. Дидактический материал: Игровой персонаж Вини- Пух, муляжи овощ ей и фруктов. Методика проведения: Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж( например, Вини- Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло- зелёный( капуста) , ярко- красный( помидор) и т. д. Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини- Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое! » « Вини- Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех» Тема: «Лекарственные растения» Цель: Формировать зн ания о лекарственных растениях. Дидактический материал: Карточки «Среда обитания растений( луг, поле, огород, болото, овраг) », «Лекарственные растения», корзинка. Методика проведения: Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое- нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт. И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную( цветы) собирают летом, подорожник( собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только- только вырастает( 2- 3 рассказа детей) Тема: «Да – нет» Цель: Развивать пантомимически е навыки, мелкую моторику рук. Дидактический материал: Кар точки с животными и растениями. Методика проведения: На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное( растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами. В игре можно использовать карточки. Тема: «Назовите комнатное растение» Цель: Формировать знани я о внешних признаках растения. Дидактически й материал: Комнатные растения. Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения( третье справа или четвёртое слева и т. д. ) . Затем условие игры меняется( «На каком месте бальзамин? » и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ? Тема: «Похожи – не похожи» Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравни вать предметы либо изображения. Дидактический материал: Игровой лист( экран) с тремя «окнами- прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты- полоски с обозначением свой ств пр едметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Методика проведения: Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После перв ого тура дети меняются местами. Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку»- выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку. Тема: «Закончи мое предложение» Цель: Учить детей делать умозаключительные выводы, находи ть причинно- следственные связи. Дидактический материал: Подборка предложений. Методика проведений: Педагог читает предложение по свое му выбору. Дети заканчивают их. Зима Дети приготовили коньки, потому что… Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что… Утром кругом было все белым бело, потому что… Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что… На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что… К вечеру намело большие сугробы, потому что… На улице все падали и скользили, потому что… Птицы перебрались поближе к жилью человека, потому что… Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что… Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что… Деревья находятся в состоянии покоя, потому что… Трава зимой не замерзает, потому что… Дети любят лето, потому что… и т. д. Весна Сосульки под солнцем …( тают) . Сугробы от солнечного тепла …( оседают) . На деревьях почки …( набухают, лопаются) . Весной птицы гнезда …( строят, вьют) . Весной медведь от спячки…( пробуждается) . Весной птицы птенцов …( выводят, выкармливают) . Весной лед на реке …( тает, трещит, ломается) . Весной в садах плодовые деревья …( цветут) . На проталинах первые цветы …( расцветают) . Весной насекомые после зимы …( оживают) . Весной на полях люди рожь …( сеют) . Из- под земли первая травка…( пробивается) . Осень Если деревья не сбросят осенью листья, то… Если медведь не нагуляет осенью жир, то… Если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг, то… Если белки, мыши и грызуны не заготовят на зиму запасы, то… Если насекомые не успеют заснуть, оцепенеть, то… Если в лесу каждый год собирать осеннюю листву, то… Если осенью рано придут морозы или выпадет снег, то… Если лесные звери не успеют осенью заменить свой мех на зимний, то… Лето Летом растения цветут, потому что…( им нужно образовать как можно больше семян) . Летом становится жарко, потому что…( активно светит солнце) . Летом птицы покидают свои гнезда и улетают в лес для того, чтобы…( научить своих птенцов летать) Летом не бывает снега, потому что …( бывает теплая погода, солнце ярко светит) . Летом все растут быстро- растения, животные, дети, потому что( много тепла, витаминов, влаги) Тема: «Зима или осень? » Цель: Учить детей различать изменения природы в разные времена года, понимать и ценить красоту родной природы. Дидактический материал: Дет ские журналы, книги о природе. Методика проведения: Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: " Это весна или осень? " , " Бывает так в декабре? " , " Скоро ли наступит здесь зима? " и т. д.