a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр - эксперементов.

Автор: Дегтяренко Елена Евгеньевна Опубликовано: 2016-07-17 22:14:55

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Елочка» Картотека игр – экспериментов разработчик: Дегтяренко Е. Е. Пояснительная записка Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Что должно быть в лаборатории: Комнатные растения: ( 5- 6 видов) 1. аспидистра 2. герань 3. бегония вечноцветущая 4. бальзамин 5. колеус 6. узумбарская фиалка Зимний огород: 1. Лук 2. Горох 3. Верхушка моркови 4. Рассада цветов Лаборатория: 1. Песок разного цвета 2. Сосуды для воды( разных по форме и размеру) 3. Материал для изготовления цветного льда 4. Материал для «рисования» цветным песком( по типу песочных часов) 5. Бумага разного цвета и плотности 6. Материал для игр с мыльной пеной 7. Поролон цветной 8. Пенопласт 9. Резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой 10. Фольга разного цвета 11. Предметы для игр с тенью 12. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком 13. Земля и глина разного цвета и качества, мел. 14. Оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом, мыльной водой и пеной, светом, погремушки. 15. Некоторые пищевые продукты( сахар, соль разного цвета) , крахмал, мука. 16. Лупы 17. «Волшебные» очки – цветные «стеклышки»( из пластмассы) 18. Сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой 19. «Снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета( «снежный буран»») «Душистые коробочки», сделанные из контейнеров от « киндерсюрприза »( в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки) 20. Песочные часы, разные термометры, весы, компас. Картотека игр по экспериментальной деятель ности для младшего дошкольного возраста Игра «Достань камешек» Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно( глубина не больше 15- 20 см) , и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу. Игра « Теплый – холодный» Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная. Описание. Необходимы игрушки двух видов, по 2- 3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые( например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т. д. ) . Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую- холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой. Игра «Что как плавает» Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов. Описание. Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов( скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др. ) . Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия. Игра «Найди шарик» Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. Описание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Материалы: ширма с тремя круглыми прорезями( для рук и носа) , газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер- сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар. Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Воспитатель предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы, например: «Как звучат эти предметы? », «С помощью чего вы смогли услышать эти звуки? » и т. д. • Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами. • Игра «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? ( Нам помог нос. ) • Игра «Отгадай на вкус» — воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар. • Игра «Отгадай на ощупь» — дети опускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его. • Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было? ( На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств. ) Прозрачная вода Задача: выявить свойства воды( прозрачная, без запаха, льется, имеет вес) . Материалы: две непрозрачные банки( одна заполнена водой) , стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. Описание. В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? ( Переливаем, наливаем воду. ) Что делает водичка? ( Льется. ) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук? • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови»( рассматривание картинок через банку) . Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? • Какая вода? ( Прозрачная. ) Что мы узнали о воде? Вода принимает форму Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую- то форму? » Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? ( Ковшиком через воронку. ) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды. В поисках воздуха. Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он невидимый, и вс е же без него мы жить не можем. ( Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? • Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. • Назовите предметы, кото рые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные ш арики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Воздух работает Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы( парусные суда, воздушные шары и т. д. ) . Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее. Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться. Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком. Каждому камешку свой домик Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности( гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки- схемы, дорожка из камешков. Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков. Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки- схемы( рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. • Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки? Можно ли менять форму камня и глины Задача: выявить свойства глины( влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня( сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части) . Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. Описание. По модели обследования предмета( рис. 4) дед З най предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? ( Сухой, твердый. ) Какая глина? ( Влажная, мягкая, остаются ямки. ) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? ( Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части. ) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня? ( Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меня ет форму, из нее можно лепить. ) Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? ( Глина вязкая, сохраняет форму. ) Какой еще материал похож на глину? Свет повсюду Задачи: показать значение света. О бъяснить, что источники света могут быть природные( солнце, луна, костер) , искусственные — изготовленные людьми( лампа, фонарик, свеча) . Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. Описание. Дед З най предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? ( Солнце. ) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? ( Луна, костер. ) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке »( внутри фонарик) . Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? ( Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее. ) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы н а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. • Игра «Свет бывает разный» — дед З най предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света( от самого яркого) . Свет и тень Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь. Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик? » Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо в се видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает с вою лапу. Что видим на стене? ( Тень. ) Предлагае т то же проделать детям. Почему образуется тень? ( Рука меша ет свету и не дает дойти ему до стены. ) Воспитатель пре длагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Де ти повторяют. Миша дарит детям подарок. • Игра «Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени. • Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой. Замерзшая вода Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, кар тинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? ( В ода превратится в лед. ) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дет и пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. • Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая ча сть льда плавает? ( Верхняя. ) В холодных морях плавают огромные глыбы ль да. Они на зываются айсбергами( по каз картинки) . Над поверхностью видна только верхушка а йсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. В оспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? ( В комнате тепло. ) Во что превратился лед? Из чего состоит лед? • «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками. Тающий лед Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки. Описание. Дед З най предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? К ак сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? ( Примерзла к льдинке. ) • Как можно получить разн оцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки( у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод. Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, ( желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением( по 4—5 шариков на каждого ребенка) , модели — цветные крути и половинки кругов( соответствуют цветам красок) , рабочие листы. Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить? • Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей( круги) . Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с иней — фиолетовый, синю ю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Описание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Ч то видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем нал ожения стекол — одно на другое. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе. Все увидим, все узнаем Задача: познакомить с прибором- помощником — лупой и ее назначением. Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши. Описание. Дети получают «подарок» от деда З ная, рассматривают его. Что это? ( Бусинка, пуговица. ) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед З най предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? ( Увеличивает предметы, их лучше видно. ) Этот прибор- помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? ( При ремонте и изготовлении часов. ) • Детям предлагается само стоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом за рисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу. Песочная страна Задач: , выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь( сыпучий, сухой) . Из чего сосmourn песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? ( С помощью лупы. ) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? • На плотной бумаге кл еевым карандашом детям предлага ется что- либо нарисовать( или обвести готовый рисунок) , а потом на клей насыпат ь песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. В се вместе рассматривают детские рисунки. Где вода? Задачи: выявить, что песок и глина по- разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. Материалы: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой i имной, мерные стаканчики с водой, лупа. Описание. Дед З най предлагает детям наполнить стаканчи- м1 песком и глиной следую щим образом: сначала насыпается сухая глина( половина) , а сверху вторую половину стакана заполняют песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает дед З на й. Что лучше сыпалось? ( Песок. ) Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковые ли горки? ( Горка из песка ровная, из глины неровная. ) Почему горки разные? • Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок? ( Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. ) А из чего состоит глина? ( Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу. ) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают. ( Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины. ) • Почему глина не впитывает воду? ( У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду. ) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя — на песке, на асфальте, на глинистой почве. Почему дорожки в огороде посыпают песком? ( Для впитывания воды. ) Картотека игр по эксперимента льной деятельности для среднего дошкольного возраста Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Материалы: палитра, гуашевые краски: синяя, красная, ( желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением( по 4—5 шариков на каждого ребенка) , фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов( соответствуют цветам красок) , рабочие листы. Описание. Зайчик приносит детям листы с изображениями шариков и просит помочь ему их раскрасить. Узнаем у него, шарики какого цвета ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет голубой, оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? К ак мы их можем изготовить? • Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей( круги) . Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов. Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый, красную с синей — фиолетовый, синюю с белой — голубой. Результаты опыта фиксируются в рабочем листе. Рисование на мокром листе Незабываемые ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол постелите клеёнку. Намочите плотный лист бумаги для акварели( кисточкой или просто окунув в тазик с водой) и положите на клеёнку пригладив губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте, используя другие цвета. Как бы случайно можно провести по рисунку кисточкой с одной водой, без краск и- вода создаст на листе нежные, размытые, светлые полутона. Игры со звуком П очему все звучит? Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон. Описание. •Игра «Что звучит? » — воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? ( З- з- з. ) Как жужжит муха? ( Ж- ж- ж. ) Как гудит шмель? ( У- у- у. ) Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает. Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? ( Дрожит, колеблется. ) Как прекратить звук? ( Остановить колебания линейки рукой. ) Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? К акие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? Игры со светом и тенями Свет повсюду Задачи: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные( солнце, луна, костер) , искусственные — изготовленные людьми( лампа, фонарик, свеча) . Материалы: иллюстрации событий, происходящих в раз¬ное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью. Описание. Дед З най предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? ( Солнце. ) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно? ( Луна, костер. ) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке »( внутри фонарик) . Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? ( Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее. ) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет. •Игра «Свет бывает разный» — дед З най предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить, разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света( от самого яркого) . Тени на стене Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Можно использовать различные предметы и игрушки. Солнечный зайчик Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать … Н у- ка заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой. Кто нагрел предметы? На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т. п. «Кто нагрел всё это? »- спрашивает воспитатель. Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел? ». Эффект радуги Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета- воспроизводим эффект радуги. Материалы: Необходимое условие- ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце. Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга». Игры с воздухом Воздух повсюду Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Материал: , воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. Описание: Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. ( Воздух) Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? •Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. •Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым. Кто играет ленточками? На веранде воспитатель раздаёт детям султанчики. Предлагает послушать: шуршат ли бумажные ленты? Шевелятся ли они? Подчёркивает: ленты не шевелятся, не шуршат. Предлагает: «Поиграем ленточками»( делает различные движения) . Подчёркивает, что это мы играем лентами. Затем предлагает тихо постоять и посмотреть: а теперь играют ленты? После этого предлагает выйти с веранды и тихо постоять, обращает внимание на ленты: кто играет ими? Обращается к детям: «Аня, кто играет твоими лентами? Сережа, ты не играешь своими лентами? А кто ими играет? ». Подводит детей к выводу: это ветер играет ленточками. Игры с камешками К аждому камешку свой домик Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности( гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях. Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки- схемы, дорожка из камешков. Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью( рис. 2) : надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков. •Игра с камешками «Выложи картинку» — зайчик раздает детям картинки- схемы( рис. 3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию. •Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки? Из чего птицы строят гнезда? Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов. Игры со льдом и водой Животворное свойство воды Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому. Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Вывод: Вода дает жизнь живому. Текучесть воды. Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2- 3 предмета, выполненные из твердого материала( кубик, линейка, деревянная ложка и др. ) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды? ». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие( чашка, блюдце, пузырек и т. д. ) . Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. Таянье льда в воде Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина- тем медленнее она тает, и наоборот. Можно ли пить талую воду Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег( определить по мусору на дне) . Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным. Способность воды отражать окружающие предм еты Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы. Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала. Прозрачность воды. Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная» Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов( камешки, пуговицы, бусины, монетки) . Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе( стакан, стекло в окне, аквариум) . Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная( пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны) . Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной? » Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная. Круговорот воды в природе Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку. Тает льдинка Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! ». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду( её можно подкрасить) , опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по- разному тает лёд в воде разной температуры. Ледяные фигуры Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из- под конфет т. д. , чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры( лучше на однородном цветном фоне) . Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик. Замерзшая вода Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? ( Вода превратится в лед. ) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом. •Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? ( Верхняя. ) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами( показ картинки) . Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? ( В комнате тепло. ) Во что превратился лед? Из чего состоит лед? • «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками. Вода принимает форму Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую- то форму? » Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? ( Ковшиком через воронку. ) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды Картотека игр по экспериментальной деятель ности для старшего дошкольного возраста" Подводная лодка" . Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не" выдохнется" . По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться- мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает. " Подводная лодка" . Подводная лодка из яйца Возьмите 3 банки: две пол- литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли( 2 столовые ложки на 0, 5 л воды) . Опустите туда второе яйцо- оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду- того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. Как достать монету из воды, не замочив рук? Как выйти сухим из воды? Положите монету на дно тарелки и залейте ее водой. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять. Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол- литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук. Цветы лотоса Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Естественная лупа Если вам понадобилось разглядеть какое- либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трехлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а, наоборот, продавите ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжите пленку веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Водяной подсвечник Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем( если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью. Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот- вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой. Как добыть воду для питья? Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг нее положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой пленкой и засыпьте ее края землей, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре пленки положите камешек и слегка придавите пленку над пустой емкостью. Приспособление для сбора воды готово. Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с пленки, чтобы она не попала в контейнер( миску) , и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребенку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Теплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной пленке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу емкость; помните, вы ведь слегка продавили пленку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далекие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие. Чудесные спички Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна" толстеют" , и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться. Умывальников начальник. Сделать умывальник- это просто Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребенка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребенком простой умывальник. Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на ее боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздем отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку. Слегка отвинчивая ее, вы получите струйку воды, завинчивая- вы" закроете кран" своего умывальника. Куда делись чернила? Превращения В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно- голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно. Делаем облако Налейте в трехлитровую банку горячей воды( примерно 2, 5 см. ) . Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Рукам своим не верю Приготовьте три миски с водой: одну- с холодной, другую- с комнатной, третью- с горячей. Попросите ребенка опустить одну руку в миску с холодной водой, вторую- с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам? Всасывание воды Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом. Своды и тоннели Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в нее карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш- и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из- под толстого слоя целыми и невредимыми. Всем поровну Возьмите обычную вешалку- плечики, два одинаковых контейнера( это могут быть также большие или средние одноразовые стаканчики и даже алюминиевые банки из- под напитков, правда, у банок надо обрезать верхнюю часть) . В верхней части емкости сбоку, напротив друг друга, сделайте два отверстия, вставьте в них любую веревку и прикрепите к вешалке, которую повесьте, например, на спинку стула. Уравновесьте контейнеры. А теперь в такие импровизированные весы насыпьте или ягоды, или конфеты, или печенье, и тогда дети не будут спорить, кому досталось вкусностей больше. " Паинька и ванька- встанька" . Послушное и непослушное яйцо Сначала попробуйте поставить целое сырое яйцо на тупой или острый конец. Потом приступайте к эксперименту. Проткните в концах яйца две дырочки величиной со спичечную головку и выдуйте содержимое. Внутренность тщательно промойте. Дайте скорлупе хорошо просохнуть изнутри в течение одного- двух дней. После этого залепите дырочку гипсом, клеем с мелом или с белилами так, чтобы она стала незаметной. Насыпьте в скорлупу чистого и сухого песка примерно на одну четверть. Залепите вторую дырочку тем же способом, как и первую. Послушное яйцо готово. Теперь для того, чтобы поставить его в любое положение, достаточно слегка встряхнуть яйцо, держа его в том положении, которое оно должно будет занять. Песчинки переместятся, и поставленное яйцо будет сохранять равновесие. Чтобы сделать" ваньку- встаньку" ( неваляшку) , нужно вместо песка набросать в яйцо 30- 40 штук самых мелких дробинок и кусочки стеарина от свечи. Потом поставить яйцо на один конец и подогреть. Стеарин растопится, а когда застынет, слепит дробинки между собой и приклеит их к скорлупе. Замаскируйте дырочки в скорлупе. Неваляшку невозможно будет уложить. Послушное же яйцо будет стоять и на столе, и на краю стакана, и на ручке ножа. Если ваш ребенок захочет, пусть разрисует оба яйца или приклеит им смешные рожицы. Вареное или сырое? Если на столе лежат два яйца, одно из которых сырое, а другое вареное, как можно это определить? Конечно, каждая хозяйка сделает это с легкостью, но покажите этот опыт ребенку- ему будет интересно. Конечно, он вряд ли свяжет это явление с центром тяжести. Объясните ему, что в вареном яйце центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутренняя жидкая масса является как бы тормозом, поэтому сырое яйцо крутиться не может. " Стой, руки вверх! " Возьмите небольшую пластмассовую баночку из- под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой( незавинчивающейся) . Поставьте ее на стол, перевернув" вверх ногами" , и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся" грохот" и бутылочку подбросит вверх. " Волшебные зеркала" или 1? 3? 5? Поставьте два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положите одно яблоко. Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться. Другими словами, чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов. Спросите у своего ребенка, можно ли из одного яблока сделать 3, 5, 7, не используя режущие предметы. Что он вам ответит? А теперь поставьте вышеописанный опыт. Как оттереть зеленую от травы коленку? Возьмите свежие листья любого зеленого растения, положите их обязательно в тонкостенный стакан и залейте небольшим количеством водки. Поставьте стакан в кастрюлю с горячей водой( на водяную баню) , но не прямо на дно, а на какой- нибудь деревянный кружок. Когда вода в кастрюльке остынет, пинцетом достаньте из стакана листики. Они обесцветятся, а водка станет изумрудно- зеленой, так как из листьев выделился хлорофилл, зеленый краситель растений. Он помогает растениям" питаться" солнечной энергией. Этот опыт будет полезен в жизни. Например, если ребенок нечаянно запачкал колени или руки травой, то оттереть их можно спиртом или одеколоном. Куда делся запах? Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте ее плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета или запаха называют адсорбцией. Что такое упругость? Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую- такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты. Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, - может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый? Предложите своему ребенку быть мячиком. Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик. Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий. А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: " Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий" . Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий. Понятие об электрических зарядах Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное- к ребенку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Танцующая фольга Нарежьте алюминиевую фольгу( блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут" танцевать" . Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. Вися на голове, или Можно ли висеть на голове? Сделайте легкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострите, а в верхний воткните портновскую булавку( с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка. Пустите волчок" танцевать" на столе, а сверху поднесите к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но, интересно, он не остановится, а будет вращаться, " вися на голове" . Секретное письмо Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги( лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. Потомки Шерлока Холмса, или П о следам Шерлока Холмса Смешайте сажу из печки с тальком. Пусть ребенок подышит на какой- нибудь палец и прижмет его к листу белой бумаги. Присыпьте это место приготовленной черной смесью. Потрясите лист бумаги, чтобы смесь хорошо покрыла тот участок, к которому был приложен палец. Остатки порошка ссыпьте обратно в баночку. На листе останется явный отпечаток пальца. Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым. Вдвоем веселее Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика, а на другой стороне- фигурку девочки, которая должна быть расположена по отношению к мальчику вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями. А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом. Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон? Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги- на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь- то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлосон? Необычное рисование Дайте ребенку кусочек чистой светлой однотонной ткани( белой, голубой, розовой, светло- зеленой) . Нарвите лепестков от разных цветов: желтых, оранжевых, красных, синих, голубых, а также зеленых листьев разного оттенка. Только помните, что некоторые растения ядовиты, например аконит. Набросайте эту смесь на ткань, положенную на разделочную доску. Вы можете как непроизвольно насыпать лепестки и листья, так и выстраивать задуманную композицию. Накройте ее полиэтиленовой пленкой, закрепите по бокам кнопками и раскатайте все это скалкой либо постучите по ткани молотком. Стряхните использованные" краски" , натяните ткань на тонкую фанерку и вставьте в рамку. Шедевр юного дарования готов! Получился прекрасный подарок маме и бабушке. Тонет, не тонет. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. ( Выталкивает более легкие предметы) Цветы лотоса Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. ( Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются) Чудесные спички. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, ( волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) Капля шар. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки( пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) . Можно ли склеить бумагу водой? Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы- не двигаются( Вода обладает склеивающим действием) . Чем пахнет вода. Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах( Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены) . Есть ли у воды вкус? Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. ( Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) Куда делись чернила? Превращение. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. ( Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) Картотека игр по экспериментальной деятельности для старшего дошкольного возраста( подготовительная группа) «Как достать скрепку из воды не намочив рук» Цель:  Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде. Материал:  Тазик с водой железные предметы. Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в тазик с водой( такой тазик с плавающими в нем игрушками «случайно» оказывается неподалеку от стола, за которым дети экспериментируют с магнитами) . Возникает вопрос как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже. Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.   «Магнитный театр» Цель:  Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности( распределение обязанностей) . Развивать эмоционально- чувственный опыт, речь детей в процессе игр- драматизаций. Материал:  Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами( бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей) . Детям предлагается в качестве сюрприза к дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты( гном Волшебник очень ими увлечен) . «Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита. В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие- либо легкие стальные предметы( скрепки, кружочки и т. д. ) , то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью( магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны) . После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене- экране и делают «актеров»- бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали( они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети) . При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»: Рисуют и вырезают; Делают аппликацию; Изготовляют способом оригами и др. Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО- МАГНИТ».   «Поймай рыбку» Цель:  Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием. Расширять преобразовательно- созидательный опыт детей в процессе конструирования игр( их рисования, раскрашивания, вырезания) . Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределение обязанностей между ее участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения. Материал:   Настольная игра «поймай рыбку»; книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр; материалы и инструменты, необходимые для изготовления игры «Поймай рыбку» и других «магнитных» игр( в количестве, достаточном для того, чтобы в изготовлении таких игр принял участие каждый ребенок) . Предложите детям рассмотреть настольно- печатную игру «Поймай рыбку», рассказать, как в нее играть, каковы правила и объяснить, почему рыбки «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» бумажную рыбку удочкой – магнитом. Предложите детям самим сделать такую игру. Обсудите, что нужно для ее изготовления – какие материалы и инструменты, как организовать работу( в каком порядке ее выполнять, как распределить обязанности между «изготовителями») . В ходе работы детей обратите их внимание на то, что все они – «изготовители»- зависят друг от друга: пока каждый из них не закончит свою часть работы, игру сделать не удается. После того, как игра готова, предложите детям поиграть в нее.   «Сила магнитов» Цель:  Познакомить со способом сравнения силы магнита. Материал:  Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки. Предложите детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины( это может быть спор, в котором участвуют сказочные персонажи, хорошо знакомые детям) . Рассмотрите каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами, необходимыми для этого, а педагог( или гном Узнайка) вместе с другими помогает вербализовать ее. В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов: 1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет( скрепку) , на большем расстоянии( сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка) ; 2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок( сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов) , или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту. Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений: 1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой; 2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой( или более густую «бороду» железных опилок) . Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ. Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса. Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита. Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы( например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т. д. ) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.   «От чего зависит сила магнита? » Цель:  Развивать логико- математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы. Материал:  Большая консервная банка, маленький кусок стали. Гном путаник предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали. Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали. Проверить эти предложения можно экспериментально: попробовать натереть оба предмета одинаково, а затем определить, какой из них сильнее( о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса) . Но для такой экспериментальной проверки надо решить ряд проблем. Для того, чтобы одинаково натереть оба будущих магнита, можно: натирать оба куска стали с помощью одинакового количества движений( двое детей натирают, а две команды считают количество движений, сделанных каждым из них) ; натирать их одинаковое время и делать это в одинаковом темпе( в этом случае для фиксации времени натирания можно использовать песочные часы или секундомер, или же просто начать и закончить это действие двум детям одновременно – по хлопку; для соблюдения одного темпа в этом случае можно использовать равномерный счет) . В результате проделанных экспериментов дети приходят к выводу, что более сильный магнит получается из стальных предметов( например, из стальной иголки) . Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.   «Сделать магнит помогает электричество» Цель:  Познакомить детей со способом изготовления магнита с помощью электрического тока. Материал:  Батарейка от карманного фонарика и катушка из- под ниток, на которую равномерно наматывают медную изолированную проволоку толщиной 0, 3 мм. Будущий магнит( стальной стержень, иголки и т. д. ) вставляют внутрь катушки( в качестве сердечника) . Размер будущего магнита должен быть таким, чтобы его концы несколько выдавались из катушки. Присоединив концы проволоки, намотанной на катушку, к батарейке от карманного фонаря и пустив тем самым электрический ток по проводу катушки, мы намагнитим стальные предметы, находящиеся внутри катушки( иголки следует вставлять внутрь катушки, подобрав их «ушками» в одну сторону, остриями – в другую) . В этом случае магнит, как правило, получается более сильным, чем при изготовлении его натиранием стальной полоски.   «Какой магнит сильнее? » Цель:  Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами. Материал:  Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы. Предложите детям сравнить свойства трех магнитов( используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы) : магнита, получившегося в результате этого опыта; магнита, сделанного натиранием стальной полоски; магнита, изготовленного фабричным способом.   «Магнитная стрелка» Цель:  Познакомить со свойствами магнитной стрелки. Материал:  Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой. Покажите детям магнитную стрелку( на подставке) , дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит. Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку( убедившись, что она может на ней свободно вращаться) . После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях( или – с магнитами, плавающими в мисках с водой) , и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где- юг. Обратите внимание.  Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой( или ниток) . Затем – положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты.   «Компас» Цель:  Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Материал:  Компас. 1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его( как это сделать, показывает взрослый) , наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг( на этот раз – с помощью компаса) . Игра «Команды». Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т. д. Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»смотрел » на букву С, т. е. – на север. Тогда стрелочка( или спичка) , которая( мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток»( действия с картонной стрелочкой или спичкой) . Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.   «Когда магнит вреден» Цель:  Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее. Материал:  Компас, магнит. Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение? Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом. Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка- магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей. Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно. Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются»( поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас) . Расскажите детям( можно это сделать от имени Узнайки) о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из- за этого показания таких приборов становятся неверными. Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться. Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется. Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. п осле того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться. Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его. Пусть дети вспомнят и расскажут Узнайке о том, как «защититься» от магнита( с помощью стального экрана, магнитного якоря.   «Земля – магнит» Цель:  Выявить действия магнитных сил Земли. Материал:  Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло. Проведение опыта.   Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит( она притянется, так как металлическая) . Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан( иголка возвращается в исходное положение) . Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.   «Полярное сияние» Цель:  Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. Материал:  Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги. Проведение опыта.  Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит( опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита) . Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару( кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля) .   «Необычная картина» Цель:  Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины. Материал:  Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла. Проведение опыта.  Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.   «Магнит рисует Млечный путь» Цель:  познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Материал:  магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба. Проведение опыта.  Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь.   На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.

Оставить комментарий: