Профилактика правонарушений
Документы для скачивания
«Права и обязанности родителей» Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А. Макаренко С емья- важнейшая ячейка общества, а родители в первую очередь обязаны воспитывать своих детей, заботиться не только об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, но и становлении ребенка как полноправного члена этого общества. П еред социальным педагогом социально- реаб илитационного центра стоит задача формирования правового сознания родителей, устойчивой потребности соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда как необходимых условий для гуманного и справедливого воспитания ребенка. Самое ценное, что у нас есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать его духовному, нравственному и физическому развитию в соответствии с общепринятыми стандартами и особенностями личности ребенка. Родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Однако, они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей. При этом родители несут основную ответственность( нравственную и правовую) за воспитание и развитие своих детей. Для положительного воспитательного воздействия на ребенка родители имеют ПРАВА, которые гарантированы и закреплены в международных, федеральных и региональных законодательных документах: Дек ларации прав ребенка Кон венции по правам ребенка Конституции РФ Семейном Кодексе Гражданском Кодексе Уголовном Кодексе Законе от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ РФ « Об образовании в Российской Федерации » и так далее. На основании этих документов можно говорить о решающей роли родителя в воспитании, ведь главным образом, через семью наследуются детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее непреходящее значение, ибо «добрая семья прибавит разума- ума», а «родительское слово мимо не молвится», - гласит народная мудрость. Родители имеют равные права и обязаны заботиться о своих детях. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей; обеспечить получение детьми среднего общего образования; выступать в защиту прав и интересов своих детей. Родители имеют право: на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; на преимущественное воспитание своих детей перед всеми другими лицами; на защиту прав, интересов своих детей без специальных полномочий; требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения; на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем; на получение информации о своих несовершеннолетних детях из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. ; выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования; выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление; право управлять имуществом ребенка и др. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке: Административную, согласно ст. 5. 35 Кодекса РФ об административных правонарушениях – за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; Гражданско- правовую, согласно ст. ст. 69, 73, 77 Семейного Кодекса РФ – в виде ограничения, лишения родительских прав и отобрания ребенка. Лишение родительских прав и ограничение родительских прав производится только в судебном порядке. Уголовную, согласно ст. ст. 156 Уголовного Кодекса РФ – за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 157 Уголовного Кодекса РФ – за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. За совершение преступлений, наносящих вред жизни или здоровью, посягание на половую неприкосновенность ребенка родители несут уголовную ответственность на общих основаниях. Права, обязанности и ответственность за воспитание и образование детей опираются на нравственность, на стремление к добру, правде, справедливости, человечности. Поэтому воспитывать детей надо с помощью методов, не унижающих человеческое достоинство детей, ибо «воспитание – великое дело; им решается участь человека», - совершенно справедливо отмечал великий русский писатель В. Г. Белинский. Известный психолог Алан Фромм писал: «основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать не школа, а родители».
Консультация для родителей «Создание благоприятной обстановки в с е мье для развития ребенка» Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. Оскар Уайльд Развитие ребенка, становление его как личности, а также успешная адаптация в окружающей жизни тесно связано с его эмоциональным благополучием. Многие черты характера, привычки, от которых зависит дальнейшее поведение ребенка, формируются в детстве. Огромную роль в этом играет окружающая его обстановка, которую создают семья и детский сад. Именно мы, помогаем ему обр е сти веру в себя, быть успешным, справляться с жизненными проблемами и смело идти по жизни. Вот несколько утверждений Монтессори, которые влияют на фо р мир о вание отношения ребенка к окружающим, его жизненной позиции: Если ребенка постоянно критикуют- Он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде- Он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают- Он становится замкнутым. Если ребенок живет в упреках- Он учится жить с чувством вины. Если ребенка подбадривают- Он учится верить в себя. Если ребенка хвалят- Он учится быть благородным. Если ребенок живет в честности- Он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности- Он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают- Он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии- Он учится находить любовь в этом мире. Я, надеюсь, что эти утверждения помогут вам по- другому взглянуть на вопр о сы взаимоотношения с детьми и их воспитание, и пойдут на пользу вам и вашим детям. Но для этого необходимо создать в вашем доме, семье благоприятную о б становку, в которой ребенок сможет чувствовать себя комфортно, доверительно общаться и развиваться. Прежде всего, не игнорируйте ребенка. Это встречается довольно часто: многие родители заваливают детей игрушками, они сыты, одеты, присмотрены, но у них нет времени для детей. Родители работают, заняты домашними д е лами, увлечены собственными заботами, и не замечают просьб ребёнка об общении, совместных играх, в лучшем случае отсылают его к телевизору. Поэтому больше общайтесь с ним, терпеливо, с интересом слушайте расск а зы ребёнка о событиях в его жизни. Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей ср е дой. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных н е удач. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, это будет развивать в нем неуверенность в себе. Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, иначе дети перест а нут верить вам. Старайтесь проявлять свою любовь к детям. Это как раз то, в чем они больше всего нуждаются. Детям дошкольного возраста необходимо постоянное подкре п ление и уверенность в любви со стороны родителей. К сожалению, не все родители понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. И не надо бояться, что поцелуи и другие пр о явления любви могут быть чрезмерными и сделают ребенка избалованным. Помните: многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! А ребёнок должен чувствовать, что он любим. Создайте в семье атмосферу любви и уважения! Желаю вам, успеха.