a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Опубликовано: 2016-07-20 13:27:43

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильного и нужного для произношения положения речевых органов, тренировка умения координировать, изменять и объединять отдельные простые движения в сложные, в зависимости от особенностей произнесения конкретного звука. Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, направленные на развитие артикуляционных, мимических, глотательных, жевательных и других мышц, участвующих в процессе речи, на совершенствовании силы, подвижности и координации движений речевых органов( губ, мягкого неба, нижней челюсти и особенно языка) . Упражнения рекомендуется проводить на начальном этапе занятий с ребенком для развития и совершенствования основных движений органов речи. Проводить занятия необходимо ежедневно, первое время даже несколько раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Важно не количество упражнений, а их грамотный подбор для каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Выполнять упражнения лучше перед зеркалом, чтобы у малыша была возможность наблюдать за своим лицом и лицом взрослого, за происходящими изменениями. Позже, когда ребенок научится чувствовать движения речевых органов, зеркало можно будет убрать и добиваться правильного выполнения упражнений с помощью наводящих вопросов 6 где находится его язык, губы, что он( они) делают и т. д. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они способствовали закреплению правильного произношения звуков, вызывающих определенные трудности у данного ребенка. Проводить артикуляционную гимнастику нужно эмоционально, используя при показе движений сравнения, картинки, яркие игрушки, сказочных персонажей, детские стихотворения и т. д. Главная задача взрослого – вызвать у малыша интерес к упражнениям, стремление тренироваться в их выполнении, настойчиво добиваться правильности и точности артикуляционных движений. Используются два вида артикуляционных упражнений: статические и динамические, с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание определенного положения, динамические- требуют ритмического повторения( примерно 6 раз) движений, координации, хорошей переключаемости. Упражнения выполняются в определенной последовательности: от простых, доступных ребенку, к более сложным, требующим определенных усилий с его стороны. Желательно, особенно на начальном этапе, выполнять упражнения несколько раз в день. В ходе выполнения упражнений, особенно требующих подъема языка, можно помочь ребенку механически: для этого использовать шпатель, ручку чайной ложки или зубной щетки или любой другой чистый предмет с округлым краем, помогая ребенку прогнуть язык посередине, передвинуть его в нужную сторону, поднять вверх и т. д. Статические артикуляционные упражнения «Лопаточка»- широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10- 15 секунд. «Чашечка»- рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10- 15 секунд. «Иголочка»- рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд. «Горка»- рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд. «Трубочка»- высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 5- 7 раз. Динамические артикуляционные упражнения «Часики»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 5- 7 раз. «Качели»- высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 5- 7 раз. «Вкусное варенье»- высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 5- 7 раз. «Змейка»- рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 5- 7 раз. «Маляр»- рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба( вперед- назад) и от правых коренных зубов к левым( влево- вправо, поводить в течение 5- 10 секунд. «Лошадка»- прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 5- 7 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка. «Грибок»- прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5- 10 секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз. «Фокус»- научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку. «Орешек»- рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх- вниз одновременно с упором в щеку.

Оставить комментарий: