21.07.2016. Шаповалова Н.А. Развитие мышц артикуляционно-речевого аппарата (логопедические упражнения)
Документы для скачивания
Развитие мышц артикуляционно- речевого аппарата( логопедические упражнения) Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания. Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает( распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п. ) , зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Следующим важным моментом в развитии речи является развитый фонематический слух, т. е. умение отличать речевые звуки( фонемы) от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал- мял, рак- лак. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение. 1. " Рожицы" . Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочкой, широко открывает рот и т. д. 2. Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть. 3. Облизывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту. 4. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д. 5. Повтори. Повторение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков. Упражнение включает стихи и скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые все звуки выговаривают правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки. Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить этот же текст, постепенно ускоряя темп. Скороговорки для занятий: Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар- р- р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар- р- р! Карниз, карамель, карапуз. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. Шел Егор через двор С топором чинить забор. Как у нас семья большая Да веселая: Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются, Две Дашки у кашки Питаются, Две Ульки в люльке, Одна Маша не наша, Да и та хороша. Братья сеяли пшеницу, Да возили в град- столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Вот телеграмма от гиппопотама. Из- за леса, из- за гор Едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. По вторникам над мостовой Летал воздушный шар пустой. У храпуна- хоромы дома. Храпит храпун в своих хоромах. В океане плыл диван. А на нем лежал Иван. Так приятно в океане Плавать, Лежа на диване. Вероника, Вероника, Вареников навари- ка. Варе и Валерику- по паре вареников. А Толе и Боре И того поболе! Дорог Алику рогалик, Алле дал рогалик Алик, Галя Алика ругала- А рогалик ела Алла. Дали Маше сыворотку из- под простокваши. Сшит колпак, связан колпак, Да не по- колпаковски. 6. Жираф и мышонок. Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки- вдох( " У жирафа рост большой. . . " ) . Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш- ш- ш( " . . . У мышонка- маленький" ) . Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка- маленький. ( Повторить 6- 8 раз. ) 7. Игра" Лиса- Патрикеевна" . Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около- ротовой мускулатуры в покое. Материал: доска( " мостик" ) или широкая лента, маленькие сушки или печенье. Ход игры: " Мостик" - доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье. 8. Игра" Веселый попугайчик" . Цель: развитие звуко- фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ход игры: Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: " Ты- веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен" . Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги: а) одинаковые- ра- ра- ра; б) со сменой темпа( медленно- быстро) - ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра- ра; ра- ра- ра- ра; в) с наращиванием ряда- па- па- па- па- па- па- па- па- па- па- па- па- па- па- па. Необходимо следить за достижением координации голоса и движений. 9. Игра" Водичка" . Цель: развитие речевого дыхания( произнесение звука на одном выдохе, протяжно) , формирование правильного произношения звука С. Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как" поет" текущая из крана вода( с- с- с) . Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3- 4 раза и в заключение игры предлагает ему" спеть" песенку водички. Ребенок поет" длинную песенку" , т. е. произносит звук С протяжно. 10. Игра" Капитаны" . Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П( п- п- п) на одном выдохе; активизация мышц губ. Материал: таз с водой и бумажные кораблики. Ход игры: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения зву- ка Ф. Можно дуть просто- вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном" ветре" двигается плавно и уверенно плывет к цели. " Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует неровно: п- п- п. Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал щеки; звук П произносил на одном выдохе 2- 3 раза и тоже не надувал при этом щеки. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют: Ветер, ветерок, Натяни парусок! Кораблик гони до Волги- реки! 11. Игра" Отбойный молоток" . Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно- лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: " Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго- долго произносить звук Д- Д- Д- Д- Д. Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3- 4- х минут. 12. Игра" Часики" . Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно- лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ход игры: Ведущий говорит: " У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная- побыстрее, а секундная- бежит очень быстро. Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот" . Дети делают упражнения по команде: " Как часовая стрелка- медленнее; как минутная- быстрее; как секундная- еще быстрее" . Ведущему необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.