a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Как рождается интеллект.

Опубликовано: 2016-07-21 21:11:38

Документы для скачивания

Консультация для родителей на тему: «Как рождается интел л ект? » М ы  все  заинтересованы  в  том,  чтобы  наши  дети  выраста ли  умными,   внимательными и  сообразительными. Головной  мозг   —  высший орган,  которая управляет всей его работой.   Но  самое  главное  —  то,   что он  о беспечивает  функции,   характер ные  только  для  человека:   мышление,  речь,   способность  к  чтению,   письму,  творчеству.   Формирование  мозгового вещества  начинается  с  первых  дней береме нности.  Уже на самых ранних эта пах  внутриутробного  развития  ребенка клетки  мозга делятся на два основных класса: «интеллектуальные» и «хозяйственные». Клетк и- «интеллектуалы» после рождения не размножаются. Они накапливают всю информацию,   поступающую  в  мозг  в  течение жизни, и хранят ее в упако ванном виде в течение всего времени своего  существования. В отличие от нейронов «хо зяйственные» клетки могут дели ться. В  построении  интеллектуальной систе мы  можно  выделить  две  фазы: —  создание  материальной  базы; —  формирование и развитие функ ций  интеллекта. Эти  фазы  четко  разнесены  по времени.   Внутриутробно  происходит конст руирование  биологического  ком пьютера  —  головного  мозга,   а  после рождения —  установление  и  отработка связей между его «деталями». От чего зависит уровень интеллекта?   В  1994  году  Чарльз  Мюррей   и  Ричард  Хернштейн  , п ро ведя исследование интеллекта большого количества молодых людей,   стали утвержд ать,   что  умственные  способно сти  в  основном  наследуются  и  только на  30—40 %   связаны  с  воздействием факторов внешней среды.  Современные исследователи  сходятся  на  том,   что генетический  компонент  интеллекта составляет  не  более  40 % ,   и  при  этом не  найдено  ни  «гена  интеллекта»,   ни даже  «гена  памяти».   По- видимому,   поведение  такого  высокого  уровня,  как  интеллект,   является  следствием реализации  генетических  предпосылок развития  в  конкретных ( благоприятных или  неблагоприятных)   условиях  среды.  Для  нас  важно  то,   что  мы  можем  ис пользовать  факторы  среды  для  того,  чтобы значительно ( до 60 % ! )  повысить IQ  ребенка. Что  же  относится  к  наиболее  действенным инструментам развития интеллекта ребенка?   Первая и наиглавнейшая задача — помочь ребенку сформировать нервны е клетки высокого качества и за щитить их от повреждения.  Что для этого нужно?   Достаточный  и  качественный строитель ный  материал,   т.   е.   специфи ческие  пищевые  вещества  и  энергия. Однако  даже  при  очень  хорошо соб ранном  биологическом  компьюте ре  пользоваться  им  непосредственно после  рождения  ребенок  не  может.   Е сть  такое  понятие,   как  « ней роны,  ожидающие опыта ».  У ребен ка,   который  испытывает  ограниченное количество ощущений,  многие нейроны,  ожидающие  опыта,   просто  отомрут  за ненадобностью.   Наверстать  упущенное  в  более  старшем  возрасте  не  удастся.  Фундаментальные связи в мозгу должны быть  установлены  в  раннем  детстве. В озникновение новых связей проис ходит  в  разных  частях  мозга  неравномерно.     Очередность этих процессов физиологически актуальна  и зависит от того,   в  каком  навыке  в  данную  минуту острее  всего  нуждается  ребенок.   Са мые  п римитивные  функции  мозга,   от вечающие  за  дыхание,   работу  сердца,  рефлексы,   включаются  сразу  же  после рождения  ребенка.   В  более  сложных райо нах коры головного мозга нейрон ные  сети  пребывают  в  недоразвитом  состоянии.  В 2 месяца связи образуются в  областях,   заведующих  моторикой,   и ребенок  начинает  осваивать  цел ена правленные  движения.   К  3- м  месяцам завершается  формирование  связей  мозга,   отвечающих  за  способность  фокусировать глаза  на  предмете.   В  8—9  месяцев начинает  активно  функционировать гиппокамп, отвечающий за кратковременную память  .   С  этого  мо мента  возникает  ясное  воспоминание о  том,   как  сделать,   чтобы  погремушка загремела.   После  6  месяцев  связи  в лобных  долях  мозга,   отвечающих  за логическое  мышление  и  предвидение,  развиваются столь стремительно,  что на это  требуется  вдвое  больше  энергии,  чем  у  взрослого.   Поскольку  нейронные сети  в  разных  областях  мозга  форми руются  в  разное  время,   то  и  возраст,  в  котором  ребенку  тот  или  иной  навык дается  легче  всего,   будет  разным. Та кие зрелые способности,  как мыш ление,  творчество,  чувства,  развиваются после  3- х  лет,   но  они  используют  базу,  сформированную  к  этому  возрасту.  По  ме ре  того  как  развиваются  свя зи,   возрастают  возможности  мозга.  Период,   когда  связи  между  клетками форм ируются  наиболее  активно,   со ответствует  первым  3- м  годам  жизни. Это  совершенно  уникальный  период.  Такой скорости впитывания информации в  структуры  головного  мозга   не  будет ни  в  каком   другом  возрасте  человека. Р аннее развитие предполагает вве дение  нового  опыта  во время. Многие навыки  невозможно  приобрести,   если  их не усвоил в детстве.   Ребенку  нужно  уделять  очень  много внимания  и  пользоваться  при  этом  его природным  любопытством.   Дети  учатся непрерывно и неустанно.   Нет  ничего  лучше,  чем  постоянный  разговор  с  ребенком. Информация,   воспринимаемая  в  эмоциональном аспекте, действует сильнее.  Для  того  чтобы  приобретаемые  знания и  навыки  сохранялись  долго,   занятия  с ребенком  должны  быть  не  только  регу лярным и,   но  и  приносящими  удоволь ствие.   Другой  путь  к  подключению  связей мозг а лежит через врожденную способ ность ребенка улавливать гармонию. Важнейший  стимул  развития  интеллекта   —  импульсы,   идущие  от  рабо тающих  мышц.   Для  развития  речевых областей  особенно  велико  влияние импульсов,   поступающих  от  пальцев рук.   Вы полнение  упражнений  и  ритмич еских  движений   пальцами  приводит  к возбуждению  речевых  центров  голов ного  мозга  и  усилению  согласованной деятельности  речевых  зон.   Пальцевую гимнас тику  можно  начать  с  6—7  ме сяцев  и  продолжать  в  дошкольном  и школьном  возрасте.   Важно,   чтобы  в движение вовлекалось больше пальцев и  движения  были  как  можно  более энергичными.  Кроме пальцев,  большое развивающее  значение  для  интеллекта имеют  язык  и  губы.   Первый  год  жизни,  возможно,  единственный период,  когда кривляться,   разговаривая  с  ребенком,  полезно.   Полезно  также  проговаривать слова вместе с ребенком и просить его и здавать  подражательные  звуки. Сколько  информации  должен  по глощат ь ребенок?   Лишение  или  огра ничение  возможности  воспр инимать внешние  раздражители  ведет  к  нарушению психи ческой  деятельности.   При  от сутствии  и нформации  интеллектуальная  со ставл яющая  стремится  к  нулю.   Уве личение  поступления  информац ии  и ее   обработка  приводят  к  повышению быстр одействия  интеллектуальной  си стемы.   Но  ее  избыток  может  быть вреден.   Ос обенная  роль  в  активном  фор мировании  интеллекта  принадлежит адеква тному  по  длительности  и  каче ству  сну.   Предполагают,   что именно  во  время  быстрого  сна  про исходит  восстановление  тканей  мозга после  их  повреждения. С тресс  способен  не  только  за тормозить  развитие  интеллекта,   но  и привести  к  необратимым  нарушениям мозговой  ткани.   В результате стресса может происходить уменьшение  объема  важнейшей  части системы  головного  мозга,   отвечающей за  долговременную  память. Таким  образом,   выявленные  наукой связ и между фундаментальными процес сами формирования мозга и внешними влияниями на развивающийся организм откры вают реальные возможности управ ления  интеллектом  ребенка.   Внутри утробно наиболее управляемой является материальная  структура  интеллекта,   в первые   3  года  жизни  —  его  функции.  Инструменты вмешательства в интеллект не  пре дставляются  сколько- нибудь  но ваторскими.  Это грамотная организация питания  беременной,   кормящ ей  жен щины,   а  после  рождения  —  и  самого ребенка,   адекватность,   достаточность и  повторяемость  внешних  стимулов,  использование механизмов мышечного движ ения,  положительных эмоций,  обе спечение  полноценного  сна.   Подготовила: воспитатель Кузанкина Г. В.

Оставить комментарий: