Как рождается интеллект.
Документы для скачивания
Консультация для родителей на тему: «Как рождается интел л ект? » М ы все заинтересованы в том, чтобы наши дети выраста ли умными, внимательными и сообразительными. Головной мозг — высший орган, которая управляет всей его работой. Но самое главное — то, что он о беспечивает функции, характер ные только для человека: мышление, речь, способность к чтению, письму, творчеству. Формирование мозгового вещества начинается с первых дней береме нности. Уже на самых ранних эта пах внутриутробного развития ребенка клетки мозга делятся на два основных класса: «интеллектуальные» и «хозяйственные». Клетк и- «интеллектуалы» после рождения не размножаются. Они накапливают всю информацию, поступающую в мозг в течение жизни, и хранят ее в упако ванном виде в течение всего времени своего существования. В отличие от нейронов «хо зяйственные» клетки могут дели ться. В построении интеллектуальной систе мы можно выделить две фазы: — создание материальной базы; — формирование и развитие функ ций интеллекта. Эти фазы четко разнесены по времени. Внутриутробно происходит конст руирование биологического ком пьютера — головного мозга, а после рождения — установление и отработка связей между его «деталями». От чего зависит уровень интеллекта? В 1994 году Чарльз Мюррей и Ричард Хернштейн , п ро ведя исследование интеллекта большого количества молодых людей, стали утвержд ать, что умственные способно сти в основном наследуются и только на 30—40 % связаны с воздействием факторов внешней среды. Современные исследователи сходятся на том, что генетический компонент интеллекта составляет не более 40 % , и при этом не найдено ни «гена интеллекта», ни даже «гена памяти». По- видимому, поведение такого высокого уровня, как интеллект, является следствием реализации генетических предпосылок развития в конкретных ( благоприятных или неблагоприятных) условиях среды. Для нас важно то, что мы можем ис пользовать факторы среды для того, чтобы значительно ( до 60 % ! ) повысить IQ ребенка. Что же относится к наиболее действенным инструментам развития интеллекта ребенка? Первая и наиглавнейшая задача — помочь ребенку сформировать нервны е клетки высокого качества и за щитить их от повреждения. Что для этого нужно? Достаточный и качественный строитель ный материал, т. е. специфи ческие пищевые вещества и энергия. Однако даже при очень хорошо соб ранном биологическом компьюте ре пользоваться им непосредственно после рождения ребенок не может. Е сть такое понятие, как « ней роны, ожидающие опыта ». У ребен ка, который испытывает ограниченное количество ощущений, многие нейроны, ожидающие опыта, просто отомрут за ненадобностью. Наверстать упущенное в более старшем возрасте не удастся. Фундаментальные связи в мозгу должны быть установлены в раннем детстве. В озникновение новых связей проис ходит в разных частях мозга неравномерно. Очередность этих процессов физиологически актуальна и зависит от того, в каком навыке в данную минуту острее всего нуждается ребенок. Са мые п римитивные функции мозга, от вечающие за дыхание, работу сердца, рефлексы, включаются сразу же после рождения ребенка. В более сложных райо нах коры головного мозга нейрон ные сети пребывают в недоразвитом состоянии. В 2 месяца связи образуются в областях, заведующих моторикой, и ребенок начинает осваивать цел ена правленные движения. К 3- м месяцам завершается формирование связей мозга, отвечающих за способность фокусировать глаза на предмете. В 8—9 месяцев начинает активно функционировать гиппокамп, отвечающий за кратковременную память . С этого мо мента возникает ясное воспоминание о том, как сделать, чтобы погремушка загремела. После 6 месяцев связи в лобных долях мозга, отвечающих за логическое мышление и предвидение, развиваются столь стремительно, что на это требуется вдвое больше энергии, чем у взрослого. Поскольку нейронные сети в разных областях мозга форми руются в разное время, то и возраст, в котором ребенку тот или иной навык дается легче всего, будет разным. Та кие зрелые способности, как мыш ление, творчество, чувства, развиваются после 3- х лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. По ме ре того как развиваются свя зи, возрастают возможности мозга. Период, когда связи между клетками форм ируются наиболее активно, со ответствует первым 3- м годам жизни. Это совершенно уникальный период. Такой скорости впитывания информации в структуры головного мозга не будет ни в каком другом возрасте человека. Р аннее развитие предполагает вве дение нового опыта во время. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве. Ребенку нужно уделять очень много внимания и пользоваться при этом его природным любопытством. Дети учатся непрерывно и неустанно. Нет ничего лучше, чем постоянный разговор с ребенком. Информация, воспринимаемая в эмоциональном аспекте, действует сильнее. Для того чтобы приобретаемые знания и навыки сохранялись долго, занятия с ребенком должны быть не только регу лярным и, но и приносящими удоволь ствие. Другой путь к подключению связей мозг а лежит через врожденную способ ность ребенка улавливать гармонию. Важнейший стимул развития интеллекта — импульсы, идущие от рабо тающих мышц. Для развития речевых областей особенно велико влияние импульсов, поступающих от пальцев рук. Вы полнение упражнений и ритмич еских движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров голов ного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Пальцевую гимнас тику можно начать с 6—7 ме сяцев и продолжать в дошкольном и школьном возрасте. Важно, чтобы в движение вовлекалось больше пальцев и движения были как можно более энергичными. Кроме пальцев, большое развивающее значение для интеллекта имеют язык и губы. Первый год жизни, возможно, единственный период, когда кривляться, разговаривая с ребенком, полезно. Полезно также проговаривать слова вместе с ребенком и просить его и здавать подражательные звуки. Сколько информации должен по глощат ь ребенок? Лишение или огра ничение возможности воспр инимать внешние раздражители ведет к нарушению психи ческой деятельности. При от сутствии и нформации интеллектуальная со ставл яющая стремится к нулю. Уве личение поступления информац ии и ее обработка приводят к повышению быстр одействия интеллектуальной си стемы. Но ее избыток может быть вреден. Ос обенная роль в активном фор мировании интеллекта принадлежит адеква тному по длительности и каче ству сну. Предполагают, что именно во время быстрого сна про исходит восстановление тканей мозга после их повреждения. С тресс способен не только за тормозить развитие интеллекта, но и привести к необратимым нарушениям мозговой ткани. В результате стресса может происходить уменьшение объема важнейшей части системы головного мозга, отвечающей за долговременную память. Таким образом, выявленные наукой связ и между фундаментальными процес сами формирования мозга и внешними влияниями на развивающийся организм откры вают реальные возможности управ ления интеллектом ребенка. Внутри утробно наиболее управляемой является материальная структура интеллекта, в первые 3 года жизни — его функции. Инструменты вмешательства в интеллект не пре дставляются сколько- нибудь но ваторскими. Это грамотная организация питания беременной, кормящ ей жен щины, а после рождения — и самого ребенка, адекватность, достаточность и повторяемость внешних стимулов, использование механизмов мышечного движ ения, положительных эмоций, обе спечение полноценного сна. Подготовила: воспитатель Кузанкина Г. В.