Физическое развитие
Документы для скачивания
Закаливание дошкольника Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста. Что такое закаливание Это адаптация организма к холодным воздействиям. Данное определение не раскрывает всей сути понятия. Закаливание детей дошкольного возраста – э то сис тема определенных процедур в режи ме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку. Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитны х механизмов тела. При этом повышается устойчивость не только к холодовым влияниям, но и к другим воздействиям. Это не самоцель – это средство укрепления и сохранения здоровья ребенка. Основные принципы закали вания Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы: регулярность процедур( ежедневные занятия в одно и то же время) ; постепенность процедур( поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным) ; чередование общих процедур с местными( невозможно дости чь желаемого эффекта, только растирая грудь холодной водой) ; использование для закаливания всего, что предлагает природа( земли, воздуха, солнца, снега, воды) ; комплексность процедур( эт о не только обливание водой, но и прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, плавание, бег, баня) ; процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции. Общие правила закаливания одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя( дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки) ; укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате( желательно в одних трусиках) ; ночная температура в помещении для сна должна быть на два- три градуса ниже, чем дневная; после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой; ежедневно гулять с ребенком на улице( независимо от погоды) ; в помещении ребенок до лжен находиться в легкой одежде; е сли малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни. Закаливание детей в домашних условиях Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироват ься именно на свое чадо. Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни. Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития. Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие- либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя. Как принимать воздушные ванны Начинать повседн евное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во- первых, это гигиеническая процедура, а, во- вторых — закаливание. Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумн ых пределов. П ри температуре ниже+ 17 и выше+ 26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде. Р ебенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично. Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше оставить заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком. Как умываться После зарядки умы ваем ребенка сначала теплой водо й, а, когда он привыкнет, делаем воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи. Как спать Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн. Перед сном помещение проветриваем или оставляем открытой форточку, если на улице не холодно. Следим, чтобы не было сквозняков. Для детей до 3 лет температура во время сна держим в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше — 20–21 градус, а с 5–7 лет — 19–21 градус. Как одеваться Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом. Е сли стало прохладно, и температура в квартире упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки. Как ходить Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из- за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие. Да йте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему. Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не т равмоопасна, то малыш может ходить по земле и траве. Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Дет и любят кататься зимой на санках с горы. Пу сть катаются! Только тащить санки на гору он должен сам. Ребенок дол жен двигаться, чтобы не замерзнуть. Приучайте м алыша к лыжам( с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок) , к конькам( профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет) . Запомните, дороги родители! Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Р ебенка надо заставлять дышать носом. Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. При первом знакомстве с водой важно научить ребенка спокойно заходить в озеро, не бояться воды. Только постепенно позволять заходить глубже, иг рать в водоеме. Если губы ребенка посинели, сам весь дрожит, срочно на берег. После летних закаливающих процедур в осенне- зимний период малыша желательно водить в бассейн. Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу необходимо обработать солнцезащи тным средством, а голову укрыть. Лучше всего посадить малыша иг рать в тенек( под зонт) . Если ребенок заболевает, многие родители держат его дома до полного выздоровлен ия. Это не всегда верно. Больному малышу вдвойне нужен свежий воздух. П ри температуре сидите дома, но если у ребенка нет температуры, то смело идите гулять. Памятка родителям Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность. К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водо й. Если организм малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой. Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности. Но не стоит экспериментировать с интенсивным закаливанием. Н е надо обливать малыша холодной водой на снегу, заставлять его ходить босиком по снегу. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби. Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма, и его последствия трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание, наоборот, принесет только пользу здоровью и самочувствию малыша. Закаляйтесь и будьте зд о ровы!
Физкультурный досуг в старшей группе по физическому развитию « Дары осени » Автор–составитель: Инструктор по физической культуре М ДОУ «Детский сад № 13 » Горбачевская Наталья Алексеевна Цель: создание условий для закрепления умения ориентироваться в пространстве п о плану- схеме, условным обозначениям. Задачи: 1. Закреплять навыки правильного выполнения упражнений в беге, равновесии, метании. 2. Развивать внимание, совершенствовать координацию движений, двигательные умения и навыки, логическое мышление, смекалку. 3. Воспитывать любовь к спорту, двигательное творчество, коммуникативные навыки общения, умение договариваться, сотрудничать, помогать друг другу в достижении общей цели. Предварительная работа: Разучивание стихов об осени; отгадывание загадок. Оборудование: осенние листочки с меткой, модули, дуги, мячи разного диаметра, мешочки с песком, грибы, корзины. Действующие лица: в едущий; дети старшей группы. Этапы, методы и приёмы Деятельность педагога Деятельность детей Вводная часть Вопрос к детям Стихи Задания в ходьбе Основная часть Гимнастика для глаз Перестроение Проводятся эстафеты Танцевальная разминка Эстафета Загадка Стихотворение Эстафета Стихотворение Вопрос к детям Эстафета Стихотворение Вопрос к детям Эстафета Подвижная игра Упражнение на восстановление дыхания Педагог: Кто же красками листочки Так красиво расписал? Кто же в садике дорожки Мягко листьями устлал? Чем богата осень? Давайте отправимся сейчас в необыкновенное путешествие и побываем в лесу, огороде и в саду. Узнаем, что же там происходит. Стихи об осени: 1. Осень в гости к нам пришла, Что в подарок принесла? С облаками небо, Много- много хлеба, Яблоки румяные, Ягоды медвяные, Сливы и груши, Если хочешь, скушай… Белочке – орешки, Ежу – сыроежки, Корешки для мишки, На ёлочке – шишки, На рябине кисти, Золотые листья! Тане и Алёше Золото в ладоши! В. Кремнев 2. Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, м в огороде, И в лесу и у воды Приготовила природа Всевозможные плоды. 3. Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Е. Трутнева Педагог: молодцы, ребята, какие красивые стихи об осени вы знаете. Ну а теперь в путь! Мы сейчас в поход выходим, По тропинке в лес заходим. Дети идут в колонне по одному по кругу. Руки за спину кладём И по брёвнышку идём. Ходьба на носках. До чего трава высока: То крапива, то осока. Выше ноги поднимай, На траву не наступай. Ходьба с высоким подниманием колен. А сейчас прыжки по кочкам. Очень тихо на носочках. Если с кочки упадёте, То утонете в болоте. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. Дружно на берег крутой Поднимаемся гурьбой. Вновь спустились на дорожку, Постояли тут немножко, Повернулись кругом И пустились бегом. Бег по кругу. Снова все в колонну встали, И знакомою тропой Вы отправились за мной. Ходьба по залу. Какой замечательный воздух осенью! Спокойная ходьба с восстановлением дыхания. Н. С. Голицына. Педагог: М олодцы! Вот мы и оказались в лесу. Посмотрите, как много здесь разноцветных листочков. Давайте возьмём по листочку и поиграем с ними, как ветер играет с листьями. Гимнастика для глаз «Осенние листочки»: Ветерок подул вправо, и наш листочек полетел вправо. Ветерок подул влево, и наш листочек полетел влево. То вверх его поднимет ветер, то опустит вниз. А теперь листочек медленно кружится то в одну сторону, то в другую и опускается на землю. Закрываем глаза и представляем, что мы в лесу, поморгаем и походим по лесу. Перестроение в две колонны( две команды «Жёлтые листья» и «Красные листья») . Педагог: Молодцы, ребята! Осенние старты с участием команд «Жёлтые листья» и «Красные листья» можно считать открытыми! Но сначала мы с вами проведём небольшую танцевальную разминку ( дети берут в руки листья и выполняют движения с ними, по окончанию – подбрасывают листья вверх) . А теперь начнём наши соревнования, прошу команды построиться в две колонны». 1. Эстафета « Соберём листочки». Каждая команда собирает с пола разбросанные листья своего цвета, побеждает команда, сделавшая это быстрее. Педагог: Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку: И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. Грибы. Стихотворение: Здравствуй, осень золотая, Голубая неба высь! Листья жёлтые, сверкая, На дорожку улеглись. Тёплый луч ласкает щёчки, Приглашает нас в лесок. Там под ёлкою, в тенёчке, Вырос маленький грибок! В лес с корзинками мы ходим, Много там грибов находим! Педагог: а сейчас мы с вами будем собирать грибы. 2. Эстафета « Н аберём грибов в корзинки ». Участники команд должны перелезть через бревно, подлезть под кустик, попрыгать по кочкам, взять гриб и бегом отнести в корзину команды, коснуться руки следующего игрока. Стихотворение: Осень скверы украшает Разноцветною листвой. Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой. И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды, Приготовила природа Всевозможные плоды. Педагог: ребята, как вы думаете, где мы с вами очутились? 3. Эстафета «Сажаем картошку – убираем урожай». Первый ребёнок из команды бежит с малым мячом к корзине, кладёт в не ё мячик, возвращается обратно. С ледующий ребёнок бежит к корзине, забирает оттуда мяч и с ним возвращается назад, передаёт мячик другому участнику и т. д. Побеждает команда, выполнившая задание первой. Педагог: снова глазки закрываем И картину представляем: Очутились мы все вместе, Не в огороде, а в другом месте. Глазки открывайте – Где мы угадайте! Вы поняли, где мы очутились? Правильно, в саду. 4. Эстафета « Соберём урожай яблок ». Обежав «змейкой» кегли, каждому игроку команды необходимо взять из обруча по три мяча и принести их в корзину команды. Педагог: какие вы молодцы! Хорошо поработали, а теперь давайте поиграем. Подвижная игра «Сохраним урожай». По середине зала проводят черту. По разные стороны от неё располагаются команды( каждая на своём «огороде») . По сигналу дети начинают перебрасывать мячи( 5 шт. ) на чужой огород. Мячи – это птицы, которых надо прогнать. По сигналу игра заканчивается и подсчитывается количество «птиц»( мячей) на огороде. Педагог: молодцы! Давайте восстановим дыхание. Вдохнём «вкусный» аромат осеннего воздуха. Педагог: Осень – чудная пора! Любит осень детвора! Мы собрали все дары осени! Молодцы, ребята! Осенние старты с участием команд «Жёлтые листья» и « Красные листья» можно считать за крытыми! Дети входят в зал и строятся в шеренгу. Дети читают стихи об осени. Дети выполняют задания. Дети, смотря на метку в центре листочка, не поворачивая головы, выполняют движения по тексту. Дети делятся на две команды. Дети выполняют разминку под музыку. Дети выполняют задание. Дети отгадывают загадку: грибы. Ребёнок читает стихотворение. Дети выполняют задание. Ребёнок читает стихотворение. Ответ детей: в огороде. Дети выполняют задание. Ответ детей: в саду. Дети выполняют задание. Дети играют в подвижную игру. Дети выполняют дыхательное упражнение.
Осенний досуг. Младшая группа. Сценарий физкул ьтурного досуга" В гости к Мишке" Ав тор: Горбачевская Наталья Алексеевна. Описание: Дети получают из лесу телеграмму, где их приглашает в гости Мишка. Дети отправляются к лесному домику Мишки, учат его танцевать, помогают Мишке с овощами, играют с ним, а в конце получают от медведя гостинец. Цель: 1. Развивать основные физические качества детей( скорость, координацию движений, ловкость, выносливость) 2. Воспитывать целеустремленность, настойчивость, чувство сплоченности; 3. Доставить чувство радости. Задачи: - образовательная: учить ходить змейкой, ползать на четвереньках, ходить на повышеной опоре сохраняя равновесие- оздоровительная: развивать мышечную силу и координационные способности, снимать эмоциональное напряжение, содействовать расслабление всех дыхательных и других мышц организма; - воспитательная: формировать умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво. Воспитывать дружелюбие, организованность. Познание: знакомить с овощами. Коммуникация: вызвать эмоциональный отклик Социализация: обогащать активный игровой опыт детей разнообразием игр, Безопасность: закреплять навыки безопасного поведения в играх, ( не толкать товарища) . Здоровье: формировать представление о здоровье, его ценности, и способах укрепления. Музыка: использовать ритмические упражнения под музыку. Предшествующая работа: разучить ритмическую гимнастику. Участники: дети второй младшей группы, воспитатель в роли Медведя, инструктор- ведущий. Ход развлечения: ВЕДУЩИЙ: Очень рада видеть вас, Здравствуйте ребятки. Я надеюсь, все здоровы? Всё у вас в порядке? К нам из леса, из тумана прилетела телеграмма: «Очень скучно мне в лесу, в гости вас к себе зову. Мишка» В лес пойти все вместе можем и медведю мы поможем! И в осеннем мы лесу развеем Мишкину тоску! Дорога длинная нас ждёт через болото и ручей, между ёлок и берёз. I. «Лесная дорога» Ходьба по ребристой доске. Ходьба «змейкой» между предметами. Ходьба по гимнастической скамейке. Пролезание под дугу. Ходьба с перешагиванием через предметы. Лёгкий бег с переходом на ходьбу. Дети подходят к кустам, зовут Мишку. Из кустов выходит грустный «медвежонок», здоровается, охает. Дети спрашивают что случилось. МИШКА: Мне так хочется играть, песни петь и танцевать. Но съел я очень много мёду, прямо целую колоду. Стал я сильно поправляться, трудно мне передвигаться. ВЕДУЩИЙ: Хватит грустить и без дела сидеть, надо Мишенька худеть! Ребята давайте научим Мишку делать зарядку. ВЕДУЩИЙ: Зарядка всем полезна, Зарядка всем нужна. От скуки и болезней Спасает нас она! II. «Весёлая разминка» МИШКА: Вот это разминка, я даже похудел. ВЕДУЩИЙ: Ну, что ещё тебя тревожит. Мы во всём тебе поможем! МИШКА: Я хотел вас попросить Урожай мой разложить. Угостить моих друзей Помогите поскорей. III. Игра «Витамины для зверят » Игрушки «Заяц», «Ёжик», «Белка». Возле каждой игрушки стоит корзина, на другой стороне зала разложены, морковь, орехи, грибы, яблоки, шишки, капуста. Дети берут любой предмет, советуются, обсуждают, относят его в соответствующую корзину. МИШКА: Урожай у меня богатый. Угостил бы вас салатом. Но не знаю, как мне быть Где салат мне раздобыть? ВЕДУЩИЙ: Мы тебя научим. Мы салат готовим ловко, ну- ка взяли все морковку! IV. Пальчиковая игра «Салат». Мы морковку чистим, чистим- постукивание указательными* пальцами др. о. др. Мы морковку трём, трём- растирание ладошек Сахарком её посыплем- имитация движения «солим» И сметаною польём. - В стряхивание кистями Вот какой у нас салат- сжимание и разжимание пальцев Витаминами богат! - круговые движения кистями ВЕДУЩИЙ: Мишка, ребята хотят с тобой поиграть. V. Подвижная игра «Растут овощи на грядках» Растут овощи на грядках, Но как Мишка ляжет спать, Выбегают поплясать. Ты попробуй их поймать! Дети становятся парами в обруч( грядки) . Дети под музыку врассыпную бегают по залу. Мишка «спит». Музыка останавливается, Мишка просыпается и старается поймать детей, дети убегают на свои «грядки». МИШКА: Я уже набрался сил и морковку полюбил. Ой, как весело мне стало, и хандра моя пропала! Вам спасибо за заботу, угостить мне вас охота. Вы гостинцы получайте и меня не забывайте! Мишка угощает детей и прощается с ними. ВЕДУЩИЙ: Мишка уснул в своем домике до весны, а мы давайте в группу пойдем гостинцы кушать.
Физкультурный досуг В средней группе По грибочки в лес пойдем. Задачи: 1. Формировать правильную осанку при ходьбе на носках и пятках. 2. Укреплять мелкие мышцы рук и мышцы, участвующие в формировании свода стопы. 3. Учить сохранять равновесие. 4. Упражнять в энергичном отталкивании двумя ногами от пола( в прыжках с продвижением вперед) . 5. Совершенствовать двигательные навыки, координацию движений в пространстве, ловкость. 6. Закреплять основные виды движений в процессе чередования подвижных и малоподвижных игр. 7. Вызвать положительный эмоциональный отклик на упражнения и подвижные игры. 8. Прививать любовь к физкультуре. Материал: Эмблемы грибов( на каждого ребенка) , осенние листья из бумаги( 10 шт) , ёлочки( 6- 7шт) , шапочки грибов и корзинок, маска ёжика, резиновый мяч, костюм и шапочка мухомора. Предварительная работа. Массаж спины «Дождик, дождик, бам- бам- бам! ». Дыхательное упражнение «Подуем на плечо! ». Гимнастика для глаз «Солнышко». Упражнения для профилактики плоскостопия «Мы корзиночку возьмем! ». Пальчиковая гимнастика «Грибы». Подвижные игры: «Грибы- шалуны», «Ёжик в лесу», «Грибок в кузовок». Малоподвижные игры: «Назови гриб! », «Вырос гриб», «Жил в лесу колючий ёжик», «Дождь, грибы и грибники». Ход досуга Детей встречает Мухомор( инструктор по ФК в костюме мухомора) Мухомор: Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка ест ь- нет головы. Дети: Гриб! Мухомор: В лес осенний на прогулку Приглашаю вас пойти. Интересней приключенья Нам, ребята, не найти. Друг за другом становитесь, Крепко за руки беритесь! По дорожкам, по тропинкам, По лесу гулять пойдём. Может, мы в лесу осеннем Грибов корзинку соберем? Ходьба на носках змейкой между елочками. Ходьба на пятках по прямой. Прыжки с листочка на листочек с продвижением вперед. Разновидности бега. Дыхательное упражнение «Подуем на плечо! ». Мухомор: Что необходимо грибам, чтобы быстро вырасти? Дети: Солнце и дождик. Массаж спины « Дождик, дождик, бам, бам, бам! » Встать друг за другом паровозиком и похлопывать ладошками друг друга по спине. Туча плачет: Кап- кап- кап! Ой, намочит, Кап- кап- кап! ( Постукивание пальчиками по спине. ) Эй, не бойся, Кап- кап- кап! Кап- кап- кап! Кап- кап- кап! Лейся, лейся, Кап- кап- кап! Кап- кап- кап! ( Поколачивание кулачками по спине. ) Сад до ниточки промок, Огороду дождь помог, Кто захочет, Буль- буль- буль! Всех намочит, Буль- буль- буль! ( Вертикальные движения ребром ладошки. ) Дождь по крышам, По столбам, Только слышим: Бам- бам- бам! ( Поглаживание ладошками по спине. ) Дождик, дождик, Бам- бам- бам! Помоги расти грибам! Малоподвижная игра «Дождь, грибы и грибники» Дет и- «грибы» присаживаются на корточки. Звучит спокойная музыка( «идет дождь») , грибы медленно расту т- дети поднимаются. Музыка становится быстро й- грибы веселятся, танцуют. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик сел и съел И немного потолстел. Малоподвижная игра «Вырос гриб» Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу. Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап! ( Щелкают пальцами обеих рук) Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох! ( Трут ладошки друг о друга) Где листок к листку прилип( приседают на корточки, медленно поднимаются) Вырос гриб, гриб, гриб! ( Встают на носки, руки вверх. ) Кто нашел его, друзья? Дети. Это я! Я! Я! ( Прыжки с продвижением вперед по кругу. ) Мухомор. Дети, вы знаете названия грибов? Малоподвижная игра «Назови гриб! » Дети образуют круг. В центре Мухомор с мячом. Мухомор. Ну- ка, Миша( Таня…) , не зевай! Гриб скорее называй! Мухомор кидает мяч любому ребенку, он его ловит, возвращает Мухомору, называя гриб. Подвижная игра «Ёжик в лесу» По считалке выбирается ёжик( ребенок в маске ёжика) , встает в середину зала. Остальные дет и- «грибы», они образуют круг вокруг ёжика. Мухомор: Грибничок колючий Идет в лесу дремучем. Раз грибок, два грибок. Вот и целый кузовок! Игроки начинают двигаться по кругу в правую сторону, а ежик движется внутри круга навстречу игрокам( противоходом) . По окончании четверостишия дети поворачиваются кругом, идут в противоположном направлении. При этом ежик говорит: А я по лесу иду, В кузовок грибы беру. Раз, два, не зевайте! От меня вы убегайте! После слов ежика грибы разбегаются, ёжик старается их поймать( коснуться рукой) . Пойманные игроки отходят в сторону. Подвижная игра «Грибок в кузовок» Дети делятся на две равные подгруппы. Она подгруппа – «грибы»( маск и- шапочки) , втора я- «корзинки»( в маска х- шапочках) . По сигналу педагога «Грибок в кузовок! » дети разбегаются по всему залу. Корзинки собирают грибы. Затем игра повторяется, и дети меняются ролями. Мухомор: Не с пустыми корзинками мы возвращаемся домой. И у меня для вас будет подаро к- корзинка со сладкими грибочками!
Закаливание дошкольника Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста. Что такое закаливание Это адаптация организма к холодным воздействиям. Данное определение не раскрывает всей сути понятия. Закаливание детей дошкольного возраста – э то сис тема определенных процедур в режи ме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку. Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитны х механизмов тела. При этом повышается устойчивость не только к холодовым влияниям, но и к другим воздействиям. Это не самоцель – это средство укрепления и сохранения здоровья ребенка. Основные принципы закали вания Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы: регулярность процедур( ежедневные занятия в одно и то же время) ; постепенность процедур( поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным) ; чередование общих процедур с местными( невозможно дости чь желаемого эффекта, только растирая грудь холодной водой) ; использование для закаливания всего, что предлагает природа( земли, воздуха, солнца, снега, воды) ; комплексность процедур( эт о не только обливание водой, но и прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, плавание, бег, баня) ; процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции. Общие правила закаливания одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя( дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки) ; укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате( желательно в одних трусиках) ; ночная температура в помещении для сна должна быть на два- три градуса ниже, чем дневная; после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой; ежедневно гулять с ребенком на улице( независимо от погоды) ; в помещении ребенок до лжен находиться в легкой одежде; е сли малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни. Закаливание детей в домашних условиях Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироват ься именно на свое чадо. Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах. Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни. Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития. Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие- либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя. Как принимать воздушные ванны Начинать повседн евное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во- первых, это гигиеническая процедура, а, во- вторых — закаливание. Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумн ых пределов. П ри температуре ниже+ 17 и выше+ 26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде. Р ебенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично. Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше оставить заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком. Как умываться После зарядки умы ваем ребенка сначала теплой водо й, а, когда он привыкнет, делаем воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи. Как спать Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн. Перед сном помещение проветриваем или оставляем открытой форточку, если на улице не холодно. Следим, чтобы не было сквозняков. Для детей до 3 лет температура во время сна держим в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше — 20–21 градус, а с 5–7 лет — 19–21 градус. Как одеваться Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом. Е сли стало прохладно, и температура в квартире упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки. Как ходить Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из- за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие. Да йте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему. Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не т равмоопасна, то малыш может ходить по земле и траве. Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Дет и любят кататься зимой на санках с горы. Пу сть катаются! Только тащить санки на гору он должен сам. Ребенок дол жен двигаться, чтобы не замерзнуть. Приучайте м алыша к лыжам( с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок) , к конькам( профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет) . Запомните, дороги родители! Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Р ебенка надо заставлять дышать носом. Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. При первом знакомстве с водой важно научить ребенка спокойно заходить в озеро, не бояться воды. Только постепенно позволять заходить глубже, иг рать в водоеме. Если губы ребенка посинели, сам весь дрожит, срочно на берег. После летних закаливающих процедур в осенне- зимний период малыша желательно водить в бассейн. Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу необходимо обработать солнцезащи тным средством, а голову укрыть. Лучше всего посадить малыша иг рать в тенек( под зонт) . Если ребенок заболевает, многие родители держат его дома до полного выздоровлен ия. Это не всегда верно. Больному малышу вдвойне нужен свежий воздух. П ри температуре сидите дома, но если у ребенка нет температуры, то смело идите гулять. Памятка родителям Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность. К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Одна из самых эффективных специальных методик — контрастное обливание стоп и голеней. Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водо й. Если организм малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой. Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности. Но не стоит экспериментировать с интенсивным закаливанием. Н е надо обливать малыша холодной водой на снегу, заставлять его ходить босиком по снегу. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби. Такое псевдозакаливание — огромный стресс для детского организма, и его последствия трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание, наоборот, принесет только пользу здоровью и самочувствию малыша. Закаляйтесь и будьте зд о ровы!
Консультация для родителей и педагогов «ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА» Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий- то, что И. П. Павлов называл внешним стереотипом, - обязательное условие правильного воспитания ребенка. Что же такое режим дня? Режим дня- это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение ребенка в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Нарушение же режима отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Режим дня- это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности. Почему же необходимо четкое соблюдение режима дня, особенно в дошкольном возрасте? Воспитание здорового ребенка, всестороннее развитие его психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности дошкольника. Деятельность является основным фактором развития растущего организма ребенка. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека, анатомо- физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с раннего возраста, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У детей еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и мала подвижность нервных процессов. Физиологические особенности дошкольника определяют один из гигиенических принципов построения правильного режима дня- строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов( суточный бюджет времени) определяются вторым гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям детского организма. Отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Немаловажным для дошкольника является режим дня в дошкольном образовательном учреждении( далее- ДОУ) . Режим дня в ДОУ- это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение 12- часового пребывания в детском саду. Основным принципом построения режима в ДОУ является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Режим может быть скорректирован с учетом работы конкретного ДОУ( контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п. ) . При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка( длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, темп деятельности и т. д. ) . Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим ДОУ, тем комфортнее он себя чувствует тем лучше его настроение и выше активность. Основными компонентами режима в ДОУ являются: сон, пребывание на открытом воздухе( прогулка) , непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору( свободное время) , прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из компонентов, а также роль их в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые характерные черты и особенности. Режим дня считается правильным, если обеспечивает достаточное время для выполнения всех необходимых элементов жизнедеятельности и высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма.