a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа средняя группа

Опубликовано: 2016-07-23 16:42:43

Документы для скачивания

МБДОУ «Ударный детский сад» Принято на педагогическом У тверждаю совете заведующая МБДОУ «Ударный детский сад» Протокол №_ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ А. Т. Надёжкина Приказ №_ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рабочая программа в средней группе от 4- х до 5- ти лет на 2015- 2016 учебный год( на основе «Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. , 2011. ) Составила воспитатель: Бабина Л. С. п. Ударный 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения ОП. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1 Учебный план ООП ДО в средней группе детского сада МБДОУ «Ударный детский сад» 2. 2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 2. 3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. 2. 4 Взаимодействие с семьёй, социумом. 2. 5. Планирование работы с детьми в группе 2. 6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1 Оформление предметно- пространственной среды. 3. 2 Режим дня, структура образовательной деятельности( расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников в возрасте от 4- 5 лет и основных принципов построения психолого- педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Семейный кодекс РФ от 08. 12. 1995 № 223( доп. И изм. ) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07. 1998 № 124- ФЗ «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; Образовательная программа ДОУ. Согласно ФГОС ДОУ рабочая программа отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей. Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. задачи: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципам: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного возраста) , обогащение( амплификация) детского развития. 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) . 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Возрастные особенности детей. Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. 1. 2. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры Социально- коммуникативное развитие Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов( ложки, расчёски, карандаша и пр. ) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения( бег, лазанье, перешагивание и пр. ) . ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Художественно- эстетическое развитие Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) Педагогическая диагностика Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . [ ФГОС п. 3. 2. 3] Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики- карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми( как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр. ) ; игровой деятельности; познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности) ; проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность) ; художественной деятельности; физического развития. Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. [ «Детство» стр. 178] Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение: деятельностных умений ребенка; интересов, предпочтений, склонностей ребенка; личностных особенностей ребенка; поведенческих проявлений ребенка; особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками; особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми. [ «Детство» стр. 179] Оценка результатов детского развития проводится один раз в год( апрель- май) . В целях предотвращения переутомления воспитанников во время педагогической диагностики занятия не проводятся. II. Содержательный раздел программы 2. 1. Учебный план ООП- ДО в средней группе МБДОУ «Ударный детский сад» Направление развитие Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю Физическое развитие Двигательная Утренняя гимнастика Ежедневно 6—8 минут Физкультминутки Ежедне вно по мере необходимости( до 3 мин. ) Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 10—15 минут Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Физкультурные занятия 3 раза в неделю по 20 мин. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно Спортивные праздники Летом 1 раз в год Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в месяц Дни здоровья 1 раз в квартал Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно на прогулке Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально- эмоционального опыта Ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно Игровая деятельность Индивидуальные игры с детьми( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) Ежедневно Совместная игра воспитателя и детей( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) 3 раза в неделю Театрализованные игры 1 раз в 2 недели Досуг здоровья и подвижных игр 1 раз в 2 недели Подвижные игры Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Трудовые поручения( индивидуально и подгруппами) Ежедневно Трудовые поручения( общий и совместный труд) 1 раз в неделю Познавательное развитие Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдения за природой( на прогулке) Ежедневно Опыты, эксперименты, наблюдения( в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в 2 недели Речевое развитие Развитие речи Беседы, дидактические игры рассматривание картин и иллюстраций Ежедневно Художественно- эстетическое развитие Музыкальная деятельность Музыкально- театральная гостиная 1 раз в неделю Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 20 минут Изобразительная деятельность Творческая мастерская( рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение литературных произведений Ежедневно 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. Направления развития Методическое пособие Наглядно- дидактическое пособие Рабочие тетради Физическое развитие Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», « Владос », М. , 2001 Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. Картотека подвижных игр. Социально- коммуникативное развитие Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. Печерога А. В. . - развивающие игры для дошкольников. – М. : ВАКО, 2010 Картотека сюжетно- ролевых игр. Картотека дидактических игр по социально- коммуникативному развитию. Я и мир. Конспекты занятий по социально- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Мосалова Людмила, 2009 г. , Изд. : Детство- пресс Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Посуда" , " Одежда" , " Транспорт" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Серия демонстрационных картин: В се работы хороши. Нищева Н. В. , Изд. : Детство- Пресс, 2014 Познавательное развитие Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4- 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 Добро пожаловать в экологию Воронкевич Ольга, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –С Пб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 Картотека дидактических игр по математическому развитию Картотека игр по правилам дорожного движения. Картотека игр по ОБЖ Картотека дидактических игр экологического содержания. Картотека дидактических игр по духовно- нравственному воспитанию. Картотека дидактических игр на развитие внимание, памяти, мыслительных процессов. Елена Колесникова: Демонстрационный материал. Математика для детей 4- 5 лет. ФГО С- Изд. : Сфера, 2014 г. Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Воронкевич Ольга. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4- 5 лет. Средняя группа. - Изд. : Детство- Пресс, 2015 Воронкевич Ольга. Добро пожаловать в экологию. Серия демонстрационных картин для занятий с детьми 4- 5 лет. - Изд. : Детство- Пресс, 2010 Бордачева И. Ю Безопасность на дороге( плакаты для оформления родительского уголка в детском саду) ФГОС- М. : Мозаика- Синтез, 2015 Сте нд- гармошка «Правила дорожного движения» Наглядно- дидактическое пособие «Уроки безопасности» Обучающие карточки «Птицы »- Изд. : Проф- Пресс, 2012 Колесникова Е. В. Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4- 5 лет. По ФГОС ДО- ТЦ СФЕРА, 2015 Речевое развитие Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. Бахметьев Т. И. , Соколова Г. Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Я рославль: «Академия развития», 1997. Синицына Е. Игры и упражнения со словами. Серия: «Дошкольное образование». М. : Юнвес, 2000. Картотека дидактических игр по речевому воспитанию Раздаточные карточки «Профессии»( 16 карточек) , ООО «ТЦ Сфера», 2015. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Выпуск 4. Животные наших лесов, д омашние животные, их детеныш и- «Детство- Пресс», 2014 Развитие речи в картинках. Животные. Демонстрационный материал к пособиям Ушаковой О. С. - ООО" ТЦ Сфера" , 2013. Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Фрукты" , " Овощи" , " Деревья" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Художественно- эстетическое развитие Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. Книга для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём». Образовательная область «Чтение художественной литературы»/ сост. Е. Н. Киркина. – Саранск: Мордов. кн. и зд- во, 2013 Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ П од ред. А. А. Грибовской. – М. : ТЦ Сфера, 2009. Малик О. А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009 Картотека загадок( грибы, транспорт, овощи, фрукты, деревья, птицы, времена года, животные, звери, посуда, мебель, человеческое тело) Картотека хороводных игр. Картотека стихов, потешек для режимных моментов. Картотека театрализованных игр. Картотека дидактических игр о ИЗО Краснушкин Е. В. " Пейзаж" , " Натюрморт" ( Мир искусства. Наглядно- дидактическое пособие) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 Шайдурова Н. В. " Народные промыслы. Картотека предметных картинок. Выпуск 12" ( Оснащение педагогического процесса в ДОУ. Картотеки) - М. : Мозаика- Синтез, 2010 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приёмы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй Физическое развитие Утренняя гимнастика Подвижная игра( в том числе на свежем воздухе) Физическая культура Физкультурные упражнения Гимнастика после дневного сна Физкультурный досуг Физкультурные праздники День здоровья, каникулы Игра Игровое упражнение Подражательные движения Проблемная ситуация Беседа Открытые просмотры Встречи по заявкам Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи Гигиенические факторы Физические упражнения Оздоровительный силы природы Наглядный Словесный Практический Наглядно –з рительный Наглядно- слуховой Тактильно- мышечный Социально- коммуникативное развитие Чтение художественной литературы Игра- экспериментирование Наблюдения Ситуативные разговоры с детьми Дидактические игры Беседы Упражнения Сюжетно- ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей Самообслуживание Рассм. и ллюстраци й Творческие задания Дежурство Эмоционально- практическое взаимодействие( игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность) . Беседы. Чтение, рассматривание иллюстраций. Личный пример показ, совместный труд Игровые действия разной степени сложности и обобщённости Эмоционально- выразительные средства Речевые высказывания Приучение к размышлению, эвристические беседы; беседы на этические темы; - чтение худ. л ит- ры; Р асс. и ллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций; Наглядный Словесный Практический Средства, специально созданные для игры; Средства в виде подручных игровых предметов; Материальные предметы; Ознакомление с трудом взрослых Собственная трудовая деятельность; Художественная литература; Музыка; Изобразительное искусство Речевое развитие Обучающие игры. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. Сюжетно- ролевая игра. Игра- драматизация. Работа в книжном уголке. Чтение, рассматривание иллюстраций( беседа) . Дид. игры Настольно- печатные игры. Досуги Деятельность по- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя- обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) - обучению пересказу по серии сюжетных картинок. - обучению пересказу по картине- обучению пересказу литературного произведения. Показ настольного театра или работа с фланелеграфом Содержательное игровое взаимодействие воспитанников Совместная предметная и продуктивная деятельность воспитанников( коллективный монолог) . И гра- драматизация с использованием разных видов театров( театр на банках, ложках и т. п. ) Игры парами Эмоционально- практическое взаимодействие( игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность) . Беседы. Чтение, рассматривание иллюстраций. Объяснение, повторение, исправление Дидактические игры. Ч тение, разучивание стихов Имитационные упражнения Разучивание скороговорок, чистоговорок. Тренинги( действия по речевому образцу взрослого) . Открытый показ деятельности по обучению рассказыванию Информационная поддержка родителей Экскурсии с воспитанниками. Речевое сопровождение действий Договаривание Комментирование действий Звуковое обозначение действий Наглядный Словесный Практический Общение взрослых и детей Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Познавательное развитие Наблюдения Игровое моделирование и экспериментирование Проблемно- игровые ситуации; Труд в природе Рассматривание иллюстраций, картин Исследовательская деятельность Праздники, развлечения Экскурсии по территории МБДОУ Сюжетно- ролевые игры Рассматривание Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Простейшие опыты, наблюдения; Показ способов действия. Прогулки по территории ДОУ Накопление впечатлений Беседы и разговоры с детьми, общение Целевые прогулки Проекты Загадки Проблемные ситуации Наглядный Словесный Практический Прогулки развивающая предметно- пространственная среда НОД Эксперимент Наглядное моделирование Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность ОД( рисование, аппликация, ручной труд, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание. Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) . Тематиче ские досуги. Выставки работ декоративно- прикладного искусства, Создание коллекций Опытни ческая деятельность, Дид. игра Инд. р абота Обыгрывание незавершённого рисунка Коллективная работа Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность с материалами Проблемная ситуация Самостоятельная худ. д еятельность Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер- класс Конкурсы Беседа Рассм. Участие в кол. р аботе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры образовательной деятельности Рассматривание Обыгрывание незавершённого рисунка Индивидуальная работа Коллективная работа Наглядный Словесный Практический Эстетическое обобщение Природа Искусство Окружающая предметная среда Праздники Конструктивн о- модельная деятельность Художественное слово, двигательный этюд, Рассказ Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Дид. игра Индивидуальная работа Наблюдение Рассматривание Чтение Обыгрывание конструкций Коллективная работа Украшение личных предметов Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная деятельность с материалами Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Создание коллекций Консультации Мастер- класс Конкурсы поделок Беседа Рассматривание Участие в коллективной работе Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры ОД Ситуативное обучение Обыгрывание конструкций Художественное слово Рассматривание Чтение Наглядный Словесный Практический Окружающая предметная среда Разнообразные виды игр Разные виды труда детей Физические упражнения Музыкальная деятельность ОД Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: - образовательная деятельность- театрализованная деятельность- слушание музыкальных произведений в группе- прогулка( подпевание знакомых песен, попевок) - детские игры, забавы, потешки- рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Праздники, развлечения Создание условий для самостоятельной музыкальной дея- ти в группе: подбор муз. и нструментов, музыкальных и грушек, театральных кукол, атрибутов для ряжений, элементов костюмов различных персонажей, Экспериментирование со звуком Создание игровых творческих ситуаций( сюжетно- ролевая игра) , способствующих импровизации в пении, движении, музицировании Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Импровизация на инструментах Музыкально- дидактические игры Игры- драматизации Детский ансамбль, оркестр Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ( включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность( концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, шумовой оркестр) Создание наглядно- педагогической пропаганды для родителей( стенды, папки или ширм ы- передвижки) Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих Пение Слушание музыки Музыкально- ритмические движения Музыкально- дидактические игры Игры на музыкальных инструментах Наглядный Словесный Словесно- слуховой Слуховой Игровой Практический Музыкальные инструменты Музыкальный фольклор 2. 4. Взаимодействие с семьёй, социумом. Планирование работы с родителями № п/ п Период Мероприятия В течение года Оформление информационного стенда в группе с рубрикой «Наша жизнь сегодня». Организация встреч с родителями в групповой традиции «Наши гости». 1 Сентябрь Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4- го года жизни» Тест на изучение семейной микросреды «Какой вы родитель? » Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу? » Развлечение «Красный, желтый, зеленый» « Осень в гости к нам пришла»- физкультурное развлечение Выставка поделок из природного материала «Дары осени» Оформление плакатов к профилактической акции «Внимание! Дети на дороге! » 2 Октябрь «Ребенок имеет право»- оформление информационного материала( извлечения из нормативных документов по правам ребенка) . Праздник «Осенняя ярмарка» Смотр – конкурс поделок «Осенние фантазии» к празднику « Осенины » Консультации: «Безопасная игрушка» «Для чего нужна игрушка» «Игры на кухне» Консультации: «Мы любим природу», «Осень – добрая пора! » Родительское собрание на тему: « Отчет о летнем оздоровительном периоде детей в ДОУ. Цели и задачи образовательной деятельности с детьми на 2015- 2016г. » « Игры в лесу»- физкультурный досуг 3 Ноябрь Консультации: «Пожар дома», «ПДД». Консультация об опасности незнакомых животных. Помощь родителей в создании альбомов «Моя семья». Фотогазета «Выходной день в нашей семье» « На помощь зайке»- физкультурное развлечение 4 Декабрь Обновление рубрики( стенда для родителей) :   «Правила поведения в транспорте»,   «Правила дорожного движений» Консультация «Зимние забавы» Папка- передвижка «Зима пришла» Конкурс снежных построек с участием родителей. Папка- передвижка о необходимости закаливающих процедур. Выпуск стенгазеты «Жить здорово! » Консультация «Что подарит Дед Мороз» Смотр – конкурс на лучшую новогоднюю елочку к экологической акции «Сбережем елочку! ». Изготовление новогодних игрушек для елки детского сада, городской елки. Детский утренник, посвященный Новому году. 5 Январь Папка- передвижка «Праздник в семье» Газета «Мальчики и девочки» с тематическими направлениями: «Роль отца и матери в воспитании детей», «Использование средств художественной литературы, народной культуры и обычаев по формированию качеств мужественности и женственности», «Правила воспитания девочек и мальчиков» «Психологические особенности развития девочек и мальчиков» Выставка семейных работ на тему « Кто где живёт»( дикие животные) 6 Февраль Консультация для родителей «Опасные предметы дома» Папка- передвижка «День защитника Отечества» Оформление фотовыставки «Самый лучший папа мой! » « День защитников Отечества»- развлечения/ Масленица 7 Март Фотовыставка «Наши любимые мамочки» Папка- передвижка «Мой город» Рисунки совместно с родителями «Мой город» Детский утренник, посвященны й Международному женскому дню 8 Марта. 8 Апрель Папка- передвижка «С любовью к природе», «В весеннем лесу». Мастер- класс для родителей по нетрадиционному рисованию « Весенние настроение» Выставка «Любимая книга моего ребенка» Папка- передвижка « Книжкины именины». Консультация «Приобщаем ребенка к книге». Анкетирование по выявлению степени удовлетворенности родительской общественности образовательной деятельностью ДОУ; удовлетворенность родителей работой воспитателей группы. 9 Май Консультация для родителей «Дремучие травы» В уголок по ПДД и ОБЖ поместить памятки с рекомендациями Консультация «Осторожно- ядовитые растения и грибы! », «Клещевой энцефалит», «Детский травматизм летом» Консультация «Чем и как заниматься с ребенком летом» Родительское собрание на тему: «Итоги и результаты образовательной деятельности с детьми в 2015- 2016г. г. Организация летнего оздоровительного периода детей в ДОУ»( мультимедийная презентация «Наши успехи и достижения») Работа с социумом Социальная сфера 4- 5 лет Образование Детский сад Здравоохранение Знакомство с кабинетом медицинской сестры Физкультура и спорт Спортивная площадка ДОУ Учреждения культуры и достопримечательности поселка Торговля Участие в творческих смотрах, конкурсах и худ. с амод. в д/ с Магазин Сфера услуг Сфера услуг в детском саду Пожарная часть Сюжетно- ролевые игры 2. 5. Планирование работы с детьми в группе Календарно- тематическое планирование месяц недели Темы сентябрь 1 Вместе весело играть, танцевать, рисовать 2 Наши старшие друзья, наставники 3 Наши друзья животные. ( Домашние и дикие животные) 4 Золотая осень. Улетают, улетели. октябрь 1 Осень – художница 2 В огород пойдем – урожай соберем 3 Земля – наш общий дом 4 Россия – родина моя. 5 Россия – родина моя. ноябрь 1 Мы живем в Мордовии 2 Мой посёлок 3 Моя семья 4 Поздняя осень декабрь 1 Зимушка – зима 2 Народное творчество( культура, традиции. ) 3 Кто я? Что я знаю о себе? 4 Новогодние чудеса 5 Новогодние чудеса январь 3 Чародейка – зима 4 Юные волшебники 5 Зимовье зверей. февраль 1 Посуда, мебель, бытовая техника 2 Неделя безопасности. ОБЖ 3 Защитники Отечества 4 Труд взрослых. Профессии март 1 Наши любимые мамы 2 Весна 3 Помогаем взрослым 4 Масленица 5 Масленица апрель 1 Водичка – водичка 2 Мир вокруг нас( п тицы, рыбы, цветы, насекомые) 3 Транспорт. ПДД 4 Неделя сказки май 1 День победы 2 Мальчики и девочки 3 Здоровье 4 Здравствуй, лето! 2. 6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО Модель организации воспитательно- образовательного процесса на день Воспитательно- образовательный процесс условно подразделен на: совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта. Познавательно- исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами. Музыкально- художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры( с музыкальным сопровождением) Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно- исследовательской* Диагностирование* Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. * Совместное творчество детей и взрослых. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: - игровые, - сюжетные, - интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте( старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно- тренирующего характера. Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как- занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей( или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей) , осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей( интеграция содержания образовательных областей) . Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте Средний дошкольный возраст Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня Социально – коммуникативное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Оценка эмоционального настроение группы с последующей коррекцией плана работы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно- ролевые игры Индивидуальная работа Эстетика быта Трудовые поручения Игры с ряжением Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно – ролевые игры Познавательное развитие Игры- занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. Игры Досуги Индивидуальная работа Речевое развитие Игр ы- занятия Чтение Дидактические игры Беседы Ситуации общения Игры Чтение Беседы Инсценирование Художественно- эстетическое развитие НОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Эстетика быта Экскурсии в природу( на участке) Музыкально- художественные досуги Индивидуальная работа Физическое развитие Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика( подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры( обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни( облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях НОД по физкультуре Прогулка в двигательной активности Гимнастика после сна Закаливание( воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Ритмическая гимнастика Хореография Прогулка( индивидуальная работа по развитию движений) 2. 6. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений( листопад, таяние снега и т. д. ) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и тёплое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года организуется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год( сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. летний период( июнь- август, для которого составляется другой режим дня. Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выявил, что в средней группе дошкольного учреждения воспитываются дети из полных( 95% ) , из неполных( 5% ) и многодетных( 6% ) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим( 60% ) и средним профессиональным( 40% ) образованием. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников группы: русские, мордва, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях сельской местности. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. Оформление предметно- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Группы, приспособленной для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • в случае организации инклюзивного образования- необходимые для него условия; • учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; • наличие в Организации или Группе полифункциональных( не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности( в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре) . 4. Вариативность среды предполагает: • наличие в Организации или Группе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы( в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно- развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно- развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Не менее важным условием является многофункциональность предметн о- развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно- развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: - Организующей- воспитательной- развивающей Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства мало функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответство вать «зоне актуального развития» самого слабого и находит ься в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде: Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: - развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; - предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; - большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Активный сектор( занимает самую большую площадь в группе) , включающий в себя: центр игры центр двигательной деятельности центр конструирования центр музыкально театрализованной деятельности Спокойный сектор: центр книги центр отдыха центр природы Рабочий сектор: ( рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. центр познавательной и исследовательской деятельности центр продуктивной и творческой деятельности центр правильной речи и моторики. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия- интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам- детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов- веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Режим дня в средней группе Режимные моменты Время Холодный период года( сентябрь—май) Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 08. 00- 09. 00 Завтрак 09. 00- 09. 20 Самостоятельные игры 09. 20- 09. 35 Непосредственно образовательная деятельность( образовательные ситуации на игровой основе) 09. 35- 10. 25 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 25- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 40- Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12. 40- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 30 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 15. 55 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 15. 55- 17. 30 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 30- 18. 30 Уход домой до 18. 30 Теплый период года( июнь—август) Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, индивидуальное общение воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность 07. 30- 08. 35 Завтрак 08. 35- 09. 00 Самостоятельные игры 09. 00- 09. 25 Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке 09. 25- 12. 00 Подготовка к обеду, обед 12. 00- 12. 40 Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12. 40- 13. 00 Подготовка ко сну, сон 13. 00- 15. 00 Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры 15. 00- 15. 30 Подготовка к полднику, полдник 15. 30- 16. 00 Игры, досуги, общение по интересам, выбор самостоятельной деятельности в центрах активности 16. 00- 17. 00 Подготовка к прогулке, прогулка 17. 00- 18. 30 Уход домой до 18. 30 Сетка непосредственно образовательной деятельности № п/ п Вид деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1. Двигательная деятельность 3 занятия физической культурой 3 занятия физической культурой, одно из которых проводится на открытом воздухе 2. Коммуникативная деятельность 2. 1 Развитие речи 1образовательная ситуация, а также во всех образовательных ситуациях 2 образовательные ситуации, а также во всех образовательных ситуациях 2. 2 Подготовка к обучению грамоте_ 1 образовательная ситуация в 2 недели 3. Познавательно- исследовательская деятельность 3. 1 Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения 1 образовательная ситуация в 2 недели 2 образовательные ситуации 3. 2 Математическое и сенсорное развитие 1 образовательная ситуация 2 образовательные ситуации 4. Изобразительная деятельность( рисование, лепка, аппликация) и конструирование 2 образовательные ситуации 3 образовательные ситуации 5. Музыкальная деятельность 2 музыкальных занятия 6. Чтение художественной литературы 1 образовательная ситуация в 2 недели Всего в неделю 10 образовательных ситуаций и занятий 13 образовательных ситуаций и 15 образовательных ситуаций и занятий Сетка непосредственно образовательной деятельности в средней группе Понедельник 1. Развитие речи 2. Физическая культура Вторник 1. Математическое и сенсорное развитие 2. Музыкальное занятие Среда 1. Изобразительная деятельность( рисование, лепка) 2. Физическая культура Четверг 1. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения( 1 неделя) Чтение художественной литературы( 2, 4 неделя) Исследование объектов живой и неживой природы, Экспериментирование( 3 неделя) 2. Музыкальное занятие Пятница 1. Изобразительная деятельность( аппликация) / Конструирование 2. Физическая культура Методическое обеспечение программы 1. «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа Дошкольного образования» Т. И Баб аева, А. Г. Гогоберидзе. З. А. Ми хайлова и др. - СПБ «Детство- Пресс», 2014. 2. Глазырина Л. Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», « Владос », М. , 2001 3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. 4. Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3- 5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 5. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью 6. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. 7. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4- 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 8. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2015 9. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 10. Добро пожаловать в экологию Воронке вич О. С, 2014 г. , Изд. : Детство- пресс 11. Кравченко И. В. , Долгова Т. Л. - Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группа. – М. : ТЦ Сфера, 2010 12. Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. – Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд. 2- е – Волгоград: Учитель, 2015 13. Полынова В. К. – Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры –С Пб. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 14. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи 3- 7 лет. М. «Сфера», 2015г. 15. Щипицина Л. М. Азбука общения от 3 до 6 лет. С- Петербург. «Детство- Пресс», 1998г. 16. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 17. Леонова Н. Н. Художественно- эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2014. 18. Книга для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет сост. , Гербова В. В. и др. , Гербова Валентина, Ильчук Н. , Елисеева Л. , Изд. : ОНИКС, 2006.

Оставить комментарий: