экологический проект "Югра - родина моя"
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 29 «Елочка» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЮГРА- РОДИНА МОЯ» Разработчик: Дегтяренко Е. Е. ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст- самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно- экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. В настоящее время, одной из наиболее важных задач, стоящих перед коллективами образовательных учреждений, в том числе и детских садов, является воспитание у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально- положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. Богата Югра, не только природными ресурсами, животным и растительным миром, знаменитыми людьми, но и своими сказаниями, преданиями, играми, загадками. На Югорской земле во многом сохранились культура и традиции народов ханты и манси, издревле проживающих на этой земле. Большой окружающий мир начинает входить в жизнь ребенка, из рассказов взрослых он начинает узнавать о нем, а вот отношение к своей малой родине формируется позже. Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быт ь экологический проект « Югра – родина моя », который разработан с учетом реализуемой учебной программы обучения и воспитания в детском саду. . Этот проект хорошо восполняет пробел воспитательно- образовательной работы с детьми в летний период. Цель проекта: формирование представлений о многообразии природного мира Югры у дошкольников. Задачи: Формировать систему элементарных научных экологических знаний о природе родного края, доступных пониманию ребенка- дошкольника посредством создания слайдовых презентаций; Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе родного края через разные виды деятельности: познавательную, творческую, игровую, трудовую, коммуникативную; Воспитывать гуманное, эмоционально- положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом; Закрепить знания детей о коренных народах Югры и национальных традициях; Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии и природопользования, для взаимодействия с детьми и родителями в ходе реализации проекта. Структура проекта Проект средний по продолжительности, информационно- практико- ориентированный, творческий. Длительность: 3 месяца( июнь, июль, август) . Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Основное содержание Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями и др. Проект предполагает работу по следующим направлениям: Экологическая тропа Пернатые Растения Животные Красавица Обь Заповедники Природоохранные акции По каждому из направлений определены цели и задачи, мероприятия сроки их проведения. Предполагаемый результат: дошкольник со сформированными экологическими представлениями о природе Югорского края на достаточном уровне. Продукт проекта: Тематические слайдовые презентации. Дневники наблюдений за объектами живой природы. Фоторепортаж « Юные экологи ». Развлечение «Я живу в Югре». Экологическая акция « Чистый дворик ». Экологическая акция « Берегите природу ». Экологическая акция «Растут цветы для красоты». Экологическая акция «Экологическая азбука » Критерии результативности: Знания и представления об объектах природы Югры. Отношение детей к природе. Практическая деятельность в природе. Этапы работы над проектом Этап Деятельность педагога Деятельность детей 1 Выявление проблемы Формулируют проблему формирования у детей познавательного интереса к окружающему миру Югорского края. Вживаются в предложенную ситуацию. Вводит в игровую ситуацию детей, определяет задачи проекта. Принимают задачи проекта, через любимые виды деятельности: игра, рисование, лепка, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций. 2 Организация работы над проектом Изучение литературы по проектной деятельности, педагогике, практических методических материалов. Сбор и систематизация информации. Создание слайдовых тематических презентаций. Выявление отношения родителей к данной проблеме( анкетирование, беседы, родительские собрания) . Составление перспективных планов совместно с узкими специалистами, родителями. Выбор диагностической методики, критерии, диаграммы. Пополнение предметно- развивающей среды совместно с родителями. Подбор, систематизация и составление конспектов игр занятий, экологических игр, циклических наблюдений, организует деятельность детей и взрослых. Принимает позицию партнерства. Объединяются в творческие группы по интересам. Планируют свою деятельность для решения поставленных задач. Систематизируют информацию о живой и неживой природе Югорского края. Принимают позицию партнерства. 3 Практическая деятельность по реализации проекта Реализация намеченного перспективного плана с детьми и родителями. Организация и мотивация детей на определенный вид деятельности( занятия, опыты, наблюдения, презентации и т. д. ) . Постановка перед ними проблемы, поиск различных способов доказательства. Организация и контроль всех видов деятельности детей, соблюдение правил безопасности. Привлечение родителей к проведению совместных праздников, развлечений, акций, экскурсий, распространение семейного опыта. Проведение бесед, консультаций, анкетирования по развитию интереса детей к природоохранной деятельности. Тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем – помощь в проведении развлечений, совершенствование навыков в составлении описательных рассказов экологической направленности. Пополнение предметно- развивающей среды. Индивидуальная работа по интересам и способностям. Отбирают необходимые материалы и оборудование для участия в экологических акциях, конкурсах. Разучивают инсценировки, игры драматизации по произведениям художественной литературы коренных народов Югры. Рассматривают и создают презентации и альбомы о жизни животных, живой и неживой природы( совместно со взрослыми) . Читают художественные произведения, познавательные статьи, разучивают стихи, пословицы, поговорки. Выполняют творческие работы по тематике. 4 Презентация итога проекта Руководит подготовкой к презентации проекта « Югра – родина моя » Организует развлечение «Я живу в Югре». Обобщает опыт семейного творчества. Делает анализ успешности проекта. Дети участвуют в познавательном развлечении и в презентации проекта. Рассматривание презентации с последующими выводами, обобщениями, анализами, сравнениями. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ( СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ) Познавательная деятельность Игровая деятельность Художественно- продуктивная деятельность Чтение художественной литературы июнь Беседа «В хороводе деревьев» Цель: обобщить знания о хвойных и лиственных деревьях. Рассматривание схем ы- модели круговорота воды в природе. Цель: дать детям представление о круговороте воды в природе, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам, активизировать словарь детей. Беседа «Как мы заботимся о птицах? » Цель: учить детей заботиться о птицах, активизировать знания детей о птицах, обитающих на территории края. Опыт с водой «Шарики с водой» Цель: расширять представления о свойствах воды. Опыт с водой «В час по чайной ложке». Цель: расширять представления о свойствах воды. Беседа «Водоемы нашего края» Цель: дать представление о водоемах: реки, озера, ручьи, болота. Экологическая акция: «Растут цветы для красоты». Цель: привлечь детей к совместному труду по озеленению территории детского сада, показать значимость этой работы. Просмотр слайдовой презентации «Пернатые друзья» Цель: Закреплять знания о птицах, обитающих на территории нашего края Опыт с водой «Поливаем цветы» Цель: закреплять представления о роли воды в жизни всего живого на Земле. Беседа «Могучая сибирская река – Обь» Цель: рассказать о реке Обь, дать представление о значении реки в жизни людей и животных. Просмотр презентации «Волшебница река» Цель: дать представление о реке Обь Экологическая акция «Экологическая азбука» Цель: формировать экологические представления через организацию экологической тропы. Д/ и «Третий лишний» Д/ и «Что растет на дереве, а что в земле» Д/ и «Узнай по вкусу» Д/ и «На птичьем дворе» Игра- забава «Наседка и цыплята» П/ и «Воробышки и автомобиль» Д/ и «Собери букет» Д/ и «Узнай по описанию» Д/ и «Какая польза от домашних животных» П/ и «Солнышко и дождик» Психогимнастика «Карась и щука» Динамическая пауза «Звериная зарядка» С. Р. И. «Поливаем огород» Психогимнастика: «Цветы» Д/ и « Где чей домик». Цель: формировать у детей коммуникативные и организационные навыки, учить договариваться между собой, развивать познавательный интерес, повышать игровую активность. Аппликация «Одуванчик» Цель: закрепить умение создавать объемную аппликацию из двух кругов, развивать аккуратность при работе с клеем. Рисование «Яблоко» Цель: закрепить умение рисовать по образцу, создавать законченную композицию. Рисование «Деревья на нашем участке» Цель: закрепить умение передавать особенности строения и внешнего вида дерева. Рисование «Нарисуй птицам дорожку в сказку» Цель: развивать творчество и воображение. Лепка «Грибы в корзине» Цель: закрепить умение лепить по представлению, передавать цвет и форму. Рисование: «Чудесные превращения» Цель: закреплять навыки рисования гуашью, развивать воображение. Аппликация «Совушка» Цель: закрепить умение создавать изображение из мелких деталей. Лепка «Гусеница» Цель: закрепить умение раскатывать шарики, соединять их между собой Конструирование из бумаги: «Белые кораблики». Цель: закреплять навыки конструирования из бумаги, путем складывания. Ручной труд « Ежик»( из бросового материала) Цель: закреплять навыки конструирования из бросового материала, развивать фантазию, творчество. Сказка «Спор овощей» Е. Благининой «Яблонька»( стихотворениее) Роман Прокопьевич Ругин Береза Ю. Дмитриева «Цыплята и воробьята»( рассказ) Н. Сладков «Молодой волк» Загадки о животных. «Родничок» Шорыгина Т. А Сказка «Война грибов с ягодами» И. Токмакова «Сосны» Э. Мошковская «Чужая морковка» Стих- е «На грядке». П. Синявский «Грибная электричка» Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу». Т. А. Шорыгина «Беседы о русском лесе». Сивкова Мария «КЕДР» Т. А. Шорыгина « Насекомые какие они» Т. А. Шорыгина «Беседы о воде». Т. А. Шорыгина « Рыбы какие они». Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов о природе, развивать познавательный интерес, воспитывать умение слушать рассказчика, выражать своё мнение об услышанном. июль Беседа «Растения, которые нас кормят» Цель: закрепить знания об овощных и ягодных культурах Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Цель: закрепить умения узнавать и различать птиц по внешним признакам Беседа «Лесные доктора» Цель: закрепить знание о строении птиц, умении птиц избавлять деревья от вредителей. Опыт с водой «Моет трубочиста» Цель: расширять представления о свойствах воды. Беседа «Превращения воды» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Рассматривание листьев, коры и плодов деревьев Цель: закрепить знания о строении дерева, его плодах и листьев Экологическая акция «Чистый дворик» Цель: привлечь внимание детей к чистоте наших дворов, организовать совместную деятельность по уборке территории детского сада Беседа о строении растений Цель: закрепить умение находить и различать части растений Опыт с водой «Кораблики» Цель: расширять представления о свойствах воды. Опыт с водой «Тонет – не тонет» Цель: расширять представления о свойствах воды. Просмотр презентации «Что такое река» Цель: познакомить детей с водными ресурсами нашего края Д/ и «Звери и зверята » Д/ и «Чудесный мешочек» Д/ и «Найди по листу дерево» Д/ и «Чей детеныш» П/ и «Воробышки и кот» Д/ и «Узнай растение» Дидактическое лото «С какого дерева листочек» Д/ и «Кто где живет» П/ и «По кочкам». Игра «Птички- невелички» Психогимнастика «Волны шумят» С. Р. И. «Речное путешествие». Цель: формировать у детей коммуникативные и организационные навыки, учить договариваться между собой, развивать познавательный интерес, повышать игровую активность. Учить детей использовать игровой материал по назначению. Рисование «Трава для зайчат» Цель: закреплять умение рисовать прямые линии, развивать глазомер. Рисование «Заборчик для петушка»( по илл. Ю. Васнецова к потешке «Петушок») Цель: закреплять умение рисовать прямые линии, развивать глазомер. Аппликация «Кораблик плывет по речке» Цель: закреплять умения детей пользоваться ножницами, резать по прямой, складывать заготовку пополам, развивать чувство композиции. Лепка «Лиса» Цель: закреплять приемы лепки, развивать умение доводить начатое дело до конца. Рисование «Чудо- птица»( по мотивам дымковской игрушки) Цель: закреплять знания о народных промыслах, учить использовать элементы росписи для создания образа птицы. Лепка «Сказочная птица» Цель: закреплять приемы лепки, использовать в работе стеку. Рисовании « Рисуем диких животных» Цель: закрепить навыки рисования животных, закрепить умение подбирать цвет путем смешивания красок Аппликация «Рыбное царство»( рваная аппликация) Цель: закреплять навыки выполнения рваной аппликации, развивать чувство композиции. Рисование: «Летняя полянка»( рисование тычками) . Ц ель: закреплять умение рисовать используя прием тычка, учить детей смешивать краски. Н. Саконская «В лесу»( стих- е) Загадки о животных Ю. Дмитриева «Утята и цыплята»( рассказ) В. Бианки «Хитрый Лис и Умная Уточка» Е. Трутнева «Белка» А. Майков «Крот уж лист золотой»( стих- е) Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук» Рассказ «Зеленые страницы» «Сказка о капельке» Потешки о грибах и ягодах Юван Шесталов «Таёжная поэма», «Сказка в синий полдень». ( ч тение отрывков) Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов о природе, развивать познавательный интерес, воспитывать умение слушать рассказчика, выражать своё мнение об услышанном. август Просмотр презентации «Птицы нашего края» Цель: закрепить знания о пернатых обитателях леса Опыт с водой «Налил- вылил» Опыт с водой «Выжми мочалку» Опыт с водой «Волшебное свойство Цель: обогащать практический опыт детей, расширить представления о свойствах воды. Беседа «Какие животные обитают в нашем крае? » Цель: сформировать представление о диких животных, обитающих в нашем крае. Беседа «Мой любимый цветок» Цель: учить детей эмоционально выражать свое отношение к природу Беседа о зимующих и перелетных птицах. Цель: дать представление о причинах миграции птиц. Просмотр презентации «Значение воды в жизни на Земле» Цель: формировать осознанное бережное отношение к воде. Экологическая акция « Берегиня » Цель: привлечь внимание детей на красоту природы, поставить перед детьми проблему загрязнения природы – как этого избежать, учить выполнять поделки из бросового материала Просмотр презентации «Красная книга Югры» Цель: познакомить детей с понятием «красная книга природы» и животными нашего края, которые в неё занесены. Развлечение «Я живу в Югре» Д/ и «Отгадай что за животное» Д/ и «Похож – не похож» Д/ и «Угадай по запаху» Д/ и «Посадим дерево» Д/ и «Кто как кричит» Д/ и «Чего не стало» Д/ и «Назови детенышей» Игра «Угадай, это зверь или птица? »( по модели) П/ и «Птицы и лиса» Физминутка «Медвежата в чаще жили» С. Р. И. «Собираем урожай» П\ и «Съедобное, несъедобное». Цель: формировать у детей коммуникативные и организационные навыки, учить договариваться между собой, развивать познавательный интерес, повышать игровую активность. Учить детей использовать игровой материал по назначению Аппликация «Шишки на елке» Цель: закрепить умение вырезать овал из прямоугольника, наклеивать мелкие детали. Оригами «Журавлик» Цель: продолжать знакомить детей с выполнением работы приёмом оригами. Учить складывать базовую форму по образцу. Лепка «Лиса и волк» Цель: закрепить умение лепить фигуры животных, составляя их из частей, которые соединяются с помощью примазывания Ручной труд: «Пчелка»( из бросового материала) Аппликация «Лесной пейзаж»( пальчиковое рисование) Создание стенгазеты «Заповедники Югры» Ручной труд «Необычные грибы»( из бросового материала) Цель: закреплять навыки конструирования из бросового материала, развивать фантазию, творчество. З. Александрова «Одуванчик»( стих- е) Ю. Дмитриева «Дети всякие бывают»( рассказ) Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» С. Маршак «Посылали козлика за водой» Сказка бабушки Аннэ «Как окунь полосатым стал». В. Бианки «Музыкант» Пословицы о животных Тарханов Андрей Семёнович – «Первая завязь». Ю. Тувим «Овощи» Тарханов Андрей Семёнович «Морошковое лето». Загадки о домашних животных Е. Серова «Славная семейка» Т. А. Шорыгина «Звери в лесу», «Птицы – какие они? », «Насекомые – какие они? », «Деревья – какие они? » Составление сказки: «О чем шепчутся деревья». Тарханов Андрей Семёнович «Утренний лыжник», «Исповедь язычника» Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов о природе, развивать познавательный интерес, воспитывать умение слушать рассказчика, выражать своё мнение об услышанном. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ( СТАРШИЙ ВОЗРАСТ) Познавательная деятельность Игровая деятельность Художественно- продуктивная деятельность Чтение художественной литературы июнь Беседа об уходе за комнатными растениями. Цель: закрепить знания о приемах ухода за комнатными растениями, использовать алгоритм. Беседа «Растения нашего края» Цель: расширять и обогащать знания детей о растениях растущих в нашей местности. Экологическая акция: «Растут цветы для красоты». Цель: привлечь детей к совместному труду по озеленению территории детского сада, показать значимость этой работы. Экологическая акция «Экологическая азбука» Цель: формировать экологические представления через организацию экологической тропы. Беседа «Как мы заботимся о птицах» Цель: формировать осознанное отношение к заботе о пернатых. Опыты с водой «Цветы лотоса» Опыты с водой «Куда делись чернила? » Опыты с водой «Рукам своим не верю» Опыт «Может ли «кипеть» холодная вода? » Цель: расширять представления детей о свойствах воды, развивать навыки экспериментальной деятельности. Просмотр презентации «Богатство наших рек» Цель: обогащать знания и представления о природных ресурсах родного края. Беседа «Зеленая аптека» Цель: учить детей распознавать лекарственные растения. Просмотр презентации «Птицы нашего края» Просмотр презентации «Река Обь» Цель: дать детям представление о реке Обь как одной из самых крупных рек в Сибири и в России. Беседа «Вода – начало всех начал» Цель: обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значении в жизни растений, животных и человека Беседа «Заповедные места Югры» Цель: познакомить с заповедниками нашего края, с профессией лесника- эколога Беседа «Что ты знаешь о хищных и травоядных животных? » Цель: в ходе общения выяснить, чем отличаются хищные животные от травоядных. Д/ и «Отгадай, что за животное» Д/ и «Похож –н е похож» Д/ и «В поле, в саду, в лесу, на лугу» Д/ и «Что общего» Д/ и «Меню для птиц» Д/ и «Угадай что за птица» П/ и «Ловля оленей» П/ и «Совушка- сова» Д/ и «Удивительный мир растений» Д/ и «Детки с ветки» Д\ и «Живо е- неживое». Д\ и «Четвертый лишний». Д\ и «отгадай и назови». Театрализация «Мы на речке отдыхали». Цель: формировать у детей коммуникативные и организационные навыки, учить договариваться между собой, развивать познавательный интерес, повышать игровую активность. Учить детей использовать игровой материал по назначению. Развивать навыки театрализованной деятельности. Аппликация «Ваза с фруктами» Цель: Закреплять умение резать по прямой, по контуру, учить детей украшать работу мелкими деталями. Рисование «Растения нашего края» Цель: учить детей рисовать с натуры, используя известные им техники рисования. Аппликация: «На лесной опушке» Цель: продолжать использовать приемы оригами для создания объёмной аппликации. Аппликация «Подсолнух»( из семечек) Цель: закреплять навыки работы с природным материалом, развивать аккуратность. Рисование «Птицы – они такие разные» Цель: закрепить умение рисовать птиц по представлению, дополнять рисунок новыми элементами. Ручной труд «Снежная птица Счастья» Цель: закреплять навыки конструирования из бросового материала, развивать фантазию, творчество. Рисование: «Рисунок ветра»( с помощью струи выдыхаемого воздуха) . Цель: познакомить с новым приемом рисования, обогащать художественный опыт детей. Лепка из соленого теста «Речное царство». Цель: учить детей лепить из соленого теста, разрабатывать дизайн своей работы, грунтовать поделку для дальнейшего разукрашивания. Конкурс рисунков на асфальте « Мир в котором я живу» Стих- е «Что такое луг? » Е. Серова «Маки» Чтение А. Тараскин «Сколько я знаю дождей» Загадки о грибах, растениях, животных. « Птицы – какие они? » С. Маршак «Праздник леса» Роман Прокопьевич Ругин «Береза» «Рябина» Составление сказок об обитателях леса. Чтение: «Путешествие Кап и Л и». Шорыгина Т. А. В. Бианки «Купание медвежат» Т. А. Шорыгина « Рыбы какие они» Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу» Т. А. Шорыгина « Птицы какие они». Тарханов Андрей Семёнович «Морошковое лето». Т. А. Шорыгина «Беседы о русском лесе» Т. А. Шорыгина «Беседы о воде». Т. А. Шорыгина « Насекомые какие они». Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов о природе, развивать познавательный интерес, воспитывать умение слушать рассказчика, выражать своё мнение об услышанном. июль Беседа «Какие вы знаете деревья и кустарники» Цель: активизировать знания детей о деревьях и кустарниках растущих в сибирских лесах. Беседа «Лекарственные растения» Цель: закрепить знания детей о многообразии лекарственных растений. Беседа «В гостях у птиц» Цель: закрепить умение детей различать птиц по внешнему облику, знать их места обитания. Циклическое наблюдение наблюдение за ростом кустарника на территории детского сада. Разгадывание кроссворда «Явления природы». Экологическая акция «Чистый дворик» Цель: привлечь внимание детей к чистоте наших дворов, организовать совместную деятельность по уборке территории детского сада Беседа «Дары леса» Цель: учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; ядовитые и неядовитые ягоды. Просмотр презентации «Как мы заботимся о птицах» Цель: формировать представления детей о природоохранных акциях. Экскурсия по экологической тропе детского сада. Беседа «Рыбы водоемов нашего края» Цель: познакомить с подводным царством наших рек и озер. Просмотр презентации «Значение воды в жизни на Земле» Цель: формировать представления у детей о значении воды в жизни человека и её роли в развитии жизни на земле. Просмотр презентации «Красная книга Югры» Цель: рассказать детям о защите животных и птиц в нашем крае. Д/ и «Звери и зверята » Д/ и «Собери букет» Игровая деятельность «Замок на песке». Д/ и «Цветочный магазин» Д/ и «Сосчитай птиц» Д/ и «В мире металла». Психогимнастика «Ловкая рыбка – лучший пловец» П/ и «Хитрая лиса» Динамическая пауза «Звериная зарядка» Театрализация « Колобок- магнитный бок». П/ и «Щуки и рыбки» Д/ и «123 к названному дереву беги» Д\ и «Кто в речке живет». С. Р. И. «На привале». д\ и «кто где живет» Игра- драматизация «Подземные жители». Цель: формировать у детей коммуникативные и организационные навыки, учить договариваться между собой, развивать познавательный интерес, повышать игровую активность. Учить детей использовать игровой материал по назначению. Развивать навыки театрализованной деятельности. Конструирование из бумаги «Веер» «Парашют». Цель: развивать конструктивные навыки, закреплять приемы складывания. Рисование «Медведица с медвежатами» Цель: закреплять навыки рисования животных; закреплять умение подбирать цвет путем смешивания красок. Пластилинография «Лесные ягоды» Цель: закреплять навыки изготовления картин из пластилина, обогащать творческий опыт детей. Изготовление коллажа «В некотором царстве в нефтяном государстве». Цель: учить детей выполнять коллажи, используя разные техники работы, печатный материл, бросовый. Коллективная работа: «Могучая река Обь »- стенгазета. Цель: учить детей коллективному творчеству. Развивать художественный вкус. Изготовление барельефа «Совушка- сова». Цель: закреплять навыки работы с глиной, используя в работе стеку. Конкурс рисунка «Красная книга Югры» Стих- е «За цветами» Тарханов Андрей Семёнович «Утренний лыжник», «Исповедь язычника» А. Прокофьева «Лето» Тарханов Андрей Семёнович – «Первая завязь». Н. Сладков «Лесные силачи» «Река Сибири Обь» Хантыйская сказка «Лес и ручей» Пословицы и поговорки о дереве И. Соколов- Микитов «Сосновый бор» В. Бианки «Лесные домишки » Т. А. Шорыгина « Насекомые какие они». Сергей Сметанин «Сургут» Сергей Сметанин «Песня рыбака- ханты» Сергей Сметанин «Югра». Тарханов Андрей Семёнович «Утренний лыжник», «Исповедь язычника» Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов о природе, развивать познавательный интерес, воспитывать умение слушать рассказчика, выражать своё мнение об услышанном. август Беседа «Растения, которые нас кормят» Цель: учить детей различать культурные растения и дикоросы. Циклические наблюдения за посадками на огороде. Труд в природе. Цель: развивать умение наблюдать за объектами природы, передавать свои впечатления в речи. Опыты с водой «Я и река» Опыты с водой «Водяной подсвечник» Опыты с водой «Подводная лодка из яйца» Цель: расширять представления детей о свойствах воды, развивать навыки экспериментальной деятельности. Просмотр презентации «Природные богатства Югры» Цель: продолжать знакомить с многообразием природного богатства нашего края, воспитывать гордость и сопричастность к своей малой Родине. Наблюдение за деревьями на участке детского сада. Труд в природе. Цель: развивать практические навыки наблюдения за живыми объектами. Беседа «Возду х- среда обитания живых существ» Цель: познакомить детей с проблемой загрязнения воздуха. Просмотр презентации «В гостях у птиц» Цель: обогащать представления детей о многообразии пернатых на территории нашего края. Просмотр презентации «Круговорот воды в природе» Цель: расширять и обобщать представления о круговороте воды в природе. Работа с альбомами наблюдений «Мои наблюдения и исследования в природе». Цель: учить практическим навыкам оформления результатов за объектами природы. Экологическая акция « Берегиня » Цель: обратить внимание детей на красоту природы, поставить перед детьми проблему загрязнения природы, как этого избежать, учить выполнять поделки из бросового материала Развлечение «Я живу в Югре» Д/ и «Третий лишний» Д/ и «Узнай растение» Д/ и «Назови цвет, форму, посчитай» Д/ и «Похожа – непохожа » Физминутка «Медвежата в чаще жили» П/ и «Волк во рву» Д/ и «Угадай по вкусу» Фонопедическое упражнение «Подводный разговор» Д/ и «Докажи словечко» П\ и «Важенка и оленята». Д\ и «Земля, вода, воздух». Д\ и « Зоолото ». Слушание «Голоса птиц» Д/ и «Плавае т- тонет». П/ и «Ручейки и озера». П\ и «Дружные пары». П\ и « Хэйро ». Цель: формировать у детей коммуникативные и организационные навыки, учить договариваться между собой, развивать познавательный интерес, повышать игровую активность. Учить детей использовать игровой материал по назначению. Развивать навыки театрализованной деятельности. Рисование «Растения, которые лечат» Цель: закреплять умение детей рисовать с натуры, используя известные средства выразительности. Ручной труд «Брусника» Цель: закреплять приёмы работы с бумагой и салфетками, развивать творчество, умение доводить начатое дело до конца. Аппликация «Журавль « Стерх »» Цель: продолжать использовать приемы оригами для создания объёмной аппликации. Лепка «Северный олень» Цель: закреплять навыки лепки из целого куска пластилина, развивать умение использовать в работе бросовый материал. Оригами «Сказочный цветок» Цель: продолжать использовать приемы оригами для создания объёмной аппликации. Аппликация «Птица на ветке» Цель: продолжать учить детей безопасному использованию ножниц в работе, развивать творчество в работе. Ручной труд «Божья коровка»( шитье) Цель: закреплять навыки работы с тканью, иголкой. Конкурс плакатов «Что мы сажаем, сажая леса» Цель: учить детей коллективному творчеству. Развивать художественный вкус. Дать представления о значении пропагандистской деятельности. В. Товаркова, «Колокольчик» Считалки о грибах Е. Чарушин «Белка» Н. Сладков «Медведь и солнце» А. Прокофьев «Ели» Загадки о деревьях, животных П. Глебка «Грибы» Чтение «Уроки Айболита»( ОБЖ) Заучивание «На лугу» С. Прокофьев. Чтение В. Бианки «Лесная газета». Чтение Н. Сладков «календарь природы». Пётр Антонович Суханов «Родина» Цель: продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов о природе, развивать познавательный интерес, воспитывать умение слушать рассказчика, выражать своё мнение об услышанном. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОЕКТУ Содержание Цель июнь 1. Стенд «Экологические мероприятия в МАДОУ» 2. Консультация: «Слайдовые презентации дома» 3. Экологическая акция: «Экологическая азбука» Экологическая акция: «Растут цветы для красоты» 4. Мастер – класс по созданию слайдовых презентаций. Ознакомить родителей с работой МАДОУ по экологическому образованию дошкольников в летний период. Расширить представления о формах совместной познавательной деятельности с ребёнком. Привлечь родителей к проблеме организации развивающей среды детского сада и группы. Расширять формы взаимодействия с родителями по обогащению экологических знаний у детей. июль 1. . Консультация: «На природу всей семьей». 2. Создание презентации: « Край в котором я живу». 3. Экологическая акция: «Чистый дворик» 4. Фоторепортаж: « Юные помощники природы». 5. Конкурс на лучшую семейную сказку: «Мой ласковый югорский зверь» Формировать представления о здоровом образе жизни семьи; познакомить с разнообразием игр, проводимых на природе. Активизировать инициативную группу родителей к совместной деятельности по созданию презентации. Привлечь внимание родителей и детей к чистоте наших дворов, организовать совместную деятельность по уборке территории детского сада. Привлечь родителей к проблеме сохранения окружающей среды. . Формировать творческую активность родителей, обогащать совместную деятельность в семье, развивать стремление к успеху. август 1. Фотовыставка: “Родные просторы” 2. Конкурс рисунков: «Я живу в Югре». 3. Экологическая акция: « Берегиня » 4. Экологический праздник: «Я живу в Югре». 5. Консультация: «Использование слайдовых презентаций в формировании познавательного интереса старших дошкольников» Расширить формы взаимодействия с семьёй по формированию экологических представлений. Расширять представления о разнообразии форм совместной творческой деятельности с детьми; Формировать творческую активность семьи. Привлекать родителей к совместному творчеству. Побуждать родителей к повышению мотивации у детей. Повышать познавательный интерес к родному краю; воспитывать гражданск о- патриотические чувства у детей. Учить использовать презентации, как мотивационный стимул в процессе обучения детей. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Коллекции: Полезные ископаемые Семена Мини- лаборатория: Емкости разных размеров( 12 шт. ) Пробирки( 10 шт. ) Лупы( 8 шт. ) Трубочки( 20 шт. ) Цветные стекла( 8 шт. ) Микроскоп( 1 шт. ) Компас( 1 шт. ) Магниты( 12 шт. ) Гербарии: Лекарственные растения Сельскохозяйственные растения Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников Дикорастущие растения Культурные растения Календарь наблюдений за природой Картотеки: Наблюдения в природе Опыты и эксперименты Экологические игры Художественное слово по временам года Библиотека познавательной литературы Оборудование для трудовой деятельности: Наборы по уходу за комнатными растениями( 4 шт. ) Фартуки из клеенки( 4 шт. ) Лейки( 3 шт. ) Опрыскиватель( 3 шт. ) Садок( 2 шт. ) Скатерти из клеенки( 3 шт. ) Горшки для рассады( 6 шт. ) Плакаты: Круговорот воды в природе Живое – неживое Времена года Лето Весна Зима Осень Птицы Животные севера Дидактические игры: Зоолото Играем и учимся Где чья мама Лото « Животные » Лото « Растения » Знакомимся с окружающим миром Животные и их детеныши Времена года Четвертый лишний Что где растет Этажи леса Кто где живет Занимательная экология Я живу в Югре Экологический светофор Берегите живое Малыши- крепыши Поваренок Театральная деятельность: Теневой театр Театр « Би- Ба- Бо » Настольный театр Пальчиковый театр Театр на ладошке Маски Дневник наблюдений за объектами живой природы Схемы- модели: Признаки живого Признаки рыб Признаки животных Признаки птиц Времена года Комнатные растения Фломастеры, карандаши, альбомы, цветная бумага, ножницы, клей, кисти. Проектор. Экран. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Васильев В. Проектно–исследовательская технология: развитие мотивации/ / Народное образование, 2000, № 9, c. 177 – 180. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с –( Библиотека руководителя ДОУ) . Киселева Л. С. , Данилина Т. А. , Лагода Т. С. , Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – 3 – е изд. , испр и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 96 с. Новикова Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ / Народное образование, 2000, № 7, с. 151 – 157. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ А вт. - сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 2- е изд. , испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004 – 96 с. ( Развитие и воспитание дошкольника) Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения/ / Завуч, 2003, № 6, с. 36 – 44.