Развитие воли в различных видах детской деятельности
Характеристика ребенка как субъекта воли связана с характеристикой условий его жизни и деятельности в этих условиях. Жизнь задана ребенку как задача, как проблемная ситуация, в которой ему необходимо принимать решения и действовать.
Воля развивается в процессе освоения ребенком деятельности во всех ее структурных компонентах. В то же время воля лежит в основе сознательного построения им своей новой деятельности, в основе переноса умения совершить волевое действие из одной деятельности в другую.
Уже в дошкольном детстве закладываются основные виды деятельности: игра, начальные формы труда, деятельность на занятиях.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно в игре возникают и развиваются фундаментальные личностные новообразования.
Характерной особенностью игры становится символизм, оперирование предметами-заместителями, "оторванными" от реальных предметов значениями, от реальных ситуаций - смыслами, и сознательное построение своих действий в соответствии с ними, преобразование реальных предметов в соответствии с собственным замыслом. Все это содержит в себе возможность прогноза своих действий, их сознательной регуляции, переноса в другие ситуации, что является признаком произвольности.
Кубик является одной из самых абстрактных игрушек, в том смысле, что его можно наделить в соответствии с игровым замыслом максимальным количеством любых свойств, "предложить" ему практически любую роль. В этом от него значительно отстают игрушки с достаточно жестко фиксированными свойствами. С помощью кубика ребенок может создавать любую игровую ситуацию и в соответствии с ней строить свои игровые действия. Причем их структуру будут составлять элементы волевого действия (цель, мотив, планирование, исполнение, достижение цели и оценка).
Сюжетно-ролевая игра - это осмысленная деятельность с наличием замысла. Она требует от ребенка умение ставить цель, планировать ход действия, выбирать средства достижения цели, подчинять свои действия цели, преодолевать трудности, достигать поставленной игровой цели.
Рисование - одно из самых любимых занятий дошкольников. Изучению рисунков посвящены работы Е. А. Панько, Кольцовой, В. С. Мухиной и других, в которых рисунок рассматривается как результат усвоения ребенком социального опыта, средство изучения межличностных отношений, особенностей эмоциональных состояний, мышления.
Нет игры там, где нет отношения ребенка к правилам. Правила - это внешние требования, которые создают для ребенка нормы действия и нормы поведения в коллективе играющих. Чем жестче правило, чем большего приспособления оно требует от ребенка, чем больше регулирует его деятельность, тем игра становится напряженнее и острее. Воля ребенка рождается и развивается в игре с правилами. Важным моментом здесь является появление мотива выиграть при соблюдении правил.
Применительно к детям дошкольного возраста термин "труд" определяет круг занятий детей. Сюда относится труд, связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, животными, выполнение заданий и так далее любое их этих заданий должно представлять для ребенка определенную сложность. "Труд не игра и не забава, он всегда серьезен и тяжел, - подчеркивал К. Д. Ушинский, - само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, е приготавливать к труду'.
Предпосылкой развития воли в труде является регулярное выполнение ребенком своих обязанностей.
В исследовании Л. Образцовой и Т. Чумаковой показано, что основой формой трудовой деятельности детей в детском саду являются дежурства. Развитие воли происходит здесь в русле формирования у детей определенных знаний и умений.
К. Я. Вязиной были выявлены группы детей, различающиеся по степени развития целеустремленности в труде:
- Дети нуждаются в помощи воспитателя при постановке цели труда и ее достижении. При выполнении задания часто отвлекаются, отклоняются от цели.
- Дети ставят цель в трудовой деятельности, но достигают ее не самостоятельно, а с помощью взрослого.
- Дети самостоятельно ставят цель, выбирают средства для ее осуществления, согласуют свои действия с замыслом и действиями других.
Для каждой из выделенных групп вырабатываются свои задачи воспитания воли в труде.
Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для произвольного труда.
Игра дошкольника в органической и естественной форме сочетает в себе два необходимых условия для развития волевого и произвольного действия: с одной стороны, повышение мотивированности, с другой - осознанность поведения. Игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития этих важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте