Рабочая программа платных образовательных услуг по обучению рисованию «Путешествие в мир искусства»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9 «Малахитовая шкатулка» УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ ДСКВ №9 «Малахитовая шкатулка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ В. Н. Ефимова Приказ №_ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Педсовет №_ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА платных образовательных услуг по обучению рисованию «Путешествие в мир искусства» для детей старшего дошкольного возраста 5- 7 лет на 2014- 2015 учебный год Воспитатель: В. А. Красноухова г. Нижневартовск Содержание программы 1. Пояснительная записка 1. 1. Цели и задачи по реализации программы 1. 1. 1. Принципы и подходы к формированию программы 1. 1. 2 Планируемые результаты освоения программы 1. 1. 3. Формы оценки качества и результативности 2. Содержа ние курса программы 2. 1 Описание организации образовательного процесса программы 2. 1. 1. Формы, методы, способы и средства реализации программы 2. 1. 2. Содержание работы по разделам программы 2. 1. 3. Учебный план программы 3 Тематическое планирование с учетом возрастных особенностей детей 3. 1. Описание материально- технического обеспечения курса «Волшебная кисточка» 3. 2. Список используемой методической литературы 1. Пояснительная записка. Рабочая программа дополнительных образовательных платных услуг « Путешествие в мир искусства » направлена на изучение изобразительного и декоративно- прикладного искусства, создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральн ого государственного стандарта, основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию: Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) ; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным образовательным программам дошкольного образования»( приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва) ; Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2. 4. 3049- 13) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой. Устав МБДОУ ДСКВ №9 «Малахитовая шкатулка» Л ицензия на образовательную деятельность Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному и декоративно- прикладному искусству. Является модифицированной, предназначена для обучающихся старшего дошкольного возраста и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. П рограмма расширяет представления воспитанников о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельностью, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением групповой комнаты, детского сада, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на расширенное знако мство с различными живописными, графическими и нетрадиционными техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования у детей способности к изобразительной деятельности, лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых, для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа дополнительного образования по изобразительному искусству способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком. Характеристика программы по образовательной области — художественно- эстетическая; по педагогическим целям — развивающая; по возрастной категории старший дошкольный возраст; по продолжительности — один год: по форме организации деятельности детей — групповая. . Направленность прог раммы Предлагаемая программа имеет художественно- эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В период кризисного развития современного общества проблема вос питания духовности подрастающего поколения является одной из акту альных. Духовная культура дошкольника — это процесс и резуль тат приобщения личности к духовному опыту человечества, включая со вокупность знаний и творческих достижений культуры( когнитивный компонент) , общения и отношений человека к себе, другим людям и ок ружающему миру( коммуникативный компонент) и опыт самореализа ции личности в творческой деятельности( практический компонент) . В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из приоритетных целей является - х удожественно- эстетическое развитие детей, которое предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и д Педагогическая целесообразность. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. 1. 1 Цель и задачи программы Цель — развитие духовного потенциала дошкольников сред ствами художественно- эстетической деятельности. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной – формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта; художественно- творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства( рисунка, живописи и композиции) . Задачи: в области обучения сформировать умение работать с различными художественными материалами( краски, уголь, тушь, пастель, воск, восковые мелки, и др. ) ; сформировать представление о видах и жанрах изобразительной деятельности; сформировать умение самореализовывать себя через творчество; обучить основам дизайна и цветоведения; развивать чувство формы, цвета и вкуса. в области воспитания воспитывать любовь и бережное отношение к Природе; сформи ровать понимание того, что природа- неисчерпаемый источник вдох новения; учить видеть, понимать и ценить Красоту; воспитывать активное стремление к творческому поиску и дове дению начатого до конца; сформировать основы художественно- эстетического вкуса; воспитывать чувство коллективизма; воспитывать ответственность, целеустремленность. в области развития развивать интерес к изодеятельности как способу самовыраже ния; развивать творческий потенциал ребенка; развивать зрительную память, глазомер и мелкую моторику; развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию; развивать способность творчески использовать жизненные наблю дения, воображение, фантазию для создания новых образов в художе ственно- практической деятельности. В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания 1. 1. 1. Принципы и подходы к формированию программы: Основные дидактические принципы программы: Принцип наглядности Данный принцип один из основных дидактических принципов, тре бующий опоры на зрительное восприятие изучаемого материала. Обучение по программе обеспечивается дидактически наглядным материалом: иллюстрации, схемы, детские работы прошлых лет, вы полненные разнообразными техниками и приемами. Этот принцип реализуется также в следующих формах работы с воспитанниками: эк скурсии на природу, выставки в музее, «занятие любования». Принцип доступности Данный принцип требует тщательного отбора изучаемого материала согласно возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников. Обучение по программе ведется на доступном для понимания воспитан ников уровне, способствует повышению интереса и желания учиться и получать новые знания в области изобразительного искусства. Принцип единства обучения и воспитания Процесс обучения основам изо бразительного творчества требует внимания, сосре доточенности и погружения в образ, что дает положительные результа ты в области накопления знаний, умений, навыков для дальнейшего развития ребенка и самовыражения его чувств и душевных состояний. Программа учит видеть прекрасное вокруг себя, бережно относиться к природе, ценить красоту. Принцип систематичности и последовательности В программе предложена такая организация образовательного про цесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень, сле дуя логике «от простого к сложному ». Гуманистические принципы Реализация поставленных целей осуществляется посредством личностно- ориентированного подхода к ребенку. Образование в рамках этой педагогической технологии предполага ет: добровольность и свободный выбор ребенком вида деятельности, помощь в самоопределении и поиске своих интересов и способностей, педагогическую поддержку. Принцип свободы выбора Свобода выбора реализуется в самостоятельности воспитанника при разработке той или иной темы, цветового решения, композиционного построения, в выборе материала. Он может трактовать тему, исходя из своего понимания и восприятия, при поддержке педагога, по желанию спрашивая совета. Педагог обязательно предлагает несколько возмож ных вариантов на выбор. Принцип самореализации Создание творческих условий, способствующих проявлению нрав ственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей. Педагог дополнительного образования способен вывес ти ребенка на результат через показ веера вариантов, в процессе кото рого демонстрируется привлекательность материалов( краски, уголь, тушь, цветные карандаши, пастель, воск и др. ) , техник, разнообразие приемов. В результате ребенок делает свой индивидуальный выбор, непосредственно близкий только ему и выходит на следующий виток развития и духовного самовыражения. Принцип эмоциональной отзывчивости Данный принцип предполагает подбор содержания материала с ус ловием раскрытия понятия красоты и эмоционального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, эмпатию. Принцип безграничной веры в возможности ребенка Согласно этому принципу педагог постоянно создает ситуацию ус пеха для каждого ребенка и поддерживает его, опираясь на индивиду альность ребенка, педагог стимулирует способность ребенка творить со свойственной только ему непосредственностью, манерой, Основные принципы, заложенные в основу творческой работы: принцип творчества( программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей) ; принцип научности( детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др. ) ; принцип доступности( учет возрастных и индивидуальных особенностей) ; принцип поэтапности( последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий) ; принцип динамичности( от самого простого до сложного) ; принцип сравнений( разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала) ; принцип выбора( решений по теме, материалов и способов без ограничений) . Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области, заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. 1. 1. 2. Планируемые результаты освоения программы Главным результатом реализации про граммы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок Обучаю щиеся кружка « Путешествие в мир искусства » должны знать: основные жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, графические материалы( карандаши цветные и простые, воско вые мелки) , их свойства; основы цветоведения: основные, составные и дополнительные цвета( смешение цветов, размывка цвета) ; основы рисования человека, портрета; виды и свойства бумаги( плотность, эластичность) ; специальные термины: эскиз, набросок, мольбер т, палитра, ком позиция, ; основы композиционного построения на формате; знать понятия: штрих, линия, мазок, тычок, набивка; технику безопасности при работе с кистью, клеем, цветными ка рандашами, ножницами. Декоративные росписи: Хохломская, Жостово Гжельская, Дымка, Городец, Палех, Федоскино Уметь: изображать объемные и полуобъемные композиции; различать теплые и холодные цвета, хроматические и ахромати ческие; смешивать цвета на палитре; свободно владеть кистью( плашмя и кончиком в разном направ лении) ; передавать цветом настроение; последовательно рисовать портрет человека составлять композицию из предметов, последовательно работать над живописным изображением рисунка. применять разные техники изображения действовать по инструкции; Иметь представление: о месте расположения предмета в пространстве( посередине, сле ва, справа, вверху, внизу, по углам) ; о величине изображаемого предмета( большой, мелкий, высокий, низкий, длиннее, короче) . 1. 1. 3. Формы оценки качества и результативности Организация педагогической диагностики Диагностическое отслеживание выполня ет три функции: информационную, оценочную и формирующую. Сбор информации помогает педагогу ориентироваться в процессе обучения и соответственно выбирать методы обучения. Оценочная функция имеет несколько аспектов: корректирующий, стимулирующий измерительный. Формирующая функция позволяет дифференцировать, выстраивать перспективы дальнейшего взаимодействия с детьми и родителями. Используется набор диагностических методик( тесты, опросники, карты наблюдений, интервью с родителями) . Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями и умениями, над тем как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют свои навыки в дальнейшем. Для выявления недостатков, достоинств детского творчества и работа над ним, после каждого занятия необходимо производить просмотр детских рисунков. Кроме того, в этом просмотре должны учувствовать и сами маленькие художники. Продумывая, что сказать о выбранном им изображении, ребёнок выделяет и осознаёт понравившиеся ему качества рисунка, , лучше запоминает их и может по- своему использовать в дальнейшем. Организация и обсуждение выставки детских работ. До ш кольники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения воспитанники определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач. Предполагается проведение диагностики в начале, середине и в конце учебного года. Оценку уровня изобразительной деятельности следует давать исходя из следующих показателей: 1) эмоциональное восприятие ребенком предметов изобразительного искусства; 2) технические навыки и изобразительные способности; 3) воображение и творческие способности. По этим показателям определяются уровни развития изобразительной деятельности ребенка: низкий, средний, высокий, т. к. в этом возрасте технические навыки и творческие способности находятся в стадии формирования, поэтому нет показателя «достаточный уровень». Механизм определения индивидуального развития ребенка: от 6 до 8 баллов- н е выполняет от 9 до 12 баллов- выполняет с помощью от 13 до 15 баллов- выполняет самостоятельно Критерии Не выполняет Выполняет с помощью Выполняет самостоятельно Уровень эмоциональной отзывчивости и интерес к ДПИ Задание: предложить рассмотреть хохломскую посуду, жостовский поднос. Равнодушен к произведениям ДПИ Эмоции выражены слабо Ярко выраженная эмоциональная отзывчивость Способность восприятия и понимания художественных образов Задание: рассмотреть дымковскую игрушку Не воспринимает увиденное как художественный образ Называет увиденный образ, но слабо понимает его назначение Радостно воспринимает увиденную народную игрушку, понимает ее назначение Уровень технических навыков Задание: рисование на тему «Я и моя семья»( краски, палитра, простой карандаш Изобразительные умения развиты слабо, формы расплывчаты, пропорции нарушены, неуверенная, путает названия цветов, не знает как получить оттенки цвета. Выполняет легкие задания, линия достаточно уверенная, но напряженная; рука воспроизводит прямые линии, но ломанные, волнистые, с трудом; знает основные цвета, умеет смешивать краски для получения оттенков, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со стороны взрослого. Уверенно выполняет задания, достаточно точно передает форму, строение предмета, линия, достаточно уверенная, четкая; знает основные и составные цвета, уверенно работает с красками, смешивая их и получая оттенки цвета; чувствует и использует в рисунке пространство и место узора. Наличие творческого воображения и оригинальности в составлении узора. за дание: Нарисовать узор на вазе( шаблон вазы, цветные карандаши) в оображение не развито, при выполнении задания нуждается в помощи педагога. Воображение развито слабо, рисунки и узоры банальны, однообразны, часто повторяемы. Содержание рисунков и работ базируется на понимании узора, предмета, на достаточном уровне развита фантазия, узоры на рисунках разнообразны и не повторяют друг друга. 2. Содержание курса программы 2. 1. О рганизация образовательного процесса Для детей дошкольного возраста важен результат их дея тельности, чтобы созданное изображение удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успеш ного овладения художественной деятельностью и развития их творче ства. Знания основ изобразительной деятельности закрепляются практикой. Как подведение итогов изученного материала каждого этапа используется проведение выста вок и вернисажей. Для поддержания интереса детей к творчеству рекомендуется исполь зовать разнообразные формы организации образовательного процесса. Занятие — основная форма организации образовательного процес са. На занятиях по изобразительному творчеству обучающиеся под руководством педагога последовательно, соответственно программе, приобретают тео ретические знания и практические навыки, а также усваивают элемен ты базовой культуры личности. Структура комбинированного занятия: Вступительная часть включает организационный момент, беседу по технике безопасности, сообщение целей и задач занятия. Этап повторения пройденного материала предполагает повторение ранее изученных тем или разделов программы, закрепление ранее по лученных знаний. Теоретическая часть представляет собой беседу на заданную тему, сообщение новой темы и объяснения задания. Практическая часть включает создание творческой работы само стоятельно или под руководством педагога. Заключительная часть включает коллективный просмотр выполнен ных работ, общую оценку всего занятия детьми и педагогом, подведе ние итогов. Кроме комбинированных занятий по программе предусмотрены и другие формы занятий: занятие- экскурсия: экскурсии — внеаудиторные занятия теорети ческого характера. Предлагаются экскурсии в музеи: Русского быта, краеведческий имени Шувалова, выставочные залы, посещение творческих мастерских ЦДТ. Особое место занимают экс курсии на природу, где воспитанники могут увидеть красоту цветовых сочетаний. занятие- вернисаж: данная форма используется для подведения итогов реализации программы по каждому блоку, разделу. Одним из педагогических средств, позволяющих увидеть результаты деятельнос ти каждого ребенка и всего коллектива, являются выставки. Выставка в контексте воспитания нами рассматривается как совокупность твор ческих, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает себя посредством осознанного участия в дан ном социально значимом деле( например: выставка на улице, выставка в детском саду) . « Вернисаж детского творчества» — это раскрытие личного потенци ала ребенка, это праздник самовыражения через творчество. После промежуточных выставок- вернисажей самые интересные работы со вместно с коллективом отбираются на итоговую школьную выставку, где их увидит вся школа и родители. « занятие- любование» ( пленэр) ; занятия проводятся на природе, в парке, на улице. Целью таких занятий является, прежде всего, развитие познавательных и эмоциональных чувств, обогащение духовного мира ребенка через любование красотой окружающего: деревьев, цветов, неба и т. д. Педагог стремится вызвать восхищение детей тем, что создала Природа, осознать, что ребенок- часть этой природы. Зарисовки цвет ка, травинки, веточки поможет лучше разобраться в их строении. занятие- праздник: подготовка к празднику, его ожидание является эмоциональным стимулом развития каждого ребенка и всего коллек тива, праздники( День именинника. Новый год. Праздник мам. Празд ник Семьи, День наших пап и дедушек, День Победы и др. ) способ ствуют развитию коллективизма. Во время занятия широко используются следующие методы: упраж нения, иллюстрации и демонстрации, игры, драматизации и др. Объяснительно- иллюстрированные и репродуктивные методы( не обходимые для освоения различных техник ИЗО) сочетаются с про блемными и поисковыми, направленными на развитие творческого потенциала ребенка В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяется образовательная часть: первоначальные сведения о декоративно- приклад ном и изобразительном искусстве, нетрадиционных техниках рисования. воспитывающую часть: ( понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства) , практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей( это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т. д. ) . 2. 1. 1. Формы и методы реализации программы Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности дошкольников имеет большое значение в воспитательном процессе. Методы Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: Предоставление обучающемся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не ра звлекательной атмосферы занятий, н аряду с элементами творчества, необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребенка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный ( воспроизводящий) ; иллюстративный ( объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала) ; проблемный ( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения) ; эвристически й ( проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения) . Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы( постановки натюрмортов, пленэры) , где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер- классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выпол нения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Во время занятий широко используются следующие методы: упраж нения, иллюстрации и демонстрации, игры, драматизации и др. игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Частично- поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности. Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческ ую и познавательную активность. Объяснительно- иллюстрированные и репродуктивные методы( не обходимые для освоения различных техник ИЗО) сочетаются с про блемными и поисковыми, направленными на развитие творческого потенциала ребенка. 2. 1. 2. Содержание работы по разделам программы 1 раздел. О сновы цве товедения, р адужный мир Теоретическая часть. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Научные знания о цветовом спектре: основные, дополнительные, хроматические, ахроматические, теплая, холодная гамма цветов. Цветовые контрасты 2 раздел. Графика. Теоретическая часть. Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. Гравюра на картоне. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами Книжная графика. Знакомство с творчеством художников- иллюстраторов 3 раздел. Основы художественной грамо ты Теоретическая часть. Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, анималистика, книжная графика. 4раздел. Нетрадиционные техники рисования: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по- сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование на воде, ткани. Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования происходит в следующих направлениях: от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов. 5раздел. Декоративно- прикладное искусство Познакомить детей с видами народно- при кладного искус ства — хохломской, городецкой росписью на де ревянных издели ях. Учить детей составлению узо ров по мотивам росписей. Развивать чув ство цвета, ритма при составлении узоров; рисовать на разнообразных формах волни стые линии, зави ток, цветы, ягоды. Дать детям обоб щенное представле ние о декоративно- прикладном искусст ве, его значении в жизни людей. Позна комить с изделиями прикладного искус ства — жостово, гжели, мезенской росписи. Продолжать учить детей рисовать узоры по мотивам хохломской и дымковской росписей: строить на разных изделиях ком позицию узора с уче том их формы; знать и изображать элементы росписей; использо вать цветосочетания, присущих определённых народных росписей. Знакомство с рисованием на воде- Эбру. 2. 1. 3. Учебный план Образовательная область: художественно- эстетическое развитие. Планируемый срок обучения- 1 год Место проведения занятий- МБДОУ ДСКВ №9 «Малахитовая шкатулка, изостудия. Изостудия соответствует требованиям охраны труда, электробезопасности, пожарной безопасности. Занятия проходят два раза в неделю длительность 25- 30 минут( согласно СанПин) Группы комплектуется с учетом желания родителей и детей. Наполняемость группы 10 человек. 3. 1. Описание материально – технического обесп ечения программы «Путешествие в мир искусства » Ресурсное обеспечение: Материальное обеспечение объединения: краски, гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши, пластилин, воск, уголь, соль, нитки, цветная бумага; баночки и ванночки для в оды, простые карандаши, кисти разных размеров, ластик и. альбомы для рисования, акварельная бумага, картон, палитры. репродукции картин известных худ ожников компьютер для просмотра презентаций проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток. ОБОРУДОВАНИЕ Учебные столы, мольберты с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов. Тумбочка, планшеты Доска большая универсальная( с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов) Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда. ТАБЛИЦЫ( комплекты) Хохлома Гжель Мезенская роспись Дымковская игрушка Жостово Декоративно- прикладное искусство. 12 штук МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД Коллекция изделий декоративно- прикладного искусства и народных промыслов Репродукции картин известных художников. Муляжи для рисования( 5 набор ов) Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных. Тела геометрические( 1 набор) Предметы для натурной постановки( кувшины, часы, вазы и др. ) . Таблицы последовательного рисования по темам и классам( в папках) Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. Педагогические рисунки Наглядные таблицы( Основные цвета, цветоведение, тёплые и холодные цвета, натюрморт, п ейзаж, портрет, книжная графика) . ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ Коллекция для видео «Чудеса Света» Коллекционное издание ВВС «Частная жизнь шедевров»- 1 часть Коллекционное издание ВВС «Частная жизнь шедевров»- 2 часть 4. Коллекционное издание ВВС «Частная жизнь шедевров»- 3 часть 5. Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж», «Третьяковская галерея» Музыкальные произведения для сопровождения программы Природа и музыка П. И. Чайковский. Времена года. Э. Григ. Утро, из сюиты П ер Гюнт. Вивальди – « Времена года ». Ф. Шуберт – « Серенада ». Ф. Шуман – инструментальная пьеса «Грёзы» Музыка о животных и птицах А. Аренский. Музыкальная пьеса- Птичка летает. Обр. В. Калинников. Тень – тень П. И. Чайковский. Песня жаворонка Сен – санс. Музыкальная. п ьеса- Карнавал животных. Музыка – настроение и чувства С. Майкопар. Раздумье. С. Майкопар. Тревожная минута. Ф. Шопен. Прелюдия. № 4 ми- минор Ш. Гуно. Вальс. В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль- мажор. Ю. Шопен. Мазурка и прелюдии И. С. Бах. Прелюдия и фуга ми – минор. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2 Художественная литературадля сопровождения программы К. Ушинский. Четыре желания. М. Пришвин. Отцветает черёмуха. Золотой луг. И. Бунин. Листопад. С. Есенин. С добрым утром. Черёмуха. Белая берёза. А. Фет. Весна. А. Некрасов. Зелёный шум. А. Барто. Снег. З. Александрова. Букет. С. Аксаков. Аленький цветочек. В. Катаев. Цветик – семицветик. С. Сахарнов. На дне морском. Т. Комарова. Тёплый цвет, холодный цвет. В. Фёдоров. Радуга. Н. Павлова. Земляничка. А. Маяков. Голубенький, чистый …. А. Кольцов. Весной и степь зелёная. А. Пушкин. Зимнее утро. Осень. В. Товарков. Незабудка. Цвета радуги. Ю. Коринец. Волшебное письмо. Т. Пушкарёва. Кто раскрашивает небо? С. Носиловская. Лето. С. Маршак. Разноцветные страницы. В. Фетисов. Синий вечер. В. Бианки. Голубые лягушки. Е. Серова. Колокольчик. Одуванчик. Л. Татьяничева. Снегири. Я. Аким. Цветные огоньки. А. Толстой. Колокольчики мои. Приведённый нами список произведений примерный, он может быть значительно расширен. Репродукции картин по обогащению представлений детей о цветовых сочетаниях, колорите. И. Левитан. Золотая осень. У омута. Весна – большая вода. В. Поленов. Ранний снег. Моск А. Головин. Цветы. И. Шишкин. Утро в сосновом бору. Зима. Рожь. И. Грабарь. Рябина. Февральская лазурь. Роскошный иней. Хризантемы. А. Саврасов. Первый снег. А. Рылов. В голубом просторе. К. Юон. Мартовское солнце. Русская зима. Конец зимы. В. Токарев. Зимушка – зима. И. Айвазовский. Морские дали. Девятый вал. Чёрное море. А. Куинджи. Берёзовая роща. И. Репин. Стрекоза. Осенний букет. И. Бродский. Опавшие листья. И. Остроухов. Золотая осень. К. Моне. Поле маков. В. Ван Гог. Подсолнухи. Пшеничное поле. К. Коровин. Зимой. К. Петров – Водкин. Купание красного коня. Яблоки на красном фоне. Н. Крымов. Лето. А. Иванов. Ветка. 3. 2. Л итература Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно- творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с. Неменский Б. М. , Неменская Л. А. , Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1- 4 кл. : методическое пособие. – 3- е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 191 с. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М. : Аквариум, 1998. – 54 с. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М. : Просвещение, 1996. – 64 с. Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003 – 234 с. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М. : Астрель: АСТ, 2005. – 68 с. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно- прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла( 1- 4 кл. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб. - метод. пособие/ В 2 ч. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Шпикалова Т. Я. Метод. п особие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М. : Просвещение, 2007г. Шпикалова Т. Я. , Ершова Л. В. , Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. , Просвещение, 2009. Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М. , Просвещение, 2009. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1- 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. , Просвещение, 2009. Н. А. Горяев а «Первые шаги в мире искусства А. А. Грибовская «Живопись и графика»