a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

методические рекомендации по созданию среды в соответствии с ФГОС

Автор: Дегтяренко Елена Евгеньевна Опубликовано: 2016-08-13 17:40:59

Документы для скачивания

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно- пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Основные требования к организации среды. Развивающая предметно- пространственная среда дошк ольной организации должна быть: • содержательно- насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; •доступной; • безопасной; • здоровьесберегающей; • эстетически- привлекательной. Основные принципы организации среды. 1. Оборудование помещений дошколь ного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данн ого возраста развивающий эффект. 2. Развивающая предметно- простран ственная среда должна быть насы щенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. 3. В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду( постройки, игрушки, материалы и др. ) , чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В груп повой комнате необходимо создавать ус ловия для самостоятельной двига тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную акт ивность, несколько раз в день. 4. В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по- новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно- игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места иг ры и предвидеть ее результаты. 5. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада( постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспери ментов с природным материалом. 6. Развивающая предметно- пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей( изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, п редметы старинного быта и пр. ) . Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон( «центры», «уголки», «площадки») , оснащенных большим количеством развивающих материалов( книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр. ) . Все предм еты должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом инд ивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития могут выступать: • уголок для сюжетно- ролевых игр; • уголок ряжения( для театрализованных игр) ; • книжный уголок; • зо на для настольно- печатных игр; • выставка( детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастер ов и т. д. ) ; • уголок природы( наблюдений за природой) ; • спортивный уголок; • уг олок для игр с водой и песком; • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де тей — конструктивной, изобр азительной, музыкальной и др. ; • игровой центр с крупными мягкими конструкциями( блоки, домики, тоннели и пр. ) для легкого из менения игрового пространства; • игровой уголок( с игрушками, строительным материалом) . Развивающая предметно- пространствен ная среда должна выступать как динамичное пространство, подв ижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды сл едует помнить, что «застывшая»( статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что переста ет пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования( библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п. ) . Особенности организации предметно- пространственной среды. Особенности организации предметно- пространственной ср еды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно- эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, мат ериалов, пространства. Особенности организации предметно- пространственной среды для развития самостоятельности. Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок( мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр. ) , которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно- пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель. В течение дня необходимо выделять время, чтобы дети могли выбрать пространство активности( пло щадку) по собственному желанию. Особенности организации предметно- пространственной среды для развития игровой деятельности. Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенств ование должны иметь и родители. Особенности организации предметно- пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы( конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр. ) . Особенности организации предмет но- пространственной среды для развития проектной деятельности. Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятел ьности воспитателей и детей. Особенности организации предметно- пространственной среды для самовыражения средствами искусства. Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поде лками по дереву, из глины и пр. Особенности организации предметно- пространственной среды для физического развития. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство( как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым( меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности) . В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно- пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недос татков развития. Зонирование группового пространства должно учитывать эти требования, в связи с чем, размещение игровых зон должно быть взаимодополняющим, например уголок книг и лучше всего разместить рядом с уголком изобразительной и театрализованной деятельности. А в уголке по подготовке к обучению грамоты можно использовать материалы, по буждающие детей к её освоению. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: – рабочую, – активную и спокойную зоны, и в каждой из них, при правильной организации, наполняемости и обеспечении комфортного взаимодействия, речевое развитие детей будет прогрессиров ать. Насыщение группового пространства в соответствии с требованиями ФГОС и направлениями развития дошкольников, включает определённые центры развития. Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями. направления Речевое развитие Познавательное развитие Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно- Эстетическое развитие центры Речевой центр Центр книги Центр речевого развития или уголок речи грамотности Центр «Здравствуй, книжка! » Центр «Будем говорить правильно» Логопедически й уголок Центр науки, экологии и экспериментир ования Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр конструктивно й деятельности Центр математическо го развития Центр экспериментир ования Центр двигательной активности Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров! » Центр игры Центр безопасности( Центр ППД. Центр пожарной безопасности) Центр социально – эмоциональног о развития Центр труда, уголок дежурств Центр активности( центр сюжетно- ролевых игр) Центр изодеятельност и или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально- театрализованн ой деятельности Алгоритм создания предметно- развивающей среды в ДОУ. Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с в озрастными особенностями детей. Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно- развивающей среды ДОУ, определив проблемные области. Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, о собенности детей каждой группы. Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных в озможностей. Шаг 5. Составить план- схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану- схеме, наполнить игровыми материалами. Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно- пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов. Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно- пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью. По итогам аналитической деятельности можно сделать количественный анализ предметно- развивающей среды и заполнить таблицу( Составляется в соответствии с требованиями к пре дметно- пространственной среде) . Приступая к оформлению развивающей предметно- пространственной среды детского сада, необходимо упорядочить предметно- развивающую среду: привести количество материалов и оборудования в соответствие с требованиями основной образовательной программы детского сада; продумать поло- ролевую направленность обор удования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в группе мальчиков и девочек; выявить и удовлетворить индивидуал ьные интересы, склонности и потребности детей. Кроме того, предметное наполнение группы должно соответствовать не только принципам, обозначенным в Стандарте, но, так же, быть эстетичным и воспитывать у детей художественный вкус. При этом необходимо учитывать психофизиологические факторы, т. е. те ощущения( зрительные, слуховые, тактильные) , которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно- развивающей среды. В арианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей. Размещение материалов в группе для детей младшего возраста: В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно- исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно- символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам. Размещение материалов в группе для детей среднего возраста В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей( в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками) ; рядом расположена полка( низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно- символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками- ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения( индивидуально или со сверстниками) . Размещение материалов в группе для детей старшего возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования( с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом) . Наборы образно- символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно- знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п. Примерное содержание центров развития детской активности в зависимости от возрастной группы книжный уголок Основные задачи книжного уголка: развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы; формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; формирование и расширение представлений об окружающем мире. Уголок природы Основные задачи уголка природы: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами. Уголок строительных игр Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления. Уголок ролевых игр Задачи уголка сюжетно- ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно- ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно- ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно- ролевые игры. Музыкальный уголок Задачи музыкального уголка: формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами. Уголок театрализации Задачи уголка театрализации: формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы. Уголок детского творчества Задачи уголка детского творчества: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно- творческих способностей, самостоятельности, активности. Физкультурно- оздоровительный уголок Задачи физкультурно- оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей Уголок безопасности Задачи уголка безопасности: знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения. Центр ПДД. Центр пожарной безопасности. Так, в центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться: Хозяин – регулировщик или светофорик. Макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения. Набор дорожных знаков. Дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т. д. Атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка. В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме" Пожар" , различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара. Уголок занимательной математики Задачи уголка занимательной математики: формирование элементарных математических представлений, развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т. д. Уголок уединения Задачи уголка уединения: обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным. Уголок труда, уголок дежурств Задачи уголка дежурств, центра труда: обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников: Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка. Организации труда в уголке природы. Организации трудовых поручений и работы с дежурными. Организации ручного труда. Можно создать дидактические пособия( «Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей( определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений) , что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей: принять цель труда; выделить предмет труда; предвидеть результат труда; спланировать трудовой процесс; отобрать необходимое оборудование; довести начатое дело до конца. Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры. Для мальчиков необходимо создать в группе условия для работы с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д. Центр Юный краеевед Задачи Центра Юный краевед: обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями Югорского края, с природными условиями региона, сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях; уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий; мини- музеи: «Богатства земли Югорской », «Родной г ород», «Музей местных художников »; макеты бора в зимнем и летнем вариантах; уголок «космонавта», посвященный Юрию Гагарину; спортивный уголок с использованием фотографий знаменитых спортсменов города Нижневартовска. Показатели качества созданной в группе развивающей предметно- игровой среды и степень ее влияния на детей. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения. Низкий уровень шума в группе( так называемый рабочий шум) , при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из- за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций других продуктов создается детьми в течение дня. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Карабанова О. А. , Алиева Э. Ф. , Радионова О. Р. , Рабинович П. Д. , Марич Е. М. Организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста/ О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный инсти- тут развития образования, 2014. Письмо Минобрнауки РФ от 28. 02. 2014 г. № 08- 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19. 12. 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3147- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минобрнауки РФ от 30. 08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях — Сан- ПиН 2. 4. 1. 3049- 13. Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Примерное содержание экологического центра во второй младшей группе( 3- 4 года) Центр воды и песка: «Занимательный уголок» 1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды. 3. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. 4. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. 5. Предметы для игр с тенью. 6. Лупы, «волшебные» очки, цветные «стеклышки»( из пластмассы) . Уголок природы: «Зеленый уголок» 1. Комнатные растения: 3- 4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная. 2. Растения, характерные для различных времен года: - осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов; - зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений; - весной: веточки с распустившимися листочками в вазе. - летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др. ; 3. Сухой аквариум с обитателями водоемов. 4. Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки. Календарь природы Состоит из 2- 4 страниц: картина с изображением времени года; картинка с изображением деятельности детей в данное время года; картинка или кукла, одетая по сезону. Примерное содержание экологического центра в средней группе( 4- 5 лет) Центр воды и песка: «Лаборатория Знайки » Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники. Уголок природы «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка » 1. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки. 2. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой, формочки. 3. Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы( вертушки) . 4. Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры. 5. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Уголок природы: «Зеленый оазис» 1. Комнатные растения 5- 7 подбираются с учетом следующих требований. Разнообразие: - поверхности и размеров листьев( гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками) ; - способы очищения листьев: гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т. п. ; - величины и формы листьев и стеблей( тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др. ) ; - способов полива( например, луковичные, розеточные, клубневые Т ребуют полива в поддон) ; видов одного рода – бегонии, фуксии. Рекомендуемые растения: бегония- рекс, бегония вечно- цветущая( различные бегонии – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей) , бальзамин, традесканция, алоэ( фитонцидное растение) . 2. Растения характерные для различных времен года: - осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары; - зимой – ветки хвойных деревьев( ель, сосна) , зимний огород «Зеленый паровоз»( ящики для посадки) - посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др. ; - весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки( под- снежники, мать- и- мачеха) , ветки лиственных деревьев( тополь, клен, каштан) ; - летом – букеты летних садовых( пион, ноготок, гладиолус, роза) и луговых цветов( ромашка, клевер, колокольчики) , колосья хлебных злаков. 3. Аквариум с рыбками: золотые рыбки, телескопы разной окраски и формы и др. 4. Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки. Календарь природы: «Бюро погоды» 1. Картина сезона, модели года и суток. 2. Календарь с моделями значками( ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т. п. ) и указывающей на них передвигающейся стрелкой 3. Наглядно- схематическая модель наблюдений за птицами. 4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». 5. Бумажная кукла с разной одеждой. В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т. п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты( например, зимнего леса и т. д. ) Примерное содержание экологического центра в старшей группе( 5- 6 лет) Центр воды и песка: «Лаборатория» 1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п. ) . 3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. 4. Емкости разной вместимости( набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов) , ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. 5. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки»( из пластмассы) , набор стеклянных призм( для эффекта радуги) , компас, бинокли. 6. Различные часы. 7. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. 8. Набор для опытов с магнитом. 9. Вертушки разных размеров и конструкций( для опытов с воздушными потоками) , флюгер, воздушный змей, ветряная мельница( модель) . 10. Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов. 11. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. 12. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений( гербарий) . 13. Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов. Уголок природы «Мини- сад», «Розарий», «Чудеса природы» 1. Растения должны быть: - разных экологических условий( из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков) ; - с разнообразными типами стеблей( вьющимися, лазящими, древовидными, утолщенными, ребристыми и т. д. ) ; - с различным расположением листьев( очередным, супротивным – парные, мутовчатые) ; - разных видов уже имеющихся родов( бегонии, традесканции, плюща) ; - с выраженным периодом покоя( цикламен, глоксиния, амариллис) . Рекомендуемые растения: бегония- рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; бальзамин, алоэ или агава, традесканция, аспарагус – поглощает тяжелые металлы, плющ обыкновенный и алоэ – относится к фитонцидным растениям, амариллис – от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока. 2. Растения характерные для различных времен года: - осенью – пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары; - зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки; - весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т. п. ; - летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков. 3. Аквариум с рыбками: гуппи, меченосцы, скалярии и др. ; водными насекомыми, головастиками, молюсками. 4. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, к источки, тряпочки, фартуки. Календарь природы: «Метеостанция» 1. Картина сезона, модели года, суток. 2. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день. 3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которых видели. 4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». 5. Календарь наблюдения за солнцестоянием. 6. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения. В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов( Арктики, пустыни, тропического леса) , моря, гор, природных достопримечательностей родного края. Примерное содержание экологического центра подготовительной группе( 6- 7 лет) Центр воды и песка: «Лаборатория» 1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники. 2. Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п. ) . 3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал. 4. Емкости разной вместимости( набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов) , ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды. 5. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки»( из пластмассы) , набор стеклянных призм( для эффекта радуги) , компас, бинокли. 6. Различные часы, безмен. 7. Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта. 8. Набор для опытов с магнитом. 9. Вертушки разных размеров и конструкций( для опытов с воздушными потоками) , флюгер, воздушный змей, ветряная мельница( модель) . 10. Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов. 11. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля. 12. Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений( гербарий) . 13. Более сложные схемы, модели, таблицы салгоритмами выполнения опытов. Уголок природы «Мини- сад», «Розарий», «Чудесный сад» 1. Должны быть растения: - приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко- зеленая( цикламен, бегония вечноцветущая, хлорофитум) ; теневыносливые – листья темно- зеленые, ориентация на свет не очень выражена( аспидистра, плющ и др. ) ; влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут( традесканция, бальзамин, колеус, ципериус) ; засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые( толстянковые, кактусы, алоэ) ; - дающие плоды( перец, лимон, гранат) ; - имеющие разные способы размножения: семенами( цикламен, бальзамин однолетний и др. ) ; луковицами( амариллис, зефирантес) ; делением куста( аспарагус) ; листовыми черенками( бегонии, сансевьера) ; стеблевыми черенками( фуксия, колеус, традесканция) ; «усами»- размножение отпрысками( камнеломка, хлорофитум) ; - лекарственные и фитонцидные( алоэ, каланхоэ и др. ) . Рекомендуемые растения: бегония- рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ( фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность. 2. Растения характерные для различных времен года: - осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях( икебана и др. ) ; - весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки( мать- и- мачеха, подснежник) ; - зимой – ветки хвойных деревьев( сосна, ель) ; зимний огород: посадки рассады различных овощных культур( огурцы, томаты, перец) , цветочно- декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов( овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина) ; экспериментальные посевы и посадки. 3. Аквариум: в нем живородящие рыбы, икромечущие рыбы, взрослые и мальки; рыбы, живущие на дне( сомики) ; рыбы, плавающие в толще воды( золотые рыбки, барбусы и др. ) ; рыбы, плавающие на поверхности – верховки. 4. Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки. Календарь природы: «Метеостанция» 1. Картина сезона, модели года и суток. 2. Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график. 3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо. 4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». 5. Календарь наблюдения за солнцестоянием. 6. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т. п.

Оставить комментарий: