a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Районное методическое объединение: "Знакомство с живым объектом" 1-я младшая группа.

Автор: Джалилова Каринэ Самвеловна Опубликовано: 2016-08-15 14:08:34

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

 

                Джалиловой К.С.

 

Важным аспектом экологического воспитания  является

формирование понимания детьми специфики живого объекта,

его принципиального отличия от предмета (неживого объекта)

формирования элементарных умений правильного взаимо-

действия с растениями и животными, участия в деятельности

по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не

станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут:

растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и

вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки

хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функциониро-

вания в совершенно определенных условиях – это и есть

формирование первоначальных экологических представлений

которые  являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

 

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.ей! 

Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений

Третья  задача — формирование у детей любви к природе.Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Сейчас мы пройдём с вами на открытое занятие в первую младшую  группу . Тема занятия :  «Знакомство с живым объектом»

                  

Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста Джанкойского района

Тема : «Наблюдение за живым объектом»

Воспитатель: Мешкова Галина Францевна

 

 

Тема НОД: «Наблюдение за попугаями»

 

 

Программное содержание: продолжать знакомить детей с живым объектом — птицей, продолжать учить детей сравнивать и отличать живой объект от неживого (игрушки).

Развивать внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Активация словаря: поет, клюет зернышки, летает.

Оборудование: попугайчики в клетке, попугайчик игрушка, овес, горох. Контуры-попугайчика, гусиные перья, краска зеленая и желтая.

 

 

Ход наблюдения:

 

Круг приветствия.

В круг скорее становись, крепче за руки держитесь.

–                   Солнышко проснулось, утро настало (рисуют солнце)

–                   Утро настало, птицы проснулись (руки вперед)

–                   Птицы запели, дети проснулись (руки вверх)

–                   Дети проснулись, друг другу улыбнулись (улыбаются)

Слышится грамзапись с пением птицы

 

Воспитатель: Послушайте дети, какая чудесная песенка.

              Кто это так поет? (ответы детей)

 

Давайте мы с вами посмотрим, кто это к нам прилетел. Дети рассматривают игрушку-попугая. Что есть у попугайчика : голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Давайте мы с вами покажем как птичка крутит головой. Дети показывают. Птичка очень маленькая, у нее есть крылышки. Давайте мы с вами помашем крылышками, походим лапками. Ребята, а как вы думаете эта птичка умеет петь песенку. Нет. А кто же это поет. А давайте поищем живую птичку.

 

Дети ходят по коврику и находят клетку с попугайчиками.

 

Воспитатель: Вы тихонько садитесь на стульчики, а то птички испугаются и улетят, к ним нельзя близко подходить. Ставлю клетку с попугайчиками на стол.  Дети, и кто это сидит в клетке? Да это птичка-попугайчики. Ребята посмотрите у меня на столе стоит птичка-попугайчик и в клетке попугайчик. Это у меня — игрушка, а в клетке живая птичка. Ребята посмотрите какие красивые попугайчики, какой у них красивый наряд. Посмотрите попугайчики смотрят на вас. Чем они смотрят на вас (глазками). Ребята, а мы с можем с вами взят в руки птичку и посмотреть, что у них есть. Нет, потому что они улетят. Но у нас есть игрушка-попугайчик, мы ее с можем взять и рассмотреть. Иди Вова возьми попугайчика и расскажи нам что у нее есть (голова, туловище, крылья, лапки, хвостик). Молодец.

Ой, что то с нашей птичкой не так, может она хочет кушать. Давайте мы с вами рассмотрим домик птичек. Из чего она сделана: из прутьев, а чтоб птички не улетели есть дверца. В домике висит кормушка и поилка. Ребята посмотрите в кормушке нет корма. Посмотрите у нас на столе стоит тарелочка с кормом (овес, горох). Вы сейчас пойдете и приготовите корм птичкам. Дети сортируют семена. Молодцы. Сейчас мы насыплем корм в кормушку и накормим птичек. Молодцы ребята. Птички будут кушать, радоваться и петь песни.

Ребята у нас с вами сейчас  на столе лежат контуры-попугайчики, пока они летели к нам в гости, они потеряли свои красивые перышки и сейчас мы с вами нарисуем попугайчикам красивые перышки. Дети берут гусиные перья и зарисовывают попугайчика.

Посмотрите сколько красивых попугайчиков у нас получилось. Они останутся с нами. А мы с вами отнесем клетку с попугайчиками хозяину и скажем спасибо. А сейчас мы с вами расскажем попугайчикам стихотворение.

Дети с воспитателем проговаривают стихотворение Жуковского «Птичка».

Ребята попугайчикам понравился их наряд и они приготовили вам сладкое угощение. (сюрприз-конфеты)

 Фото прилагается в фотоальбоме (Знакомство с живым объектом)

 

 

 Деловая игра: "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ"

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

 

 

Психологический настрой на предстоящую работу.

а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие».

 

Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.

 

«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.

 

Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.

 

Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.

 

Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.

 

Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.

 

Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!

 

На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)

б) Приветствие друг друга.

 

- Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например: «Ты нежна», «Солнышко» и т. д.

 

 

а) Вводное слово.

 

- Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…

 

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

 

Но где бы ни находился детский сад — в шумном городе или тихом поселке — воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

 

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели —

Это в моих руках.

В. Солоухин

 

Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.

 

        Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать

последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.

 

Составление кластера «Природа»

 

Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

 

Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об интересном опыте знакомства с явлениями природы. (Воспитатели рассказывают об интересных случаях)

 

Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.

 

Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.

 

Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта? (Воспитатели знакомятся с опытом друг друга)

Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.

 

Природа – источник здоровья. Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)

        Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

 

Составление постера:

* 1 группа - цель и задачи экологического воспитания.

* 2 группа - роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

 

        Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т.М. Бондаренко)

 

- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического образования дошкольников.

 

Игра «Экологическое лукошко»

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

 

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

 

Решение педагогических ситуаций

* 1 группа

 

- Кто это? (Это сова.)

Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

 

  1.  Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

- Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

- Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?

- Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

 

 

 

 

* 2 группа

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу- и они исчезнут.

 

2Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

  • - Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек?
  • - Что бы вы им сказали, если бы они оказались а вашем классе, на вашем дворе?

 Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?

 

  • Уж на дороге греется – (перед дождем).
  • Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  • Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
  • Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  • Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

 Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

  • С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
  • Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

 

Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 группа

Весна красна цветами, а осень пирогами.

2 группа

Готовь сани летом, а телегу зимой.

 

Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

 

 

Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду. Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками).

 

Итоги, обсуждение проекта решений.

Коментарии
Пасечникова Н.Б. написано 2016-08-17 14:38:06
Интересное и актуальное мероприятие. Ведь прививая любовь к природе с самого раннего возраста,у детей развивается не только интеллект и осознанно-правильное отношение к представителям живой природы, но и формируется духовность, закладываются основы экологической культуры, экологического сознания.
Ответить

Оставить комментарий: