Районное методическое объединение: "Знакомство с живым объектом" 1-я младшая группа.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ |
Джалиловой К.С.
Важным аспектом экологического воспитания является
формирование понимания детьми специфики живого объекта,
его принципиального отличия от предмета (неживого объекта)
формирования элементарных умений правильного взаимо-
действия с растениями и животными, участия в деятельности
по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не
станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут:
растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и
вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки
хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функциониро-
вания в совершенно определенных условиях – это и есть
формирование первоначальных экологических представлений
которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.ей!
Отсюда вторая задача — формирование у детей трудовых навыков и умений
Третья задача — формирование у детей любви к природе.Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Сейчас мы пройдём с вами на открытое занятие в первую младшую группу . Тема занятия : «Знакомство с живым объектом»
Районное методическое объединение воспитателей групп раннего возраста Джанкойского района
Тема : «Наблюдение за живым объектом»
Воспитатель: Мешкова Галина Францевна
Тема НОД: «Наблюдение за попугаями»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с живым объектом — птицей, продолжать учить детей сравнивать и отличать живой объект от неживого (игрушки).
Развивать внимание, мышление, мелкую моторику. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Активация словаря: поет, клюет зернышки, летает.
Оборудование: попугайчики в клетке, попугайчик игрушка, овес, горох. Контуры-попугайчика, гусиные перья, краска зеленая и желтая.
Ход наблюдения:
Круг приветствия.
В круг скорее становись, крепче за руки держитесь.
– Солнышко проснулось, утро настало (рисуют солнце)
– Утро настало, птицы проснулись (руки вперед)
– Птицы запели, дети проснулись (руки вверх)
– Дети проснулись, друг другу улыбнулись (улыбаются)
Слышится грамзапись с пением птицы
Воспитатель: Послушайте дети, какая чудесная песенка.
Кто это так поет? (ответы детей)
Давайте мы с вами посмотрим, кто это к нам прилетел. Дети рассматривают игрушку-попугая. Что есть у попугайчика : голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Давайте мы с вами покажем как птичка крутит головой. Дети показывают. Птичка очень маленькая, у нее есть крылышки. Давайте мы с вами помашем крылышками, походим лапками. Ребята, а как вы думаете эта птичка умеет петь песенку. Нет. А кто же это поет. А давайте поищем живую птичку.
Дети ходят по коврику и находят клетку с попугайчиками.
Воспитатель: Вы тихонько садитесь на стульчики, а то птички испугаются и улетят, к ним нельзя близко подходить. Ставлю клетку с попугайчиками на стол. Дети, и кто это сидит в клетке? Да это птичка-попугайчики. Ребята посмотрите у меня на столе стоит птичка-попугайчик и в клетке попугайчик. Это у меня — игрушка, а в клетке живая птичка. Ребята посмотрите какие красивые попугайчики, какой у них красивый наряд. Посмотрите попугайчики смотрят на вас. Чем они смотрят на вас (глазками). Ребята, а мы с можем с вами взят в руки птичку и посмотреть, что у них есть. Нет, потому что они улетят. Но у нас есть игрушка-попугайчик, мы ее с можем взять и рассмотреть. Иди Вова возьми попугайчика и расскажи нам что у нее есть (голова, туловище, крылья, лапки, хвостик). Молодец.
Ой, что то с нашей птичкой не так, может она хочет кушать. Давайте мы с вами рассмотрим домик птичек. Из чего она сделана: из прутьев, а чтоб птички не улетели есть дверца. В домике висит кормушка и поилка. Ребята посмотрите в кормушке нет корма. Посмотрите у нас на столе стоит тарелочка с кормом (овес, горох). Вы сейчас пойдете и приготовите корм птичкам. Дети сортируют семена. Молодцы. Сейчас мы насыплем корм в кормушку и накормим птичек. Молодцы ребята. Птички будут кушать, радоваться и петь песни.
Ребята у нас с вами сейчас на столе лежат контуры-попугайчики, пока они летели к нам в гости, они потеряли свои красивые перышки и сейчас мы с вами нарисуем попугайчикам красивые перышки. Дети берут гусиные перья и зарисовывают попугайчика.
Посмотрите сколько красивых попугайчиков у нас получилось. Они останутся с нами. А мы с вами отнесем клетку с попугайчиками хозяину и скажем спасибо. А сейчас мы с вами расскажем попугайчикам стихотворение.
Дети с воспитателем проговаривают стихотворение Жуковского «Птичка».
Ребята попугайчикам понравился их наряд и они приготовили вам сладкое угощение. (сюрприз-конфеты)
Фото прилагается в фотоальбоме (Знакомство с живым объектом)
Деловая игра: "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ" |
Цели:
* дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;
* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;
* совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Психологический настрой на предстоящую работу.
а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие».
Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.
«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.
Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.
Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.
Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.
Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.
Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!
На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)
б) Приветствие друг друга.
- Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например: «Ты нежна», «Солнышко» и т. д.
а) Вводное слово.
- Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.
Но где бы ни находился детский сад — в шумном городе или тихом поселке — воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели —
Это в моих руках.
В. Солоухин
Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания.
Составление кластера «Природа»
Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к познанию мира.
Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об интересном опыте знакомства с явлениями природы. (Воспитатели рассказывают об интересных случаях)
Природа — источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою бесконечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.
Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.
Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта? (Воспитатели знакомятся с опытом друг друга)
Природа — источник доброты. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств. Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.
Природа – источник здоровья. Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение простудных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Составление постера:
* 1 группа - цель и задачи экологического воспитания.
* 2 группа - роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т.М. Бондаренко)
- А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического образования дошкольников.
Игра «Экологическое лукошко»
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
* Наука о животных. (Зоология)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Какую траву любят кошки? (Валериана)
* Самая высока трава? (Бамбук)
* Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)
* Лесной петух. (Глухарь)
* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
* Наука о растениях. (Ботаника)
* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
* Трава от 99 болезней. (Зверобой)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)
* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Решение педагогических ситуаций
* 1 группа
- Кто это? (Это сова.)
Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
- Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
- Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?
- Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?
- Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
* 2 группа
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу- и они исчезнут.
2. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.
Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.
- - Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек?
- - Что бы вы им сказали, если бы они оказались а вашем классе, на вашем дворе?
Как бы вы поступили, если бы оказались рядом?
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Творческое задание.
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.
1 группа
Весна красна цветами, а осень пирогами.
2 группа
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Игра «Ассоциация»
Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- с растением (дерево, кустарник, цветок);
- с минералом.
Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду. Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками).
Итоги, обсуждение проекта решений.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры