a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Беседа за круглым столом

Автор: Перова Ирина Александровна Опубликовано: 2016-08-16 11:35:43

Документы для скачивания

Беседа за круглым столом. Тема: Развитие у детей умения сотрудничать со све р стниками Цель: Познакомить  роди телей с  понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», Задачи: Помочь родителям  понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга; Создание благоприятной атмосферы об щ ения как в семье, так и со све р стниками. Форма проведения  – Беседа за круглым столом. Подготовительная работа к собранию: Приглашение родителей на собрание. Подготовка памятки для родителей по теме: «Как научить ребенка общаться», « Правила общения со сверстниками». Видеозапись бе седы «Обсудим ситуацию» Оборудование «Волшебный микрофон» Компьютер с мульти – проектом. На столе приготовлено: сердечки, чаша, свеча, тарелка. План собрания: № п/ п Содержание 1 Форма собрания – беседа за круглым столом 2 Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения» 3 Задание родителям: - Какими вы хотите видеть своего ребенка?    ( Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? ) 4 Сообщение «Как научить ребенка общаться со сверстниками». 5 Проблемный вопрос родителей на тему « Правильно ли я поступаю» 6 Дискуссия родителей на тему « «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком? ».   7 Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей Литература: Т. С. Зенина “Родительские собрания в детском саду”. А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”. О. С. Ушакова “Придумай слово”. О. А. Черенкова “Формирование коммуникативных умений у детей 4- 5 лет в игровой деятельности” Не все дети общительны от природы и легко заводят друзей. Задача родителей ненавязчиво помочь малышу развить навыки общения, чтобы ему проще было справляться с любыми трудностями и поддерживать крепкую дружбу на долгие годы, войти в современный мир, знающими нормы и правила коммуникативного общения; поддерживать и развивать сформированные коммуникативные способности Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из- за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить, такую проблему, как неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт- знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе. В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Д. В. Эльконин писал, что человек, относящийся к эпохе детства, это человек играющий. Для дошкольника игра- это ведущий вид деятельности. Слово «играть» применительно к ребенку с давних времен означало «жить» и «дружить». Бедность и примитивность игры пагубно отражается на становлении личности, а также на коммуникативное развитие детей, потому что общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Сегодня тема нашей встречи: «Как научить ребенка общаться со сверстниками? ». Мечта каждого родителя – чтобы их ребенок коммуникабельным, умел общаться и дружить со свестниками. Что такое коммуникабельность и от чего она зависит? У каждого из нас свое видение, свое мнение по этому вопросу. Попробуем это сегодня выяснить Я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает, что такое «Коммуникативные умения». ( Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания. ) .   Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. 1. Задание родителям: - Душа ребенка – это полная чаша. Какими вы хотите видеть своего ребенка?    ( Какими чертами характера он должен обладать? К акими качествами вы бы хотели его наделить? ) У каждого из Вас  ( и у меня)   есть сердечко  ( сердечки вырезаны из ярких открыток) , поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? - Добрым, честным, у мным, щедрым, сильным, справедливым, , заботливым…- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у вашего ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых растет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче? - Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость… Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнем его и бросим его в наши «чаши избавления »( это может быть тарелка, поднос и т. п. ) .   Мы сожжем наши пороки в «огне очищения»!  ( Здесь нам пригодиться горящая свеча. ) - Чувствуете, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становиться на душе. Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать… Себя! - Воспитание именно в семье- это основа основ. Все остальное: садик, школа, институт, окружение- дополнительная шлифовка, не более. Личный пример родителей- это основное условие воспитания. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь. Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя! » Надо помнить, что ребенок еще не знает правил, поэтому ему необходимо подробно и не один раз объяснить. Затем, конечно, учитывая, что маленький ребенок очень эмоционален, формировать у него положительное отношение к правилам. Это можно сделать с помощью бесед о правилах, чтением Предлагаю дискуссию на тему «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком? ».  ) . Советы родителям Научите ребенка быть коммуникабельным Организуйте встречи с детьми Уважайте чувства ребенка Поощряйте общение со старшими детьми Воспитывайте в ребенке умение сопереживать Правильно поддерживайте и оказывайте помощь своему чаду Н е пытайтесь сделать из ребенка лидера Так как же научить ребенка общаться со сверстниками? Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются условиями социального успеха. Первое условие социального успеха – это личная привлекательност ь. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем- то своего собеседника. Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи. Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой. Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики! Почему ребенок не всегда может найти общий язык со сверстниками Первое и немаловажную роль играет   темперамент ребенка. Например, сангвиники и холерики по природе своей общительные, а вот флегматики и меланхолики, несколько замкнуты, живут в своем внутреннем мире. Однако это совсем не означает, что у всех флегматиков и меланхоликов нет, и не будет друзей. Они достаточно общительны, но при этом очень редко идут на контакт первыми. Следующая причина, по которой у ребенка нет друзей – это его отношение к ним. К сожалению, не всем детям родители объясняют всю важность дружбы, как нужно относиться к друзьям. Порой ребенок относится к сверстникам неуважительно, осознанно обижает, оскорбляет их. Естественно, что с такими детьми никто не захочет общаться, ведь дружба и общение строя тся на уважении друг к другу. Если один человек пытается занять главенствующую позицию по отношению к другому, то такая дружба быстро распадается. Третья причина может заключаться в том, что ребенка не научили общению с другими людьми. Это касается детей, которые, например, не ходили в детский сад, чаще находились дома в окружении взрослых, которых ограждали от общения со сверстниками. Советы родителям «Как научить ребенка общаться»- Следует внушать ребенку неустанный принцип поведения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». - Общение должно сводится к диалогу, т. е. научить свое дитя именно слышать другого, быть внимательным к настроению, желаниям, чувствам собеседника. - Предложите ребенку обсудить различные жизненные ситуации, начиная со слов «Что будет, если…»- Научите ребенка критично оценивать собственные поступки( игра «Волшебная шкатулка») . - Не навязывайте малышу своего мнения. - Развивайте у малыша чувство юмора. Правила общения со сверстниками. - Играй честно. - Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего. - Не отнимай чужого, но и своего не отдавай без вежливой просьбы. - Если у тебя попросят что- нибудь – дай, если попытаются отнять – защищайся. - Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя. - Если тебя зовут играть – иди, не зовут – попросись, в этом нет ничего постыдного. - Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты. - Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить. - Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже остальных. Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход: Интерьвью- Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать? - Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать? - Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления? - Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь? - Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь? - Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь? Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций. Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда? Хотелось бы нашу встречу закончить притчей Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони где находится бабочка. И спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая? ». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в руках твоих, человек! » Уважаемые родители, Ваш ребенок в ваших руках! Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Рефлексия: И в конце хотелось бы услышать от вас, что дало вам это мероприятие? Что нового открыли для себя? Какие темы вы предлагаете на обсуждение в такой же форме? Каждый участник по кругу высказывает свое мнение. На этом наше заседание Круглого стола подошло к концу. Я благодарю всех участников. Спасибо за общение, работу и сотрудничество! Как научить ребенка общаться со сверстниками Как приятно наблюдать за детьми, которые охотно вступают в контакт со своими сверстниками, умеют общаться со взрослыми. Однако, как показывают наши наблюдения, а также современные исследования, нынешнее поколение детей менее коммуникабельно, чем их сверстники десять лет тому назад. Почему это происходит? Как научить ребёнка общаться со сверстниками и повлиять на развитие коммуникативных умений ребенка? Давайте попытаемся ответить на эти вопросы. Наиболее частые причины, препятствующие общению многие родители сетуют, что их малыши очень поздно начинают говорить, не умеют играть с другими детьми, боятся общаться со взрослыми. Большинство мам и пап зачастую винят в этом всех, но только не себя. Однако, они совершенно не правы. Вспомните, как часто вы проводите вечера с ребенком за рассматриванием иллюстраций или чтением книг? А когда вы последний раз посещали все вместе зоопарк или цирк? Скорее всего, многие из родителей и не смогут точно вспомнить, когда активно включались в развитие своего ребенка. В этом- то и состоит проблема. Интернет и работа полностью поглотили современных родителей, которым не до детей. Но такого не должно быть. Что нужно знать о ребенке, чтобы выработать по отношению к нему правильную стратегию обучения коммуникабельности? Для того, чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса. Во- первых, хочет ли малыш общаться? Во- вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог? И, в- третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях? Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально- положительное состояние в кругу людей. Учим ребенка общаться в семье. В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка. В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие попытки неуважения. Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.   Принимайте малыша таким, какой он есть, помогайте ему справляться с трудностями общения, учите его выслушивать людей, адекватно реагировать на похвалы и замечания, действовать в соответствии с правилами.   Притча. Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони где находится бабочка. И спрошу: «О мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая? ». Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в руках твоих, человек! » Уважаемые родители, Ваш ребенок в ваших руках!

Оставить комментарий: