a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

двигательная сказка

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2016-08-17 11:59:02

Документы для скачивания

Двигательная сказка – как средство физического и эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста. « …Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Кто крепок д у шевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства. Научись владеть телом и душой и станеш ь здоровым, а значит счастливым». В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед пед а гогами, является сохранение и укрепления здоровья детей в процессе восп и тания и обучения.     Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, сво е временна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здор о вья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не п о вторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем орг а низма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окр у жающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практ и ческих навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систем а тических занятий физической культурой и спортом Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для д о школьников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошк о льников остается ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную о б ласть «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ д о школьного образования. 2   Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет з а болеваний, и чаще всего это заболевания опорно- двигательного аппарата л и бо предрасположенность к частым простудным заболеваниям. А народная мудрость гласит: " Здоровье- всему голова! " . Никакие, даже самые глубокие, знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чу в ствующего себя ущербным физически, психологически или социал ь но.   Практика показывает, что нужны новые подходы к учебно- воспитательному процессу, позволяющие грамотно построить процесс об у чени я, учитывая потребность растущего организма в двигательной активн о сти.   Двигательная деятельность это естественная потребность детей в движ е нии, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.  Двигательная активность дошк о льника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функци о нальным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаб о титься об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку, сохранить здоровье( или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой- либо ущербности. Передо мной в настоящее время остро стоит вопрос о п у тях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реал и за ции такого важного принципа, как принципа индивидуально- дифференцированного подхода к детям. В группе, где я работаю, созданы у с ловия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятел ь ности. Наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровище русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольн и ками, в том числе позволяет разнообразить и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой иници а тивы детей. Мои воспитанники всегда подвижные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они очень любят спортивные мероприятия. В с а мостоятельной деятельности у них преобладают игры, основанные на движ е нии. По результатам наблюдений вы явлено, что уровень физического ра з вития детей находится на недостаточно х орошем уровне. Проанализировав свои наблюдения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу интерес детей к физкультуре, я применила необычный способ в о влечения детей в двигательную актив ность- составление «двигательных ск а зок», как одного из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья. Использовать его в работе с детьми мне помог принцип интеграции образ о вательн ых областей «Физическое развитие », и « Художественно – эстетич е ское развитие ». Двигательная сказка – это( комплекс) система физических упражнений, об ъ единенных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того, большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческого потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев- это движение и положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее всего проявляются и развиваются в театрализован ной деятельност и. Двигательные сказки осущ е ствляются по мотивам литературных произведений. И х п роведе ние требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответс т вующих поз, жестов и движений. Тут же можно отметить и пользу сказки для благоприятного психологического состояния дошкольника. Сказка для р е бёнка – не просто вымы сел, фантазия, э то особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам. Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини- сказочек по стихам С. Михалкова, К. И. Чуковского, Е. А Благининой и других детских писателей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они з а интересовались тем, что сказку- стихотворение можно было не только сл у шать, но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и принимали участие в придумывании упражнений по строкам стих о творения. На следующем этапе я предложила детям проигрывать уже не стихи, а с ю жетные сказки. С этой целью я использовала двигательные сказки, написа н ные А. И. Константиновой и предложенные в книге «Двигательный игротр е нинг », авторы Потапчук А. А. , Овчинникова Т. С. и сказки о здоровье, автор М. Л. Лазарев, из развивающего учебного материала по программе « Здравик ». Для облегчения запоминания разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, которые в понятной ребёнку форме с о держат название упражнения и схему его выполнения. Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перевоплощаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его действия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было сложно использовать мимику и дв и жение одновременно, но со временем практически все ребята этому науч и лись. Р аботу над двигат ельной сказкой строю в такой по следовательности: - знакомство с содержанием сказки; - определяется количество персонажей, их характеристики; - придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов в соотве т ствии с характерами геро ев; - соотношение и выполнение двигательных действий и физических упра ж нений по рисункам и схемам – мнемотаблицам; - проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динами че ских часов; - выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педаго гом. Работа над проигрыванием одной сказки у нас проходила в течение двух- трёх недель, так как предварительная подготовка требует больших време н ных затрат и определенных знаний и двигательных умений и навыков от д е тей. Вместе с детьми мы придумывали движения герою, зарисовывали сх е мы, инсценировали эпизодами, затем составляли в единое целое и получали готовую двигательную сказку, которую в дальнейшем включали в физкул ь турно- оздоровительную деятельность. Двигательные сказки можно использовать при любой форме организ а ции физкультурно- оздоровительной работы с детьми: при проведении сп е циально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспит а телем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей. Готовые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. Очень эффективными двигательные сказки становятся при организации с детьми фитбол – гимнастики. В каждой сказке есть своеобразная « мнемотаблица » движений, помощью которых дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выученными знакомыми движениями, как единый дв и гательный комплекс. Внимание детей приковано к содержанию сказки и в ы полнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – выделить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими упражнениями. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объя с нить несоответствие некоторых сказок структуре выполнения стандартных ОРУ по принципу последовательности( для плечевого пояса, для рук, для ног и т д. ) . Здесь детям предоставляется больше возможностей проявить своё двигательное творчество, более полно передать чувства и эмоции, которые испытывает персонаж сказки. Составление двигательных сказок оказалось довольно интересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только авторские литературные произведения, но и придуманные воспит а телем, воспитателем совместно с детьми, а также сказки составленные дет ь ми самостоятельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творческо- двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная в тесном семейном кругу и представленная детьми и родител я ми на совместных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребятами пер е ходим на новый этап составления двигательных сказок. Возрастные особе н ности и уровень развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые возможности- это самостоятельное составле ние двиг а тельных историй. Моя цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие двигательно- игровые композиции. Для этого очень ва ж но освоить навыки более точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их, показывая своеобразную манеру эмоционально- пластичной выразительности и перевоплощения. Задача взрослого, помогать детям в этой работе- направлять их, предлагать и корректировать новые о б разы, связывая их с двигательной активностью. Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить п о ложительные результаты в развитии эмоционально- волевой сферы, кроме т о го, дети становятся более раскованными, эмоциональными и творческими, а самое главное с удовольствием включаются в выполнение двигательных у п ражнений в сказочной, сюжетной форме. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки – это средство формирования двигательного творчес т ва», мы имеем в виду не только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Хочется также отметить, что составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи и детского сада по вопросам здоровьесбереж е ния дошкольников. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. И самое главное- у детей повышае т ся потребность и желание заниматься физической культурой.  Главный принцип современного педагога: «Не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью».

Оставить комментарий: