a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Как правильно научить ребенка читать

Опубликовано: 2016-08-18 09:02:02

Как правильно научить ребенка читать

 «Как хорошо уметь читать!»- так начинается одно из стихотворений детских стихотворений. Навык чтения, как правило, прививается ребенку в дошкольном возрасте.

Процесс обучения ребенка чтению – творческий и увлекательный. Главное условие – обучение должно проходить в форме занимательных игр.

Процесс обучения чтению условно можно разделить на три этапа.

Задача первого – заинтересовать книгами, умением складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Второй этап – непосредственно само обучение. Здесь на помощь придут различные методики и пособия. Третий, заключительный, – этап сохранения умения читать.

Итак, на первом этапе мы должны привить интерес к книге. Важно то, что в доме, где нет книг, библиотеки, где родителей никогда не застать за чтением книги (на худой конец, журнала), шансов научить ребенка читать до школы немного. Не стоит забывать о таком качестве ребятишек, как желание подражать взрослым. Именно тогда детям должны помочь в детском саду.    Для этого необходимо детям не только читать художественные произведения, но и показывать иллюстрации, рисунки к этим произведениям, чтобы ребенок не только слушал, но и мог представить себе то, о чем ему читают.

Когда ребенок пройдет этот этап, можно переходить ко второму. «А можно перескочить, пропустить первый этап?» — спросят некоторые торопыги. Можно. Но на первом этапе мы формируем положительную мотивацию к чтению, осмысленность предстоящих действий. Ребенок сам захочет научиться, а значит, процесс пойдет быстрее и легче.

Для обучения чтению сегодняшний рынок предлагает огромное количество товаров: специальные конструкторы, карточки, кубики.

Второй этап – непосредственно само обучение. Здесь на помощь придут различные методики и пособия.

Не буду сейчас говорить о пользе и вреде раннего обучения чтению. Сегодня я хочу обратить внимание на важные правила обучения чтению.

Независимо от того какой методикой обучения чтению пользуетесь,  надо знать правила обучения чтению, чтобы не навредить своему ребенку. В развитии ребенка нет мелочей. И то, что мы когда-то сделали неправильно, нельзя стереть или удалить без следа. Наши ошибки оставляют неизгладимый след и часто тормозят все остальное развитие ребенка долгие годы.

Именно поэтому хочу обратить внимание на важные правила, которые надо знать и соблюдать, чтобы научить ребенка читать.

Важные правила обучения чтению.

Называем звук! При обучении чтению мы можем говорить «буква Р» или «звук Р», но называем только звук! Не «эР», не «Рэ», а только «Р»!

Как пишется, так и читается! В русском языке многие буквы могут произноситься по-разному, в зависимости от размещения буквы в слове и соседних букв. Взрослые читают орфоэпически – так, как произносится. Ребенок, когда учится читать, читает только орфографически, т.е. так, как написано. Значит, и взрослые читают при обучающем чтении орфографически.  Читаем не «кАрова», а «кОрова», не «леФ», а «леВ». Так необходимо читать, когда ребенок сидит рядом и следит за вашим чтением по книге. Если Вы просто читаете  ребенку книгу, тогда читаете обычным способом.

Учим читать по складам! При обучении чтению любым способом, приходит время, когда ребенок начинает читать по слогам. Большие и трудные для чтения слоги замедляют и усложняют процесс обучения чтению. Поэтому лучше читать не по слогам, а по складам. Есть много книг серии «Читаем по слогам», которые очень любят и дети, и родители. Вы можете использовать их, разделив слова на склады. Например, в книге написано: «Лось ест вет-ки и тра-ву». Вы простым карандашом дополнительно разделяете слова на склады «Ло/сь ес/т ве/т/-ки и т/ра/-ву». Так ребенку прочитать легче.

Учим буквы не по алфавиту, а в зависимости от частоты употребления и легкости произношения. В первую очередь  учим читать те буквы, которые нужны для написания знакомых ребенку слов. Это могут быть имя ребенка, имена родителей, любимая игрушка – все то, что имеет эмоциональную окраску для ребенка и приятно ему.

Учим слышать! Обучение чтению заключается не только в прочтении букв. Необходимым умением является развитый фонематический слух. Вот его и надо развивать, учить ребенка слышать отдельные звуки в речи.

Учим читать только в игре! Конечно, очень удобно посадить ребенка за стол и сказать: «Читай». Но таким образом Вы можете получить совершенно другой результат – стойкое отвращение к чтению. Разве этого Вы хотите? Для обучения чтению используем различные игры с буквами и словами, которые нетрудно придумать и самим.

Время чтения очень ограничено!  Если Вы занимаетесь с ребенком, и он читает первые склады или слова, то время занятия должно быть не более 5-10 минут, даже, если Ваш ребенок уже почти школьник.

Многие родители считают, что заставляя читать или заниматься ребенка перед школой 30-40 минут, они подготавливают его к школе, ведь в школе уроки 35-40 минут. На деле все совсем не так. Несмотря на то, что длительность урока в 1 классе 35 минут, но это не означает, что все 35 минут дети занимаются каким-то одним делом. На протяжении урока сменяются разные виды деятельности, проходят игры и физминутки, чего не делают родители дома. Даже на уроках одним видом деятельности дети занимаются 5-10 минут. Соответственно, и дома надо делать так же.

Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»! Переучивать всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно. Поэтому при обучении чтению «лучше меньше, да лучше». Исходим всегда из возможностей и интересов ребенка.

Не забивайте голову ребенка теоретическими сведениями, не стремитесь давать объяснения в стиле докторов филологических наук. Ребенка это утомит и он ничего не поймет.

Настала пора третьего этапа – закрепить успех. Заведите специальную библиотеку, выделите ребенку полку в общем книжном шкафу, пусть он сам расставит там свои книги. Читайте детские книги, которые явились основой для создания фильмов, спектаклей. Сравнивайте прочитанное и увиденное. Изучайте биографии писателей и в доступной, интересной форме излагайте их ребенку.

И помните, что в вопросах развития и воспитания нет единых норм и правил. Не гонитесь за быстрым результатом, наслаждайтесь процессом.

Оставить комментарий: