СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
Документы для скачивания
Уже в раннем детстве, по решению семьи, большинство детей открывает для себя мир детского сада. В каждой семье формируется собственное отношение к детскому саду.
Преобладающее большинство родителей (социологи называют цифру 80%) предпочитают по достижении ребенком полутора-двух лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указывающий на стремление родителей своевременно подготовить ребенка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающей детский сад как форму социальной поддержки.
Поскольку родители выбирают детский сад, чтобы «создать благоприятную ситуацию для личностного развития ребенка», то весьма значимым для них является профессиональный уровень воспитателей, а также оценка, которую воспитатели дают достижениям их ребенка. Особое внимание к оценке проявляют высокообеспеченные родители, которые чувствительны к собственному социальному статусу и переносят свои ожидания «признания» со стороны окружающих (в том числе воспитателей) на собственного ребенка.
В связи с усилившимися тенденциями расслоения российского общества нельзя не отметить и такую особенность как интерес родителей к содержанию образовательных программ, реализующихся в детских садах. Родители, имеющие высокий уровень образования, проявляют интерес к содержанию образовательных программ, но допускают достаточно демократичное отношение к детской социальной среде, в которой воспитывается ребенок; напротив, высокообеспеченные родители достаточно часто не имеют повышенных требований к содержанию образования, но проявляют высокую требовательность к социальному составу семей воспитанников детского сада, социальной среде.
Меняются и аспекты удовлетворенности родителей условиями деятельности детского сада. В первую очередь родители (прежде всего, малообеспеченные) проявляют беспокойство по поводу оплаты за содержание ребенка в дошкольном учреждении, которая в последнее время существенно увеличилась. Сохраняется интерес к режиму работы детского сада. Высок интерес родителей к предоставлению услуг, связанных с коррекцией отклонений в развитии детей.
Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных факторов, но и под воздействием реально разворачивающихся взаимодействий со специалистами дошкольного образовательного учреждения (заведующей, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и др.)
Современный детский сад. Какой он?
Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка, и, что особенно важно для растущего человека — обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества.
Каждый ребенок нуждается во взаимодействии с разновозрастным детским сообществом, поскольку оно является важным источником социокультурного развития. Психолог М.В. Осорина, пишет: «Чем
старше становится ребенок, тем настойчивей он пытается выступать на сцене жизни как отдельное от матери, самостоятельное и дееспособное существо... После трех лет ребенок начинает обращать все больше внимания на сверстников. Он обнаруживает, что можно играть не рядом, как это было раньше, а вместе. Между тремя и пятью годами ребенок интенсивно осваивает трудную практику взаимодействия с себе подобными в игре, а потом и в других ситуациях».
Игра расцветает именно в детском сообществе, определяя разностороннее развитие дошкольника. Игры и занятия с детьми — яркое впечатление детства, которое спустя годы вспоминают взрослые, занимаясь воспитанием собственных детей, переживая за разворачивающиеся отношения своей дочери (сына) со сверстниками, а также младшими и старшими детьми.
Детский сад решает различные воспитательные задачи: помочь детям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоционально откликаясь на различные его проявления; жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью. Детский сад выполняет воспитательную миссию, дополняя воспитание, получаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов взаимодействия с детьми.
Интеграция ребенка в группу происходит путем распределения и соблюдения правил, которые создаются в этой среде. Кроме того, в этой коллективной жизни ребенок находит средства и возможности воздействовать на окружающий мир и открывать его для себя. Это в значительной мере способствует его развитию.
Отечественные и зарубежные специалисты, изучающие воспитательный потенциал детского сада, рассматривают его как систему, где отношения, устанавливающиеся между детьми, позволяют им лучше интегрироваться в общество, в котором мы живем. В детском саду новый для ребенка взрослый — лицо уважаемое, и ребенок стремится наилучшим образом удовлетворить его требования. Взрослые (воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель, психолог, специалисты дополнительного образования) выполняют функцию специфической поддержки и сопровождения ребенка для того, чтобы он мог лучше интегрироваться в коллектив. Они пользуются определенным авторитетом и призваны передать детям знания и воспитать культуру поведения. Кроме специфических знаний и умений, составляющих неотъемлемую часть образовательной программы детского сада, первостепенная задача воспитателя — научить детей жить в коллективе.
Детский сад побуждает ребенка приобретать знания и умения, отличающиеся от тех, которые он получил в первые годы жизни в семье. В детском саду развиваются его наблюдательность, любознательность,взаимоподдержка: качества необходимые для дальнейшего восхождения к культурным ценностям. Перед ребенком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива; изменить свои взгляды на «другого».
Не нарушая межличностные связи внутри семьи, расширение социального мира ребенка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими людьми и другими группами. Ребенок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье.
Ребенок пребывает в точке пересечения семейной и внесемейной, общественной системы детского сада, находясь в гармонии или противоречии с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, он должен научиться сочетать различные области социализации.
Различные окружения — семья и другие системы социализации — играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок — участник окружений, цели, нормы и ценности которых могут быть сходными или вступать в противоречие. Через эти противоречия осуществляется подлинная, глубоко внутренняя трансформация человека, а также могут произойти изменения в условиях отношений с «другим».
1.1. Взаимодействие с семьей - важное направление деятельности детского сада
Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей как равноправных участников педагогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, т.к. именно она является основным социальным заказчиком.
Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизнедеятельностью ребенка в ДОУ.
Для этого детский сад должен стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники — равноправные партнеры в воспитании детей.
Придать дошкольному учреждению «открытость» — значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями. Другими словами, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
Только предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в игре и других видах деятельности, участвовать в них вместе с детьми, видеть заботу, внимание, любовь воспитателя к детям, можно рассчитывать на взаимопонимание, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с педагогами.
Вместе с тем, по мнению Т.В. Антоновой, если родители приходят в детский сад только на собрания или праздники, то за парадностью обстановки и радостным настроением могут многого не заметить из того, что хотели бы знать и перенять для себя в содержании и методах работы педагога с детьми. А ведь достаточно часто им хочется не только получить необходимую информацию, но и услышать добрые слова о своем ребенке, узнать как ему живется в группе детского сада, как складываются отношения не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Взаимодействие с родителями затрагивает все уровни управления детского сада, к которым относятся:
- заведующий, Совет дошкольного образовательного учреждения, Совет педагогов;
-медико-психологическая служба, старший воспитатель (заместитель заведующего), заместитель по административно-хозяйственной части;
- педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
- детский коллектив.
Дошкольное учреждение возглавляет заведующий. Он является символической фигурой, которая представляет организацию. На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду; за то, как чувствуют себя в нем дети, родители, педагоги.
В должностные обязанности заведующего детским садом (применительно к рассматриваемому направлению работы) входит: обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (или лицами их заменяющими).
Старший воспитатель мобилизует и сопровождает педагогов в решении задачи взаимодействия с семьей, привлекает к ее решению родителей и общественность. В соответствии с должностными обязанностями он организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с родителями.
Педагог-психолог призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада: детей, педагогов, родителей. В соответствии с должностными обязанностями он:
- оказывает помощь воспитателям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательскогоколлектива, а также родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников;
- формирует психологическую культуру воспитанников, педагогических работников и родителей, в том числе и культуры полового воспитания и т.д.
В поле профессиональной ответственности старшей медицинской сестры находится совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка. От нее требуется индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье, развитие отношений с семьей на основе доверия, доброжелательности и сотрудничества. Старшая медицинская сестра, в соответствии с должностными обязанностями:
- осуществляет консультативно-просветительную работу с педагогами и родителями по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических правил, по предупреждению распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни;
- оказывает (по возможности) необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья детей, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам;
- при поступлении ребенка в детский сад собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях его развития и поведения;
- участвует в родительских собраниях.
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части — специалист, который организует материально-техническое снабжение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в помещениях и на участке детского сада, противопожарную охрану, организацию труда обслуживающего персонала, оказывает помощь в озеленении участка детского сада. В его должностных обязанностях, отсутствует указание на взаимодействие с семьей.
Воспитатель детского сада также управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие специалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с семьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка.
В этом случае воспитатель выступает как бы в двух ролях: официальным лицом и доверительным собеседником, который хочет помочь родителям в воспитании ребенка. Позитивные отношения между ним и матерью складываются в том случае, если обе стороны выступают с правом собственной позиции, как равные собеседники. Но при этом каждый имеет свою манеру общения, способы восприятия, несет свои переживания, которые при правильном общении становятся обоюдными. На этих основах и зарождается диалог. Однако в практике сотрудничества довольно часто присутствует авторитарный стиль общения педагога с родителями, когда, выступая хозяином положения, воспитатель диктует семье свои условия.
Правило первое. В основе работы ДОУ и семьи должны лежать действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей Правило третье. Педагогический такт сотрудников ДОУ и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи |
Оказание помощи специалистами ДОУ родителям, будет проходить успешно только в том случае, если специалисты детского сада изучат семью, используя разнообразные методы, формы, позволяющие дифференцированно подходить к родителям и детям.
Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как наблюдение, беседа, анкетирование, сочинение и др. Ответственность за организацию и проведение диагностики берет на себя временная диагностическая группа детского сада, в которую входят: социальный педагог (если он включен в штатное расписание учреждения), старший воспитатель, воспитатели. Руководителем данной группы может выступить социальный педагог или старший воспитатель (заместитель заведующего). Этапы социально-педагогической диагностики семьи представлены в таблице 1.
Этапы диагностики |
Содержание деятельности проектной группы |
Ответственность сторон |
|
Семья |
Временная диагностическая группа детского сада |
||
Проектирование социально педагогической диагностики |
Определение цели, задач, методов диагностики, плана ее проведения |
- |
Создает проект диагностики |
Техническая подготовка к диагностике |
Подготовка необходимых материалов(бланков, протоколов и др.) |
- |
Изготавливает и тиражирует диагностический материал |
Информированиесемьи о проведении диагностики |
Информирование семьи о проведении социальнопедагогической диагностики |
Узнает о целях диагностики, уточняет смысл ее проведения и принимает решение об участии в обследовании и самообследовании |
Выбирает форму информирования родителей, обозначает им цели и методы диагностики, мотивирует их на активное участие |
Проведение диагностики |
Распространение анкет среди родителей, проведение опроса, консультирование |
Получает материал, проясняет процедуры выполнения заданий, выполняет задания |
Инструктирует родителей по процедурам ' выполнения заданий, уточняет их смысл |
Сбор материалов, анализ |
Сбор материалов, проведение количественного и качественного анализа |
Сдает заполненные бланки анкет, тексты сочинений и пр. |
Собирает материалы, не оказывая давления; изучает полученный материал; проводит количественный и качественный анализ и оформляет его текстуально и графически |
Обмен информацией между детским садом и семьей |
Определение форм обмена информацией по результатам диагностики |
Информирует педагогов о результатах самодиагностики и самоанализа, формулирует запрос |
Информирует родителей о результатах диагностики, показывает проблемное поле воспитания детей |
Наблюдение в контексте социально-педагогической диагностики семьи — это метод познания и исследования, используемый при изучении внешних проявлений поведения родителей и детей (других членов семьи) без вмешательства со стороны наблюдающего.
Для того чтобы успешно изучать поведение семьи, воспитателям (а также другим специалистам) необходимо вырабатывать умение наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика поведения), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. В этом может помочь заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить особое внимание.
Изучение поведения ребенка, родителей (других членов семьи) не сводится к случайным наблюдениям за их взаимодействием, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть особенности личности воспитывающего взрослого и ребенка.
Наблюдение проводится в естественных условиях, утром — в часы приема, или вечером, когда родители приходят за ребенком, а также на встречах (собраниях, заседании семейного клуба и пр.). По возможности, поступки, обращения родителей и детей (других членов семьи) следует записывать, а в последующем анализировать.
Представления о семье, о характере семейных взаимоотношений можно также получить, наблюдая за поведением детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки-матери». В качестве примера приведем фрагмент записи сюжетно-ролевой игры «Семья», организованной детьми средней группы.
Дети уютно расположились в игровом уголке, Света П. (5 лет) была «мамой», она выбрала себе «мужа» и «папу своим детям» — Толю Г. (5 л. 2 мес.).
Света. Толя, ты очень похож на моего папу, поэтому будешь моим мужем. Толя (с важным видом). Да, мне нравится быть «папой». Я пойду поработаю, а ты покорми детей, своди их в детский сад. Когда вернусь, расскажешь, что делала весь день.
Мальчик ушел, Света «приготовила еду», «покормила детей», «отвела их в детский сад». Вскоре вернулся Толя.
Толя(грозным голосом). Так, хорошо, рассказывай, что делала? Где была? Света рассказала о том, чем она занималась и предложила вместе забрать детей из детского сада.
То л я (удивленно). Вот еще! Это ты должна забирать из сада, а я полежу на диване, почитаю газету. Когда вернетесь, то не шумите. Почитай книжку, поиграй с ними на улице. Я буду смотреть телевизор, не мешайте мне. (Погрозил пальчиком.) Заниматься воспитанием мне некогда!!! (Копируя голос своего папы.)
Света(с сожалением в голосе). Нет, ты не интересный папа, буду искать другого. Не хочу такого мужа. Ты не любишь детей, не играешь с нами. Мы тебе мешаем. На этом игра закончилась, Толя пошел играть в конструктор, а Света искать нового «папу» своим детям.
Прекрасную возможность для естественного наблюдения, получения информации о семье (ее ценностных ориентациях, детско-родительских отношениях, традициях и др.) дает посещение семьи воспитанника.
Посещение семьи
Семья, как известно, — это не только открытая, но и закрытая система. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверительные открытые отношения.
Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, воспитатель должен знать некоторые правила.
Можно:
- заранее предупредить родителей о своем приходе, выбрав удобный для обеих сторон день;
- говорить о ребенке, развитии его отношений с миром;
- внимательно слушать родителей, сопереживать им;
- предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка;
- просить совета в вопросах взаимодействия с ребенком;
- благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.
Нельзя:
- опаздывать или приходить раньше, а также отменять встречу без согласования;
- говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;
- предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;
- проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;
- вести во время беседы записи (они могут вызвать раздражение, недоверие, отвлечь от темы разговора).
Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада проблем воспитания ребенка. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.
Беседа — это метод получения и корректировки информации на основе общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании.
Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.
Анкетирование — это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование — самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.
Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Возможны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы». Следующий элемент анкеты — преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоставите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родителей к анкетированию.
Сочинение — метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Данный метод широко используется как в социально-педагогической, так и в социально-психологической диагностике.
Методика «Родительское сочинение» позволяет: выявить особенности родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания; получить информацию об истории развития ребенка; получить описание проблем развития ребенка глазами родителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.
Сочинение — важный шаг в осознании и понимании родителем проблем воспитания, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком.
Прекрасным дополнением к родительским сочинениям является интервью с ребенком и последующее оформление альбома-презентации «А вот и я!» Цель интервью — получение информации о восприятии ребенком себя и своего места в семье. Для этого с ребенком проводится беседа-интервью, после чего полученная информация оформляется по типу «вопрос-ответ» (с фотографией ребенка на одной странице и ответами — на другой):
- Как тебя зовут?
- Как бы тебе хотелось, чтобы тебя называли?
- Кто живет вместе с тобой?
- Твое любимое занятие?
- Что тебе не нравится делать?
- Твое любимое блюдо?
- Твои любимые игрушки?
Обобщение полученной информации
Полученные в ходе диагностики, а также последующего мониторинга (периодического сбора информации о семье и семейном воспитании) результаты нужно обобщить, подвергнуть анализу, чтобы затем принять на этой основе стратегические и тактические решения по организации взаимодействия с семьей.
Информация может быть систематизирована и отражена в лаконичной форме в «Карте семьи» («Паспорте семьи»), а также приложениях к документу.
Знание воспитательных возможностей семьи — важная, но не единственная составляющая рассматриваемого направления взаимодействия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о детском саде.
Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Стенды — это наглядная форма предъявления информации. На стендах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация — это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация — это сведения о режиме дня ребенка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация — это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акциях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).
Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быстро устаревает, утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее необходимо постоянно обновлять.
Стендовая информация становится привлекательной для родителей, если она:
- структурирована по направлениям (например, «родители и дети»,
- отвечает информационным запросам родителей;
- эстетически оформлена;
- содержит текст и фотоматериалы.
Памятки
Памятка — этохорошоструктурированныйкороткийтекст, напоминающийочем-либо, атакжепризывающийродителейкосознанномувоспитаниюдетейвсемьеисотрудничествусдетскимсадомврешенииразличныхобразовательныхзадач. Чащевсегородителиполучаютпамяткиврамкахпроводимыхвдетскомсадумероприятийдлядетейиродителей (родительскиесобрания, конференции, консультацииит. д.). Еслисемьяпотойилиинойпричиненеучаствовалавовстрече, онаможетполучитьпамяткувиндивидуальномпорядкессоответствующимиустнымирекомендациями.
Буклеты
Буклет — этоиздание, отпечатанноенаодномлисте, которыйскладываетсяпараллельнымисгибамитакимобразом, чтобыегоможночитатьирассматриватьнеразрезая, араскрываяширмообразно.
Буклетыдляродителей — прекрасноесредствоихинформированияодостиженияхвнаукеипрактикевоспитаниядошкольников (втомчислеодостиженияхконкретногоучреждения), атакжепрезентации (освещения) родителямисобственныхсемейныхресурсоввразвитииличностиребенка. Примеромтакогоосвещенияценностиличностногообщенияродителейсребенкомявляютсябуклетысподробнымописаниеммаршрутовпрогулоквыходногодня. Составленныепедагогами, онипомогаютродителяминтересно, спользойдлядетско-взрослыхотношений, прожитьнезабываемыеминутыичасысовместноговоскресногоотдыха.
Рукописные газеты и журналы
Целью издания в детском саду газет и журналов является привлечение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудничеству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития дошкольников; о жизни ребят в детском саду (нередко в юмористической форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.
Для организации выпуска газеты (журнала) создается редакционная коллегия. Каждый член редколлегии отвечает за определенную рубрику. Первостепенную роль в работе редколлегии играет перспективное планирование. Оно позволяет избежать стихийности в сборе информации, а также не упустить из сферы внимания ничего существенного. Редактором рукописной газеты (журнала) может стать лидер детского сада (старший воспитатель, воспитатель, психолог) или родитель (например, председатель родительского комитета), чутко относящийся к слову и интересующийся миром детства.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.
Записка—это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.
Личный блокнот (тетрадь) — это письменная форма ежедневного ' обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты
(тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и семьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребенка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поездках, дне рождении, посещении театра) и др.
'Письмо — это повествование о трудностях и достижениях в воспитании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, связанного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и заботами, посочувствовать, обратиться за помощью.
Выставки
Выставка — это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.
Выставки детских работ о
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий