a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Опубликовано: 2014-06-05 09:06:05

Уже в раннем детстве, по решению семьи, большинство детей открывает для себя мир детского сада. В каждой семье формируется собственное отношение к детскому саду.

Преобладающее большинство родителей (социологи называют ци­фру 80%) предпочитают по достижении ребенком полутора-двух лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указыва­ющий на стремление родителей своевременно подготовить ребенка к школе. Третье место занимают ответы, проявляющие экономические мотивы семьи, рассматривающей детский сад как форму социальной поддержки.

Поскольку родители выбирают детский сад, чтобы «создать благо­приятную ситуацию для личностного развития ребенка», то весьма значимым для них является профессиональный уровень воспитате­лей, а также оценка, которую воспитатели дают достижениям их ре­бенка. Особое внимание к оценке проявляют высокообеспеченные ро­дители, которые чувствительны к собственному социальному статусу и переносят свои ожидания «признания» со стороны окружающих (в том числе воспитателей) на собственного ребенка.

В связи с усилившимися тенденциями расслоения российского общества нельзя не отметить и такую особенность как интерес роди­телей к содержанию образовательных программ, реализующихся в детских садах. Родители, имеющие высокий уровень образования, проявляют интерес к содержанию образовательных программ, но допускают достаточно демократичное отношение к детской соци­альной среде, в которой воспитывается ребенок; напротив, высоко­обеспеченные родители достаточно часто не имеют повышенных требований к содержанию образования, но проявляют высокую требовательность к социальному составу семей воспитанников детского сада, социальной среде.

Меняются и аспекты удовлетворенности родителей условиями де­ятельности детского сада. В первую очередь родители (прежде всего, малообеспеченные) проявляют беспокойство по поводу оплаты за со­держание ребенка в дошкольном учреждении, которая в последнее время существенно увеличилась. Сохраняется интерес к режиму рабо­ты детского сада. Высок интерес родителей к предоставлению услуг, связанных с коррекцией отклонений в развитии детей.

Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влияни­ем объективных факторов, но и под воздействием реально разворачи­вающихся взаимодействий со специалистами дошкольного образова­тельного учреждения (заведующей, психологом, воспитателями, музыкальным руководителем и др.)

Современный детский сад. Какой он?

Детский сад, организованный как социальный институт в поддерж­ку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка, и, что особенно важно для растущего человека — обеспечивает необходимые условия для ор­ганизации и развития детского сообщества.

Каждый ребенок нуждается во взаимодействии с разновозрастным детским сообществом, поскольку оно является важным источником социокультурного развития. Психолог М.В. Осорина, пишет: «Чем

старше становится ребенок, тем настойчивей он пытается выступать  на сцене жизни как отдельное от матери, самостоятельное и дееспособное существо... После трех лет ребенок начинает обращать все больше внимания на сверстников. Он обнаруживает, что можно играть не рядом, как это было раньше, а вместе. Между тремя и пятью годами ребенок интенсивно осваивает трудную практику взаимодействия с себе подобными в игре, а потом и в других ситуациях».

Игра расцветает именно в детском сообществе, определяя разностороннее развитие дошкольника. Игры и занятия с детьми — яркое               впечатление детства, которое спустя годы вспоминают взрослые, занимаясь воспитанием собственных детей, переживая за разворачивающиеся отношения своей дочери (сына) со сверстниками, а также младшими и  старшими детьми.

       Детский сад решает различные воспитательные задачи: помочь де­тям научиться взаимодействовать с окружающим миром, эмоциональ­но откликаясь на различные его проявления; жить вместе, утверждая при этом собственную личность; выражать свои мысли, развивать речь; заниматься разнообразной творческой деятельностью. Детский сад выполняет воспитательную миссию, дополняя воспитание, полу­чаемое в семье, благодаря применению научно выверенных принципов взаимодействия с детьми.

Интеграция ребенка в группу происходит путем распределения и соблюдения правил, которые создаются в этой среде. Кроме того, в этой коллективной жизни ребенок находит средства и возможности воздействовать на окружающий мир и открывать его для себя. Это в значительной мере способствует его развитию.

Отечественные и зарубежные специалисты, изучающие воспита­тельный потенциал детского сада, рассматривают его как систему, где отношения, устанавливающиеся между детьми, позволяют им лучше интегрироваться в общество, в котором мы живем. В детском саду новый для ребенка взрослый — лицо уважаемое, и ребенок стре­мится наилучшим образом удовлетворить его требования. Взрослые (воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководи­тель, психолог, специалисты дополнительного образования) выпол­няют функцию специфической поддержки и сопровождения ребен­ка для того, чтобы он мог лучше интегрироваться в коллектив. Они пользуются определенным авторитетом и призваны передать детям знания и воспитать культуру поведения. Кроме специфических зна­ний и умений, составляющих неотъемлемую часть образовательной программы детского сада, первостепенная задача воспитателя — на­учить детей жить в коллективе.

Детский сад побуждает ребенка приобретать знания и умения, от­личающиеся от тех, которые он получил в первые годы жизни в семье. В детском саду развиваются его наблюдательность, любознательность,взаимоподдержка: качества необходимые для дальнейшего восхождения к культурным ценностям. Перед ребенком открываются новые возможности опыта и взаимоотношений с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива; изменить свои взгляды на «другого».

Не нарушая межличностные связи внутри семьи, расширение социального мира ребенка придает семейным отношениям другую тональность, обогащая их благодаря встречам с другими людьми и другими группами. Ребенок может сопоставить этот новый опыт с тем, который он получил в семье.

Ребенок пребывает в точке пересечения семейной и внесемейной, общественной системы детского сада, находясь в гармонии или противоречии  с ними. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей,  он должен научиться сочетать различные области социализации.

Различные окружения — семья и другие системы социализации — играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок — участник окружений, цели, нормы и ценности кото­рых могут быть сходными или вступать в противоречие. Через эти противоречия осуществляется подлинная, глубоко внутренняя транс­формация человека, а также могут произойти изменения в условиях отношений с «другим».

 

1.1. Взаимодействие с семьей - важное направление деятельности детского сада

Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей как равноправных участников педа­гогического процесса необходимо строить на основе запросов семьи, т.к. именно она является основным социальным заказчиком.

Родители должны иметь постоянную возможность свободно, по своему желанию, в удобное для них время знакомиться с жизне­деятельностью ребенка в ДОУ.

Для этого детский сад должен стать открытым развивающим пространством, где родители и сотрудники — равноправные партнеры в воспитании детей.

Придать дошкольному учреждению «открытость» — значит сделать педагогиче­ский процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать от­ношения между детьми, педагогами и родителями. Другими словами, создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, роди­тели) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Только предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в игре и дру­гих видах деятельности, участвовать в них вместе с детьми, видеть заботу, внимание, любовь воспитателя к детям, можно рассчитывать на взаимопонимание, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с педагогами.

Вместе с тем, по мнению Т.В. Антоновой, если родители приходят в детский сад только на собрания или праздники, то за парадностью обстановки и радостным на­строением могут многого не заметить из того, что хотели бы знать и перенять для себя в содержании и методах работы педагога с детьми. А ведь достаточно часто им хочется не только получить необходимую информацию, но и услышать добрые слова о своем ребенке, узнать как ему живется в группе детского сада, как складываются отношения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

 Взаи­модействие с родителями затрагивает все уровни управления детского сада, к кото­рым относятся:

  • заведующий, Совет дошкольного образовательного учреждения, Совет педагогов;

-медико-психологическая служба, старший воспитатель (замес­титель заведующего), заместитель по административно-хозяйствен­ной части;

  • педагоги, специалисты дополнительного образования, коллектив родителей;
  • детский коллектив.

Дошкольное учреждение возглавляет заведующий. Он является сим­волической фигурой, которая представляет организацию. На нем лежит моральная и профессиональная ответственность за все, что делается в детском саду; за то, как чувствуют себя в нем дети, родители, педагоги.

В должностные обязанности заведующего детским садом (приме­нительно к рассматриваемому направлению работы) входит: обеспече­ние эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами местно­го самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью, родителями (или лицами их заменяющими).

Старший воспитатель мобилизует и сопровождает педагогов в ре­шении задачи взаимодействия с семьей, привлекает к ее решению ро­дителей и общественность. В соответствии с должностными обязанно­стями он организует просветительскую работу для родителей, взаимодействует с родителями.

Педагог-психолог призван создавать психологически безопасные условия для субъектов образовательного процесса детского сада: де­тей, педагогов, родителей. В соответствии с должностными обязанно­стями он:

  • оказывает помощь воспитателям, родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;

составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательскогоколлектива, а также родителей в проблемах личностного и социально­го развития воспитанников;

  • формирует психологическую культуру воспитанников, педагоги­ческих работников и родителей, в том числе и культуры полового вос­питания и т.д.

В поле профессиональной ответственности старшей медицинской сестры находится совместная работа с семьей по воспитанию здорово­го ребенка. От нее требуется индивидуальный подход к каждому ре­бенку и его семье, развитие отношений с семьей на основе доверия, доброжелательности и сотрудничества. Старшая медицинская сестра, в соответствии с должностными обязанностями:

  • осуществляет консультативно-просветительную работу с педаго­гами и родителями по вопросам профилактики заболеваний и соблю­дению санитарно-гигиенических правил, по предупреждению распро­странения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, формированию здорового образа жизни;
  • оказывает (по возможности) необходимую помощь администра­ции и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохране­нию и укреплению здоровья детей, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимос­ти к другим специалистам;
  • при поступлении ребенка в детский сад собирает у родителей до­полнительные сведения об особенностях его развития и поведения;
  • участвует в родительских собраниях.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной ча­сти — специалист, который организует материально-техническое снаб­жение педагогического процесса, обеспечивает чистоту и порядок в по­мещениях и на участке детского сада, противопожарную охрану, организацию труда обслуживающего персонала, оказывает помощь в озеленении участка детского сада. В его должностных обязанностях, отсутствует указание на взаимодействие с семьей.

Воспитатель детского сада также управляет процессом взаимодей­ствия с семьями воспитанников. Воспитатель больше, чем другие спе­циалисты детского сада, входящие в систему управления, связан с се­мьей, поскольку он, как и родители, служит делу воспитания ребенка.

В этом случае воспитатель выступает как бы в двух ролях: официальным лицом и до­верительным собеседником, который хочет помочь родителям в воспитании ребен­ка. Позитивные отношения между ним и матерью складываются в том случае, если обе стороны выступают с правом собственной позиции, как равные собеседники. Но при этом каждый имеет свою манеру общения, способы восприятия, несет свои переживания, которые при правильном общении становятся обоюдными. На этих основах и зарождается диалог. Однако в практике сотрудничества довольно часто присутствует авторитарный стиль общения педагога с родителями, когда, выступая хозяином положения, воспитатель диктует семье свои условия.

 

 

Правило первое. В основе рабо­ты ДОУ и семьи должны лежать действия и мероприятия, направ­ленные на укрепление и повы­шение авторитета родителей

Правило третье. Педагогиче­ский такт сотрудников ДОУ и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказание помощи специалистами ДОУ родителям, будет проходить успешно только в том случае, если специалисты детского сада изучат семью, используя разнообразные методы, формы, позволяющие дифференцированно подходить к родителям и детям.

Источником знаний о семье является социально-педагогическая диагностика, предполагающая использование таких методов, как на­блюдение, беседа, анкетирование, сочинение и др. Ответственность за организацию и проведение диагностики берет на себя временная диа­гностическая группа детского сада, в которую входят: социальный пе­дагог (если он включен в штатное расписание учреждения), старший воспитатель, воспитатели. Руководителем данной группы может вы­ступить социальный педагог или старший воспитатель (заместитель заведующего). Этапы социально-педагогической диагностики семьи представлены в таблице 1.

 

 

 

Этапы

диагностики

 

Содержание деятельности проектной группы

 

Ответственность сторон

 

Семья

 

Временная диагностическая группа детского сада

Проектирование

социально­

педагогической

диагностики

Определение цели, задач, методов диагностики, плана ее проведения

-

Создает проект диагностики

Техническая подготовка к диагностике

Подготовка необходимых материалов(бланков, протоколов и др.)

-

Изготавливает и тиражирует диагностический материал

Информированиесемьи о проведении диагностики

Информирование семьи о проведении социально­педагогической диагностики

Узнает о целях диагнос­тики, уточняет смысл ее проведения и принима­ет решение об участии в обследовании и самообследовании

Выбирает форму инфор­мирования родителей, обозначает им цели и методы диагностики, мотивирует их на активное участие

Проведение

диагностики

Распространение анкет среди родителей, проведение опроса, консультирование

Получает материал, проясняет процедуры выполнения заданий, выполняет задания

Инструктирует родителей по процедурам ' выполнения заданий, уточняет их смысл

Сбор

материалов,

анализ

Сбор материалов, проведение количественного и качественного анализа

Сдает заполненные бланки анкет, тексты сочинений и пр.

Собирает материалы, не оказывая давления; изуча­ет полученный материал; проводит количественный и качественный анализ и оформляет его текстуально и графически

Обмен

информацией между детским садом и семьей

Определение форм обмена информацией по результатам диагностики

Информирует педагогов о результатах самодиаг­ностики и самоанализа, формулирует запрос

Информирует родителей о результатах диагностики, показывает проблемное поле воспитания детей

 

 

Наблюдение в контексте социально-педагогической диагностики семьи — это метод познания и исследования, используемый при изу­чении внешних проявлений поведения родителей и детей (других членов семьи) без вмешательства со стороны наблюдающего.

Для того чтобы успешно изучать поведение семьи, воспитателям (а также другим специалистам) необходимо вырабатывать умение наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, ми­мика поведения), а главное, научиться правильно истолковывать их социальное значение. В этом может помочь заранее составленный план, указывающий, на что следует обратить особое внимание.

Изучение поведения ребенка, родителей (других членов семьи) не сводится к случайным наблюдениям за их взаимодействием, высказы­ваниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть особенности личности вос­питывающего взрослого и ребенка.

Наблюдение проводится в естественных условиях, утром — в часы приема, или вечером, когда родители приходят за ребенком, а также на встречах (собраниях, заседании семейного клуба и пр.). По возмож­ности, поступки, обращения родителей и детей (других членов семьи) следует записывать, а в последующем анализировать.

Представления о семье, о характере семейных взаимоотношений можно также получить, наблюдая за поведением детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дочки-матери». В качестве примера приведем фрагмент записи сюжетно-ролевой игры «Семья», организованной детьми средней группы.

Дети уютно расположились в игровом уголке, Света П. (5 лет) была «мамой», она выбрала себе «мужа» и «папу своим детям» — Толю Г. (5 л. 2 мес.).

Света. Толя, ты очень похож на моего папу, поэтому будешь моим мужем. Толя (с важным видом). Да, мне нравится быть «папой». Я пойду поработаю, а ты покорми детей, своди их в детский сад. Когда вернусь, расскажешь, что де­лала весь день.

Мальчик ушел, Света «приготовила еду», «покормила детей», «отвела их в дет­ский сад». Вскоре вернулся Толя.

Толя(грозным голосом). Так, хорошо, рассказывай, что делала? Где была? Света рассказала о том, чем она занималась и предложила вместе забрать детей из детского сада.

То л я (удивленно). Вот еще! Это ты должна забирать из сада, а я полежу на дива­не, почитаю газету. Когда вернетесь, то не шумите. Почитай книжку, поиграй с ни­ми на улице. Я буду смотреть телевизор, не мешайте мне. (Погрозил пальчиком.) Заниматься воспитанием мне некогда!!! (Копируя голос своего папы.)

Света(с сожалением в голосе). Нет, ты не интересный папа, буду искать другого. Не хочу такого мужа. Ты не любишь детей, не играешь с нами. Мы тебе мешаем. На этом игра закончилась, Толя пошел играть в конструктор, а Света искать нового «папу» своим детям.

Прекрасную возможность для естественного наблюдения, получения информации о семье (ее ценностных ориентациях, детско-родительских отношениях, традициях и др.) дает посещение семьи воспитанника.

Посещение семьи

Семья, как известно, — это не только открытая, но и закрытая сис­тема. Поэтому воспитателям бывает трудно посещать семью ребенка, если между воспитывающими взрослыми не выстроены доверитель­ные открытые отношения.

Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, воспитатель должен знать некоторые правила.

Можно:

  • заранее предупредить родителей о своем приходе, выбрав удоб­ный для обеих сторон день;
  • говорить о ребенке, развитии его отношений с миром;
  • внимательно слушать родителей, сопереживать им;
  • предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка;
  • просить совета в вопросах взаимодействия с ребенком;
  • благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.

Нельзя:

  • опаздывать или приходить раньше, а также отменять встречу без согласования;
  • говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;
  • предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;
  • проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;
  • вести во время беседы записи (они могут вызвать раздражение, недоверие, отвлечь от темы разговора).

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка ус­пехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейно­го воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и дет­ского сада проблем воспитания ребенка. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодейст­вий с родителями и другими членами семьи.

Беседа — это метод получения и корректировки информации на ос­нове общения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с ок­ружающими, так и в семейном воспитании.

Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести.

Анкетирование — это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование — самый популяр­ный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей.

Важным элементом анкеты является обращение к родителям. Воз­можны различные варианты обращения: «Уважаемые родители», «Уважаемые мамы и папы». Следующий элемент анкеты — преамбула. Недооценивать ее значение нельзя. От того, как вы определите цель опроса, раскроете смысл и ценность его проведения, а также предоста­вите объяснения по заполнению анкеты, зависит отношение родите­лей к анкетированию.

Сочинение — метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Данный метод широко используется как в социально-педагогической, так и в социально-психологической диагностике.

Методика «Родительское сочинение» позволяет: выявить особеннос­ти родительской позиции автора сочинения и реализуемый им тип семейного воспитания; получить информацию об истории развития ребенка; получить описание проблем развития ребенка глазами ро­дителя, а также выявить зоны конфликтности в детско-родительском взаимодействии.

Сочинение — важный шаг в осознании и понимании родителем проблем воспитания, фундамент для построения новой системы обще­ния и взаимодействия с ребенком.

Прекрасным дополнением к родительским сочинениям является интервью с ребенком и последующее оформление альбома-презен­тации «А вот и я!» Цель интервью — получение информации о вос­приятии ребенком себя и своего места в семье. Для этого с ребенком проводится беседа-интервью, после чего полученная информация оформляется по типу «вопрос-ответ» (с фотографией ребенка на од­ной странице и ответами — на другой):

  • Как тебя зовут?
  • Как бы тебе хотелось, чтобы тебя называли?
  • Кто живет вместе с тобой?
  • Твое любимое занятие?
  • Что тебе не нравится делать?
  • Твое любимое блюдо?
  • Твои любимые игрушки?

Обобщение полученной информации

Полученные в ходе диагностики, а также последующего монито­ринга (периодического сбора информации о семье и семейном воспи­тании) результаты нужно обобщить, подвергнуть анализу, чтобы затем принять на этой основе стратегические и тактические решения по ор­ганизации взаимодействия с семьей.

Информация может быть систематизирована и отражена в лако­ничной форме в «Карте семьи» («Паспорте семьи»), а также приложе­ниях к документу.

    Знание воспитательных возможностей семьи — важная, но не един­ственная составляющая рассматриваемого направления взаимодейст­вия детского сада и семьи. Семья также имеет право на информацию о  детском саде.

Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3год. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Стенды — это наглядная форма предъявления информации. На стен­дах целесообразно размещать информацию для родителей трех видов: стратегическую (многолетнюю), тактическую (годичную), оперативную. Стратегическая информация — это необходимые родителям сведения о задачах развития ДОУ на перспективу, о реализуемой образовательной программе. Тактическая информация — это сведения о режиме дня ребен­ка, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная информация — это сведения об ожидаемых или уже прошедших мероприятиях в группе, детском саду, районе (акци­ях, конкурсах, выставках, встречах в родительском клубе, экскурсиях).

Воспитателям важно помнить, что оперативная информация быст­ро устаревает, утрачивает свою актуальность для родителей, а значит, ее необходимо постоянно обновлять.

Стендовая информация становится привлекательной для родите­лей, если она:

  • структурирована по направлениям (например, «родители и дети»,
  • отвечает информационным запросам родителей;
  • эстетически оформлена;
  • содержит текст и фотоматериалы.

Памятки

Памятка — этохорошоструктурированныйкороткийтекст, напо­минающийочем-либо, атакжепризывающийродителейкосознанно­мувоспитаниюдетейвсемьеисотрудничествусдетскимсадомвре­шенииразличныхобразовательныхзадач. Чащевсегородителиполучаютпамяткиврамкахпроводимыхвдетскомсадумероприятийдлядетейиродителей (родительскиесобрания, конференции, кон­сультацииит. д.). Еслисемьяпотойилиинойпричиненеучаствовалавовстрече, онаможетполучитьпамяткувиндивидуальномпорядкессоответствующимиустнымирекомендациями.

Буклеты

Буклет — этоиздание, отпечатанноенаодномлисте, которыйскла­дываетсяпараллельнымисгибамитакимобразом, чтобыегоможночи­татьирассматриватьнеразрезая, араскрываяширмообразно.

Буклетыдляродителей — прекрасноесредствоихинформированияодостиженияхвнаукеипрактикевоспитаниядошкольников (втомчислеодостиженияхконкретногоучреждения), атакжепрезентации (освещения) родителямисобственныхсемейныхресурсоввразвитииличностиребенка. Примеромтакогоосвещенияценностиличностногообщенияродителейсребенкомявляютсябуклетысподробнымописа­ниеммаршрутовпрогулоквыходногодня. Составленныепедагогами, онипомогаютродителяминтересно, спользойдлядетско-взрослыхотношений, прожитьнезабываемыеминутыичасысовместноговос­кресногоотдыха.

Рукописные газеты и журналы

Целью издания в детском саду газет и журналов является привле­чение внимания родителей к различным аспектам воспитания и обуче­ния детей в детском саду и семье, а также приглашение к сотрудниче­ству. Рукописные газеты и журналы рассказывают родителям об особенностях физического, психического, социального развития до­школьников; о жизни ребят в детском саду (нередко в юмористичес­кой форме); дают рекомендации по воспитанию и обучению детей ран­него и дошкольного возраста. Эта форма удобна тем, что родители могут ознакомиться с газетой или журналом в то время, когда по тем или иным причинам ожидают своего ребенка в приемной.

Для организации выпуска газеты (журнала) создается редакцион­ная коллегия. Каждый член редколлегии отвечает за определенную рубрику. Первостепенную роль в работе редколлегии играет перспек­тивное планирование. Оно позволяет избежать стихийности в сборе информации, а также не упустить из сферы внимания ничего сущест­венного. Редактором рукописной газеты (журнала) может стать лидер детского сада (старший воспитатель, воспитатель, психолог) или родитель (например, председатель родительского комитета), чутко от­носящийся к слову и интересующийся миром детства.

     Неоценимое значение в развитии отношений с семьей имеют разные формы переписки.

Записка—это письменное сообщение, выраженное в краткой, лаконичной форме. Записка-просьба указывает на потребность в деловом общении по решению различных вопросов. Еженедельная записка, ад­ресованная непосредственно родителям воспитанника, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о любимых занятиях, отношениях со сверстниками и другую важную информацию.

Личный блокнот (тетрадь) — это письменная форма ежедневного '         обмена информацией между детским садом и семьей. Такие блокноты

(тетради) могут каждый день курсировать между детским садом и се­мьей. В них родители могут сообщать воспитателям об успехах ребен­ка в разных сферах деятельности, особых семейных событиях (поезд­ках, дне рождении, посещении театра) и др.

'Письмо — это повествование о трудностях и достижениях в воспи­тании и обучении ребенка, о месте и роли родных и чужих взрослых в его развитии. Письмо позволяет передать собственное эмоциональное отношение к тому, что происходит в жизни конкретного ребенка, свя­занного с миром семьи и детского сада; поделиться радостями и забо­тами, посочувствовать, обратиться за помощью.

Выставки

Выставка — это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов и др.), расположенных для обозрения детей и взрослых.

Выставки детских работ о

Оставить комментарий: