Программа работы музея боевой и трудовой славы «Память сердца»
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» Утверждаю Заведующий МБДОУДСКВ№9 «Малахитовая шкатулка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ В. Н. Ефимова Педсовет №_ 2_ от_ 22. 12. 20 15 г. Приказ №_ 436_ _ _ от « 31. 12. 20 15 г. Программа работы музея боевой и трудовой славы «Память сердца» г. Нижневартовск Информационная карта программы Основание для разработки Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»; Концепция модернизации российского образования; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»; Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26. 06. 2007 года № 118 – ФЗ; Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 13. 05. 2008 года № 68 – ФЗ; Приказ Министерства Культуры об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей» от 17. 07. 1985 года № 290; Конвенция о правах ребенка; Закон ХМАО- Югры «Об образовании в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре»; Закон ХМАО- Югры «О региональном( национально- региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО- Югре»; Закон о реализации государственной молодежной политики в Ханты- Мансийском автономном округе – Югре Приказ заведующего МБДОУ ДС №9«Малахитовая шкатулка» о разработке программы «Деятельность музея боевой и трудовой славы на 2016- 2018 годы»; Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях; Наименование учреждения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» Адрес Ханты- Мансийский Автономный округ- Югра, г. Нижневартовск, Северная, 66 а, Телефон: ( 3466) 26- 55- 29, 26- 87- 07 Факс: ( 3466) 26- 65- 22, эл. почта Цель программы Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны Основные задачи Программы Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада. Совершенствовать экспозиционно- выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея. Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно- образовательной деятельности. Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения Срок реализации программы 2016- 2018 годы Краткое содержание программы Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает ини циативу воспитанников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. Музей является инновационной формой работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. В программе раскрываются механизмы реализации целей и задач музея боевой и трудовой славы, формы и методы музейной работы, предполагаемые социальные и воспитательные результаты. 1. Пояснительная записка Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа. В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне. Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего наро да, в нашем детском саду «Малахитовая шкатулка» был создан музей боевой и трудовой славы «Память се рдца ». Торжественное открытие музея боевой и трудовой славы защит ников Родины состоялось 19 января 2016 года. Задолго до этого велась работа по сбору экспонатов и материалов для музея. В музее Боевой Славы представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, оружие и обмундирование времен Великой Отечественной войны. В январе 2016 года для обеспечения музейной работы в учреждении были утверждены организационные документы: программа деятельности музея боевой и трудовой славы( Приказ заведующего М БДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 января 2016 года) , полож ение о музее( Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 января 2016 года) , положение о Совет е музея( Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 декабря 201 6 года) , приказы по организации музейной работы в учреждении. Для реа лизации программы музей обладает достаточными ресурсами. Для экспонирования музейной коллекции выделен кабинет. Изготовлены столы, стенды и прочие атрибуты. В центре музея, на стене, георгиевская лента с орденом «Отечественная война», ча ша с имитированным Вечным огнем, стеновые экспозиции. Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко- патриотической, нравственно- воспитательной работы, проводимой в ДОУ. В его создании участвуют ветераны ВОВ и их родственники, сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков — участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…». Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, где каждый ребенок — активный участник. Главное условие — дошкольники должны видеть необходимость и важность своих усилий. Позиция ребенка в музейно- образовательной деятельности не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Поэтому дети принимают активное участие в оформлении музея, участвуют в спортивных играх с военно- патриотическим содержанием. Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей. Родители — наши помощники и равноправные участники. С их помощью оформлены стенды, макеты. Большой интерес вызыва ет экспозиция « Память храня…. ». Ее основу составили различные предметы: боевые награды вете ранов, письма с фронта, г настоящая каска и многое другое. Особенно ценно, что примером высокого героизма для детей служат их прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через испытания и сражения локальных войн. Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их дедами и отцами. Им предстоит сохранить и приумножить это. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Полученные знания, сформированные навыки помогают детям легко а даптироваться в школьной жизни. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Деятельность музея ведется по направлениям: Организационная работа; Научно- исследовательская работа; Выставочная деятельность; Просветительская работа; Издательская деятельность; Сотрудничество; Участие в конкурсах. В настоящее время основной фонд музея боевой и трудовой славы «Память сердца» представляет собой небольшое собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея, а именно: подлинные памятники истории и культуры, вещественные и документальные памятники, переданные поисковым отрядом «Самотлор» центра «Патриот», с которыми нас связывает дружба и сотрудничество по разным направлениям работы. Среди представленных в музее коллекций можно увидеть ценн ые экспонаты: личные вещи бойцов рабоче- крестьянской Красной армии, фрагменты вооружения советских и немецких солдат времен Вел икой Отечественной Войны. Фонд научно- вспомогательного материала составляют копии, макеты, модели, муляжи, диорамы, схемы, репродукции, другие материалы экспозиционной и пропагандистской работы, а также творческие семейные работы воспитанников учреждения. Важное направление деятельности музея – просветительск ая работа и его популяризация. Посетителями музея являются воспитанники и родители дошкольного учреждения, ветераны Великой Отечественно й войны и локальных конфликтов. В настоящее время в музее функционируют зал и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войн е, локальным войнам, достижениям ДОУ и т др. Для каждой экспозиции разработаны тематические тексты экскурсий. В музее «Память сердца » ведется постоянная, углубленная и систематическая историко- краеведческая работа. Такой работой занимается Совет музея. Он состоит из числа сотрудников учреждения. Согласно утвержденному плану работы, члены Совета принимают участие в комплектовании, учете и хранении экспонатов, в создан ии экспозиций, оформлении зала и функционировании музея, в показе и пропаганде собранных материалов, в поисково- собирательной работе, встречаются с интересными людьми, осуществляют краеведческую деятельность, занимаются изучением традиционной культуры. В рамках данной Программы, программы нравственно- патриотического воспитания ДОУ, учреждение принимает участие в различных мероприятиях городского, окружного и всероссийского уровней: Городские семинары по гражданско- патриотическому воспитанию обучающихся; Городской смотр музеев и уголков Боевой и Трудовой славы среди образовательных учреждений; Городской конкурс творческ их работ «Мы на севере живем» Городской к онкурс на лучшее оформление здания учреждения к дню Победы. Таким образом, Музей является средством творческой самореализации, инициирует личностно- ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно- исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. 2. Обоснование и актуальность Программы Главной задачей патриотического воспита ния детей, является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Основой патриотического воспитания являются примеры мужества и героизма советского народа во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Каждый гражданин должен знать историю своего Отечества. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, показывая, что и прежде были подобные бедствия, бывали еще ужаснее, но государство Российское не разрушилось, а, преодолевая все невзгоды, крепло и развивалось. Эти знания располагают человека к справедливости, которая является основой согласия в обществе. Исторический подход формирует систему ценностных ориентаций на примерах героического прошлого страны, спо собствует осознанию детей места своей семьи как части общества в истории Отечества, уважительному отношению к ветеранам Великой Отечественной войны, к труженикам тыла, созидающим и сохраняющим историю. Как показывают опросы общественного мнения героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по пат риотическому воспитанию детей с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень, а также широким внедрением в нашей стране информационно- коммуникационных технологий. В этих условиях образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. . Деятельность музеев занимает б ольшое место в образовании и воспитании подрастающего поколения. Известно, что приобщение детей к культурно- историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Формирование личности ребенка, определенной духовно- нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. В основе данного процесса лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности. Чувство, как эмоциональное отношение к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет моральное убеждение человека, его внутренний мир. Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к окружающему. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогает воспринимать действительность и реагировать на нее. Ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ра нее предметами обогащает свой опыт. Подобная работа стимулирует интерес де тей к прошлому родного края, страны, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравни вать, исследовать, а иногда самостоятельно находить объяснения. Таким образом, музейная образовательная среда формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность обучающихся, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. В системе патриотического воспитания значение имеет воспитание культуры личности, полноценность которой определяется уровнем ее духовной связи с родным Отечеством. Однако многие явления современной культурной жизни получили негативную окраску, в том числе через театр, музыку, кино, живопись, скульптуру и другие виды искусства. Снижение уровня культуры, выхолащивание ее духовности, усиление функции ее негативного воздействи я прежде всего на дете й все более тотально и агрессивно проявляется в СМИ, Интернете, художественной литературе, современной моде. В этой связи посещение музея также оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Участие музея в образовательном процессе способствует духовно- нравственному, патриотическому, художественно- эстетическому восп итанию и исследовате льской деятельности воспитанников учреждения. Оно дает возможность обучающимся изучить историю родного края, страны, творчество учреждения, позволяет разнообразить культурный досуг детей, способствует знакомству ребят с интересными людьми. 4. Основной социальный эффект Используя разнообразные формы и методы работы с музейным фондом, музей будет содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. 5. Цель деятельности музея: использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны 6. Задачи программы Свою работу музей осуществляет в соответствии с решением воспитательных и образовательных задач, в органиче ском единстве со всей воспитательной работой, проводимой дошкольным учреждением согласно основной образовательной программе. Основные задачи музея: Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада. Совершенствовать экспозиционно- выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея. Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно- образовательной деятельности. Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения. сбор материалов( музейных эксп онатов) , имеющих научно- познавательное и воспитательное значение; комплектование фондов и обеспечение их сохранности; использование экспонатов на учебных занятиях по реализуемым в учреждении образовательным программам; организация тематических и обменных выставок; участие в проектно- исследовательской работе; организация работы с ветеранами войны и труда; организация просветительской работы. Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы. 6. содержание программы 1. Организационная работа Сбор материалов( музейных экспонатов) , имеющих научно- познавательное и воспитательное значение: Пополнение фондов в результате спонсорских пожертвований, работа с жителями города, Нижневартовского района, округа. Комплектование фондов и их сохранность: Прием и оформление новых поступлений; ведение книг учета книга поступлений основного и вспомогательного фондов( книга учета экспонатов, книга списания экспонатов, акты приема- выдачи на постоянное и временное хранение, акты внутримузейной и внешней передачи, инструкция по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций) ; научное описание вещественных, документальных, видео- аудио и фотоматериалов; контроль над соблюдением режима хранения материалов( экспонатов) , своевременная их консервация и реставрация; осуществление профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранность фондов; 2. Проектно- исследовательская работа Проекты( социальные, научно- исследовательские) : Согласование с педагогами тем проектов, научно- исс ледовательских работ воспитанников, связанных с экспонатами и экспозициями музея боевой и трудовой славы; участие в городской научно- практической конференции, участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах; подготовка материалов для сборника проектов и научно- исследовательских работ обучающихся; подготовка публикаций и статей. Выставочная деятельность Подготовка музейных предметов к экспонированию: Подбор экспонатов для экспозиции и выставок; аннотация музейных предметов, предназнач енных для экспозиции и выставок. Разработка тематико- экспозиционных планов экспозиций и выставок и их реализация: Разработка научных концепций экспозиций и выставок; подготовка дизайнерского проекта экспозиций и выставок; размещение в экспозиции и на выставках необходимых музейных предметов( экспонатов) . Просветительская работа Организация и проведение экскурсий( обзорных, тематических, интерактивных) : Экскурсии «Сталинградская битва – коренной перелом в в ойне», «История оружия», «Мой край родной», «Родина моя- Югория », «Быт и обычаи коренных народов Севера», «Игры и игрушки детей ханты», «Авиатехника периода Великой Отечественной войны», «Вечная им память! », «История Государства Российского в наградах и знаках», «История Нижневартовска», «История военного обмундирования», «Жить, чтобы помнить» и др. для воспитанн иков и родителей дошкольного учреждения. Учебно- воспитательная работа Реализация образовательных программ «История в лицах» Э кскурсии, занятия Мужества, тематические часы; демонстрация музейных материалов во время воспитательной беседы педагога; подготовка докладов и сообщений на основе материалов музея; п редставление музейного предмета. Работа с ветеранами Организация встреч, круглых столов с ветеранами Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов и тружениками тыла, ветеранами боевых действий в Афганистане и Чеченской республике. сотрудничество С Центром «Патриот» по ведению музейной работы, Центральной детской библиотекой. Издательская деятельность Выпуск и распространение информационных буклетов, методических рекомендаций о деятельности музея; издательство сборника проектов и научно- исследовательских работ обучающихся и т. п. Участие в конкурсах Городской смотр- конкурс музеев и уголков боевой и трудовой славы 2666365249555 Заведующий МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка» 00 Заведующий МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка» Организационная структура деятельности музея 497649517589500267782891316 РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ 00 РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ 2677828346884 СОВЕТ МУЗЕЯ( педагоги, ) 00 СОВЕТ МУЗЕЯ( педагоги, ) 499980034290004987925346075002677828263617 ПОЛОЖЕНИЕ, концепция развития МУЗЕЯ 00 ПОЛОЖЕНИЕ, концепция развития МУЗЕЯ 5046980223520002677828204734 ПРОГРАММА «Организация работы музея боевой и трудовой славы «Память сердца» на 2016- 2018г. г. годы» 00 ПРОГРАММА «Организация работы музея боевой и трудовой славы «Память сердца» на 2016- 2018г. г. годы» 50165001028700057529114393000- 267253282031 Организационная работа 00 Организационная работа 2464072282031 Выставочная деятельность 00 Выставочная деятельность 7511085282031 Издательская деятельность 00 Издательская деятельность 9345295463550080803754318000682625082550030460954635500613410463550019291302032000710565406400044202353810000489851450709 Учебно- воспитательная работа 00 Учебно- воспитательная работа 8817371929483 Участие в конкурсах 00 Участие в конкурсах 6204799988861 Сотрудничество 00 Сотрудничество 3663480988861 Просветительская работа 00 Просветительская работа 1074659834481 Проектно- исследовательская работа 00 Проектно- исследовательская работа Тематическая структура экспозиций музея Тематическая структура выставочных зала и экспозиций, оформление музея соответствуют цели и задачам деятельности музея. Зал «Великая Отечественная война» В зале представлены исторические экспонаты времён Великой Отечественной войны: Личные вещи солдат Советской Армии( л ожки, мундштук, зажигалки и др. ) ; Каска солдат а советской армии периода Великой Отечественной войны; Личные вещи и предметы вооружения солдат немецкой армии; Предметы быта довоенного и послевоенного времени; Фотогалерея «Герои Советского Союза»; «Расстрелянное детство» Стендовые материалы о жителях города Нижневартовска, участвовавших в Великой Отечественной войне; Форменная одежда; Фрагменты снарядов, гранат, оружия, найденных участниками межрегиональной экспедиции «Вахта памяти» при раскопках; Советские знамена; Фотогалерея «Вахта Памяти» На столах зала располагаются находки поискового отряда «Самотлор», переданные нам в дар: осколки мин и снарядов, личные вещи военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны, фрагменты оружия советских солдат, саперные лопаты Выставочная экспозиция «Солдат войну не выбирает » В зале собраны материалы участников войны в Афганистане и локальных конфликтов: форменная одежда воинов- интернационалистов, личные вещи, документы, письма, фотографии, награды. На постоянном хранении в музее боевой и трудовой славы находятся фотоальбомы и материалы погибших солдатах, переданные их родственниками. 7. Фонд музея Использование материалов фондов в выставочной, просветительской, образовательной деятельности является главным в работе музея боевой и трудовой славы «Память сердца ». Поэтому формирование фондов музея должно носить системный и целенаправленный характер. Основными документами учета музейных фондов являются: - книга поступлений основного и вспомогательного фондов; - книга учета экспонатов; - книга списания экспонатов; - акты приема- выдачи на постоянное и временное хранение; - акты внутримузейной и внешней передачи; - инструкция по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций. Листы документов пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью учреж дения и подписываются заведующим ДОУ. Запись ведется от руки. После регистрации в книге поступлений экспон ат определяется в зал музея. Поступивший экспонат заносится в книгу под определенным порядковым номером, который является одновременно его инвентарным номером. Научное описание музейного предмета включает в себя правильное наименование экспоната, легенду и характеристику, исключающую его подмену. Во время выездных, обменных, совместных выставок заполняется карточка выдачи экспонатов под роспись обеих сторон, с указанием срока продолжительности выставки. Основной фонд музея представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея, а именно: подлинные памятники истории и культуры, вещественные и документальные памятники, переданные поисковым отрядом «Самотлор», жителями города и самими участниками боевых действий. Фонд научно- вспомогательного материала составляют копии, макеты, модели, муляжи, диорамы, схемы, репродукции, другие материалы экспозиционной и пропагандистской работы. Фонд музея боевой и трудовой сла вы «Память сердца »: Подлинные экспонаты и копии предметов времен Великой Отечественной войны Документы, письма, дневники времен Великой Отечественной войны; Карты, схемы периода Великой Отечественной войны; Военная форма одежды разных родов войск; Личные вещи советских солдат, участников войны в Афганистане; Письма, фотоальбомы участников локальных конфликтов; Предметы быта времен Великой Отечественной войны; Стенд овые материалы: «Все для фронта, все для Поб еды», « Песни фронтовые, награды боевые», « Память храня …», «Герои войны », «Р асстрелянное детство », «Непокоренные города », «Крепость – герой», «Мужество города- героя», «Афганская хроника», «Военные будни», «И верю я, что только так и стоит жить на земле», «И подвигу теперь одна цена. Жизнь, отд анная без остатка», «Солдат войну не выбирает »; Иллюстрированная литература по материалам Великой Отечественной войны; Фотогалерея «Хроника Победы»; Сборники стихов, книги, музыкальные диски участников войны в Афганистане и локальных конфликтов; Поделки обучающихся, отражающие быт и традиции коренных народов Севера. Условия реализации программы Для успешной реализации Программы должны быть выполнены следующие условия: формирование нормативно- правовой базы для обеспечения реализации целей и задач музейной деятельности; пропаганда поисковой деятельности; оформление экспозиций музея. Ожидаемые результаты реализации Программы Постоянный анализ музейной работы является важнейшим условием эффективности Программы. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных критериев и показателей, включающих целенаправленность музейной работы и учебно- воспитательного процесса, их системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания. Тезаурус Музей( от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализированных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека. Экскурсовод – человек, на профессиональном уровне осуществляющий экскурсионную деятельность. Коллекция( от лат. collectio- собрание) - систематизированное собрание каких- либо предметов. Коллекция музейная – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес. Музейно- педагогическая программа – научно и педагогически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно- педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Педагогика музейная – отрасль педагогической науки и построенная на ее основе педагогическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Педагогика художественного музея – направление музейной педагогики, формирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведение как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. Образовательная деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами. Музейный педагог – специалист, осуществляющий педагогическую( образовательную) деятельность в музее. Он организовывает музейно- педагогический процесс и, на основе субъектно- объектных и субъектно- субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником. Аудитория музейная – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства. Выставка – отбор, оформление, размещение разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, просмотра, обсуждения. Коммуникация музейная – процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способностью музейных сотрудников создать условия для этого понимания. Памятник – материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Музейные экспонаты – вещественные, документальные, видео- и фотоматериалы, рукописи, дарственные предметы и т. д. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ музея «Память сердца» МБДОУ ДСКВ №9 на 2016- 2018 год г. Нижневартовск План работы музея «Память сердца» МБДОУДС № 9 «Малахитовая шкатулка» на 2016 год № п/ п Сроки проведения Содержание работы Формы работы Ответственный Возрастные группы Сентябрь 1. «Мы пришли в музей». 2. «Что такое музей, какие бывают музеи». Обзорная экскурсия по музею Рассказ педагога Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Октябрь 1. Символы России 2. Символы ХМАО- Югра, города Нижневартовска. Обзорная экскурсия Рассказ педагога Рассказ педагога о назначении, символике цветов и их взаиморасположении Презентация «Символы России» «Символы родного края» Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Ноябрь 1. Вставай, страна огромная! ( просмотр фильма, плакат – родина мать…) 2. Неизвестный герой Вечная слава павшим … Тематическое занятие Фотогалерея «Хроника Победы» Рассматривание экспозиции, иллюстраций Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Декабрь 1. «Они защищали Родину » 2. «Города – герои» Презентация «Города – герои» Чтение стихов о Москве Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Январь 1. Непокоренный Ленинград: блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда( ныне — Санкт- Петербург) Немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года( блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня Рассказ педагога Беседа с детьми Рассматривание экспозиции ознакомление с выставочными экспонатами музея Рассматривание карт сражений Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Февраль 1. « Воины- интернационалисты» 15 февраля 1988 день начало вывода советских войск из Афганистана 2. «Есть такая профессия – Родину защищать! » 23 февраля- день Защитника Отечества Встреча с ветераном Рассматривание экспозиции Чтение рассказов о войне. А. В. Митяев «Шестой- н еполный», «Землянка «Куриная слепота», «Треугольное письмо». Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Март 1. «Награды и звания Великой отечественной войны» 2. «За что даются награды». Презентация «Награды»; Тематическое занятие Лепка «Наградной орден»; Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Апрель 1. " История военной техники времен Великой Отечественной войны" , 2. Конкурс рисунков к празднованию Дня Победы Мультимедийная презентация Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Май 1. " Этот День Победы" Встреча с ветеранами «Поклонимся великим тем годам»- концерт для ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны 2. Операция «С Днем Победы, ветеран! »( поздравление с праздником ветеранов ВОВ) ; 3. Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов Беседы о подвигах воинов в годы войны Изготовление праздничных открыток. Чтение произведений о войне, подвигах Заучивание стихов, песен на военную тематику Мультимедийные презентации «День Победы» Экскурсовод музыкальный руководитель воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы План работы музея «Память сердца» МБДОУДС № 9 «Малахитовая шкатулка» на 2017 год № п/ п Сроки проведения Содержание работы Формы работы Ответственный Возрастные группы Сентябрь 1. Почему вещи попадают в музей Обзорная экскурсия по музею Рассказ педагога Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Октябрь 1. «Государственный флаг, герб, гимн РФ». 2. " Москва — столица нашей Родины" Страшное слово «Война», «Что такое война? » начало Великой Отечественной войны. Запись голоса Левитана об объявлении войны Обзорная экскурсия Рассказ педагога о назначении, символике цветов и их взаиморасположении Занятие Просмотр документального фильма о войне Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Ноябрь 1. «Письмо в прошлое» 2. «Детство, опаленное войной» Тематическое занятие Изготовление треугольников со словами благодарности защитникам Родины Рассматривание экспозиции, иллюстраций Рассказ педагога Чтение рассказов о детях войны Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Декабрь 5 декабря – «Битва под Москвой»" Оборона Москвы" , Чтение стихов о Москве Рассматривание карт- сражений Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Январь 1. Труженики тыла во время ВОВ Рассказ педагога Беседа с детьми Рассматривание экспозиции Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Февраль 1. «России верные сыны»( встреча с работниками военкомата, ветеранами войны, воинами – «афганцами») 2. 23 февраля- день Защитника Отечества Спортивный праздник Встреча с ветераном Рассматривание экспозиции Чтение рассказов о войне. Л. Кассиль «Твои защитники»; А. Твардовский «Рассказ танкиста», Чтение стихов о войне; Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Март 1. «Как они защищали Родину» 2. За что даются награды Презентация «Награды»; Тематическое занятие Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Апрель 1. «Рода войск 2. «Форма военных лет» Мультимедийная презентация Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Май" Этот День Победы" Встреча с ветеранами концерт для ветеранов войны, тружеников тыла Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов Спасибо прадеду за Победу Участие в параде Беседы о подвигах воинов в годы войны Изготовление праздничных открыток. Чтение произведений о войне, подвигах Заучивание стихов, песен на военную тематику Мультимедийные презентации «День Победы» Экскурсовод музыкальный руководитель воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы План работы музея «Память сердца» МБДОУДС № 9 «Малахитовая шкатулка» на 2018 год № п/ п Сроки проведения Содержание работы Формы работы Ответственный Возрастные группы Сентябрь 1. Подлинники и копии, их место в жизни и музее. Рассматривание экспонатов музея; Рассказ педагога. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Октябрь 1. Боевые знамена Великой Отечественной войны 2. Грамзаписи песен о войне «Катюша», «В землянке», «День Победы», «Три танкиста», «Прадедушка» Информационный стенд Рассказ педагога о истории возникновения знамени; Слушание песен о войне. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Ноябрь 1. «Дети – герои войны» 2. Герой нашей семьи. Презентации и семейные рассказы о родственниках- участниках войны. Тематическое занятие Фотогалерея «Хроника Победы»; Рассматривание экспозиции, иллюстраций Рассказ педагога; Чтение рассказов о детях войны. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Декабрь 1. «Они защищали Родину » 2. «Никто не забыт, ни что не забыто» Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Январь 1. «Все для фронта, все для победы! » Труженики тыла во время ВОВ 2. «Женщины войны» Рассказ педагога Беседа с детьми Рассматривание экспозиции. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Февраль 1. 2 февраля- Сталинградская битва 2. 23 февраля- день Защитника Отечества Спортивный праздник Рассматривание экспозиции, карт сражений; Чтение стихов о войне; Конкурс чтецов. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Март 1. Дело для настоящих мужчин»; «О людях военной профессии( танкист, летчик, пограничник) » 2. История одного солдата Тематическое занятие. Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Апрель 1. «Великие русские полководцы» Знакомство с русскими полководцами- Александром Невским, Суворовым, Кутузовым 2. Конкурс рисунков к празднованию Дня Победы. Изготовление подарка для ветеранов. конкурс «Лучший макет военной техники» фотогазета «Защитники Отечества» создание коллажа «День Победы» Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций Экскурсовод воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы Май 1. «Мой главный праздник – день Победы»( беседы) . «Мы в мире и дружбе будем жить» 2. «Салют тебе, Победа! »( рисование, лепка) Встреча с ветеранами – Концерт, посвященный празднованию 73- летия ВОВ Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов Участие в параде. «Над нашим городом салют» Беседы о подвигах воинов в годы войны Изготовление праздничных открыток. Чтение произведений о войне, подвигах Заучивание стихов, песен на военную тематику. Мультимедийные презентации «День Победы». Музыкально- литературная композиция Занятие по рисованию. Экскурсовод музыкальный руководитель воспитатели Средняя, старшая и подготовительная группы
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры