a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа старшей разновозрастной группы на 2016-2017гг

Опубликовано: 2016-08-25 13:47:09

Документы для скачивания

М униципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад села Сосновка » Утверждаю заведующая МДОУ «Д етский сад с. С основка » Байбулатова Ж. М Рабочая программа Старшая разновозрастная групп а( 4- 7лет) на 2016- 2017 учебный год( на основе Пример ной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) Воспитатели: Кузнецова Н аталия Валентиновна Ягмурова Алена Романовна Сосновка 2016 год СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения ОП. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2. 1 Учебный план в старшей разновозрастной группе детского сада 2. 2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. 2. 3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. 2. 4 Взаимодействие с семьёй, социумом. 2. 5. Планирование работы с детьми в группе 2. 6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОО. 2. 7. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3. 1 Оформление предметно- пространственной среды. 3. 2 Режим дня, структура образовательной деятельности( расписание занятий, двигательный режим) 3. 3 Методическое обеспечение программы I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развити я дошкольников в возрасте от 4- 7 лет и основных принципов построения психолого- педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273- ФЗ от 29. 12. 2012; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Семейный кодекс РФ от 08. 12. 1995 № 223( доп. И изм. ) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24. 07. 1998 № 124- ФЗ «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13; Образовательная программа ДОУ. Согласно ФГОС ДОУ рабочая программа отражает образовательны е потребности по всем образовательным областям, интересы детей, членов их семей, социальных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, выбор форм организации работы с детьми, которые наиболее соответствуют потребностям и интересам детей и направлена на формирование общей культуры, укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры, а также обеспечивает социальную успешность детей. Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развит ия способностей в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на: — развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; — создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. задачи: — охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; — обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей( в том числе ограниченных возможностей здоровья) ; — обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; — объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; — формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; — обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом способностей детей; — формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; — обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Принципы и подходы к формированию Программы. Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципам: 1. Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства 2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества с семьей. 6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. 8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования( соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) . 9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей. Возрастные особенности детей. Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать социальные в различных видах деятельности. М огут распределять роли до начала игры. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей содержанию. Развивается изобразительная деятельность, рисунки приобретают сюжетный характер. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать в какой последовательности вступают во взаимодействие. Продолжается развиваться речь, её звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, связная речь. 1. 2. Планируемые результаты освоения программы Целевые ориентиры Социально- коммуникативное развити е Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Р ебёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира( форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ) , о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений( ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) , формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др. ) . Художественно- эстетическое развитие Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного) , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей( изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др. ) Педагогическая диагностика Реализация рабочей программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики( оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) . [ ФГОС п. 3. 2. 3] Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики- карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми( как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр. ) ; игровой деятельности; познавательной деятельности( как идет развитие детских способностей, познавательной активности) ; проектной деятельности( как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность) ; художественной деятельности; физического развития. Педагогическая диагностика преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. II. Содержательный раздел программы 2. 1. Учебный план в старшей разновозрастной группе Развитие речи № Тема Кол ичество 1 «Надо ли учиться говорить? » 1 2 Звуковая культура речи: звуки с и сь 1 3 Обучение рассказыванию: « Наша неволяшка » 1 4 Чтение стихотворения И. Бунина « Листопад» 1 5 Чтение сказки К. Чуковского « Телефон» 1 6 Звуковая культура речи: звуки з и зь 1 7 Заучивание русской народной песенки « Тень – тень – потетень » 1 8 Чтение английской сказки «Три поросёнка» 1 9 Звуковая культура речи: звук ц 1 10 Рассказывание по картине « Собака со щенятами» 1 11 Составление рассказа об игрушке 1 12 Чтение русской народной сказки « Сестричка – сестричка и волк» 1 13 Беседа на тему « Наши мамы» 1 14 Беседа на тему « Учимся вежливости» 1 15 Чтение и заучивание стихотворений о зиме 1 16 Обучение рассказыванию по картине « Вот это снеговик! » 1 17 Звуковая культура речи: звук ш 1 18 Беседа на тему « О дружбе и друзьях» 1 19 Чтение русской народной сказки « Зимовье» 1 20 Звуковая культура речи: звук ж 1 21 Обучение рассказыванию по картине « Таня не боится мороза» 1 22 Заучивание стихотворений А. Барто « Я знаю что надо придумать» 1 23 Мини – викторина по сказкам К. Чуковского 1 24 Звуковая культура речи: звук ч 1 25 Беседа на тему « Наша армия родная» 1 26 Готовимся встречать весну 1 27 Звуковая культура речи: звук щ и ч 1 28 Чтение сказки « Петушок и бобовое зёрнышко» 1 29 Звуковая культура речи: звук л и ль 1 30 Чтение сказки « Сказка про Комара Комаревича и Мохнатого Мишку» 1 31 Беседа на тему « День космонавтике» 1 32 Заучивание русской народной песенки « Дед хотел уху сварить» 1 33 Чтение и заучивание стихотворений о весне 1 34 Беседа на тему « День Победы» 1 35 Чтение произведений о войне 1 36 Звуковая культура речи: звук р и рь 1 37 Литературный каледоскоп 1 Итого 37 ФЭМП № Тема Кол ичество 1 «В гостях у Кролика» 1 2 «К нам приехал цирк» 1 3 «Необыкновенный зоопарк» 1 4 «Путешествие в осенний лес» 1 5 «Гости из леса» 1 6 « Три поросёнка» 1 7 «Угостим зайчиков морковкой» 1 8 «В гостях у Буратино» 1 9 « Мальвина учит считать Буратино» 1 10 «Давайте поиграем» 1 11 «Семья петушка» 1 12 «Куклы собираются в гости к гномикам» 1 13 «Едем в гости» 1 14 «Чудесный мешочек» 1 15 «Разложи картинки» 1 16 «Сон мишки» 1 17 «Играем с матрёшками» 1 18 «Строим дорожки» 1 19 «Когда это бывает» 1 20 «Выбери шарфик» 1 21 «Делаем зарядку» 1 22 «Письмо из Простоквашино » 1 23 «Степашка убирает игрушки» 1 24 « Правильно пойдёшь, секрет найдёшь» 1 25 « Накроем стол для чаепития» 1 26 « Посади цветочки вдоль дорожки» 1 27 « Прилетели бабочки» 1 28 « Строим игровую площадку» 1 29 « Поездка на праздник сказок» 1 30 « Письмо от волшебника» 1 31 « Весна пришла» 1 32 Количество и счет 1 33 Величина 1 34 Форма 1 35 Ориентировка в пространстве 1 36 Ориентировка во времени 1 37 «В гостях у королевы математики» 1 38 Математический калейдоскоп 1 Итого 38 Рисование № Тема Количество 1 «Наша группа» 1 2 «Картинки для наших шкафчиков» 1 3 « Храбрый петушок» 1 4 «На яблоне поспели яблоки» 1 5 «Золотая осень» 1 6 « Кисть рябинки, гроздь калинки…» 1 7 « Красивые цветы» 1 8 « Мышь и воробей» 1 9 « Украшение фартука» 1 10 « Зайка серенький стал беленьким» 1 11 « Украшение свитера» 1 12 Рисование по замыслу 1 13 « Перчатки и котятки» 1 14 « Маленький гномик» 1 15 « Морозные узоры» 1 16 «Еловые веточки» 1 17 « Наша ёлочка» 1 18 « Снеговики в шапочках и шарфиках» 1 19 « Кто –к то в рукавичке живёт? » 1 20 « Развесистое дерево» 1 21 « Как розовые яблочки, на ветках снегири» 1 22 « Мышка и мишка» 1 23 «Украсим полоску флажками» 1 24 « Наша армия» 1 25 « Самолёты летят сквозь облака» 1 26 « Красивые салфетки» 1 27 « Кошка с воздушными шарами» 1 28 « Рыбки плавают в аквариуме» 1 29 « Мышонок – моряк» 1 30 « Воробьи в лужах» 1 31 « Космическое путешествие» 1 32 « Сказочный домик» 1 33 « Солнышко нарядись» 1 34 « празднично украшен дом» 1 35 « Салют над городом» 1 36 « Ландыш серебристый» 1 37 « Радуга дуга» 1 38 « Нарисуй картинку про лето» 1 Итого 38 Лепка № Тема Количество 1 « Вот поезд наш едет, колёса стучат» 1 2 « Ушастые пирамидки» 1 3 « Большие и маленькие морковки» 1 4 « Мухомор» 1 5 « Вот ёжик- ни головы ни ножек» 1 6 « Угощение для кукол» 1 7 Слепи какой хочешь предмет в подарок маме 1 8 « Снегурочка танцует» 1 9 « Дед мороз принёс подарки» 1 10 « Два жадных медвежонка» 1 11 « На арене цирка» 1 12 « Весёлые вертолёты» 1 13 « Цветы – сердечки» 1 14 « Чайный сервиз» 1 15 « Курочка и петушок» 1 16 « Зайчики на полянке» 1 17 « Танковое сражение» 1 18 « Весенний ковёр» 1 19 « Топают по острову слоны и носороги» 1 Итого 19 Аппликация № Тема Количество 1 «Поезд мчится « тук- тук- тук»» 1 2 « Цветочная клумба» 1 3 « Листопад» 1 4 « Тучи по небу бежали» 1 5 « Украшение платочка» 1 6 « Полосатый коврик для кота» 1 7 « Корзина цветов» 1 8 « Праздничная ёлка» 1 9 « Дружные ребята» 1 10 « Заснеженный дом» 1 11 « Избушка ледяная и лубяная» 1 12 « Быстрокрылые самолёты» 1 13 « Галстук для папы» 1 14 « Весенний букет» 1 15 « Сосульки на крыше» 1 16 « Ракеты и кометы» 1 17 « У солнышка в гостях» 1 18 « Вечный огонь» 1 19 « По морям по волнам» 1 Итого 19 Ознакомление с природой № Тема Количество 1 «Знакомство с декоративными птицами» 1 2 « Что нам осень принесла? » 1 3 « У медведя во бору, грибы, ягоды беру… » 1 4 « Прохождение экологической тропы» 1 5 « Осенние посиделки» 1 6 « Скоро зима» 1 7 « Дежурство в уголке природы» 1 8 « Почему растаяла Снегурочка? » 1 9 « Стайка снегирей на ветках рябины» 1 10 « Рассматривание кролика» 1 11 « Посадка лука» 1 12 « Мир комнатных растений» 1 13 « В гости к хозяйке луга» 1 14 « Поможем Незнайке» 1 15 « Космос» 1 16 « Экологическая тропа весной» 1 17 Диагностическое задание №1 1 18 Диагностическое задание №2 1 19 Диагностическое задание №3 1 Итого 19 О знакомление с предметным и социальным окружением № Тема Количество 1 «Детский сад» 1 2 « Что предмет расскажет о себе» 1 3 «Предметы, облегчающие труд человека в быту» 1 4 « Россия – Огромная страна» 1 5 « Мои друзья» 1 6 « Коллекционер бумаги» 1 7 « Моя семья» 1 8 « Наряды куклы Таня» 1 9 « Игры во дворе» 1 10 « В мире металла» 1 11 « В гостях у мед. с естры » 1 12 « Российская армия» 1 13 « Песня колокольчика» 1 14 « Путешествие в прошлое лампочки» 1 15 « В гостях у художника» 1 16 « Путешествие в прошлое пылесоса» 1 17 « Профессия – военный» 1 18 « Зачем нужна почта и почтальон» 1 Итого 18 Конструирование № Тема Количество 1 «Изготовление игрушек для игр с ветром» 1 2 « Флажки» 1 3 « Мосты» 1 4 « Грузовые автомобили» 1 5 « Корабли» 1 6 «Автобус» 1 7 « Домики» 1 8 « Фонарик трёхсторонний» 1 9 « Фонарик четырёхсторонний» 1 10 « Загородки и заборы» 1 11 « Цветной коврик для гнома» 1 12 « Коробочка» 1 13 « Стол и стул» 1 14 « Пирамидки» 1 15 « Сказочный домик» 1 16 « Кроватка для кукол» 1 17 « Изготовление гирлянды» 1 18 « новогодние игрушки» 1 19 « Терема» 1 20 « Качалка» 1 21 « Диван для кукол» 1 23 « Тележка» 1 24 « Самолёты» 1 25 « Танк» 1 26 « Альбом для рисования» 1 27 « Корзиночка» 1 28 « Цветок для мамы» 1 29 « Ведёрко» 1 30 « Телевизор» 1 31 « Скворечник» 1 32 « Ракеты» 1 33 « Краб» 1 34 « Лодочка» 1 35 « Звезда» 1 36 « Шкатулка» 1 37 « Лягушонок» 1 38 « Мышонок» 1 39 Сделай из бумаги, то что ты умеешь. 1 Итого 39 Развитие различных видов деятельности детей в режимных моментах Образовательная область Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности Продолжительность и количество в неделю Физическое развитие Двигательная Игровая Музыкальная Утренняя гимнастика Ежедневно 6—8 минут Физкультминутки Ежедне вно по мере необходимости( до 3 мин. ) Игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 10—15 минут Закаливающие процедуры Ежедневно после дневного сна Физкультурные занятия 3 раза в неделю по 20 мин. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно Спортивные праздники Летом 1 раз в год Физкультурные досуги и развлечения 1 раз в квартал Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно на прогулке Социально- коммуникативное развитие Коммуникативная деятельность Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально- эмоционального опыта Ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам Ежедневно Игровая деятельность Индивидуальные игры с детьми( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) Ежедневно Совместная игра воспитателя и детей( сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры) 2 раза в неделю Театрализованные игры 1 раз в 2 недели Подвижные игры Ежедневно Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание Ежедневно Трудовые поручения( индивидуально и подгруппами) Ежедневно Трудовые поручения( общий и совместный труд) Ежедневно Познавательное развитие Познавательно- исследовательская деятельность Наблюдения за природой( на прогулке) Ежедневно Опыты, эксперименты, наблюдения( в том числе экологической направленности) 1 раз в 2 недели Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг 1 раз в 2 недели Речевое развитие Развитие речи Беседы, дидактические игры рассматривание картин и иллюстраций Ежедневно Художественно- эстетическое развитие Музыкальные занятия 2 раза в неделю по 20 минут Изобразительная деятельность Творческая мастерская( рисование, лепка, художественный труд по интересам) 1 раз в неделю Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение литературных произведений Ежедневно 2. 2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе. Направления развития Методическое пособие Наглядно- дидактическое пособие Физическое развитие Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. Картотека подвижных игр. Комплекс утренней гимнастики Е. Сочеванова Социально- коммуникативное развитие Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. Картотека сюжетно- ролевых игр. Картотека дидактических игр по социально- коммуникативному развитию. Наглядно дидактическое пособие" Мир в картинках" : " Посуда" , " Одежда" , " Транспорт" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Раздаточные карточки" Профессии" ( 16 карточек) , ООО" ТЦ Сфера" , 2015. Серия демонстрационных картин: В се работы хороши. Нищева Н. В. , Изд. : Детство- Пресс, 2014 Познавательное развитие Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2011 Помораева И. А. , Позина. В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений М. «Мозаика- Синтез» 2012г. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. М. : Мозаика – Синтез, 2015 Картотека дидактических игр на развитие внимание, памяти, мыслительных процессов. Наглядно- дидактическое пособие «Уроки безопасности» Обучающие карточки «Птицы »- Изд. : Проф- Пресс, 2012" Мир в картинках" : " Фрукты" , " Овощи" , " Деревья" - М. : Мозаика- Синтез, 2014 Речевое развитие Гербова В. В. Занятия по развитию речи Картотека дидактических игр по речевому воспитанию Наглядно- д идактическое пособие По развитию речи Художественно- эстетическое развитие Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. : Мозаика – Синтез, 2012 И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Изд. М. Сфера. 2007 Картотека загадок( грибы, транспорт, овощи, фрукты, деревья, птицы, времена года, животные, звери, посуда, мебель, человеческое тело) Картотека хороводных игр. Картотека стихов, потешек для режимных моментов. 2. 3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе. Направления развития Формы реализации программы Способы Методы Приёмы Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с семьёй Физическое развитие Утренняя гимнастика Подвижная игра( в том числе на свежем воздухе) Физическая культура Физкультурные упражнения Гимнастика после дневного сна Физкультурный досуг День здоровья, каникулы Игра Игровое упражнение Подражательные движения Проблемная ситуация Беседа Физкультурный досуг Гигиенические факторы Физические упражнения Наглядный Словесный Практический Наглядно –з рительный Наглядно- слуховой Тактильно- мышечный Социально- коммуникативное развитие Чтение художественной литературы Игра- экспериментирование Наблюдения Ситуативные разговоры с детьми Дидактические игры Беседы Упражнения Сюжетно- ролевые, дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей Самообслуживание Рассм. и ллюстраций Дежурство Эмоционально- практическое взаимодействие Беседы. Личный пример показ, совместный труд Игровые действия разной степени сложности Речевые высказывания, чтение худ. л ит- ры; Р асс. и ллюстраций; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций Наглядный Словесный Практический Средства, специально созданные для игры; Средства в виде подручных игровых предметов; Ознакомление с трудом взрослых Собственная трудовая деятельность; Художественная литература; Музыка; Изобразительное искусство Обучающие игры. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм. Сюжетно- ролевая игра. Игра- драматизация. Работа в книжном уголке. Чтение, рассматривание иллюстраций( беседа) . Дид. игры Настольно- печатные игры. Досуги Деятельность по- обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя- обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) - обучению пересказу по серии сюжетных картинок. - обучению пересказу по картине- обучению пересказу литературного произведения. Содержательное игровое взаимодействие воспитанников Совместная предметная и продуктивная деятельность воспитанников( коллективный монолог т. п. ) И гры парами Эмоционально- практическое взаимодействие( игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность) . Беседы. Чтение, рассматривание иллюстраций. Объяснение, повторение, исправление Дидактические игры. Ч тение, разучивание стихов Имитационные упражнения Разучивание скороговорок, чистоговорок. Информационная поддержка родителей. Речевое сопровождение действий Договаривание Комментирование действий Звуковое обозначение действий Наглядный Словесный Практический Общение взрослых и детей Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, Обучение родной речи на занятиях Познавательное развитие Наблюдения Игровое моделирование и экспериментирование Проблемно- игровые ситуации; Труд в природе Рассматривание иллюстраций, картин Исследовательская деятельность Экскурсии по территории М ДОУ Сюжетно- ролевые игры Рассматривание Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Простейшие опыты, наблюдения; Показ способов действия. Прогулки по территории ДОУ Накопление впечатлений Беседы и разговоры с детьми, Проекты Загадки Проблемные ситуации Наглядный Словесный Практический Прогулки развивающая предметно- пространственная среда НОД Эксперимент Наглядное моделирование Художественно- эстетическое развитие Изобразительная деятельность О ОД( рисование, аппликация, ручной труд, лепка) Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр Экспериментирование Рассматривание. Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) . Тематические досуги. Игры( дидактические, строительные, сюжетно- ролевые) Рассматривание объектов природы, быта, произведений искусства Самостоятельная изобразительная деятельность Проблемная ситуация Создание соответствующей предметно- развивающей среды Экскурсии Прогулки Конкурсы Беседа Рассм. Наблюдение Рассказы Выставки детских работ Открытые просмотры образовательной деятельности Рассматривание Обыгрывание незавершённого рисунка Индивидуальная работа Коллективная работа Наглядный Словесный Практический Эстетическое обобщение Природа Искусство Окружающая предметная среда Праздники Музыкальная деятельность О ОД Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: - образовательная деятельность- слушание музыкальных произведений в группе прогулка( подпевание знакомых песен, попевок) детские игры, забавы, потешки рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Праздники, развлечения Создание условий для самостоятельной музыкальной дея- ти в группе: подбор муз. и нструментов, музыкальных и грушек, театральных кукол, атрибутов для ряжений, элементов костюмов различных персонажей, Придумывание простейших танцевальных движений Инсценирование содержания песен, хороводов Музыкально- дидактические игры Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения в ДОУ( включение родителей в праздники и подготовку к ним) Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих Пение Слушание музыки Музыкально- ритмические движения Музыкально- дидактические игры Наглядный Словесный Словесно- слуховой Слуховой Игровой Практический Музыкальные инструменты Музыкальный фольклор 2. 4. Взаимодействие с семьёй, социумом. Планирование работы с родителями № п/ п Период Мероприятия В течение года Оформление информационного стенда в группе с рубрикой «Наша жизнь сегодня». 1 Сентябрь Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5- го года жизни» Тест на изучение семейной микросреды «Какой вы родитель? » Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу? » 2 Октябрь «Ребенок имеет право»- оформление информационного материала( извлечения из нормативных документов по правам ребенка) . Смотр – конкурс поделок «Осенние фантазии» к празднику « Осенины » Консультации: «Безопасная игрушка» «Для чег о нужна игрушка» Консультации: , «Осень – добрая пора! » Родительское собран ие на тему: « Цели и задачи образовательн ой деятельности с детьми на 2016- 2017 г. » 3 Ноябрь Консультации: «По жар дома» Помощь родителей в создании альбомов «Моя семья». Мероприятие посвященное Дню Матери 4 Декабрь Папка- передвижка «Зима пришла» Консультация «Что подарит Дед Мороз» Смотр – конкурс на лучшую новогоднюю елочку к экологической акции «Сбережем елочку! ». Изготовление новогодних игрушек для елк и детского сада. Детский утренник, посвященный Новому году. 5 Январь «Использование средств художественной литературы, народной культуры и обычаев по формированию качеств мужественности и женственности», «Правила воспитания девочек и мальчиков» «Психологические особенности развития девочек и мальчиков» 6 Февраль Консультация для родителей «Опасные предметы дома» Папка- передвижка «День защитника Отечества» « День защитников Отечества»- развлечения 7 Март Фотовыставка «Наши любимые мамочки» Детский утренник, посвященны й Международному женскому дню 8 Марта. 8 Апрель Папка- передвижка «С любовью к природе», «В весеннем лесу». Консультация «Приобщаем ребенка к книге». Анкетирование по выявлению степени удовлетворенности родительской общественности образовательной деятельностью ДОУ; удовлетворенность родителей работой воспитателей группы. 9 Май Консультация для родителей «Дремучие травы» В уголок по ПДД и ОБЖ поместить памятки с рекомендациями Консультация «Осторожно- ядовитые растения и грибы! », «Клещевой энцефалит», «Детский травматизм летом» Консультация «Чем и как заниматься с ребенком летом» Родительское собрание на тему: «Итоги и результаты образователь ной деятельности с детьми в 2016- 2017 г. г. Организация летнего оздоровительного периода детей в ДОУ» Помощь в подготовке выпускного в подготовительной подгруппе. 2. 5. Планирование работы с детьми в группе Комплексно- тематическое планирование Месяц Нед. месяца Поряд. № темы Сентябрь 1 1 День знаний 2 2 Мир вокруг меня 3 3 4 4 Осень золотая 5 5 Октябрь 1 6 2 7 Моя страна, город, село 3 8 4 9 Ноябрь 1 10 Знакомство с народной культурой и традициями 2 11 3 12 Моя семья. День мам. 4 13 5 14 Декабрь 1 15 Зимушка хрустальная 2 16 3 17 Новогодний серпантин 4 18 Январь 2 20 Продолжение темы Зима 3 21 4 22 Животный мир Февраль 1 23 2 24 Наша армия. День защитников отечества 3 25 4 26 Март 1 27 Международный женский день 2 28 3 29 Весна красна 4 30 5 31 День птиц Апрель 1 32 День космонавтики 2 33 Продолжение темы «Весна красна» 3 34 4 35 День Победы Май 1 36 2 37 Мир растений 3 38 4 39 Скоро лето 5 40 Краткое содержание темы периода Тема Содержание работы День знаний Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к знаниям, книге. Формирование дружеских, доброжелательных отношений. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка, с предметно- развивающей средой. Мир вокруг меня Расширять представление о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Формирование положительной самооценки. Знакомство детей с профессиями родителей, как важен для общества их труд. Воспитание уважение к труду взрослых. Расширение представлений о видах транспорта и его назначении. Расширение представлений о правилах дорожного движения. Осень золотая Расширение представлений об осени. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Расширение представлений о сельскохозяйственных профессиях. Расширение знаний об овощах и фруктах. Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе. Воспитание бережного отношения к природе. Формирование элементарных экологических представлений. Моя страна, город, село Знакомство с родным селом. Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре. Дать представление о символах государства, что они обозначают. Знакомство с символикой страны, города. Воспитание любви к родному краю. Знакомство с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию. Знакомство с народной культурой и традициями Расширение представлений о народной игрушке. Знакомство с народными промыслами. Привлечение детей к созданию узора дымковской и филимоновской росписи. Продолжать знакомство с с устным народным творчеством. Использование фольклора при организации всех видов деятельности. Моя семья. День мам Расширять представление детей о своей семье. Формировать первоначальных представлений о родственных отношениях в семье. Закрепление знания детьми своих имени, фамилии и возраста, имен родителей. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к родственникам. Зимушка хрустальная Расширять представления детей о зиме. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Знакомство с зимними видами спорта. Формирование представлений о безопасном поведении людей зимой. Закрепление знаний о свойствах снега и льда. Расширение представлений о местах, где всегда зима, Арктика и Антарктика. Новогодний серпантин Познакомить с историей праздника. Формирование положительного, праздничного отношения к изготовлению украшений и подготовке к празднику. Животный мир Расширять представления детей о животном мире разных стран. Развитие умения устанавливать простейшие связи между средой обитания, климатических условий. Наша армия Знакомство с военными профессиями. Воспитание патриотизма, любви к Родине. Осуществление гендерного воспитания( воспитывать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, в будущем защитникам Родины) . Приобщение к русской истории через знакомство с былинами и богатырями. Международный женский день Воспитание уважения к воспитателям, другим сотрудникам детского сада. Расширение гендрных представлений, девочки будущие хозяйки, воспитывать аккуратность. Привлечение детей к изготовлению подарков маме, бабушке. Весна красна Расширять представления детей о весне. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения. Формирование представлений о работах, проводимых весной в саду и огороде. День птиц Расширить представление детей о различных видах птиц. Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, почему осенью улетают птицы, а весной прилетают. День космонавтики Расширить представление детей о космосе. Дать знания о планетах, космонавтах, солнечной системе. День Победы Осуществление патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине. Формирование представлений о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитание уважения к ветеранам войны. Мир растений Расширять представления детей о растительном мире разных стран. Развитие умения устанавливать простейшие связи между климатическими условиями. Скоро лето Расширять представления детей о лете. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения. Знакомство с летними видами спорта. Формировать представление о пользе летнего отдыха. 2. 6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками Воспитательно- образовательный процесс условно подразделен на: совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования. Игровая: сюжетные игры, игры с правилами. Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами. Трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание. Познавательно- исследовательская: наблюдение, решение проблемных ситуаций, эк спериментирование. Музыкально- художественная: слушание, исполнение, подвижные игры( с музыкальным сопровождением) Чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно- исследовательской* Диагностирование* Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом. * Совместное творчество детей и взрослых. Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно: - игровые, - сюжетные, - интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности. В старшем дошкольном возрасте( старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно- тренирующего характера. Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как- занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей( или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей) , осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей( интеграция содержания образовательных областей Образовательная область Первая половина дня Вторая половина дня Социально – коммуникативное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы Формирование навыков культуры еды Этика быта, трудовые поручения Формирование навыков культуры общения Театрализованные игры Сюжетно- ролевые игры Индивидуальная работа Трудовые поручения Работа в книжном уголке Общение младших и старших детей Сюжетно – ролевые игры Познавательное развитие Игры- занятия Дидактические игры Наблюдения Беседы Экскурсии по участку Исследовательская работа, опыты и экспериментирование. Игры Досуги Индивидуальная работа Речевое развитие Игры- занятия Чтение Дидактические игры Беседы Ситуации общения Игры Чтение Беседы Инсценирование Художественно- эстетическое развитие О ОД по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности Музыкально- художественные досуги Индивидуальная работа Физическое развитие Прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года Утренняя гимнастика( подвижные игры, игровые сюжеты) Гигиенические процедуры( обширное умывание, полоскание рта) Закаливание в повседневной жизни( облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) Физкультминутки на занятиях О ОД по физкультуре Гимнастика после сна Закаливание( воздушные ванны, ходьба босиком в спальне) Физкультурные досуги, игры и развлечения Самостоятельная двигательная деятельность Прогулка( индивидуальная работа по развитию движений) 2. 6. Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками( климатическая, демографическая, национально- культурная) Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Саратов – ср едняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений( листопад, таяние снега и т. д. ) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и тёплое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года организуется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год( сентябрь- май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. летний период( июнь- август, для которого составляется другой режим дня. Демографические особенности: Анализ социального статуса семей выяви л, что в группе дошкольного учреждения воспитываются дети из10 семей; из них полных( 80% ) , неполных( 20% ) и многодетных( 5% ) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим( 4 0% ) и средним профессиональным( 6 0% ) образованием. Национально – культурные особенности: Этнический состав воспи т анников группы: русские, а зербайд жан цы, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществл яется на русском языке. Весь контингент воспитанников проживает в условиях сельской местности. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально- культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ. Оформление предметно- пространственной среды. Развивающая предметно- пространственная среда обеспеч ивает развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать: • реализацию различных образовательных программ; • учет национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания( в том числе техническими) , соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем( в соответствии со спецификой Программы) . Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря( в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами( в том числе с песком и водой) ; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональность материалов предполагает: • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, и т. д. ; 4. Вариативность среды предполагает: • наличие в г руппе различных пространств( для игры, конструирования, уединения и пр. ) , а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5. Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы( в том числе расходные) , игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно- развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. В среднем и- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно- развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни. Не менее важным условием является многофункциональность предметн о- развивающей среды. Во всех возрастных под группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно- развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные центры для самостоятельного активного целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разнообразные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки. При организации предметно- пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций: - о рганизующей- воспитательной- развивающей Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы. При формировании предметно- развивающей среды необходимо: - избавляться от загромождения пространства мало функциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; - создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук( масштаб" глаз – рука" ) , роста и предметного мира взрослых- исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответство вать «зоне актуального развития» самого слабого и находит ься в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка. Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде: Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам( центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: - развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; - предметы для опытно- поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; - большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Активный сектор( занимает самую большую площадь в группе) , включающий в себя: центр игры центр двигательной деятельности центр конструирования Спокойный сектор: центр книги центр отдыха центр природы Рабочий сектор: ( рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. центр познавательной и исследовательской деятельности центр продуктивной и творческой деятельности Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия- интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Насыщенная предметно- развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них. В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. Предметно- развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. 3. 2 Режим дня, комплексно- тематическое планирование Режим дня в старшей разновозрастной группе( Холодный период) Наименование режимных моментов Временной интервал Приём детей, осмотр, игры, самостоятельная деятельность 7. 30- 8. 30 Утренняя гимнастика 8. 30- 8. 45 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 45- 9. 05 Самостоятельная деятельность, игры 9. 05- 9. 20 О ОД 9. 20- 10. 10 Второй завтрак 10. 10- 10. 20 Самостоятельная деятельность, игры 10. 20- 10. 40 Подготовка к прогулке, прогулка 10. 40- 12. 00 Возвращение с прогулки. 12. 00- 12. 15 Подготовка к обеду, обед 12. 15- 12. 45 Подготовка ко сну, сон 12. 45- 15. 00 Постепенный подъём, закаливающие проце дуры 15. 00- 15. 20 Самостоятельная деятельность Индивидуальные занятия 15. 20- 16. 15 Чтение художественной литературы 16. 15- 16. 30 Подготовка к полднику, полдник 16. 30- 16. 55 Подготовка к прогулке, прогулка, игры. Уход детей домой 16. 55- 18. 00 Режим дня в старшей разновозрастной группе( Тёплый период) Наименование режимных моментов Временной интервал Приём детей на улице, осмотр, игры, самостоятельная деятельность 7. 30- 8. 30 Утренняя гимнастика 8. 30- 8. 45 Подготовка к завтраку, завтрак 8. 45- 9. 05 Самостоятельная и организованная деятельность, игры 9. 05- 9. 35 Подготовка к прогулке, прогулка Самостоятельная деятельность, игры 9. 35- 12. 00 Второй завтрак 10. 10- 10. 20 Возвращение с прогулки. 12. 00- 12. 15 Подготовка к обеду, обед 12. 15- 12. 45 Подготовка ко сну, сон 12. 45- 15. 00 Постепенный подъём, закаливающие проце дуры 15. 00- 15. 20 Самостоятельная деятельность Индивидуальные занятия 15. 20- 16. 15 Чтение художественной литературы 16. 15- 16. 30 Подготовка к полднику, полдник 16. 30- 16. 55 Подготовка к прогулке, прогулка, игры. Уход детей домой 16. 55- 18. 00 Циклограмма ООД Дни недели Организованная образовательная деятельность Образовательная область Время Понедельник 1. Лепка/ Аппликация( чередуются) « Художественно- эстетическое развитие » 20минут 2. Физкультура « Физическое развитие » 20минут Вторник 1. Формирование элементарных математических п редставлений « Познавательное развитие » 20минут 2. М узыка « Художественно- эстетическое развитие » 20минут Среда 1. Развитие речи « Речевое развитие » 20минут 2. Ф изкультура « Физическое развитие » 20минут 3. К онструирование « Познавательное развитие » 2 0минут Четверг 1. Рисование « Художественно- эстетическое развитие » 2 0минут 2. М узыка « Художественно- эстетическое развитие » 2 0минут П ятница 1. О знакомление с природой/ ознакомление с предметным и социальным окружением( чередуются) « Познавательное развитие » 2 0минут 2. Физкультура « Физическое развитие » 2 0минут 3. 3 Методическое обеспечение программы Под редакцией Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С. , М. А. Васильевой примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3- 7 лет. М. , «Мозаика Синтез», 2009г. Куцакова Л. В. Нравственно- трудовое воспитание в детском саду( 3- 7 лет) . М. «Мозаика- Синтез» 2007г. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 4- 5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014 Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе. - М. : Мозаика – Синтез, 2006 Помораева И. А. , Позина В. А. формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика – Синтез Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1991 Гербова В. В. развитие речи в детском саду. М. : Мозаика – Синтез Лыкова И. А Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. г руппа. ст. группа М. : Мозаика – Синтез Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. М. : Мозаика – Синтез Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальном окружении. М. : Мозаика – Синтез К нига для чтения в детском саду и дома: 4- 5 лет сост. , Гербова В. В. и др. ,

Оставить комментарий: