28.08.2016г.Мастер- класс для воспитателей « Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей»Подготовила Богачева М.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 г.Шебекино» Белгородская область
Мастер- класс для воспитателей
« Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей»
Подготовила : воспитатель Богачева М.В.
Шебекино 2016г.
Цель мастер-класса: расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.
Задачи :
- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;
- развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению;
-- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический
Материалы и оборудование: гуашь, палитры, бумага для рисования, восковые мелки, кисти, салфетки.
Ход мероприятия:
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми нетрадиционными методами рисования в детском саду. Все мы практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т.д., именно поэтому я выбрала данное направление приоритетным в своей педагогической деятельности. Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что необычные материалы развивают у детей интеллект, учат нестандартно мыслить и формируют творческую активность. Когда дети берут в руки не кисть а, ватную палочку или кусочек поролона, у них исчезает страх, боязнь , что они не справятся с процессом рисования.
Какие необычные материалы можно включить в детское творчество? Их очень много. Можно порисовать и пухом тополя, зубной щеткой, полой трубкой, гоняя по листу веселую капельку; тампончиком, получая пушистых зверьков; пальцем, ладошкой, даже лучиком солнца! То, что близко и понятно ребенку, может помочь ему раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, побороть свою нерешительность. И любой новый материал и каждый приобретенный навык — предметы гордости ребенка.
Свою работу я построила на создании единой системы «непосредственно образовательная деятельность- кружок по рисованию с использованием нетрадиционных методов». Сейчас я познакомлю вас с рисованием воском и созданием пейзажей обычным текстилем.
О способах альтернативных хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность, они успели доказать.
Занятия нетрадиционные включают множество идей.
Порою провокационные, но интересны для детей.
В них необычно сочетаются - материал и инструмент.
И все прекрасно получается, и равнодушных точно нет!
Мы в детстве часто рисовали, обычной палкой на земле.
Зимой окно запотевало – мы рисовали на стекле.
Необычными вещами мы рисуем без труда.
Щетка старая зубная, соль и свечка восковая.
Из-под спичек коробок, и засушенный листок.
А петух и осьминожка, получаются ладошкой.
Если кисточкою тыкать, то есть рисовать тычком,
То получится мурлыка, с мягким плюшевым хвостом.
Нарисуем, все отмоем и ладошки ототрем.
И рисунками своими полюбуемся потом.
Вот так мы постепенно и знакомимся
Со свойствами и качеством вещей.
Как здорово, что столько есть возможностей!
Как здорово, что столько есть идей.
Мастер: Используя восковой мелок запишите на пустом листе бумаги свое имя, которое вы считаете наиболее приемлемым для общения в данный момент. А теперь передайте листок своему соседу справа. Возьмите кисть и закрасьте листок краской. Увидев имя, попробуйте расшифровать, представив его как аббревиатуру называя свои характеристики (например: ЕЛЕНА. Е – естественная, Л – ласковая, Е – егоза, Н – нежная, А – артистичная.) Вот так вы познакомились друг с другом и с методом рисования воском. Какие темы для рисования таким приемом можно взять в тематический период «Зима»?
Воспитатели называют темы.
Мастер:
Мы открыли мастерскую.
Полюбуйтесь - вот какую!
Приглашаем всех учиться
Вместе весело трудиться!
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
Посмотрите на эти рисунки , как вы думаете при помощи чего они нарисованы? Совсем недавно я открыла для себя необычный способ рисования – изображение природы кусочком текстиля. Дети часто испытывают трудности в рисовании пейзажей, а этот способ дает им возможность проявить себя без всякого труда.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется …пейзаж.
Для работы мне понадобится: черная гуашь, так как рисовать я буду в черном тоне, кусочки хлопчатобумажной ткани, кисть, лист белой бумаги формата А – 4.
Мастер: Берем кусочек ткани , сминаем, делаем, что то вроде тампона.
Обмакиваем тампон из ткани в черную гуашевую краску и проводим на листе линию горизонта. Горизонтом мы называем линию границы неба и земли. Чем выше линия горизонта, тем больше простора открывается нашему взгляду. Нарисуем линию горизонта способом протяжки, т.е. тянем слева направо тампон с краской. Теперь нам нужно нарисовать вдали лес, для этого мы примакивающими движениями печатаем тут и там деревья и кустарники, при этом мы получаем фактурные отпечатки. Лес и кустарники на линии горизонта готовы. Важно помнить, что на дальнем плане предметы кажутся маленькими, а на ближнем переднем плане более крупными, отчетливыми. Теперь на переднем плане рисуем тампоном способом протяжки линию берега. Берег готов. Приступаем к печатанию кустов на берегу. Не забывайте ,что они намного больше , чем на линии горизонта. Кусты готовы.
Рисуем уже известным способом протяжки, размазывая кусочком ткани на небе тучи или облака. Начинаем рисовать рябь на озере. Для этого тампон не опускаем в краску, а почти сухим рисуем полосы на воде. Теперь рисуем солнце и его отражение в воде.
Изображаем отражение деревьев воде - печатаем примакивающими движениями рук. Отражения готовы. Чтобы уточнить и дополнить образ, кисточкой прорисовываем детали, веточки кустарника. Рисуем вдали птиц и все, что подскажет ваша фантазия.
Мастер: Даже не имея навыков в рисовании можно без труда создавать прекрасные пейзажи. Китайская мудрость гласит - «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю». Поэтому предлагаю вам сегодня написать пейзажи, без помощи кисточки – простым кусочком ткани. Но ваш пейзаж будет зимний. Воспользуйтесь белой гуашью на палитре и листком бумаги затонированным в голубой цвет.
Мастер подсказывает воспитателям какие предметы можно изобразить(речка покрытая льдом, дома в снегу, деревья, кусты и т.д.)
Практическая деятельность воспитателей.
Мастер: А теперь придумайте названия для ваших работ. Такой метод найдет применение в вашей работе с детьми? А какие темы для рисования таким необычным способом можете предложить вы? Поделитесь своим опытом в рисовании нетрадиционными техниками.
Выставка работ
Я хотела показать вам , как можно добиться прекрасных успехов в изображении предметов без особых усилий. Ребенок всегда увидит положительный результат своей работы, не будет победителей и побежденных, каждый рисунок будет произведением искусства неподражаемым и индивидуальным. А в заключении хочу рассказать вам притчу.
Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.
-Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.
-Да, это я, - ответил Бог.
-А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.
-У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.
-Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.
Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.
-Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.
-Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.
В руках мастера появляется коробочка наполненная всякой всячиной – кусочки поролона ,ватные палочки, нити, кисочки пенопласта, восковая свечка и т.п.
Рефлексия: Мне очень интересно узнать понравился ли вам мой урок. У вас на столах лежат тучки и солнышко, если вам было скучно и мои действия не вызвали у вас интереса покажите тучку. А если вам понравилось и свои приобретенные умения вы будете применять на практике – то пусть мне улыбнется солнышко!
Желаю Вам удачного творчества!
Спасибо за внимание!
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры