«Технологии развития мелкой моторики»
Консультация для воспитателей
«Технологии развития мелкой моторики»
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление её недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются , по мнению М.М.Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».
У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3 – 5 минут, в детском саду и дома:
- упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
- игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
- пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специально отведённое в режиме дня время, а также дома с родителями;
- игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внвчале выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Можно рекомендовать следующие эффективные приёмы развития мелкой моторики рук.
Пальчиковые игры с грецкими орехами
Эти игры направлены на развитие тонких движений пальцев, а значит, и речи.
Их можно:
- вращать между ладоней (один или два)
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри одной ладони (перебирая пальцами);
- удерживать поочерёдно между пальцев рук;
Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.
Я предлагаю несколько стихотворений для игр с орехами.
Сонный слон Ирина Токмакова
Динь – дон. Динь –дон. вращение ореха между ладонями
В переулке ходит слон, удерживать орех большим и указательным
пальцами
Старый, серый, сонный слон вращать внутри ладони (перебирая пальцами)
Динь – дон. Динь – дон. вращение ореха между ладонями.
Стало в комнате темно: соединить ладони, удерживая орех большими пальцами
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон? перекатывание вверх вниз между ладонями
Динь – дон. Динь – дон. вращение ореха между ладонями.
Игровое упражнение:
«Сухой бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: «сухие бассейны» - емкость, наполненная шариками, горохом, фасолью и т.д.
Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.
Игровое упражнение с семенами фасоли разного цвета, гороха.
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: семена фасоли разного цвета, гороха.
Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы или различные композиции на листе с липкой лентой.
Японская методика пальцевого массажа.
Массаж «четками»
Цель: перебирание чёток развивает пальчики, успокаивает нервы.
Оборудование: четки, изготовленные из деревянных бусин, на каждого ребёнка.
Содержание выполняемых действий: перебирание чёток сочетать со счётом, прямым и обратным, различными стихотворениями.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий