Статья "Далевские чтения"
ПОЛИФОНИЧНОСТЬ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Автор: И.А. Лобыня
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»
Научный руководитель: И.Г. Кальницкая,
преподаватель организации обучения русскому языку и детской литературе в начальных классах
Современное образовательное пространство обеспечивает создание условий для актуализации личностного отношения учащихся к речи как общечеловеческой и общенациональной ценности, традиционному хранилищу культуры и способу передачи культурных ценностей последующим поколениям. Такой подход позволяет, с одной стороны, воспитать у учащихся внимательное и бережное отношение к языку и речи, носителями которых они являются, а с другой стороны, сформировать у них активную жизненную позицию, потребность в активной культурной деятельности. Необходимо также учитывать, что язык и речь являются не только способом хранения информации, но и инструментом мышления человека. Речевая среда – это мир, через который ребенок познает окружающее и сам в нем репрезентуется. Формула «Образ мира, в слове явленный» наиболее точно определяет сущность и значимость речевой среды в развитии ребенка.
Под развивающей речевой средой (термин Л.П. Федоренко) понимается среда, стимулирующая речевые коммуникации, среда, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность. В школе развивающая речевая среда включает всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, администрацию школы. Это активная речевая среда, ограниченная определенными рамками этической, литературной и языковой нормы. Развивающая речевая среда рассматривается как условие полноценного формирования мышления учащихся и становления их личности.
В контексте современных преобразований необходимо говорить о том, что в результате создания развивающей речевой среды формируется компетентная личность, которой присуща интегральная (целостная) компетентность, включающая в себя такие частные виды, как ценностно-рефлексивная, социально-продуктивная, коммуникативная, информационно-технологическая, личного самосовершенствования, учебно-познавательная, общекультурная.
Одной из целей инновационных изменений является создание развивающего речевого пространства как основы формирования компетентной личности. Элементами современной речевой среды являются:
- создание общекультурного, духовно-нравственного и социально-образовательного пространства школы;
- формирование мотивации у педагогов и учащихся к совершенствованию речи как показателю культуры и грамотности человека;
- использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных;
- оснащенность учебного кабинета необходимым оборудованием: звуковые плакаты, игровые модули для развития речи, лингвистические мозаики и т.д.
Вышеуказанные компоненты речевой среды сосуществуют в контексте речевого общения, одним из важнейших показателей культуры которого выступает полифоничность. Напомним, что термин заимствован из музыкального словаря и получил в литературоведении широкое распространение благодаря М.М. Бахтину. Полифония, по Бахтину, - это художественный диалог, предполагающий независимость персонажа от авторской позиции. Диалогическая речь, признаваемая как полифоническая, присутствует в произведении как параллельная авторской речи. Если рассматривать современную речевую среду школы как «образ мира в слове явленный», то определяется актуальность изучения полифоничности развивающего речевого пространства.
Исследователь И.Л. Сиротина утверждает, что «образовательное пространство» – это особый тип пространства, локализованный не в физическом, а в социальном пространстве: «Образовательное пространство представляет собой структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации» [2:69].
Полифоничность речевой среды выступает как необходимый компонент современного образовательного пространства и понимается как возможность реализации полилога всех субъектов общения.
Сущность полифонии обретается именно там, где голоса остаются самостоятельными и сочетаются в единстве высшего порядка, причем каждое звучание важно и значимо для общей гармонии.
Полифоничность речевой школьной среды выражается в следующем: каждый может высказаться и будет услышан, говорящий высказывает свою точку зрения в литературной форме, будучи убежден, что его выслушают и в случае несогласия, прозвучит мнение оппонента.
Полифоничность направлена не только на внешнюю речевую среду, но и является необходимой частью внутреннего диалога говорящего. Формулирование своей позиции предполагает сосредоточенную, полифонически насыщенную внутреннюю беседу. Отметим, что полифоничность внутренней речи предполагает внутренний диалог как с предполагаемым собеседником, так и с самим собой – в этом случае адресатом и адресантом выступает один коммуникативный субъект.
Культуросообразность полифоничности речевой среды является наиболее сложным ступенчатым этапом создания развивающего речевого пространства современной школы. Научить ребенка точно и литературно выражать свою позицию, слышать мнение другого и грамотно оппонировать – это одна из самых проблемных зон современного образования.
Другой трудностью речевого развития ученика, в основе которой лежат социальные корни, является формирование у него навыков персонификации и перцептивности общения – навыки, амбивалентные по своей сути. Выраженность своего «Я» в общении, умение находить собственные аргументы без опоры на авторитеты предполагает и умение принять своего оппонента, найти с ним точки взаимопонимания. Персонификация и перцептивность как грани полифоничности обеспечивают созидательность речевого пространства и как следствие – радость гармоничного общения.
Cозданию развивающей речевой среды способствует проведение событийных коммуникаций: праздников, собраний, дискуссий, главный принцип проведения которых – возможность высказаться всем участникам события.
Модератором реализации развивающей речевой среды, естественно, является учитель как инициатор воспитательно-образовательной деятельности. Роли тьюторов могут реализовывать как ученики, так и родители.
В полифоническое речевое пространство должны быть вовлечена вся начальная школа, в этом случае оно приобретает свойства неограниченности и всеобхватности. Следует осознавать, что речевой мир образовательного учреждения наполнен своими смыслами, знаками и ценностями, анализ и диагностика которых требует тщательного изучения.
Изучение речевой среды начальной школы в аспекте коммуникативной лингвистики является перспективным научным направлением, рассматривающим социально-культурные свойства общения в образовательной сфере начальной школы.
Библиографический список
- Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. - 1975.
- Курина В.А. Образовательное пространство в городской культуре // Город и время: Интернациональный научный альманах Life sciences. В 2 т. Т. 2., Самара -
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры