Доклад по сенсомоторике из опыта работы. Воспитатель Отскочная С.Е.
Документы для скачивания
ДОКЛАД Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста( из опыта работы) . Подготовила: Отскочная Светлана Егоровна, воспитательМАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Ш ебекино. » 2016 Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития их сенсомоторных способностей. Определены следующие задачи: - развивать мелкую моторику рук; - способствовать развитию координации движения кистей рук; - формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; - активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса; - повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей. Планируя воспитательно- образовательную работу по развитию сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, руководствовалась методическими рекомендациями А. А. Венгера, Е. Г. Пилюгиной «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Сотниковой В. «Самые маленькие в детском саду», перспективным планированием «Игры с песком и водой», и другие. В группе создана такая предметно- развивающая среда, которая способствует сенсом оторному развитию детей. Изготовлено сенсорное солнышко и сенсорные панно «Зима» и «Весна» , изготовлены игры из бросово го материала Игры для развития сенсомоторики. Д/ и «Прокати шар ик » Д/ и «Открути и закрути крышку» Д/ и «Спрячь мышку» Д/ и «Ткани» Д/ и «Посади жучка на свой лепесток» Д/ и «Подбери шарик к ниточке» Д/ И «Сортировка орехов» Тренажёр для развития мелкой моторики Коробочки наполненные крупой Игры на шнуровку. Игры с прищепкам и Тактильные тренажеры Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен и т. д. Огромное значение имею т такие как: пальчиковый массаж, игры с водо й и песком, тактильные дощечки совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использование м бытового материала( карандашей, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность. Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательнос ти, используют мозаику различных размеров. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие. Так же в своей работе приме няю пальчиковые игровые упражнения «Забодаю, забодаю! », «З дравствуй, пальчик! », «Стрекоза », и другие. что позволяе т сделать вывод об их направленности на развитие мелкой моторики руки и речевой активности детей. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребёнка. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, его речь становится более выразительной, внятной, эмоционально окрашенной, развивается детское воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. В своей работе стараюсь установить отношения с родителями, ч то помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной куль туры детей. С помощью родителей изготовлены се нсомоторные тренажеры и панно позволяющие разнообразить деятельность детей. . В своей работе я заметила что б лагоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш и разл ичного типа, геометрические фигуры, матрёшки, мозаика, игры с карандашами. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Например, некоторым детям интересно раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности. Хорошим средством для сенсомотор ного развития являются упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры провожу во время физминуток, по две- три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов. Кроме игр и упражнений сенсорному развитию способствуют также различные виды продуктивной деятельност и( рисование, лепка, конструирование) . Не менее интересными и полезными для сенсорного развития были занятия с использованием бумаги. Мы ее м яли, рвали, разглаживали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают дете й. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Список литературы Агаян Г. Г. , Бардышевой Ю. Б. ; «Для самых- самых маленьких от 2 до 4 лет» 2005 г. Белая А. Е. , Мирясова В. И. «Пальчиковые игры», изд. Москва, АСТ, 2000 г. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г. Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 N 3266- 1 Иванникова О. «Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев» Дошкольное воспитание №6 2005 г. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис- пресс. 2006. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М. : Мозаика- Синтез, 2005. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно- методическое пособие/ сост. Е. С. Демина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Ермолова Т. В. , Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3- х лет. Изд- во МГППУ, 2003. Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду», методические рекомендации, изд. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г. Социальная адаптация детей в ДОУ/ П од ред. Р. В. Тонковой- Ямпольской и др. – М. , 1992. Формирование современной системы дошкольного образования. Дайджест. / Сост. Торопова Е. Г. , Постарнакова О. И. – Н. Тагил: НТФ ИРРО, 2006. Интернет- источники http: / / www. psyparents. ru/ http: / / festival. 1september. ru/
ДОКЛАД Развитие сенсорного восприятия у детей раннего возраста( из опыта работы) . Подготовила: Отскочная Светлана Егоровна, воспитательМАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Ш ебекино. » 2016 Целью сенсомоторной деятельности детей раннего возраста является обеспечение условий для развития их сенсомоторных способностей. Определены следующие задачи: - развивать мелкую моторику рук; - способствовать развитию координации движения кистей рук; - формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; - активизировать сенсорное восприятие, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания, обоняния и вкуса; - повышать педагогическую компетентность родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей. Планируя воспитательно- образовательную работу по развитию сенсомоторной деятельности детей раннего возраста, руководствовалась методическими рекомендациями А. А. Венгера, Е. Г. Пилюгиной «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», Сотниковой В. «Самые маленькие в детском саду», перспективным планированием «Игры с песком и водой», и другие. В группе создана такая предметно- развивающая среда, которая способствует сенсом оторному развитию детей. Изготовлено сенсорное солнышко и сенсорные панно «Зима» и «Весна» , изготовлены игры из бросово го материала Игры для развития сенсомоторики. Д/ и «Прокати шар ик » Д/ и «Открути и закрути крышку» Д/ и «Спрячь мышку» Д/ и «Ткани» Д/ и «Посади жучка на свой лепесток» Д/ и «Подбери шарик к ниточке» Д/ И «Сортировка орехов» Тренажёр для развития мелкой моторики Коробочки наполненные крупой Игры на шнуровку. Игры с прищепкам и Тактильные тренажеры Дети используют метод сравнивания, сопоставления предметов, находят сходство и различия между ними, совершенствуют умение дифференцировать предметы по величине, форме и цвету. Игры, с использованием музыкальных инструментов: погремушки, бубен и т. д. Огромное значение имею т такие как: пальчиковый массаж, игры с водо й и песком, тактильные дощечки совершенствуют мелкую моторику рук, движения координации руки. Игры с использование м бытового материала( карандашей, шнурков, пуговиц, липучек) развивают не только ручную и пальцевую моторику, но и творческое воображение малышей, тактильную чувствительность. Дети с увлечённостью играют с пирамидками, собирают кольца в убывающей и возрастающей последовательнос ти, используют мозаику различных размеров. Многообразие сенсорных игр стимулируют не только развитие ручной и пальцевой моторики, обогащению чувственного опыта, но и способствуют снятию эмоционального напряжения малышей, обеспечивают комфортное пребывание ребёнка в группе, их психологическое благополучие. Так же в своей работе приме няю пальчиковые игровые упражнения «Забодаю, забодаю! », «З дравствуй, пальчик! », «Стрекоза », и другие. что позволяе т сделать вывод об их направленности на развитие мелкой моторики руки и речевой активности детей. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь ребёнка. Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, его речь становится более выразительной, внятной, эмоционально окрашенной, развивается детское воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. В своей работе стараюсь установить отношения с родителями, ч то помогает реализовать единую стратегию формирования сенсорной куль туры детей. С помощью родителей изготовлены се нсомоторные тренажеры и панно позволяющие разнообразить деятельность детей. . В своей работе я заметила что б лагоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыш и разл ичного типа, геометрические фигуры, матрёшки, мозаика, игры с карандашами. Детей привлекает красочность игрушек, играя с ними, они приобретают умения действовать на основе различения формы, величины, цвета, овладевают разнообразными новыми движениями. Например, некоторым детям интересно раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать снова. Моя задача – поддержать это стремление, организовать общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе предметной деятельности. Хорошим средством для сенсомотор ного развития являются упражнения и игры для пальцев, снижающие мышечную напряжённость, повышающие тонус мелких мышц пальцев. Пальчиковые игры провожу во время физминуток, по две- три минуты. Малыши овладевают основными умениями и навыкам, у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов. Кроме игр и упражнений сенсорному развитию способствуют также различные виды продуктивной деятельност и( рисование, лепка, конструирование) . Не менее интересными и полезными для сенсорного развития были занятия с использованием бумаги. Мы ее м яли, рвали, разглаживали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают дете й. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Совместная деятельность с родителями по развитию сенсомоторной культуры малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Список литературы Агаян Г. Г. , Бардышевой Ю. Б. ; «Для самых- самых маленьких от 2 до 4 лет» 2005 г. Белая А. Е. , Мирясова В. И. «Пальчиковые игры», изд. Москва, АСТ, 2000 г. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» 1988 г. Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 N 3266- 1 Иванникова О. «Гимнастические упражнения для мелкой мускулатуры пальцев» Дошкольное воспитание №6 2005 г. Павлова Л. Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис- пресс. 2006. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М. : Мозаика- Синтез, 2005. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно- методическое пособие/ сост. Е. С. Демина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Ермолова Т. В. , Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3- х лет. Изд- во МГППУ, 2003. Сотникова В. «Самые маленькие в детском саду», методические рекомендации, изд. ЛИНКА – ПРЕСС, 2005 г. Социальная адаптация детей в ДОУ/ П од ред. Р. В. Тонковой- Ямпольской и др. – М. , 1992. Формирование современной системы дошкольного образования. Дайджест. / Сост. Торопова Е. Г. , Постарнакова О. И. – Н. Тагил: НТФ ИРРО, 2006. Интернет- источники http: / / www. psyparents. ru/ http: / / festival. 1september. ru/
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры