Дыхательные упражнения для формирования правильного речевого дыхания
Документы для скачивания
Дыхательные упражнения для формирования правильного речевого дыхания
Используя с ребёнком дыхательную гимнастику в сочетании с релаксационными упражнениями, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, преодолеть речевые расстройства ребёнка.
Для правильного использования комплексов дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие установки.
В упражнениях используется принцип, который наблюдается в жизни при фонации: естественный, рефлекторный короткий вдох, а затем длинный выдох со звуком, фразой, небольшим стихотворным текстом.
Фиксированный выдох – это выдох через почти сомкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пф – пф».Именно такой выдох необходим для формирования правильного речевого дыхания, так как при речевом процессе воздушная струя встречает препятствие в органах артикуляционного аппарата. Фиксированный выдох в сочетании с различными движениями будет изменяться от коротких «пФ», «пФ» при упражнениях со скакалками и некоторых упражнениях с мячом – до максимально удлинённого выдоха «пФ –ф – ф – ф..», связанного с медленным движением. При выполнении фиксированного выдоха необходимо следить за тем, чтобы ребёнок не раздувал щёки.
В летний период дыхательные упражнения удобно проводить на прогулке, поскольку речевое дыхание является основой речевого процесса. Координация движений дыхательных мышц с органами артикуляции обеспечивает формирование правильной речи. На прогулке удобно использовать комплекс упражнений в положении стоя, упражнения с мячом, скакалкой.
Упражнения в положении стоя.
Упражнение «Марионетка»
Поднимаем руки и представляем себя куклой – марионеткой, которую привязали ниточками за кончики пальцев к потолку и тянут вверх. Стараемся отдаться этому ощущению, тянемся за руками вверх, поднявшись на цыпочки.
Затем освобождаем пальцы от воображаемых ниточек: кисти свободно повисают, но локти ещё «привязаны ниточками к потолку».
Следующим движением опускаем локти и руки – как будто бросаем; плечи опускаются.
Начинаем очень медленно опускать голову и руки вниз к полу и как бы повисаем, как кукла – марионетка, подвешенная на ниточке за копчик. Руки свободно и легко раскачиваются , голова свободно свисает, колени мягкие, свободные.
Начинаем медленный подъём туловища в и.п., восстанавливая позвоночник от копчика в вертикальное положение.
Это упражнение помогает снимать излишнее напряжение наибольшего количества мыщц спины, шеи и плеч, с него рекомендуется начинать занятия и выполнять несколько раз в течение одного занятия.
Упражнение «Самолётик»
И.п. – стоя (прямо), ноги на ширине плеч или немного меньше. Руки разводим в стороны и слегка назад («крылья самолёта»), корпус одновременно слегка наклоняем вперёд энергичным движение (полунаклон), сохраняя при этом абсолютно прямую спину. Медленно возвращаемся в и.п. производя 5 -6 раз длинный фиксированный выдох: пффффффффффф.
Затем со звуками:
Ссссссссссссссссссссссс
Шшшшшшшшшшшшшш
Ззззззззззззззззззззззззззз
Вввввввввввввввввввввв
Жжжжжжжжжжжжжжжж
Затем со скороговорой и стихотворными строчками. На одном движении произносятся строчки по слогам – наклон на каждый слог, затем на наклоне произносится целая строчка стихотворения.
Упражнение «Маршируем»
Выполняем спокойную ходьбу в сочетании с длинным фиксированным выдохом: пффффффффффффффффф.
Затем по схеме: звуки – слогосочетание – фраза – стихотворение. Во фразе и стихотворном тексте один слог совпадает с одним шагом:
Аты – баты, шли солдаты,
Аты – баты, на базар.
- Аты – баты, что купили?
- Аты – баты, самовар.
- Аты – баты , сколько стоит?
- Аты – баты, три рубля.
- Аты – баты, кто выходит?
- Аты – баты, это я.
Использование дыхательных упражнений позволит преодолеть логоневроз, предупредит гипердинамические расстройства и укрепит здоровье наших детей.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий