Формирование познавательно-речевой активности у младших дошкольников с помощью театрализации.
Проект по самообразованию: «Формирование познавательно-речевой активности у детей второй младшей группы с помощью театрализованной деятельности»
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве, и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Несмотря на это, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Данным направление в развитии ребенка мы занимаемся не первый год – в прошлом году мы активно использовали фольклор для развития речи. И это дало свои положительные результаты. У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; обогатилась устная речь; развились фантазия и воображение. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально - психологического климата для полноценного развития ребенка; расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. Диагностика уровня речевого развития показала так же положительные результаты: в начале года речевое развитие соответственно возрасту было сформировано у 38% воспитанников, в конце года – у 80%.
В этом году мы решили сделать акцент на развитие речи с помощью театрализованной деятельности. На наш взгляд, театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Таким, образом, целью данного проекта является формирование и совершенствование речевых умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность.
Для успешной работы по развитию речи были поставлены следующие задачи:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи.
- Обогащать словарь детей, активизировать его.
- Побуждать детей отзываться на игры со звуками живой и не живой природы, побуждать подражать действиям животных и птиц.
- Развивать устойчивый интерес к театрализованной игровой деятельности.
- Узнавать и называть русские народные сказки по иллюстрациям.
- Развивать интонационную выразительность речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи.
В результате работы мы планируем достичь следующих результатов:
- У детей повысится интерес к театрально – игровой деятельности.
- Расширятся представления детей об окружающей действительности.
- Обогатится словарь детей.
- Усовершенствуется интонационная выразительность речи.
- Дети научатся понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
Сроки реализации проекта: с 01.09.2015 по 31.05.2016.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы |
Цели, задачи этапа |
Сроки выполнения |
Начальный этап |
Определение целей, постановка задач проекта. Изучение методической литературы по проблеме. Диагностическое исследование проблемы. |
Сентябрь-октябрь |
Продуктивный этап |
Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта |
ноябрь-май |
Результативный этап |
Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы. |
Май |
Перспективный этап |
Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта. |
Июнь. |
ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
Мероприятие |
Цель проведения |
Отметка о выполнении |
Диагностика уровня речевого развития |
Анализ мониторинга и составление плана работы с детьми |
сентябрь |
Разучивание и проговаривание потешек, песенок, детских стихов |
Познакомить детей с театральной студией. Вызвать интерес и желание принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, побуждать повторять за педагогом отдельные реплики.
|
октябрь |
Дидактическая игра: «Узнай потешку». |
|
|
Сюжетно-ролевые игры «В гости к Кате», «Сварим Петушку Кашку». |
|
|
Театрализация «Приходите гости» «Веселый оркестр» (по потешкам).
|
|
|
Чтение русской народной сказки «Репка» |
Формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. Побуждать повторять действия персонажей и обыгрывать знакомые сказки.
|
ноябрь |
Имитационные упражнения «Изобрази героя». |
|
|
Дидактическая игра: «Узнай персонажей сказки»
|
|
|
Пальчиковая и игра: «Овощи», «Играем пальчиками». |
|
|
Драматизация сказки «Репка». |
|
|
Создание библиотеки красочных книг русских народных сказок. |
Познакомить с настольным театром. Научить выражать эмоции через движения и мимику. Продолжать знакомить со сказкой «Заюшкина избушка», побуждать к активному восприятию сказки, учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета.
|
декабрь |
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». |
|
|
Прослушивание аудиозаписи сказки «Заюшкина избушка». |
|
|
Иммитационные упражнения «Изобрази героя». |
|
|
Пальчиковое рисование «Гуляли звери по лесу» (кулачки и пальчики). |
|
|
Конструирование «Домики для животных». |
|
|
Подвижная игра: «Хитрая лиса», «Лиса и заяц». |
|
|
Показ настольного кукольного спектакля «Заюшкина избушка».
|
|
|
Создание картотеки: «Загадки»,
|
Вызвать желание отгадывать загадки, используя для подсказки картинки. |
январь |
Показ театра по произведениям «Курочка моя» и «Наши уточки с утра». |
|
|
Досуг: «Волшебная шкатулка» (вечер загадок). |
|
|
Чтение сказки и прослушивание музыкальных фрагментов сказки: «Маша и медведь». |
Познакомить с пальчиковым театром. Вырабатывать умение дослушивать сказку до конца, воспитывать умение подражать, согласовывать свои действия с действиями других детей, совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать слуховое и зрительное внимание ребенка. |
февраль |
Рассматривание иллюстраций по сказке |
|
|
Изготовление пальчикового театра по сказке «Маша и медведь» |
|
|
Показ сказки: «Маша и медведь» |
|
|
Чтение русской народной сказки: «Колобок». |
Познакомить с театром масок. Учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки. Совершенствовать мелкую моторику рук.
|
март |
Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей. |
|
|
Рисование «Колобок наш удалой». |
|
|
Дидактическая игра: «Назови персонажа сказки», «Изобрази героя сказки». |
|
|
Работа с детьми по развитию мелкой моторики «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть». |
|
|
Драматизация сказки «Колобок» с участием родителей и детей в театрализованной постановке. |
|
|
Создание костюмов по произведению «Три медведя» |
Познакомить с театральными костюмами. Развивать речь детей средствами кукольного театра, расширять словарный запас, формировать артикуляцию, добиваясь четкого произношения слов при разучивании произведений устного народного творчества и сказок. |
апрель |
Чтение «Три медведя» |
|
|
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Мишка и пчелы», «Мишка косолапый» |
|
|
Работа с детьми по звукоподражанию героям сказки. |
|
|
Показ сказки: «Три медведя»
|
|
|
Литературный калейдоскоп по русским народным сказкам. |
Вызвать желание следить за развитием событий в знакомой сказке с помощью театра масок. Поощрять стремление детей участвовать в народной пляске по показу педагога и самостоятельно.
|
Май |
Сюжетно-ролевая игра «Играем в сказку». |
|
|
Дидактическая игра «Угадай о ком говорю». |
|
|
Мониторинг знаний и умений детей по театрализованной деятельности, анализ работы за год. |
|
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятие |
Цель проведения |
Отметка о выполнении |
Буклет: «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи |
Повысить компетентность родителей по данной теме. |
|
Консультация: «О роли родителей в развитии речи детей»
|
Подчеркнуть важность роли родителя в воспитании и развитии ребенка. |
|
Папка-передвижка: «Речевая гимнастика. Её роль в развитии речи».
|
Обратить внимание родителей на тренировку речевого аппарата для успешного овладения речью . |
|
«День открытых дверей». «Вот как мы умеем» (посещение родителями занятия по развитию речи).
|
Установление доверительных отношений между всеми участниками пед.процесса. |
|
Мастер-класс для родителей «Волшебный ветерок» |
Создание вместе с родителями карточек для дыхательной гимнастики. |
|
Привлечение родителей к подготовке костюмов, элементов театра |
В течение года. |
|
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры