ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Документы для скачивания
Камалетдинова Айгуль Наилевна. учитель технологии Предмет: Технология Тема: Проектный метод обучения на уроках технологии. Цель: Представить педагогический опыт организации проектного обучения на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Аудитория: учителя Метод проектов на уроках не является новым и применяется давно. Под методом проектов в предмете «Технология» понимают способ организации познавательно- трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Выполнение проектных и исследовательских работ стало важной частью образовательного процесса на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся и развивать такие черты характера как, любознательность, самостоятельность, развивать социальные навыки в процессе групповой работы, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, информационные, интеллектуальные, коммуникативные навыки. Согласно ФГОС основного образования в программах по предмету «Технология» появился раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности». В программе предусмотрено самостоятельное выполнение школьниками нескольких творческих или проектных работ( индивидуальных или групповых) в течение всего года обучения. Метод проектов может быть использован в рамках программного материала и во внеурочной деятельности практически по любой теме. . Когда я приступаю со своими учащимися к разработке и выполнению проектов, то передо мной стоят определенные цели: содействовать творческому развитию детей развивать самостоятельность формировать общие учебные умения и навыки контролировать процесс работы по проектированию формировать умения структурировать и систематизировать материал при оформлении документальной части проекта содействовать в моделировании желаемого конечного результата В процессе работы на уроках технологии по проектированию я решаю следующие задачи: воспитывать трудолюбие способствовать самостоятельному принятию решения развивать ответственность, коммуникабельность, изобретательность формировать положительные потребности и интересы способствовать самоопределению и самореализации учащихся научить выбирать пути и средства для достижения цели На мой взгляд, учитель – руководитель проекта должен быть генератором развития интересов учащегося и его творческого потенциала. Кроме того, проектная деятельность требует от учителя создания условий для расширения познавательных интересов детей. В ходе руководства над проектом педагог как бы «проживает» несколько ролей: энтузиаст( повышает мотивацию учащихся, поддерживает, поощряет и направляет их в сторону достижения цели) специалист( обладает знаниями и умениями по разным предметам и техническим областям) консультант( организатор доступа к ресурсам и источникам, в том числе к другим специалистам) руководитель( особенно в вопросах планирования и моделирования действий) «человек, который задает вопросы»( тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и, вообще, поддерживает обратную связь) координатор( контролирует и отслеживает технологический процесс) эксперт( дает четкий анализ результатов выполненного проекта) Организация проектной деятельности уча щихся, в результате которой ими создаются ре альные продукты труда, представляет определен ные сложности для учителя. Ему необходимо ока зать школьникам помощь в выборе тем проектов, наблюдать за ходом выполнения работы, кон сультировать и стимулировать учащихся, созда вать условия, для успешного осуществления заду манного, оценивать результаты на каждом из эта пов и в целом. Многое зависит от того, насколько интересны и посильны для учеников выбранные ими темы про ектов. Ведь они не всегда могут адекватно оценить свои возможности и наклонности. Помогая ученикам в выборе темы, нужно, прежде всего, руковод ствоваться требованиями учебной программы, а также уровнем их знаний и умений. Основными критериями для выбора темы проекта является интерес учащегося, доступность и безопасность выполнения, социальная значимость, актуальность, возможность учета экономической и экологической составляющих. Тематику проектов для выбора целесообразно предложить учащимся в начале учебного года, чтобы они смогли ее осмыслить и принять обдуманное решение. Список тем можно пополнять за счет предложений самих учащихся. Вся деятельность делится на три этапа: предпроектная деятельность- выполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов; проектная деятельность- поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты; послепроектная деятельность- технико- экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта. Учащиеся 5 класса выполняют проекты в процессе изучения разделов программы по технологии: оформление интерьера своего дома – «Интерьер кухни», изготовление кулинарных блюд – проект «Воскресный завтрак», изготавливают швейные изделия, выполняют вышивку и аппликацию. Обучающиеся осваивают швейное оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт самостоятельной работы. В 5 классе обучающиеся посещают кружки по рукоделию и начальному техническому творчеству, где также учатся выполнять творческие, исследовательские проекты. На данном этапе иногда выполняют проектную работу с помощью учителя и родителей. В 5 классе учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, формируются способности самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка имеет большое значение( образовательное и воспитательное) . Она является стимулом и повышает эффективность учения. Через положительную оценку поддерживаю интерес у девочек. Весь процесс работы постоянно контролируется учителем, ученицами на каждом уроке. В 6 - 7 классах идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий. Мы учимся оценивать работу, обосновывать свой выбор, просчитываем стоимость изделия, делаем рекламу. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т. е. осознанно, самостоятельно выполняют творческую работу. Именно на 6 классе обучающиеся учатся оценивать своё" хочу" и" могу" . Уже при выборе изделий каждая девочка опирается на свой опыт, полученный в тренировочном периоде. В 8 классе каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т. е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом. Девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по- своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки. В течение учебного года каждый учащийся 5- 8 классов выполняет несколько проектов. Примерные темы Исследовательские Творческие Социальные 1. Особенности ДПИ Татарстана 2. Качество воды 3. Определение качества продуктов органолептическим способом 4. Вредные и полезные растения в доме 1. Изделия из бросового материала. 2. Использование росписи по ткани, стеклу в изделиях современного интерьера 3. Разработка интерьера твоего дом а( изготовление макетов) 4. Бижутерия для девочек( использование различных материалов и технологий) 5. Костюм королевы цвето в( дизайн одежды) . 6. Сказочный путешественни к( изготовление костюмов для представлений) 1. «Дорогою добра» поделки для детей 2. Подарок маме 3. Экологические проекты Какие универсальные учебные действия( УУД) мы формируем у обучающихся посредством проектной деятельности? Формирование УУД на уроках технологии и во внеурочное время в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы «Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом». № Этапы выполнения проекта Формируемые УУД Характеристика этапа 1 Поисково- исследовательский: 1. Выбор темы проекта Регулятивные Целеполагание как постановка учебной задачи Коммуникативные Обсуждение, обоснование идеи проекта, аргументированная защита своего выбора. Познавательные Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; На этом этапе широко используем исследовательские методы: определение проблемы, задач исследования, разработка путей их решения, обсуждения методов исследования, аргументация выводов. Ученикам нужно ответить на вопросы: - какое изделие планируется разработать и изготовить? - для чего, кого оно предназначено? - какие потребности человека будут удовлетворены? - какие затруднения возникают при выборе темы или технологии изготовления изделия? 1. Составляем план работы 2. Собираем, изучаем необходимую информацию( учебник, интернет) 2. Определение конечного результата( цель проекта) Регулятивные прогнозирование результата Познавательные Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. Применение общенаучных знаний по предметам естественно- математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности Определяем критерии( характеристики) , которым должно соответствовать проектируемое изделие Обучающиеся выбирают посильный для себя проект, опираясь на свои физические, интеллектуальные, финансовые возможности. 3. Обсуждение и составление плана работы Регулятивные Определение последовательности проекта, составление плана и последовательности действий. Внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные самостоятел ь ное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные обсуждение, консультация с учителем Оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов Личностные самоопределение Составление дизайн- спецификации. Дизайн- спецификация – это перечень критериев, которым должно соответствовать изделие, чтобы удовлетворить потребности пользователя. - Что это за изделие? - Для кого предназначено? - Функциональное назначение - Из какого материала выполнены? - Внешний вид( стиль, цвет, отделка) - Какие дополнительные материалы будут использоваться? - Инструменты и приспособления - Сложность изготовления( способы изготовления) - Какие требования охраны труда необходимо соблюдать при изготовлении? - Ориентировочная стоимость 4. Сбор информации Познавательные поиск необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности и решение проблем творческого и поискового характера Коммуникативные обсуждение, консультация с учителем Банк идей. Исследование вариантов конструкции изделия, свойств материалов, их прочности, доступности, возможности обработки в условиях мастерских, технологии изготовления различных узлов и деталей изделия, отделки. Представляется разработка вариантов решения проблемы. По каждому варианту дается: • эскиз, чертеж, • необходимые пояснения по конструкции, материалам, видам обработки. Выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления изделия. Делается вывод- обоснование выбранного вариант. На этом этапе применяется дизайн- анализ нескольких, наиболее вероятных вариантов изделия. 2 Технологический 1. Изготовление изделия Регулятивные поиск новых решений возникающих технических или организационных проблем Познавательные моделирование технологических процессов; выбор наиболее эффективных способов решения задач. На этом этапе происходит практическая реализация проекта под руководством учителя, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования. 2. Оформление проекта Познавательные самостоятельное создание деятельности и решение проблем, рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений. Применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. Коммуникативные обоснование своей точки зрения В пояснительной записке учащиеся представляют: - эскизы, рисунки; - чертежи, шаблоны, лекала, схемы; - подбор материалов; инструментов и оборудования; - инструкции по охране труда; - технологические, инструкционные карты. 3 Заключительный 1. Оценка проекта Регулятивные саморегуляция, самооценка Коммуникативные Публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги Умение слушать и вступать в диалог Рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия; На этом этапе происходит оценка качества проекта( изготовление объекта труда) . 1. Экономическая оценка проекта 2. Экологическая оценка проекта 3. Анализ результатов выполнения проекта, испытание его на практике, защита перед аудиторией( классом) . При защите проекта учащиеся предоставляют материалы, отражающие все этапы работы над проектом: дизайн- папку, изделие. Анализируя свою работу, учащиеся отвечают на вопросы: - Правильно ли сформулирована задача? - Было ли исследование хорошо спланировано? - Разнообразны ли были идеи? - Правильно ли был сделан выбор? - Хорошо ли был спланирован процесс изготовления? - Соответствует ли изделие запланированному варианту? - Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше? - Что могло бы быть выполнено иначе, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие? Проектная технология позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, как технология обучения, более тесно связанная с жизнью, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных технологий, личностно- ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся во внеурочной деятельности. Выполняя проекты, дети учатся искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные знания по технологии и другим предметам. Значение проектной деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования обучающегося. Значение проектной деятельности для учащихся заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания. Письменное оформление и требования к проектной работе. Проектная работа должна быть построена по определенной структуре. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; паспорт проектной работы, введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц. Паспорт проектной работы включает: · название проекта, указание автора проекта, состав проектной группы, имя научного руководителя; · краткое описание проекта: цели, задачи, результат проекта( продукт) ; · этапы проектной работы: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, результат на каждом этапе; · материально- техническое обеспечение проекта. Работа над проектом — это многоэтапная серьезная деятельность учителя и учеников. Можно условно выделить четыре этапа работы над проектом: подготовительный, поисковый( исследовательский) , аналитический, презентация полученного результата( продукта) . Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, дается характеристика работы: в чем заключается значимость и ( или) прикладная ценность полученных результатов, дается краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов. Практический раздел — описание изготовления проектируемого изделия. При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как, при каких условиях( социальных, финансово- экономических и т. д. ) некоторый проект( продукт) может быть реализован. Заключение содержит основные выводы. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста. В конце работы приводится список используемой литературы ( библиографический список) . В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник. Возможно использование сведений из Интернета, но они должны быть дозированы, а в самой работе обязательно нужно привести ссылки на сайты, с которых они взяты. В приложении помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д. , если они помогут пониманию полученных результатов. Оформление работы. Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата, А 4 через одинарный интервал. Кегль шрифта основного текста работы должен быть 14 пункта, ненаклонный. Для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем до 23 пунктов. Гарнитура шрифта — семейства Times или Arial. Работы выполняются в текстовом редакторе « Word », объем — не более 15 страниц. Страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Номера страниц проставляются в правом нижнем углу страницы. Приложения, в том числе таблицы, дополнительные материалы и другое оформляются в произвольной форме, удобной для понимания и усвоения информации. Приложения нумеруются в порядке их использования. Все материалы конкурсной работы, подлежащие отправке в Оргкомитет, помещаются в папку- скоросшиватель. В случае невозможности брошюрования отдельных материалов, они прилагаются к конкурсной работе и маркируются. Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. п. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. К работе прилагается рецензия преподавателя, оказавшего консультативную помощь учащемуся в выполнении. Шаблон для оформления работы Введение Тема моего проекта …………………………………………………. . . Я выбрал эту тему, потому что …………………………………. . . . Цель моей работы ………………………………………. . . . . ………. Проектным продуктом будет. ……………………………………… Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как……… План моей работы( указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) ………………………………………………. Выбор темы и уточнение названия……………………………… Сбор информации( где и как искал информацию) …………… Изготовление продукта( что и как делал) ……………………… Написание письменной части проекта( как это делал) ……… Основная часть Я начал свою работу с того, что …………………………………. . Потом я приступил к …………………………………………………. Я завершил работу тем, что ………………………………………… В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…………… Чтобы справиться с возникшими проблемами, я…………… Я отклонился от плана( указать, когда был нарушен график) ……. . План моей работы был нарушен, потому что………………… В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как……………………………………………………. Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что… Заключение З акончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например……………. . Это произошло, потому что ……………………………. . Если бы я начал работу заново, я бы …………………… В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы…………………………………. Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………………………………………………………………. Работа над проектом показала мне, что( узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………. . Образец оформления содержания Содержание Введение… ………………………………………………………………… ………. . 3 1. Теоретическое обоснование проекта ……………………………………… …. 5 1. 1. Разработка и анализ первоначальных идей………………………………… … 6 1. 2. Определение потребностей………………………………………………… …. . 7 1. 3. Варианты будущего изделия………………………………………………… … 7 1. 4. Требования к изделиям. . . ……………………. ……………………………. . . . . . . . . 8 1. 5. Организация рабочего места…………………………. …………………… …. . . 9 1. 6. Инструкция по технике безопасности при ручной обработке древесины …. 10 1. 7. Материалы и инструменты для работ…………………………………… …… 11 2. Практическая часть ………………………………………………………… …. . 12 2. 1. Технологическая карта на изготовление…………………………………. . . . . . . . 13 2. 2. Экономическое обоснование…………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . 22 2. 3. Экологическое обоснование…………………………………. …………… …… 23 2. 4. Самооценка изделия………………………………………………………. . . . . . . . . . 24 2. 4. Оценка эксперта 1( учителя технологии) ………………………………… …… 25 2. 5. Оценка эксперта 2( учителя рисован ии) …………………………………… …. 26 2. 6. Реклама изделия…………………………………………………………… ……. 27 Заключение ……………………………………………………………… …………. . 28 Список литературы …………………………………. . ………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Литература: . 1. Павлова М. Б. , Питт Дж. , Гуревич М. И. , И. А. Сасова. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя/ под ред. И. А. Сасовой М. : Вентана- Гр афф, 2003, 2. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя/ П од ред. И. А. Сасовой. М. , Вентана- Граф, 2003. 3. Морозова Л. Н. , Кравченко Н. Г. Технология 5- 11 классы, проектная деятельность учащихся. Волгоград, Учитель, 2008 4. http: / / nsportal. ru/ shkola/ obshchepedagogicheskie- tekhnologii/ library/ 2014/ 09/ 22/ proektnaya- deyatelnost- na- urokakh
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры