Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования
Документы для скачивания
Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования При разработке основных образовательных программ дошкольного образования образовательным организациям необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 20113 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования( далее Стандарт ДО) ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 203 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования; - Санитарно- эпид е миологические правила и нормативы СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13 « Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»( утв. п остановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26) ; Образовательная программа дошкольного образования( далее – Программа) разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовании и с учетом соответствующих примерных образовательны х программ дошкольного образования, размещенных на сайте Федерального институт развития образования. В Республике Крым рекомендованы 3 примерные общеобразовательные программы: - Примерная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; - Примерная образовательная программа дошкольного образования «УСПЕХ» под редакцией Н. В. Фединой; - Примерная образовательная программа дошкольного образования «ИСТОКИ» под редакцией Л. А. Парамоовой. При разработке Программы определяется продолжительность пребывания детей, режим работы в соответствии с объектом решаемых зада образовательной деятельности, предельная наполняемость групп. Организация может разрабатывать и реализовать в группах различные Программы, группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности ос у щест в л я ется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно- гигиенических, лечебно- оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспита нников с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированные программы разрабатываются организацией с учетом Парциальных программ. Режим работы образовательной организации. Направленность групп определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом и утвержденными локальными актами( ст. 25 ст. 30 Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273- ФЗ) . Требования к образовательной программе Ввиду того, что основная образовательная программа – нормативный документ, кА и любой другой документ предполагает наличие титульного листа. На титульном листе основной образовательной прогр а ммы целесообразно представить следующую информацию: - в правом верхнем углу листа дается информация о том, когда и кем утверждена программа; - в левом верхнем углу листа содержится информация о рассмотрении Программы на педагогическом совете; - в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование организации в соответствии с ее уставом( например: Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № г. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ) ; - ниже наименования можно указать авторов, разработчиков программы, которыми могут быть специалисты дошкольного учреждения( воспитатели группы, а также заведующий, старший воспитатель, психолог, логопед, воспитатель) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования( научного руководителя, специалиста органа управления образования) ; - в нижней части титульного листа указывается наименование населенного пункта, в котором находится организация, и год разработки основной образовательной программы. В соответствии с п. 211 ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел программы должен включать пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. В пояснительной записке Программы должны быть раскрыты значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе: - общие сведения о дошкольном образовательном учреждении; - режим работы дошкольного образовательного учреждения; - приоритетные направления деятельности, специфика условий; - используемые примерные и парциальные программы; - содержание коррекционной работы, включаемое в П р ограмму; - возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их специальные образовательные потребности; - возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программ организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей. Содержательный раздел должен включать описание образов а тельной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях. Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется Программа. В организационном разделе могут найти отражение: - модель образовательного процесс детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деяельности детей в центрах( уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события. Праздники, мероприятия, их количество и периодичность; - описание материально- технического обеспечения программы; - обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; - распорядок и/ или режим дня; - комплексно- тематиче с кое планирование для каждой возрастной группы; - режим двигательной активности; - обеспечение условий реализации программы и иная информация, отражающая специфику деятельности образовательной организации. Примерное содержание разделов Программы Целевой раздел( п 2. 11. 1) Содержательный раздел( п. 2. 11. 2) Организационный раздел( п. 2. 11. 3) 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Принципы и подходы к формированию программы. 4. Значимые для разработки программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. 5. Планируемые результаты освоения программы( конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса) . 1. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям – цель, задачи, формы. Методы в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, а также видов деятельности воспитанников 1. Описание материально- технического обеспечения программы. 2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. 3. Ряспорядок и/ или режим дня. 4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. 5. Особенности организации развивающей предме6тно- пространственно среды. 6. Комплексно- тематическое планирование для каждой возрастной группы. Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие 2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 3. Способы поддержки детской инициативы. 4. Иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы Содержание коррекционной работы Краткая презентация программы, ориентированная на родителей( законных представителей воспитанников) Дошкольная образовательная организация, реализующая программу, должна быть укомплектована квалифицированными руководящими, педагогическими, административно- хозяйственными работниками и учебно- вспом о гательным персоналом. Реализация программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и/ или профессиональным стандартам( профессиональный стандарт педагога) ( Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46) . Проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования обсуждается, дополняется и принимается на педагогическом совете. Окончательный вариант основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждается приказом заведующего( директора) и вводится в действие. Обращаем внимание, то в лицензионном пакете в части образовательной программы обязательно представлять в печатном виде: 1. Титульный лист. 2. Из целевого раздела: - Пояснительная записка; остальные документы – в электронном виде( диск или флешка) .
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры