Бавыкина Ю.В. педагог-психолог. Взаимодействие педагога ДОУ и родителей. Консультация для воспитателей
Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.
На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям содержания детей в детском саду, чтобы не допустить распространения и усиления негативных реакций, педагогам дошкольных учреждений необходимо выстроить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи можно считать:
- Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ.
- Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОУ.
- Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера.
- Возникновение конструктивных дискуссий между участниками педагогического процесса.
- Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.
- Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
- Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.
- Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.
В нашем же дошкольном учреждении в последние годы стало очевидно изменение приоритетов родителей воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста с позиции наблюдателей к позиции активного совместного взаимодействия. Конечно не все, но большинство родителей стали проявлять повышенный интерес к жизни ребенка в детском саду; к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении; у них активизировалось желание включиться в образовательный процесс и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка.
Для того чтобы привлечь родителей воспитанников к совместному взаимодействию, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, педагогическим сообществом ДОУ использовались следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:
- изучение запросов и возможностей родителей воспитанников (анкетирование, опросы, беседы), обобщение и анализ полученной информации;
- презентация родителям достижений воспитанников ДОУ;
- размещение на информационных стендах пригласительных для родителей воспитанников на различные мероприятия ДОУ; вручение индивидуальных пригласительных родителям воспитанников на праздники и утренники, изготовленные детьми совместно с воспитателями;
- проведение родительских собраний с включением открытых просмотров;
- информирование родителей воспитанников о ходе образовательного процесса и привлечение их к совместному участию в выставках, конкурсах, фестивалях ДОУ, района, города; проектной деятельности; к участию в подготовке праздников и утренников; к посещению экскурсий и областной детской библиотеки города Самары;
- проведение педагогами групповых и индивидуальных консультаций для родителей воспитанников в ходе совместной деятельности;
- размещение печатных консультаций для родителей воспитанников на информационных стендах;
- привлечение родителей воспитанников к участию в конкурсах на детских праздниках, утренниках, концертах;
- участие родителей воспитанников в презентации проектов воспитанников ДОУ;
- участие родителей воспитанников в районных семинарах в качестве участников и докладчиков;
- оформление фотоматериалов по проведенным мероприятиям и размещение их на стендах в холле ДОУ;
- награждение участников совместных мероприятий грамотами, дипломами, благодарственными письмами, призами;
- создание педагогами и родителями воспитанников медиатеки в ДОУ.
Важно отметить, что интерес и активность родителей воспитанников к совместной деятельности возник не случайно, его мотивировали педагоги ДОУ. Особую роль в этом, сыграли воспитатели, имеющие большой педагогический стаж и опыт работы с дошкольниками, которые создали прочный фундамент работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Таким образом, совместная работа педагогов с родителями воспитанников, реализуемая, через разнообразные формы, в процессе которой родители имеют возможность взаимодействовать со своими детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, расширять и совершенствовать свои педагогические возможности помогла создать в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры