Белоненко Ж.В. Профессиональные взаимоотношения в педагогическом коллективе
В современных социокультурных условиях проблема построения взаимоотношений в системе образования обретает особую актуальность и значимость. В настоящее время новые требования предъявляются к целостному педагогическому процессу, к личности самого педагога и к педагогическому коллективу в целом.
Возрастающие требования к коллективу педагогов приводят к возникновению проблемы культуры профессиональных взаимоотношений. Педагог не может быть мастером своего дела, если не умеет разговаривать с людьми, слушать и слышать своего партнера, сочувствовать и сопереживать, заряжать своим примером. Недостаточный уровень профессиональных взаимоотношений в коллективе отрицательно влияет на нравственно-психологический климат, согласование совместной деятельности, что, в свою очередь, не может не отражаться на результатах реализации инновационной деятельности.
Поэтому необходимо формировать новую культуру развития профессиональных взаимоотношений, культуру коллектива, в котором каждый педагог чувствовал бы свою социальную, психологическую и личностную значимость.
Педагог – в первую очередь специалист по работе с детьми: сама профессиональная деятельность требует от него умения строить взаимоотношения с коллегами, руководителями, уметь обучать, воспитывать и развивать себя, воспитанников, других педагогов, обладать психологической, педагогической, правовой культурой, умело создавать условия для самоактуализации и личностного роста коллег. Очень важное качество педагога, работающего в коллективе – способность регулировать свое поведение. Он не увлекается командованием коллег, навязыванием собственного мнения, а стремится к успешному решению проблемы.
В процессе своей жизнедеятельности человек осваивает различные виды и уровни взаимоотношений: функционально-ролевой, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой. Эти же уровни характерны и для профессиональных взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Функционально-ролевой уровень взаимоотношений характеризуется тем, что люди вступают во взаимоотношения, выполняя определенные роли и функции. В педагогическом коллективе во взаимоотношениях этого уровня можно определить двустороннюю деловую модель. Функционально-ролевые отношения значимы при реализации делового общения и совместной деятельности. Такие отношения зафиксированы в специфических для педагогов сферах жизнедеятельности и разворачиваются в ходе усвоения норм и способов действия в коллективе. Коммуникация строится как построение обшей деятельности. Обмен информацией между педагогами происходит как передача информации, необходимой для совместного дела, для достижения единой цели, в частности, для реализации инновационной деятельности. Общение опосредуется деятельностью и нередко является формой организации этой деятельности. Можно сказать, что в этом случае общение обслуживает совместную деятельность.
На эмоционально-оценочном уровне взаимоотношений люди представлены в сознании переживаний друг друга, как определенные позиции (симпатии, антипатии, эмоциональное приятие, неприятие, отчуждение). Этот уровень не предполагает ориентацию на человека во всей полноте его сущности. Эмоционально-оценочные отношения в качестве основной функции используют коррекцию поведения коллег в соответствии с принятыми нормами общения в совместной деятельности. Доминантой отношений, в данном случае, является эмоциональная оценка действия, поступков, проявлений человека, переходящая зачастую в оценку, эмоциональное принятие или неприятие человека в целом. Отношения, основанные на предпочтениях эмоционального содержания (симпатии, антипатии, дружеские привязанности и т.п.) нередко являются регуляторами возможных конфликтных ситуаций.
На личностно-смысловом уровне взаимоотношений люди представлены не как роли, не как позиции, а как личности, «Я» и «Ты». На этом уровне взаимоотношений партнеры принимают безоценочно друг друга, ощущая самоценность друг друга, самобытность. Личностно-смысловые – основные, контекстные отношения, отношения подлинного содружества. В их основе лежат взаимоотношения, при которых мнение одного педагога приобретает для других личностный смысл.
В процессе профессионального педагогического общения всем его субъектам приходится управлять, как правило, и функционально-ролевыми, и межличностными взаимоотношениями. На практике они составляют нерасторжимое единство. Недооценивание первых порождает неуважение к порядку, организованности, нормам, провоцирует вседозволенность, а невнимание ко вторым – оборачивается формализмом взаимодействия, взаимным отчуждением. Органичное слияние ролевого и межличностного уровней взаимоотношений между педагогами, администрацией ДОУ раскрывает личностно значимый смысл их совместной деятельности, ориентированной на достижение общих целей.
Для профессиональных взаимоотношений в педагогическом коллективе характерны субъект-субъектные, равнопартнерские взаимоотношения, осуществляемые в диалогической форме, главным регулятором которых выступает не внешнее принуждение, а свободный нравственный выбор. Подобные межличностные отношения требуют взаимной эмоциональной открытости и доверительности.
Продуктивные профессиональные взаимоотношения предполагают хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Для построения конструктивных профессиональных взаимоотношений партнерам необходимо сформировать ряд важных умений:
- уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- уметь принимать точку зрения другую, не ущемляя своих интересов и интересов партнера;
- уметь сопереживать и находить конструктивный путь разрешения и предупреждения конфликтов.
Важным условием формирования профессиональных взаимоотношений в образовательном учреждении в целом является согласованность позиций педагогов, единство установок и ценностных ориентации сотрудников ДОУ. Взаимоотношения, возникающие в педагогическом процессе, предполагают отношение педагога к своим коллегам, как к самому себе на основе гуманных отношений, явлений взаимопомощи, товарищеской солидарности. Они раскрываются не только в условиях профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Необходимо создать возможность тесного профессионального сотрудничества и взаимопомощи на разных уровнях, персонал (воспитатели, дополнительные специалисты, обслуживающий персонал) трудятся как партнеры по общему делу, поддерживают друг друга как коллеги-единомышленники.
Следующим условием развития профессиональных взаимоотношений можно назвать организованность, которая проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность предполагает также способность педагогического коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От этого непосредственно зависят результаты деятельности коллектива.
Не менее важным условием успешной работы и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание педагогами друг друга и состояния дел в коллективе – информированность, которая предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения.
По мере становления профессиональных взаимоотношений будет расти удовлетворенность жизнедеятельностью педагогов в ДОУ, которая может выступить в качестве того новообразования, которое включится в процессе улучшения психологического здоровья педагогов.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры