Районное методическое объединение работников дошкольного образования
Документы для скачивания
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад №7 общеразвивающего вида
Личностно-ориентированная технология
в творческом познании окружающего мира детей дошкольного возраста.
Подготовила: Старухина Н.Н.,
педагог дополнительного образования
по изодеятельности, I КК
Анна 2016г.
Личностно-ориентированная технология
в творческом познании окружающего мира детей дошкольного возраста
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные изменения с учётом вступивших в силу Федеральных государственных образовательных стандартов. Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития личностных качеств ребёнка.
Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Изучив работы различных авторов, нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
Задачи в работе с детьми:
Сформировать у детей технические навыки рисования.
Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
В общем положении о дошкольном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта призван обеспечить выполнение одной из основных целей:
- развитие личности дошкольника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Поэтому считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения дошкольников, так как дошкольное образование предполагает развитие творческих способностей в ребёнке.
Именно в творчестве залог человеческого предназначения. Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включения учащихся в самые разнообразные виды деятельности.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте выступает как один из значимых видов деятельности, который играет немаловажную роль в развитии познавательной активности, личности и поведения. Занятия по изобразительной деятельности оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Изобразительная деятельность интересна и доступна детям, так как в ней они имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Практика показывает, что хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее.
Дети не становятся сразу художниками. Рисование проходит длительный процесс становления - от практических действий с карандашом и бумагой, до умения передать в рисунке задуманное. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
В детском саду большое внимание уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Следовательно, у детей на недостаточном уровне развито мышление, творчество, воображение, умение использовать нетрадиционные средства рисования. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке, данный факт я увидела из наблюдений, бесед с детьми. Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, использую в своей работе различные нетрадиционные техники рисования.
Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Одна из моих задач, которую ставлю перед собой – это помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. В результате он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому и решила широко использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования, ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.
Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Многие виды техник нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, мелкой моторики пальцев рук, развивают творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В контексте с рисованием дети слушают музыку. В особенности это удобно в работе кружка, который называется «Цветные ладошки». Это своеобразная музыкотерапия, когда ребенок расслабляется мысленно и телесно, что помогает детям придумать свой индивидуальный образ, сюжет со своим смысловым содержанием.
В этом направлении работаю более пяти лет и могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.
Некоторые современные дети имеют особенности психофизического развития; всё чаще в дошкольную группу попадают дети с трудностями в поведении, осложняющими процесс их воспитания и обучения. Поэтому в дошкольное образование в настоящее время введена инклюзивная деятельность. Многие исследователи указывают на увеличение количества детей с аутическими тенденциями в поведении. Наш детский сад посещает ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
У таких детей, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. В процессе занятий рисованием указанные недостатки снижаются. Благодаря именно нетрадиционным техникам рисования мне легко найти общий язык с ребенком, «ломается» барьер непонимания и нет сложности в общении. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, его индивидуальность. Для занятий подбираю разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования много, хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.
- Печать от руки
- 2. Использование печатки
- Рисование по манной крупе.
- Рисование пальцем.
- Монотипия.
- Рисование по мятой бумаге.
- Рисование методом тычка.
- Кляксография.
- Набрызг.
- Граттаж.
- Рисование мыльными пузырями.
- 12. Рисование мятой бумагой
Пластилиновая живопись. - Вытынанка.
- Марморирование.
Каждая из этих техник - это маленькая игра.
На последних двух техниках и хочу остановиться – это марморирование и вытынанка.
Марморирование – это достаточно новая техника декорирования для России. Вообще название идет от слова мрамор, который на разных языках звучит
поразному. В технике «марморирование» расписывается стекло, бумага, картон, дерево, металл, пластик, гипс, ткань, разводами, которые создаются, при помощи специальных красок. Марморирование – это техника нанесения на предмет мраморной структуры с помощью специальных красок. Капли красок соприкасаются с водой и растекаются по ее поверхности. Вы можете менять узоры, делая аккуратные разводы на поверхности воды. Создав, таким образом, подходящий рисунок, можем перенести его на какой – либо предмет, для этого опустим предмет к воде с узором. Таким образом изделие принимает на себя причудливые узоры, создавая эффект разводов на мраморе.
Техника вырезывания из бумаги, или вытынанка - это вид творчества, который основывается на вырезании узоров, силуэтов из бумаги. Искусство вырезания из бумаги, или вытынанка, – это древнейшее ремесло, такое же старое, как сама бумага. Родиной художественного вырезания считается Китай – страна, которая подарила человечеству бумагу. В это сложно поверить, пока не увидишь – из обычного листа бумаги можно создать целый уникальный мир, который удивляет, очаровывает, вдохновляет.
Таким образом, вырезание из бумаги стало традиционным ремеслом очень многих народов – русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев.
Есть два вида вытынанки – симметричные, для их изготовления лист бумаги предварительно складывали, а затем уже вырезали узоры. Примерно так мы все в детстве делали снежинки.
И другая техника – силуэтное вырезание. Это были разные картинки из однотонного листа бумаги – портреты, пейзажи, которые потом помещали на контрастном темном фоне.
Все эти технологии и есть личностно – ориентированные и направлены на развитие индивидуальности каждого ребенка и позволяет найти свое начало.
В нас перемешаны все краски
Лишь тот, кто видит красоту
Пройдет свой путь он не напрасно,
Поверив раз в свою мечту.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников.
- Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
- А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
- О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
- Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
- К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”
- А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
- Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.
- 8.Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры