Рабочая программа учебного предмета «Литература» в 7 классе
Документы для скачивания
Пояснительная записка Главными целями изучения предмета «Литература» являются: • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; формирование общего представления об историко- литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико- литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Общая характеристика учебного предмета Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки( литературоведения) , которая изучает это искусство. Курс литературы в 7класса строится на основе сочетания концентрического, историко- хронологического и проблемно- тематического принципов. В программе представлены следующие разделы: 1. Устное народное творчество. 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература XVIII в. 4. Русская литература первой половины XIX в. 5. Русская литература второй половины XIX в. 6. Русская литература первой половины XX в. 7. Русская литература второй половины XX в. 8. Литература народов России. 9. Зарубежная литература. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования( 2004 год) и Программы по литературе для 5- 11 классов( авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина) ; под редакцией В. Я. Коровиной. - М. : Просвещение, 2012. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторская программа соответствует Госстандарту( его федеральному компоненту) . Авторская программа в основном соответствует Госстандарту( его федеральному компоненту) , кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: - А. С. Пушкин «Полтава»( отрывок) , «Медный всадник»( отрывок) , «Борис Годунов»( сцена вЧудовом монастыре) ; - Л. Н. Андреев «Кусака»; - Д. С. Лихачев «Земля родная»; - песни на слова русских поэтов 20 века. Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе, кроме того на уроках внеклассного чтения будут прочитаны и обсуждены произведения пособия «Вокруг тебя –М ир» авторы: К. Сухарев— Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. Н, Кубышина, Т. Н. Пискунова. —М. : ООО « Гендальф », 2000г. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник- хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения. Рабочая программа рассчитана на 68 часов, предусмотренных учебным планом школы, и предполагает 34 учебные недели в 7 классе при 2- хчасовой недельной нагрузке по предмету. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны обладать все учащиеся общеобразовательной школы. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 7 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. ( и з расчета 2 учебных часа в неделю) . Результаты изучения предмета «Литература» Личностными результатами являются: • совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации( словари, энциклопедии, интернет- ресурсы и др. ) . Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты состоят в следую щем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в. , русских писателей XIX—XX вв. , литературы народов России и зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения( элементы филологического анализа) ; • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно- ориентационной сфере: • приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; • собственная интерпретация( в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Тематическое планирование предмета «Литература» 7 класс № Раздел Максимальная нагрузка, ч Из них Теоретическое обучение, ч Уроки развития речи, ч Контрольная работа, ч Уроки внеклассного чтения I Введение 1 1- II Устное народное творчество 5 4 1- III Древнерусская литература 4 3- 1 IV Произведения русских писателей 18 века 2 2- V Произведения русских писателей 19 века 26 18 5- 3 VI Произведения русских писателей 20 века 24 14 5- 5 VII Зарубежная литература 6 5- 1 Итого 68 47 11- 10 Содержание курса литературы 7 класса Введение Изображение человека как важнейшая идейно- нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- Ведьмы», «Петр и плотник». Былины. « Вольга и Микула Селянинович ». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств( трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила) . Киевский цикл былин. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. ( Изучается одна былина по выбору Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. ( Для самостоятельного чтения. ) Учащиеся должны знать: - содержание изученных былин; - основные теоретико- литературные понятия: былины; портрет как средство характеристики, гипербола( развитие понятия) . Учащиеся должны уметь: - читать былины; - стилистически сопоставлять те кст пр оизведения и иллюстрации художников к нему; - написать басню. Основные термины по разделу: Предание( развитие представлений) . Гипербола( развитие представлений) . Былина. Руны. Мифологический эпос( начальные представления) . Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему( эпитеты, сравнения, метафоры) . Учащиеся должны знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретико- литературные понятия: пословицы, поговорки( развитие представлений) ; - Прямой и переносный смысл пословиц; - Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему. Учащиеся должны уметь: - раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; - различать пословицы и поговорки. Основные термины по разделу: Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки( развитие представлений) . Из древнерусской литературы « Поучение» Владимира Мономаха( отрывок) , «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Учащиеся должны знать: - содержание изученных художественных произведений; - основные теоретико- литературные понятия: летопись( развитие представлений) ; поучение( развитие представлений, ) повесть. Основные термины по разделу: Поучение( начальные представления) . Л етопись( развитие представлений) . Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»( отрывок) . Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи. . . », «На птичку. . . », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание изученных произведений; - основные теоретико- литературные понятия: ода( начальные представления) , тоническое стихосложение( начальные представления) . - «Теорию трех штилей» Учащиеся должны уметь: - видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; - передавать динамику чу вств в в ыразительном чтении лирического стихотворения; - видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению; - воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать их; - Владеть монологической и диалогической речью. Основные термины по разделу: . Ода( начальные представления Из русской литературы XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. « Полтава»( «Полтавский бой») , « Медный всадник»( вступление «На берегу пустынных волн, . . ») , « Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев( Петра I и Карла XII) . Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов»( сцена вЧудовом монастыре) . Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание изученных художественных произведений; - основные теоретико- литературные понятия: повесть( развитие представлений) ; понятие о теме и идее произведения( начальные представления) ; баллада( развитие представлений) , поэмы, сюжет, конфликт. Основные термины по разделу: . . Баллада( развитие представлений) . Повесть( развитие представлений) . Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. «Когда волнуется желтеющая нива. . . », «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва»( «В минуту жизни трудную. . . ») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - особенности сюжета поэмы; - авторское отношение к изображаемому; - связь поэмы с произведениями устного народного творчества; - оценку героев с позиций народа; Учащиеся должны уметь: - анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно- этические темы; - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев Основные термины по разделу: . Фольклоризм литературы( развитие представлений) . Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба ». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей- запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; содержание изученного художественного произведения; - основные теоретико- литературные понятия: роды литературы; эпос( развитие понятия) ; повесть( развитие представлений) ; литературный герой( развитие понятия) ; понятие о теме и идее произведения( начальные представления) ; герой- повествователь( развитие понятия) ; портрет как средство характеристики; Учащиеся должны уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно- этические темы; выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев; выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести; Основные термины по разделу: Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос( развитие понятия) . Литературный герой( развитие понятия) . Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; - своеобразие стихотворений в прозе Учащиеся должны уметь: - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев; - анализировать поэтику стихотворений в прозе Основные термины по разделу: . Стихотворения в прозе. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. « Русские женщины»( «Княгиня Трубецкая») . Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. ( Для чтения и обсуждения. ) Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения, их историческую основу; Учащиеся должны уметь: - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев; - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; Основные термины по разделу: . Поэма( развитие понятия) . Трехсложные размеры стиха( развитие понятия) . Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Краткий рассказ о писателе. « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести. . . ». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; Учащиеся должны уметь: - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев Основные термины по разделу: . Гротеск( начальные представления) . Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна », « Маман » и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; содержание прочитанного произведения; - теоретические сведения, изучаемые и повторяемые при изучении данного произведения. - что такое самоанализ и самооценка героя Учащиеся должны уметь: - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно- этические темы. - выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное- Свобод но работа ть с текстами, с дополнительной литературой, вести самостоятельный поиск информации на заданную тему Основные термины по разделу: Автобиографическое художественное произведение( развитие понятия) . Герой- повествователь( развитие понятия) . Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; Учащиеся должны уметь: - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев- самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно- этические темы Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник» Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. ( Для чтения и обсуждения. ) Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; - теоретические сведения, изучаемые и повторяемые при изучении данного произведения. Учащиеся должны уметь: - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев; - самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно- этические темы; - давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему Основные термины по разделу: Сатира и юмор как формы комического( развитие представлений) . «Край ты мой, родимый край! » Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край. . . », «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Учащиеся должны знать: - биографические сведения о поэтах; - средства художественной выразительности. Учащиеся должны уметь: - определять средства художественные выразительности; - выразительно читать стихотворения наизусть. Из русской литературы XX века Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинц овых мерзостей жизни». Дед Каши рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»( Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело) . Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. « Старуха Изергиль »( «Легенда о Данко ») . Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - автобиографический характер повести, - содержание прочитанного произведения; - теоретические сведения, изучаемые и повторяемые при изучении данного произведения. Учащиеся должны уметь: - видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять их поступки и характер взаимоотношений- самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно- этические темы; - выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. - . Основные термины по разделу: Понятие о теме и идее произведения( начальные представления) . Портрет как средство характеристики героя. Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Учащиеся должны знать: биографические сведения о поэтах; средства художественной выразительности. Учащиеся должны уметь: - определять средства художественные выразительности, анализировать стихотворени е( частично) - выразительно читать стихотворения наизусть. Основные термины по разделу: . Лирический герой( начальные представления) . Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение( начальные представления) . Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. « Кусака ». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; Учащиеся должны уметь: - видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять их поступки и характер взаимоотношений- самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственно- этические темы; А ндрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова( для самостоятельного чтения) . Учащиеся должны знать: сведения о жизни писателя идейное содержание и сюжет рассказа Учащиеся должны уметь: - анализировать текст по вопросам, анализировать поступки и характер главного героя- Видеть: внешнюю и внутреннюю красоту человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Учащиеся должны знать: - способы создания поэтических текстов о Вов, - своеобразие жанра интервью. Учащиеся должны уметь: - выразительно читать стихотворения патриотической направленности Основные термины по разделу: Публицистика. Интервью как жанр публицистики( начальные представления) . Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. « О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые в рассказе. Учащиеся должны знать: - сведения о жизни и творчестве писателя; - содержание прочитанного произведения, проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятия «рассказ» и «антитеза» Учащиеся должны уметь: анализировать небольшое эпическое произведение В идеть: эстетические и нравственно- эко- логические проблемы рассказа Основные термины по разделу: . Литературные традиции- Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла»( « Акимыч ») , «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Учащиеся должны знать: сведения о жизни и творчестве писателя, проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятия «рассказ» и «антитеза» Учащиеся должны уметь: анализировать небольшое эпическое произведение- Видеть: эстетические и нравственные проблемы рассказа Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; Учащиеся должны уметь: - владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию, уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев- самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственные темы «Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего( В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов) . Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. Учащиеся должны знать: биографические сведения о поэтах; средства художественной выразительности. Учащиеся должны уметь: - определять средства художественные выразительности; - выразительно читать стихотворения наизусть. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие. . . », «Июль — макушка лета. . . », «На дне моей жизни. . . ». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Учащиеся должны знать: - сведения о жизни и творчестве поэта, - план анализа лирического произведения, - тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы- мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе. Учащиеся должны уметь: - выразительно читать стихотворение и анализировать его. Основные термины по разделу: . Лирический герой( развитие понятия) . Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная »( главы из книги) . Духовное напутствие молодежи. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; Учащиеся должны уметь: - участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию; - самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственные темы Основные термины по разделу: . . Публицистика( развитие представлений) . Мемуары как публицистический жанр( начальные представления) . Из литературы народов России Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля. . . », «Я вновь пришел сюда и сам не верю. . . »( из цикла «Восьмистишия») , «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Учащиеся должны знать: - сведения о жизни и творчестве поэта, - план анализа лирического произведения, - тематику пейзажной лирики Твардовского, ее мотивы- мотивы перемен, обновления и надежд, связанные с мотивом вечного движения в природе. Учащиеся должны уметь: - выразительно читать стихотворение и анализировать его. Из зарубежной литературы Роберт Берне. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно- поэтический характер произведения. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой! ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины, Японские хокку( трехстишия) . Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним- двумя штрихами. О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Учащиеся должны знать: - биографические сведения об авторе; - содержание прочитанного произведения; Учащиеся должны уметь: - участвовать в диалоге по прочитанному произведению; - выявлять авторскую позицию; - самостоятельно делать выводы, строить рассуждение на нравственные темы Основные термины по разделу: Особенности жанра хокку( хайку) . Календарно —т ематическое планирование Наименование разделов и тем Количество часов вид урока Виды самостоятельной работы Дата проведения 1 четверть—18 ч Введение. ( 1 час) 1. Вводный урок. В мире литературы. Знакомство с учебником- хрестоматией. 1 Лекция, беседа, работа с книгой, составить тезисы статьи УНТ. ( 5 часов) Предания( 1 час) . 2. Образы Ивана Грозного и Петра I в преданиях русского народа «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки- воровки», «Петр и плотник». 1 Лекция, беседа, Составить вопросы по преданиям Былины( 3 часа, ) 3. Художественный мир былины. Былина « Вольга и Микула Селянинович ». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. 1 Лекция, беседа, Словарик «Так говорили былинные герои» 4. Р. р. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Развитие речи Характеристика героев 5. По былинам далёкого времени. «Садко» 1 беседа пересказ Пословицы и поговорки. ( 1 час) 6. Пословицы и поговорки. Меткое слово народа 1" Слово Учителя беседа, Конкурс «Кто знает больше пословиц» Древнерусская лит- ра. ( 3 часа) 7. «Повесть временных лет». Из похвалы князю Ярославу и книгам. Из «Поучения» Владимира Мономаха. 1 Лекция, беседа, Чтение текста, Какие наставления Владимира Мономаха актуальны сейчас? 8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 1 комбинированный Б еседа, работа с текстом 9. Вн. чт. О тех кто не участвует. В. Гаршин «Сигнал» П 1 Внеклассное чтение Работа с текстом Произведения русских писателей XVIII века. ( 2 часа) 10. М. В. Ломоносов. Слово о поэте и уче ном. «Ода на день восшествия. . . 1747 г. » Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. 1 чтение, беседа Выразительное чтение, к каким стилям относятся прочитанные произведения 11. Г. Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. 1 Лекция, чтение и анализ Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения. Что сближает Державина и Ломоносова Произведения русских писателей XIX века—26ч 12. А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава»( отрывок) . 1 чтение, беседа Выразительное чтение наизусть Историческая справка 13. А. С. Пушкин. «Медный всадник»( отрывок) . Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. 1 беседа, анализ Выразительное чтение наизусть 14. « Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Быта и нравов Древней Руси. 1 беседа Выразительное чтение. Почему автор обращается к старине? 15. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. 1 Анализ эпизода Выразительное чтение наизусть 16. Вн. чт. «Станционный смотритель» 1 Внеклассное чтение беседа, 17. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Лирика 1 Лекция Выразительное чтение беседа, 18. . « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое Руси. Алена Дмитриевна. 1 Комбинированный Ч тение какие нравственные законы нарушает Кирибеевич? 2 четверть—14 ч 19. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой 1 Беседа, чтение Сравнительная характеристика героев во время кулачного боя 20. P. p. Подготовка к сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова 1 Развитие речи Составление плана, сбор материала 21. Вн. чт. Эхо войны. Б. Екимов «Ночь исцеления» П 1 Внеклассное чтение 22. Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба ». История создания повести. «Бранное трудное время». 1 Комбинированный План учебной статьи о Гоголе 23. Остап и Андрий- сопоставительная характеристика героев. Запорожская С ечь. 1 Творческое задание Сравнительная характеристика героев в бурсе, в Запорожской Сечи 24. «Нет у нас никого, равного ему в доблести»( подвиг Тараса и его товарищей) 1 Урок- семинар Характеристика героя 25—26. Р. р. С очинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба ». 2 Развития речи Работа над сочинение м 27. И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк» Нравственные проблемы рассказа. 1 Лекция, беседа, Характеристика героев, в чем смысл названия рассказа 28. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. 1 Лекция, беседа Выразительное чтение наизусть 29. Н. А. Некрасов. . Поэма «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. 1 Беседа, чтение, анализ В чем сила героини почему ее не смог переубедить генерал? 30. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 1 Комбинированный Выразительное чтение 31. Вн. чт. Эхо войны. В. Конецкий. «Кто смотрит в облака» П 1 Внеклассное чтение Творческое задание 32. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. 1 Комбинированный Какие пороки общества раскрывает автор? 3 четверть—20ч 33. Л. Н. Толстой. «Детство»( главы) . Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. 1 Рассказ учителя, беседа, Выборочный пересказ. Характеристика героев 34. P. p. Подготовка к сочинению «Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева » 1 Развитие речи Сбор материала 35. А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. . 1 беседа Составит кроссворд 36. Два лица России в рассказе А. П. Чехова « Злоумышленник». 1 Рассказ учителя беседа пересказ «Край ты мой, родимый край. . . » 37. P. p. Стихотворения о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны». А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край. . . », «Благовест». И. А. Бунин «Родина». 1 Урок- концерт Выразительное чтение 28. 01 Произведения русских писателей XX века—24ч 38. И. А. Бунин. . « Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. 1 Анализ, беседа, Выборочный пересказ, отзыв о прочитанном 31. 01 39. Вн. чт. Самые уязвимые. М. Шолохов «Судьба человека», С. Алексеевич «Последние свидетели» П 1 Внеклассное чтение Творческое задание 4. 02 40. М. Горький. . « Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». 1 Лекция, беседа Выборочный пересказ 41. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. 1 Анализ, беседа Характеристика героев 42—43 P. p. Сочинение по повести «Детство» 2 Развитие речи сочинение 44. «Легенда о Данко » из рассказа «Старуха Изергиль ». Романтический характер легенды. 1 беседа В чем отличие библейского сюжета от легенды? 45. Вн. чт. Под знаком Красного Креста. М. Булгаков «Стальное горло» П 1 Внеклассное чтение 46. Л. Н. Андреев. . « Кусака». Гуманистический пафос произведения. 1 Комбинированный Цитатный план 47. В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Не обычайное приключение. . . ». О роли поэзии 1 Комбинированный Выразительное чтение, словарик неологизмов 48. «Хорошее отношение к лошадям». 1 Слово учителя, 49. А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Прости нас, Юшка! 1 Комбинированный Комментирован ное чтение 50. P. p. Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание» 1 Развитие речи Сбор материала к сочинению 51. Вн. ч т. Под знаком Красного Креста. С. С—Ценский «Первая русская сестра», И. С Тургенев «Памяти Юлии Вревской » П 1 Внеклассное чтение Творческое задание 52. P. p. А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике Твардовского. 1 Развитие речи Выразительное чтение наизусть 4 четверть—16ч Час мужества. 53. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова. 1 Комбинированный Выразительное чтение 54. Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно— эк ологические проблемы 1 Комбинированный Какие раздумья вызвал у вас рассказ? 55. Е. И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. 1 Комбинированный Рассуждение на нравственные вопросы 56. « Живое пламя». Не дать погаснуть живому огню. 1 беседа В чем идея рассказа? 57. Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их пос тупки. 1 Комбинированный Составить цитатный план 58. Вн. ч т По принципу гуманности Е. Носов «Белый гусь» П 1 Внеклассное чтение Творческое задание 59. Д. С. Лихачев. «Земля родная»( главы из книги) как духовное напутствие молодежи. 1 Комбинированный Комментированное чтение, беседа 60. Вн. чт. По принципу гуманности. М. М. Пришвин « Голубая стрекоза». 1 Внеклассное чтение «Тихая моя Родина. . . »( 1 час) 61. Р. р. « Тихая моя Родина». Стихотворения о родной природе. В. Я. Брюсов, Ф. Сологуб. , С. А. Есенин. Н. А. Заболоцкий, Н. М. Рубцов 1 Урок- концерт Выразительное чтение наизусть Зарубежная литература( 6 часов) 62. Р. Берне. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. 1 Комбинированный чтение, анализ 63. Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой. . . ». 1 Комбинированный, Выразительное чтение 64. Японские трехстишия( хокку) . Особенности жанра. 1 Комбинированный беседа 65. О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. 1 беседа Составить план рассказа 66. Д. Олдридж «Отец исын ». Взаимоотношение детей и родителей— пр облема века 1 беседа Отзыв о прочитанном 67. Вн. чт. По принципу гуманности. В. Быков «Крутой берег реки» П 1 Вн еклассное чтение 68. Итоговый урок. Прочитайте летом. 1 Итого 68 Учебно —методическое обеспечение. 1. Литература: 7 класс: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. / Автор- составитель В. Я. Коровина и др. - М. : Просвещение, 2012. 2. Вокруг тебя—Мир: 5, 7, 8классы: Книга для уче- ника. / К. Сухарев— Дериваз, В. Ю. Выборнова, ю. Ф. Гуголев, Н. Н, Кубышина, Т. Н. Пискунова. —М. : ООО « Гендальф », 2000г. 3. Игровые уроки. Легенды, мифы, эпос. 5—9 класс. / Н. Е. Смирнова, Н. Н. Ципенко. - М. : «Издательство НЦ ЭНАС» 2002. 4. Литература 7 класс. Поурочные планы. / Н. М. Смирнова. Волгоград. « у читель- АСТ ». 2002. 5. Поурочные разработки по литературе 7 класс. / ОМ. Аникина, И. В. Золоторева. М. : «ВАКО». 2002 6. Литература в 7 классе. Урок за уроком. / Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. М. : «РУССКОЕ СЛОВО» 2000. 7. Обучение сочинениям. 5- 8 кл. / А. М. Гринина- Земскова. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. 8. Русский язык и литература. 5- 11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О. А. Хорт, Г. С. Шамнина. - Волгоград: «Учитель» 2008. 9. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения 7 класс. / Н. Е. Смирнова, Н. Н. Ципенко. - М. : «Издательство НЦ ЭНАС» 2002. 10. Школьные олимпиады. Литература. 5—11 классы/ Е. Д. Волжина. - М. : Айрис- пресс, 2007. 11. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы. 5- 8 классы/ Н. Я. Мещерякова, Л. Я. Гришина. 12. Активные формы преподавания литературы/ Р. И. Альбеткова. 13. Всем лучшем во мне я обязан книгам/ Т. Д. Полозова, Т. А. Полозова. 14. Детская литература/ В. П. Аникин, В. В. Агеносов. 15. Лучшие книги зарубежных писателей/ Л. Виролайнен. 16. Хрестоматия по литературе 5—7 классы в 2- х частях/ В. В. Безбожный. 17. Литература: справочные материалы/ под ред. С. В. Тураева. 18. Русская литература. Советская литература: справочные материалы/ Л. А. Смирнова. 19. Справочник школьника. Литература/ Н. Г. Быкова. 20. ЦОРы Сети Интернет Мультимедийные презентации Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс». Москва. «Просвещение» 2012. Интернет- ресурсы http: / / rubrikon. com http: / / www. ipmce. su/ lib/ osn prav. htme http: / / www. edu. ru- Федеральный портал Российское образование http: / / www. school. edu. ru- Российский общеобразовательный портал www. ug. ru- «Учительская газета» www. 1 september. ru- все приложения к газете «1сентября» www. informika. ru/ text/ magaz/ herald – «Вестник образования» http: / / school- sector. relarn. ru –школьный сектор дистанционного образования http: / / school- collection. edu. ru
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры