Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 9 классе
Документы для скачивания
Пояснительная записка. Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Общая характеристика учебного предмета Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета, на успешную сдачу ГИА по русскому языку. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Планирование тем и структуры уроков направлено на подготовку девятиклассников к ГИА. С этой целью уроки развития речи будут направлены на формирование умения писать полные и сжатые изложения, сочинения на лингвистические темы. Работа над сочинениями будет проводиться непосредственно после изучения соответствующих тем, чтобы учащиеся могли, используя полученные знания применить при написании сочинений. Так как количество часов, отведённое на изучение русского языка в IX классе, недостаточно для подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА, основная работа по подготовке к выполнению части С будет проводитьс я на занятиях элективных курсов. Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность. Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической( языковедческой) и культуроведческой компетенций. Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно- лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности( говорения, слушания, чтения и письма) . Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы по русскому языку для общеобразовательных школ( 5- 9 классы) , автор программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008 года. Рабочая программа рассчитана согласно учебно му план у школы и федеральному базисному плану на 68 часов в год( 2 часа в неделю) . Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского( родного) языка в IX классе – 68 часов( 2 часа в неделю) . Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Результаты изучения предмета «Русский язык» Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических сре дств дл я свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения( коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) ; • владение разными видами чтения( поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования( выборочным, ознакомительным, детальным) ; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности( индивидуальной и коллективной) , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости( план, пересказ, конспект, аннотация) ; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ) ; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога( повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне( на уроках иностранного языка, литературы и др. ) ; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого- либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи( повествование, описание, рассуждение) ; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка( орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) , нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова( фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический) , синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного курса Международное значение русского языка Учащиеся должны знать: - формы существования русского языка, сферу функционирования, источники обогащения ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ Анализ текста, его стиля, сре дств св язи его частей. Учащиеся должны знать: - способы сжатия текста, Учащиеся должны уметь: - отличать звуки речи от букв, дать характеристику звукам, соотносить звуки и буквы на письме, оценить свою и чужую речь с точки зрения орфоэпии, опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий; - использовать морфемный и словообразовательный анализ слов для правильного правописания; - распознавать изученные части речи на основе общег о( грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий; - находить и использовать в речи словосочетания, простые и сложные предложения, производить синтаксический и пунктуационный разбор; - уметь составлять конспект, записывать тезисы Основные термины по разделу: конспект, тезисы СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Сложные предложения Учащиеся должны знать: - что такое сложное предложение. - классификацию сложных предложений; Учащиеся должны уметь: - уметь разграничивать сложные предложения разных типов, интонационно и пунктуационно оформлять бессоюзные и союзные сложные предложения, строить предложения с заданной конструкцией СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами( соединительными, противительными, разделительными) . Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм Учащиеся должны знать: - классификацию сложных предложений; - грамматические признаки ССП, его строение, основные группы ССП по значению и союзам; Учащиеся должны уметь: - определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные, противительные, разделительные; - опознавать ССП с общим второстепенным членом, - составлять ССП с разными средствами связи его частей, оформлять их пунктуационно обосновывать постановку запятой или её отсутствие в ССП- интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. - извлекать необходимую информацию из текста, на письме владеть основными нормами построения высказываний, нормами правописания. - создавать рецензию на художественное произведение или фильм, оценивать тему, художественное своеобразие, композицию, язык произведения. Основные термины по разделу: сложносочиненное предложение, рецензия СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему Деловые документы( автобиография, заявление) . Учащиеся должны знать: - грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей; - группы СПП по их значению и строению; - место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; - виды обстоятельственных придаточных; Учащиеся должны уметь: - различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания; - определять место придаточного по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, строить схемы СПП; - пересказывать текст, использую в речи СПП; - определять вид придаточных по характеры смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять; - опознавать СПП по их значению и строению, уметь определять вид придаточных по характеры смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимическую замену простыми предложениями; - различать союзы и союзные слова; - опознавать СПП с придаточным изъяснительным по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточным изъяснительным, заменять предложениями с прямой речью; - опознавать СПП с придаточными обстоятельственными по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов, производить синонимическую замену простыми предложениями; - опознавать СПП с придаточными образа действия и степени по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов конструировать их; - опознавать СПП с придаточными места и времени, определять их место по отношению к главной части; употреблять данные предложения в речи, производить синтаксический и пунктуационный разборы, сопоставлять с определительными придаточными с союзными словами «где», «куда», «откуда»; - опознавать СПП с придаточными условия и причины по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать и употреблять данные предложения в речи, производить синонимическую замену; - опознавать СПП с придаточными цели, уступки, сравнения по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных, конструировать и употреблять данные предложения в речи, производить синтаксическую замену; - опознавать СПП с придаточными следствия и присоединительными, находить в тексте, конструировать и употреблять данные предложения в речи; - производить структурно- семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять; - использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. Основные термины по разделу: сложноподчиненное предложение, придаточное предложение, придаточные: изъяснительные, определительные, местоименно- определительные, обстоятельственные: степени и образа действия, времени, места, цели, причины, условия, уступки, сравнения, следствия, присоединительные, союзные слова. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Реферат небольшой статьи( фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Учащиеся должны знать: - грамматические признаки БСП, - условия постановки двоеточия между частями БСП, - условия постановки двоеточия между частями БСП, - что такое реферат, структуру его оформления. Учащиеся должны уметь: - опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания; - выявлять смысловые отношения между частями БСП( отношение перечисления) , расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, при чтении соблюдать интонацию; - выявлять смысловые отношения( причин, пояснения, дополнения) в БСП, конструировать и употреблять данные предложения в речи; - выявлять смысловые отношения( противопоставления, условия, следствия) БСП, конструировать и употреблять данные предложения в речи; - передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. - пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. - оформлять пунктуационно БСП; уметь производить синтаксических разбор данных предложений; - составлять реферат небольшой статьи. Основные термины по разделу: бессоюзное сложное предложение, реферат. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Конспект статьи( фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Учащиеся должны знать: - структурные особенности сложного предложения с различными видами связи, их основные разновидности: сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной, сочинительной, подчинительной, бессоюзной; Учащиеся должны уметь: - оформлять пунктуационно сложные предложения с различными видами связи; - уметь производить синтаксических разбор данных предложений; - правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Основные термины по разделу: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые- русисты, исследовавшие русский язык. Учащиеся должны знать: - о роли языка в жизни общества, его основных функциях. - отличительные особенности официального стиля, Учащиеся должны уметь: - уметь им пользоваться официальным стилем СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Сочинение публицистического характера на общественные, морально- этические и историко- литературные темы. Доклад или реферат на историко- литературную тему( по одному источнику) . Тезисы статьи( главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно- критической статьи. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС IX КЛАССА I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: — производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; — составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; — определять стиль и тип текста; — соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами. По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко- литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно- критической статьи( или фрагмента большой статьи) . Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет. Тематический планирование. Количество часов в неделю—2ч. , в год—68ч. Контрольных диктантов- 4; Сочинения—2; Изложения—3. Содержание Кол- во часов Кол- во контрольных работ Развитие речи Международное значение русского языка 1 Повторение пройденного в 5- 8 классах 7 1 1 Сложное предложение. Культура речи. 43 Союзные сложные предложения. 2 1 Сложносочиненные предложения 4 3 Сложноподчиненные предложения 24 1 5 Бессоюзные сложные предложения 6 2 Сложные предложения с различными видами связи 6 1 2 Общие сведения о языке 4 1( тест) 2 Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, синтаксису, пунктуации, культуре речи 10 1 2 ИТОГО 68 5 17 Календарно—тематическое планирование учебного курса. Количество часов в год—68, в неделю—2. к/ д —4, развития речи—17 часов, сочинений—2, изложений—3. № Тема урока Кол- во часов Тип урока Самостоятельная работа Домашнее задание Дата проведения 1 четверть 18 план факт 1 Международное значение русского языка 1 Усвоение новых знаний §1, упр. 5 Повторение изученного в 5- 8 классах( 6+ 1) 7 2 Фонетика, графика, орфография 1 повторение Фонетический разбор слов Упр. 9, повторить написание О и Е после шипящих и ц, 3 Лексика. Фразеология. Орфография. 1 повторение Подбор синонимов, омонимов, антонимов, нахождение слов с переносным значением Составить рассказ, используя фразеологизм 4 Состав слова и словообразование. Орфография. 1 повторение Словообразовательный разбор слов Разобрать по составу слова 5 Морфология. Орфография. 1 повторение Морфологический разбор слов Упр. 30 6 Словосочетания. Простое предложение. 1 повторение Синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений Упр. 40, подготовить ся к диктанту 7 Контрольный диктант. 1 Урок контроля диктант р. р 8 Способы сжатия изложения текста. Конспект. Тезисы. 1 Развитие речи Составление конспекта Стр. 23 Сложное предложение( 30+ 13) 43 9 Сложное предложение 1 повторение Составление таблицы Стр. 20, упр 52 10- 11 Союзные сложные предложения 4 Усвоение новых знаний Составление предложений по схемам, творческий диктант. Выписать из худ. л итер. 6 предложений Сложносочиненные предложения( 4+ 3) 7 12- 13 Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. 2 Усвоение новых знаний Составление таблицы, объяснительный диктант, составление предложений §8 упр. 59, 63 14- 15 Знаки препинания в сложносочиненном предложении 2 Закрепление знаний Составление ССП на тему «Осень», словарный диктант §8( примечан) упр. 61, упр. 64 16- 17 p. p. Контрольное изложение о человеке, который привлек наше внимание. 2 Развитие речи Изложение 18 p. p. Рецензия 1 Развитие речи Написание рецензии Стр. 34, написать рецензию 2 четверть 14 Сложноподчиненные предложения. ( 19+ 5) 24 19 Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. 1 Усвоение новых знаний Словарный диктант §9стр. 37- 38, упр. 79 20 Строение СПП. Схемы СПП 1 Усвоение новых знаний Конструирование предложений §9, стр37- 42, упр 87 21 р. р Сложноподчиненные предложения в реч и( пересказ, работа с текстами сборника изложений) 1 Развитие речи Работа с текстом Подготовитьс я к изложению 22- 23 Изложение о роли знаний в жизни человека 2 Развитие речи Изложение 24 Основные группы СПП по их значению. СПП с придаточным определительным. 1 Усвоение новых знаний Словарный диктант, § 10, упр. 93, 94 25 СПП с придаточными определительными и местоименно- определительными 1 закрепление Конструирование предложений § 10, упр. 97 доделать 26 СПП с придаточными изъяснительными 1 Усвоение новых знаний Упр. 110 §11, упр. 111 27 СПП с придаточными изъяснительными 1 закрепление Графический диктант § 11 повторить, упр. 113, словарные слова стр. 50- 57 28 СПП с придаточным обстоятельственным 1 Усвоение новых знаний Составление таблицы §12, стр. 57- 59. Упр. 125 29 СПП с придаточными степени и образа действия 1 закрепление Упр. 127 § 12, стр. 60, упр. 130 30 СПП с придаточными места 1 закрепление Расставить ударение в словах, упр136 §12, Упр. 135 доделать 31 СПП с придаточными времени 1 закрепление Упр. 143 § 12, упр. 142 32 Контрольный диктант 1 Контроль знаний диктант 3 четверть 20 33 СПП с придаточными условными 1 закрепление Конструирование предложений по схемам 34 СПП с придаточными причины 1 закрепление Задания лингвистической разминки § 12, упр. 158 35- 36 Р/ р Сочинение—рассуждение о родном крае 2 Развитие речи Сочинение 37 СПП с придаточными цели 1 закрепление Орфоэпические нормы § 12, упр. 163 доделать, слов, слова 38 СПП с придаточными сравнительными 1 закрепление Задания лингвистической разминки § 12, упр. 171, составить слова из ТИВОНКР, КАРАМЕЛ 39 СПП с придаточными уступительными 1 закрепление Задания лингвистической разминки, ирга «Аукцион фильмов» §12, упр. 176( 1) , упр. 179 устно 40 СПП с придаточными следствия и присоединительными 1 закрепление Словарный диктант, Упр. 188 § 13, Стр. 80- 81, упр. 190( 1) 41- 42 СПП с несколькими придаточными 2 закрепление Задания лингвистической разминки, упр. 202 §14, упр. 202 Бессоюзные сложные предложения( 8+ 4) 12 43 Бессоюзные сложные предложения 1 Усвоение новых знаний Задания лингвистической разминки Стр. 94- 95, упр. 214 письменно 44 Запятая и точка с запятой в БСП 1 Усвоение новых знаний Задания лингвистической разминки §15, упр. 218 45 Двоеточие в БСП 1 Усвоение новых знаний Задания лингвистической разминки, упр. 227 §16, упр. 223 46 Тире в БСП 1 Усвоение новых знаний Конструирование предложений упр. 230, 231 §17, упр. 232 47- 48 P. p. Сочинение о молодежи 1 Развитие речи Сочинение 49- 51 Сложные предложения с различными видами связи 3 Усвоение новых знаний Задания лингвистической разминки, 1пр. 245, игра «Аукцион фильмов» §18, стр. 109- ПО, упр. 248, 252, 253, словарные слова 52 Контрольный диктант по теме «Сложные предложения» 1 Урок контроля Диктант 4 четверть 16 53- 54 P. p. Сочинение о выборе профессии 2 Развитие речи Сочинение Общие сведения о языке( 2+ 2) 4 55 Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление 1 повторение Задания лингвистической разминки, упр. 274 § 20, упр. 267 56 р. р Русский литературный язык и его стили 1 Развитие речи Задания лингвистической разминки, сопоставление текстов §21, упр. письменно 57 р. р Применение официального стиля на практике 1 Развитие речи Задания лингвистической разминки, Подготов- ся к тесту 58 Контрольный тест по программе 9 класса 1 Урок контроля Тест Повторить материал о фонетике Повторение изученного в 5—9 классах( 6+ 2) 8 59 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. 1 Повторение, обобщение знаний Упр. 285 Упр. 287, повторить о лексике, словообразовании 60 Лексика. Морфемика. 1 Повторение, Упр. 313, Словообразование обобщение знаний Упр. 305, упр. 321 325, повторить о морфологии, орфографии 61 Морфология и орфография 1 Повторение, обобщение знаний Задания лингвистической разминки, упр. 335 Упр. З ЗЗ, 359 62 Синтаксис и пунктуация 1 Повторение, обобщение знаний Словарный диктант, практическое задание Упр. 416 63- 64 P. p. Изложение о роли книг в жизни человека 2 Развитие речи Изложение 65- 66 Контрольный диктант и его анализ 2 Урок контроля Диктант. 67- 68 Резервные уроки 2 Итого 68 Материально—техническое обеспечение Таблицы Стили речи Типы сложных предложений Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложносочинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными Пунктуация в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Тире в бессоюзном сложном предложении Пунктуация в предложениях с разными видами связи Учебно- методическое обеспечение 1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов. М. : Просвещение, 2012. 2. Поурочные разработки по русскому языку: 9класс. / Н. В. Егорова. - М. : «ВАКО» 2010. 3. Русский язык и литература. 5- 11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О. А. Хорт, Г. С. Шамнина. - Волгоград: «Учитель» 2008. 4. Русский язык. 5—11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/ авт. - сост. Н. Ф. Ромашина. - Волгоград: «Учитель» 2008. 5. Русский язык. 9 класс: проверочные и контрольные тесты/ авт. - сост. Н. М. Божко. - Волгоград: «Учитель» 2008. 6. варианты контрольно- измерительных тестов и заданий, сгруппированные по классам. / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. - Волгоград: 7. Кроссворды для школьников. Русский язык. 5- 9 классы. / И. В. Шустина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. 8. Словарная работа на уроках русского языка. / Л. К. Скороход. 9. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. / В. В. Бабайцева. 10. Типы и структура уроков русского языка/ Б. Т. Панов. 11. Язык мой—друг мой/ Л. Т. Григорян. 12. Язык в речевом этикете/ С. И. Львова. 13. Опрос на уроках русского языка/ Г. А. Богданова. 14. Там, где кончается слово. . . / С. И. Львова. 15. Занимательная грамматика/ Д. В. Цыганкин, Н. К. Приставкин. 16. Секреты орфографии/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. 17. Справочник школьника. Русский язык/ под ред. В. Славкина. 18. Справочные материалы. Русский язык/ М. Т. Баранов, Т. Я. Костяева, А. В. Прудникова. 19. В мире слов/ Н. М. Шанский. 20. Журнал « Русский язык в школе». 21. Русский язык 5- 9 класс. Интеллектуальный марафон/ Т. А. Курушина, В. А. Басистая, Л. В. Авдощенко, Н. Ю. Кадашникова, В. И. Жданова, В. : »Учитель» 2009. 22. Развивайте дар слова/ Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М. : »Просвещение» 1986. 23. Сборник диктантов по русскому языку 5- 9 классы/ Г. А. Богданова. М. : »Просвещение» 2001 24. Тестовые задания по русскому языку 9 класс/ А. Б. Малюшкин. М. : «Творческий Центр Сфера»2005 25. Тесты. Русский язык 8- 9 класс/ В. Ф. Тихонова, Т. Е. Шаповалова. М. : «Дрофа» 1999 26. Проверочные и контрольные тесты. Русский язык 9 класс/ Н. М. Божко. : волгоград. : «Учитель» 2008. 27. ЦОРы Сети Интернет 28. Мультимедийные презентации Интернет- ресурсы http: / / rubrikon. com http: / / www. ipmce. su/ lib/ osn prav. htme http: / / www. edu. ru- Федеральный портал Российское образование http: / / www. school. edu. ru- Российский общеобразовательный портал www. ug. ru- «Учительская газета» www. 1 september. ru- все приложения к газете «1сентября» www. informika. ru/ text/ magaz/ herald – «Вестник образования» http: / / school- sector. relarn. ru –школьный сектор дистанционного образования http: / / school- collection. edu. ru http: / / vschool. km. ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен знать: изученные разделы науки о языке; смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально- смысловые типы; основные единицы языка, их признаки; основные нормы русского литературного языка( орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные) ; нормы речевого этикета; уметь: объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально- смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; адекватно понимать информацию устного сообщения; читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения( изучающее, ознакомительное, просмотровое) ; воспроизводить текст с заданной степенью свернутости( пересказ, изложение, конспект, план) ; осуществлять выбор и организацию языковых сре дств в с оответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике; владеть различными видами монолога( повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога( побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений) ; свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ) ; соблюдать этические нормы речевого общения( нормы речевого этикета) ; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях( компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета) .
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры