Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 7 классе
Документы для скачивания
РА БОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС Пояснительная записка Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей: - познакомить с самостоятельными( причастие и деепричастие) , служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи; - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом; - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений- рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов; - воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Общая характеристика учебного предмета Курс русского языка 7 кла сс в к л юча е т изучение самостоятельны х( причастие и деепричастие) , служебны х част ей речи, междомети я, их функционировани е в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи; В связи с введением нового базисного учебного плана и перераспределением часов между 6 и 7 классами темы «Наречие» и «Категория состояния» перенесены в 6 класс. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической( языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы. Языковая и лингвистическая( языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых- русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе программы по русскому языку дл я общеобразовательных школ( 5- 9 классы) , автор программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008 года. Рабочая программа рассчитана на 136 часов, предусмотренных учебным планом школы, и предполагает 34 учебные недели в 7 классе при 4 часовой недельной нагрузке по предмету. Программа также включает базовые знания и умения, которыми должны обладать все учащиеся общеобразовательной школы. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Результаты изучения предмета «Русский язык» Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических сре дств дл я свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения( коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации) ; • владение разными видами чтения( поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования( выборочным, ознакомительным, детальным) ; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности( индивидуальной и коллективной) , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости( план, пересказ, конспект, аннотация) ; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др. ) ; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога( повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне( на уроках иностранного языка, литературы и др. ) ; 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого- либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально- деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально- делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи( повествование, описание, рассуждение) ; текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка( орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) , нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова( фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический) , синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно- эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Русский язык как развивающееся явление Понимать социальную сущность языка. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Ученик должен знать: - общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные мор фологические признаки, - чем отличаются: - словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. - признаки текста. У ченик должен уметь: - разъяснять значения слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно- изобразительные средства, соблюдать лексические нормы, находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте, как средство устранения неоправданного повтора, проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении; - производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразо вательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов разных частей речи, анализировать словообразовательные гнезда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слова; - выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения; - владеть правильным способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания, аргументировать тезис о системном характере русской орфографии- определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения Причастие Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени( ознакомление) . Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Виды публичных общественно- политических выступлений. Их структура. Ученик должен знать: - определение причастия, грамматические признаки. - что причастия склоняются так же, как и прилагательные. - определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. - отличие действительных причастий от страдательных. - способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределенной форме глагола. - способы образования страдательных причастий настоящего времени. способы образования действительных причастий настоящего времени; - способы образования страдательных причастий настоящего времени. - морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. - условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями- способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. - условия выбора Е, Е в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, - определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста- описания внешности человека. - признаки текста- описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Ученик должен уметь: - отличать причастие от прилага тельного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи; - определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму- устанавливать связь причастия с оп ределяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами; - определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания; - обосновывать выбор гласных в суффиксах- у щ- / - ющ- , - ащ- / ящ- , находить изучаемую орфограмму, правильно писать, употреблять причастие, правильно произносить; - обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий; - определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах- о м- ( - ем- ) , - им- причастий; - выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях про шедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий; - об разовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких стра дательных причастиях, - производить морфологический разбор причастий; - различать НЕ- приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; - обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; - различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные; - понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения; - понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. - обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О- Е- Ё после шипящих; - определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте- п рилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др. , основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синоним ы; - самостоятельно описывать внешность человека; определять тему, основную мысль. Основные термины по разделу: причастие, страдательное при частие действительное причастие, причастный оборот. Деепричастие I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми( ознакомление) . Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями. Рассказ по картине. Ученик должен знать: - лексическое, грамматическое значение деепричастий. - определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом( предметом) , что и основное. - способы образования деепричастий. - правило правописания НЕ с деепричастиями. - порядок морфологического разбора деепричастия; - структуру, языковые особенности текста описания действия. Ученик должен уметь: - разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения- разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям; Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; - упот реблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, - безошибочно писать суффиксы деепричастий- обосновывать выбор написания НЕ с деепри частиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, - производить морфологический разбор деепричастия; - составлять связный рассказ на грам матическую тему- анализировать исходный текст, пересказывать его, создавать собственный, уместно использовать изобразительно- выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме. Основные термины по разделу: деепричастие, деепричастный оборот. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Предлог I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов( в течение, ввиду, вследствие и др. ) . Дефис в предлогах из- за, из- под. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине Учащиеся должны знать: - о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте; - о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. - об отсутствии предлога перед глаголами, деепричастиями, наречиями- об однозначных и многозначных предлогах; о способности предлога в разных словосочетаниях вы ражать разные значения; о нормах употребления с различными частями речи; - разряды предлогов по происхождению; - разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги»; - порядок морфологического разбора предлогов; Учащиеся должны уметь: - различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи; - отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; - правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки; - отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи; - выполнять морфологический разбор; - различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме; - отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять в речи; - правильно употреблять предлоги в и на, с и из. - правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки. - пользоваться в речи предлогами- синонимами. Основные термины по разделу: предлог, производный и непроизводный предлоги, простые и составные предлоги. Союз I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. Учащиеся должны знать: - о союзе как о служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз; - разряды союзов по строению; - разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение; - группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями; - разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи пред ложений; - правило правописания союзов. - порядок морфологического разбора союза. Учащиеся должны уметь: - ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении; - определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы; - разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания; - различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы; - отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме. - пользоваться в речи союзами- синонимами. Основные термины по разделу: союз, простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненное предложение, сложноподчиненное предложение. Частица I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи. Рассказ по данному сюжету. Учащиеся должны знать: - особенности частицы как служебной части речи; - разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц; - значения модальных частиц; - правила раздельного и дефисного написания частиц; - порядок морфологического разбора частицы. Учащиеся должны уметь: - отличать частицы от знаменательных частей речи; - понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; - употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; - распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста при дают смысловые оттенки; - понимать смысловое значение и роль частицы НЕ; - определять смысловое значение частицы НЕ( отрицательное значение, утвердительный смысл) , правильно писать частицу НЕ с различными частями речи; - различать отрицательные частицы НЕ и НИ и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме; - выделять модальные частицы среди других частей речи; упот реблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства; - выделять частицы среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами; - определять морфологические признаки частиц; - применять правила написания НЕ с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях и неопределенных ме стоимениях; - различать частицу НИ, приставку Н И- и союз НИ- НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ- НИ, конструировать предложения с данными словами. - выразительно читать предложения с модальными частицами. Основные термины по разделу: частица, формообразу ющие частицы, смысловые частиц ы( модальные) Междометие. Звукоподражательные слова I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях. Учащиеся должны знать: - что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Учащиеся должны уметь: - распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи II. Умение выразительно читать предложения с междометиями. Основные термины по разделу: междоме т ие, звукоподражательные слова ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ Сочинение- рассуждение на морально- этическую тему или публичное выступление на эту тему. Тематическое планирование. Содержание Кол- во Кол- во Развитие речи часов контрольных Русский язык как развивающееся явление. 1 Повторение пройденного в 5- 6 классах. 1 4 1 2 Морфология. Орфография. Культура речи. 1 08 5 2 1 Причастие. 35 2 7 Деепричастие. 13 1 2 Служебные части речи. Культура речи. 1 Предлог. 14 1 4 Союз. 16 1 2 Частица. 24 1 4 Междометия 5 2 Повторение и обобщение изученного в 5- 7 классах. 13 1 2 Итого 136 8 2 5 Календарно- тематическое планирование. № урок а Тема урока Кол- во часов Тип урока Самостоятельная работа Домашнее задание Дата проведения план факт Первая четверть 1 Русский зык как развивающееся явление. 1 Усвоение новых знаний Устное высказывание «Язы к- общественное явление» С. 5, вопросы. Упр. 7 Повторение изученного в 5- 6 классах( 14ч) 2 Синтаксис. Синтаксический разбор. 1 Повторение, обобщение Составление схем, конструирование по схемам Упр. 8( комплексный анализ текста) . С. 7, вопросы. 3 Пунктуация. Пунктуационный разбор. 1 Повторение, обобщение Составление схем, конструирование по схемам Упр. 11 4 Лексика фразеология. 1 Повторение, обобщение Сочинение- миниатюра, работа со словарем Упр. 14 5 Фонетика и орфография. 1 Повторение, обобщение Фонетический разбор, тест Упр. 18 6- 7 Словообразование и орфография. Разбор слова по составу. 2 Повторение, обобщение Морфемный разбор, объяснительный диктант Упр. 26 С. 14, вопросы, ( составить план доклада о М. В. Ломоносове) 8- 9 Морфология и орфография морфологический разбор слов. 2 Повторение, обобщение Работа по карточкам, предупредительный диктант Упр. 34 10- 11 Орфография 2 Повторение, обобщение Комплексный анализ текста, осложненное списывание. Составить словарный диктант «Мои ошибки» 12 Р/ р. Текст. Стили русского литературного языка. 1 Развитие речи Работа с текстом Упр. 45 13 Р/ р. Публицистический стиль речи 1 Развитие речи Составление таблицы «Публицистический стиль речи» 14 Контрольный диктант. 1 Урок контроля Написание диктанта, выполнение грамматических заданий 15 Анализ контрольного диктанта. 1 Урок коррекции знаний Морфология и орфография. Культура речи 1 08 Причастие 35 1 6 Повторение изученного о глаголе. 1 Повторение, обобщение Выборочный диктант Упр. 43( графически объяснить написание окончаний глаголов) 1 7 Причастие как часть речи 2 Усвоение новых знаний Подбор существительных к прилагательным и причастиям §9. Упр. 56 У пр. 57 1 8 1 9 20 Склонение причастий. 2 Усвоение новых знаний, закрепление Осложненное списывание §11. Упр. 67. Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их 2 1- 2 2 Р/ р. Контрольное изложение 2 Развитие речи Написание изложения 2 3- 2 4 Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. 2 Усвоение новых знаний, закрепление Объяснительный диктант, работа с карточками §12. Упр. 70Подготовить связный рассказ о роли причастия в словосочетании 2 5 Р/ р. Описание внешности человека. ( «Портрет Милы» В. И. Хабаров. ) 1 Развитие речи Сочинение Сочинение- описание «Литературный портрет друга» 2 6 Действительные и страдательные причастия. 1 Усвоение новых знаний Распределительный диктант § 14. Упр. 83( списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) 27 Краткие страдательные причастия. 1 Усвоение новых знаний Выборочный диктант §15. Упр. 89 28- 29 Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах действительных причастий настоящего времени. 2 Усвоение новых знаний, закрепление Распределительный диктант, работа с карточками §16. Упр. 94, 30 Действительные причастия прошедшего времени. 1 Усвоение новых знаний Творческое списывание §17. Упр. 99 Стр. 26- 44, выучить словарные слова; текста) 31 Страдательные причастия настоящего времени. 1 Усвоение новых знаний Объяснительный диктант, §18. Упр. 101 3 2 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени 1 Усвоение новых знаний Редактирование текста, работа с карточками §18. Упр. 104 3 3 Страдательные причастия прошедшего времени. 1 Усвоение новых знаний Распределительный диктант §19. Упр. 108( образуйте причастия, составьте предложения с однородными членами) 34 Гласная перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. 1 Усвоение новых знаний Диктант «Проверь себя» §20. Упр. 112 3 5- 3 6 Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта 2 Урок контроля Урок коррекции знаний Написание диктанта Вторая четверть 3 7 Р/ р. Выборочное изложение. ( Упр. 130. Судьба человека) 1 Развитие речи Написание изложения §9- 19, повторить 38- 39 Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов 2 Усвоение новых знаний, закрепление Объяснительный диктант, тест §21. Упр. 118( обозначить условия выбора ор фограммы) 4 0 Н и НН в кратких причастиях. 1 Усвоение новых знаний, закрепление Комментированное письмо §22. Упр. 124 41 Морфологический разбор причастия. 1 Повторение, обобщение Комплексный анализ текста §23. Упр. 131( разобрать причастия как часть речи) 42- 43 Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. 2 Усвоение новых знаний, закрепление Составление алгоритма, таблицы §24. Упр. 136 4 4 Буквы Е и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 1 Усвоение новых знаний Словарный диктант §25. Упр. 142( классифи цировать слова по орфограммам) . 4 5- 4 6 Р/ р. Сочинение «Мой знакомый» 2 Развитие речи Сочинение §21- 2 5, повторить У пр. 145 Под готовиться к семинару 4 7- 4 8 Повторение изученного о причастии. 2 Повторение, обобщение Объяснительный диктант, работа с карточками, тест Упр. 158 П роанализировать подобранные фрагменты с учетом оценки поэтом роли причастий и требования к языку прозы 4 9 Контрольный диктант по теме «Причастие» 1 Урок контроля Написание диктанта Повторить изученные орфограммы и словарные слова 50 Анализ контрольного диктанта 1 Урок коррекции знаний Работа над ошибками Составить словарный диктант «Мои ошибки». Упр. 157 Деепричастие( 13) 5 1 Понятие о деепричастии 1 Усвоение новых знаний Объяснительный диктант, §26. Упр. 161( исправить ошибки в употреблении деепричастий) 5 2- 5 3 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. 2 Усвоение новых знаний, закрепление Комментированный диктант §27. Упр. 166( Найти в повести Н. В. Гоголя предложения с дее причастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи 54 НЕ с деепричастиями. 1 Усвоение новых знаний работа с карточками §28. Упр. 173. Составить связный рассказ о деепричастии 5 5 Деепричастия несовершенного вида 1 Усвоение новых знаний работа с карточками §29. Упр. 175, . 5 6 Деепричастия совершенного вида 1 Усвоения новых знаний работа с карточками §30, упр. 185 57- 58 P. p. Описание действий как вид текста. Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь» 2 Развитие речи Работа над сочинением Упр. 240, написать сочинение о труде( заметку, интервью, репортаж) для стенгазеты в рубрику «Учимся работать» 5 9 Морфологический разбор деепричастия 1 Повторение, обобщение Редактирование текста Сочинение- миниатюра «Зимние забавы» с использованием деепричастий 60- 6 1 Повторение по теме «Деепричастие» 2 Повторение, обобщение тест 6 2- 6 3 Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. 2 Урок контроля Написание диктанта. Работа над ошибками § 26- 31, повторить 6 4 Самостоятельные и служебные части речи 1 Повторение, обобщение Работа с текстом § 47, написать миниатюру «Утро в городе», подчеркнуть служебные части речи Предлог 14 6 5 Предлог как часть речи. 1 Усвоение новых знаний Нахождение предлогов §48. Упр. 288 6 6- 6 7 Р/ р. Контрольное изложение 2 Развитие речи Написание изложения 6 8- 6 9 Употребление предлогов. 2 закрепление Предупредительный диктант, редактирование текста § 49. Упр. 294( составить и записать словосочетания, используя подходящие по смыслу предлоги) 70 Непроизводные и производные предлоги. 1 Усвоение новых знаний Замена непроизводных предлогов производными § 50. Упр. 302( исправить ошибки, указать их вид) 7 1 Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. 1 Усвоение новых знаний работа с карточками §51. Упр. 304 § 47- 53, повторить. Придумать и записать по 2 предложения с деепричастием( не) смотря и производным предлогом( не) смотря на 7 2, 7 3 Р/ р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» 2 Развитие речи сочинение 7 4, 7 5, 7 6 Слитное и раздельное написание производных предлогов 3 Усвоение новых знаний, закрепление Объяснительный диктант, работа с карточками, тест § 53. Упр. 308( выписать словосочетания с производными, предлогами, затем остальные) . 7 7 Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог» 1 7 8 Контрольный диктант по теме «Предлог» 1 Написание диктанта, выполнение грамматических заданий Союз( 16) 7 9 Союз как част речи. Простые и составные союзы. 1 Усвоение новых знаний Объяснительный диктант, § 54. Упр. 315( определить тип речи, стиль текста, разделить на абзацы, спи сать, определить роль союзов) § 55. Упр. 318 80 Сочинительные и подчинительные союзы. 1 Усвоение новых знаний Конструирование предложений §56. Упр. 323 8 1, 8 2 Запятая перед союзами в сложном предложении. 2 Усвоение новых знаний Объяснительный диктант, работа с карточками § 57. Упр. 326( составить предложения по схемам) 8 3- 8 4 Сочинительные союзы. 2 Усвоение новых знаний Предупредительный диктант §58. Упр. 331, выписать из стихотворений А. С. Пушкина «Зимняя дорога», четверостишия с повторяющимися союзами 8 5- 8 6 Подчинительные союзы. 2 Усвоение новых знаний Конструирование предложений §59. Упр. 337( списать, расставить знаки пре пинания, определить значения союзов) 8 7 Морфологический разбор союза. 1 Повторение, обобщение Разбор союза Упр. 340, используя схемы, составить текст «Мои любимые книги», подготовить устный ответ на тему 8 8, 8 9, 90 Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. 3 Усвоение новых знаний, закрепление работа с карточками, тест § 61. Упр. 345( списать, расставить знаки препинания, сгруппировать слова по видам орфограмм) 9 1- 9 2 Р/ р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения. Упр. 343 2 Развитие речи Сочинение 9 3 Обобщение сведений о союзах. 1 Повторение, обобщение, тест Ответы на контрольные вопросы §54- 61. Упр. 355 9 4 Контрольный диктант. 1 Урок контроля Написание диктанта § 54- 61, повторить Частица( 24) 9 5 Частица как часть речи. 1 Усвоение новых знаний §62. Упр. 359 9 6, 9 7 Разряды частиц. Формообразующие частицы. 2 Усвоение новых знаний § 62. Сочинение- миниатюра 9 8- 9 9 Р. р. Сочинение «Если бы я был. . . » 2 Развитие речи Сочинение Четвертая четверть 100- 10 1 Модальные частицы. 2 Усвоение новых знаний Заполнение таблицы «Частицы» §64. Упр. 367 10 2, 10 3 Раздельное и слитное написание частиц. 2 Усвоение новых знаний Словарный диктант §65. Упр. 378 10 4 Морфологический разбор частиц. 1 §66. Упр. 384 10 5, 10 6 Отрицательные частицы. 2 Усвоение новых знаний Объяснительный диктант, работа с карточками §67. Упр. 387 10 7, 10 8 Различение на письме частиц НЕ и НИ. 2 закрепление работа с карточками §67. Упр. 389 10 9, 1 10 Р/ р. Контрольное сочинение по данному сюжету. упр. 402 2 Развитие речи Сочинение § 62- 68, повтор. Составить предложения с сочетаниями НЕ ОДИН- Н И ОДИН, НЕ РАЗ- НИ РАЗ 11 1- 11 2 Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ 2 закрепление работа с карточками §68. Упр. 394( Составить связный рассказ о правописании частицы НЕ 11 3- 11 4 Различение на письме частицы НИ и приставки НИ, союза НИ- НИ 2 закрепление работа с карточками §69. Упр. 406. Стр. 183, контрольные вопросы. Упр. 403 11 5- 11 6 Обобщение и система тизация по теме «Частица» 2 Повторение, обобщение, тест Контрольные вопросы и задания Подготовиться к зачёту 11 7 Контрольный диктант. 1 Урок контроля Написание диктанта § 62- 69( повторить) 118 Анализ контрольного диктанта. 1 Урок коррекции знаний Работа над ошибками Составить словарный диктант «Мои ошибки» Междометие( 5ч) 119- 121 Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. 3 Усвоение новых знаний Конструирование предложений с междометиями §70. Упр. 416. 122- 123 Р/ р. Контрольное изложение 2 Развитие речи Написание изложения Повторение обобщение изученного в 5- 7 классах( 13) 124 Русский язык и разделы науки о нем. Р/ р. Текст. Стили речи. 1 Развитие речи Анализ текстов Упр. 423( доказать, что это текст- рассуждение, сгруп пировать орфограммы и пунктограммы) 125- 126 Р/ р. Контрольное сочинение 2 Развитие речи Сочинение 127 Фонетика и графика 1 Повторение, обобщение Работа с текстом упр. 431 128 Лексика и фразеология. 1 Повторение, обобщение Работа с текстом Упр. 434 129 Морфемика. словообразование 1 Повторение, обобщение Работа с текстом 130- 132 Морфология и орфография 3 Повторение, обобщение Работа с текстом 133- 134 Синтаксис и пунктуация. 2 Повторение, обобщение Работа с текстом 135- 136 Контрольный диктант и его анализ 2 Урок контроля, Урок коррекции знаний Написание диктанта. Работа над ошибками Комплексный анализ текста Итого 136 Учебно- методическое обеспечение 1. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. М. : Просвещение, 20 13. 2. Поурочные разработки по русскому языку: 7класс. / Н. В. Егорова. - М. : «ВАКО»20 12. 3. Русский язык. 7класс: п оурочные планы/ Авт- сост. С. Б. Шадрина. - Волгоград: Учитель 20 13. 4. Русский язык. 5—11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/ авт. - сост. Н. Ф. Ромашина. - Волгоград: «Учитель» 2008 5. Обучение сочинениям. 5- 8 кл. / А. М. Гринина- Земскова. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. 6. Русский язык и литература. 5- 11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О. А. Хорт, Г. С. Шамнина. - Волгоград: «Учитель» 2008. 7. Тестовые задания по русскому языку 6—7 классы/ А. Б. Малюшкин. - М. : Творческий центр «Сфера» 2006. 8. варианты контрольно- измерительных тестов и заданий, сгруппированные по классам. / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. - Волгоград: 9. Кроссворды для школьников. Русский язык. 5- 9 классы. / И. В. Шустина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. 10. Словарная работа на уроках русского языка. / Л. К. Скороход. 11. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. / В. В. Бабайцева. 12. Язык мой—друг мой/ Л. Т. Григорян. 13. Типы и структура уроков русского языка/ Б. Т. Панов. 14. Язык в речевом этикете/ С. И. Львова. 15. Опрос на уроках русского языка/ Г. А. Богданова. 16. Там, где кончается слово. . . / С. И. Львова. 17. Занимательная грамматика/ Д. В. Цыганкин, Н. К. Приставкин. 18. Секреты орфографии/ Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. 19. Справочник школьника. Русский язык/ под ред. В. Славкина. 20. Справочные материалы. Русский язык/ М. Т. Баранов, Т. Я. Костяева, А. В. Прудникова. 21. В мире слов/ Н. М. Шанский. 22. Журнал « Русский язык в школе». 23. Русский язык 5- 9 класс. Интеллектуальный марафон/ Т. А. Курушина, В. А. Басистая, Л. В. Авдощенко, Н. Ю. Кадашникова, В. И. Жданова, Т. А. Батракова. В. : »Учитель» 2009. 24. Развивайте дар слова/ Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. М. : »Просвещение» 1986. 25. Сборник диктантов по русскому языку 5- 9 классы/ Г. А. Богданова. М. : »Просвещение» 2001 26. ЦОРы Сети Интернет 27. Мультимедийные презентации Интернет- ресурсы http: / / rubrikon. com http: / / www. ipmce. su/ lib/ osn prav. htme http: / / www. edu. ru- Федеральный портал Российское образование http: / / www. school. edu. ru- Российский общеобразовательный портал www. ug. ru- «Учительская газета» www. 1 september. ru- все приложения к газете «1сентября» www. informika. ru/ text/ magaz/ herald – «Вестник образования» http: / / school- sector. relarn. ru –школьный сектор дистанционного образования http: / / school- collection. edu. ru http: / / vschool. km. ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры