a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в 11 классе

Опубликовано: 2016-09-14 21:19:08

Документы для скачивания

Пояснительная записка Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей: воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему: дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка; закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования; развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками. Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, р ечемыслительного, духовного развити я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Концептуальная новизна курса русского языка в 11 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативны х( владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения) ; интеллектуальных( сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация) ; информационных( умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом) ; организационных( умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической( языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Языковая и лингвистическая( языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения. Р абочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений( авторы- составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова) , у чебника «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10- 11класс» авторы А. И. Власенков и Л. М. Рыбченкова. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, предусмотренных учебным планом школы и предполагает 34 учебные недели в11 классе при 1часовой недельной нагрузке по предмету. Место предмета в федеральном базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего( полного) общего образования в объеме 68 часов. В том числе: в Х классе – 34 часа, Х I классе – 34часа. Результаты изучения предмета «Русский язык» Базовый уровень. Личностными результатами освоения выпускниками средней( полной) школы программы базового уровня по русскому( родному) языку являются: 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности; 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней( полной) школы программы базового уровня по русскому( родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях: • разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно- технической информации; • умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме; • умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию; • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы( в том числе в совместной деятельности) , проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности( самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно- познавательной деятельности в вузе; 4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности. Предметными результатами освоения выпускниками средней( полной) школы программы базового уровня по русскому( родному) языку являются: 1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа; 2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой( подтекстовой) информации; • осознанное использование разных видов чтения( поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования( с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально- деловых текстов, справочной литературы; • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо: • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно- научной( на материале изучаемых учебных дисциплин) , социально- культурной и деловой сферах общения; • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта; • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм; • соблюдение норм речевого поведения в социально- культурной, официально- деловой и учебно- научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы; • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов; 4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; 5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально- стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. Требования к уровню подготовки выпускников По окончании 11 класса учащиеся должны: знать/ понимать связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно- научной, официально- деловой сферах общения; уметь осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение использовать основные виды чтения( ознакомительно- изучающее, ознакомительно- реферативное и др. ) в зависимости от коммуникативной задачи; извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно- научной( на материале изучаемых учебных дисциплин) , социально- культурной и деловой сферах общения; применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Содержание курса Синтаксис и пунктуация Обобщающее повторение синтаксиса. Грамма тическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, пред ложений с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая ро ль знаков препинания. Роль пун ктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксиче ская синонимия как источник бо гатства и выразительности русской речи. Синтаксичес кий разбор словосочетания, про стого и сложного предложений, предложения с прямой речью Ученик должен уметь: - а нализирова ть и оценивать речевые высказы вания с точк и зрения соблюдения грамматиче ских норм. - с облюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике. - в ыполнять с интаксический разбор словосоче тания, простог о и сложного предложений, пред ложения с прямой речью. - и спользовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции Публицистический стиль речи Особенности публицистического стиля. Лекси ческие, морфолог ические, синтаксические особен ности публицистического стиля. Средства эмоц иональной выразительности в пу блицистическом стиле. Жанры пуб лицистики. Очерк( путевой, пор третный, проблемный) , эссе. Устное выступ ление. Доклад. Дискуссия. Озна комление с прав илами деловой дискуссии, с тре бованиями к ее участникам. Использовани е учащимися средств публицисти ческого стиля в собственной речи Ученик должен знать: - особенности публицистического стиля речи; - лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля; - средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле; - жанры публицистики. Ученик должен уметь: - р аспознават ь тексты публицистического сти ля по их вне языковым и лингвистическим при знакам; - анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики исполь зования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. - с опоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидносте й языка с точки зрения их внея зыковых и лингвистических особенностей. - с оздавать публицистические тексты( выступление, информационную заметку, сочинение- рассуждение в публицистическом стиле) с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. - р азличать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрен ия ее композиции, аргумента ции, языкового оформления, достижения постав ленных коммуникативных задач; - выступать перед аудиторией све рстников с небольшой информаци онной, протокольно- этикетной, развлекательной, убеждающей речью. - о рганизовывать и проводит ь дискуссии( вы бор темы; подготовка альтернативных тезисов и аргументов; сб ор материала из окружающей дей ствительности, л итературы, средств массовой ин формации: убед ительных фактов, наглядных при меров, аргументов, авторитетных высказываний) Художественный стиль Общая характеристика художественного стиля( языка художественной литературы) : образность, широкое использование изобразительно- выраз и- тельных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как пе рвоэлемент художественной лите ратуры, один из основных элементов структуры художественн ого произведения. Языковая лич ность автора в произведении. Подтекст. Источники б огатства и выразительности рус ской речи. Из образительно- выразительные воз можности мор фологических форм и синтаксиче ских конструк ций. Стилистические функции по рядка слов. Основные ви ды тропов, их использование ма стерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ ху дожественно- языковой формы про изведений русской классической и современной литературы, разв итие на этой основе восприимчи вости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстет ического содержания про изведения Ученик должен знать: - особенности художественного стиля речи; - изобразительно выразительные средства; - основные виды тропов и стилистических фигур. Ученик должен уметь: - в ыявлять отличительные особенности языка художественно й литературы в сравнении с дру гими функциональны ми разновидностями язы ка; - анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно- выразительных средств. Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» в 1 1 классе. Раздел Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч Теоретическое обучение, ч Уроки развития речи, ч Контрольные работы, проверочные диктанты, тесты, ч зачеты Обобщающее повторение Синтаксис и пунктуация 17 3 14 Публицистический стиль 6 4 2 Художественный стиль 5 3 2 Сложное предложение 6 1 5 итого Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе По учебнику А. И. Власенкова. 1 час в неделю, 34 часа в год. № Тема урока Кол- во часов Тип урока Самостоятельная работа Дата проведения 1 полугодие 17 Синтаксис и пунктуация 17ч 1 Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения 1 Повторение, систематизация знаний Упр. 337( Греков) 2 Вводный контрольный диктант 1 Урок контроля Диктант 3 Именительный и творительный падежи в сказуемом. 1 Повторение, систематизация знаний 4 Тире между подлежащим и сказуемым 1 Повторение, систематизация знаний Упр. 308( Розенталь) 5 Управление при словах, близких по значению. 1 Повторение, систематизация знаний Работа по карточкам 6 Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения. 1 Повторение, систематизация знаний Работа по карточкам 7 Тест по разделу «Главные члены предложения» 1 Урок контроля Тест 8 Однородные члены предложения и пунктуация при них 1 Повторение, систематизация знаний Словарный диктант, упр. 240( 4) 9 Однородные и неоднородные определения. 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 10 Синонимика простых предложений с обособленными определениями и сложных предложений с придаточным определительным 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 11 Приложение и их обособление 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 12 Обособление обстоятельств. 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 13 Пунктуация при вводных слова и вставных конструкциях 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 14 Пунктуация при обращении. Слова—предложения и выделение междометий в речи 1 Повторение, систематизация знаний Проверочная работа упр. 236 15 Порядок слов в предложении 1 Повторение, систематизация знаний Проверочный диктант 16—17 Контрольная работа «Синтаксис простого предложения» 2 Урок контроля Диктант 2 полугодие 17ч Стили речи Публицистический стиль 6ч 18 Особенности публицистического стиля 1 Упр. 385 19 Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности 1 Работа по карточкам, работа в группах: упр. 392, упр. 398, упр. 408. 20 Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк 1 Выступление учащихся по материалам учебника стр. 248- 249. Упр. 412, 424, 431 21 Устное выступление. Доклад. д искуссия 1 Объяснительный диктант, работа в группах: составить рекламу новой книги, нового продукта, техники… 22—23 Р. р. Сочинение «С чего начинается Родина» 2 Развитие речи Сочинение Художественный стиль 5ч 24 Общая характеристика художественного стиля речи 1 Конспект 25 Виды тропов и стилистический фигур 1 Определение видов тропов и стилистических фигур 26 Урок- практикум. Анализ лирического стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени» 1 Урок- - практикум Анализ стихотворения 27—28 Р. р. Сочинение « Мое восприятие стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени» 2 Развитие речи Сочинение Сложное предложение 6 29 Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении( ССП) 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 30 Знаки препинания в СПП с одним придаточным. 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 31 СПП с двумя или несколькими придаточными. 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 32 Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами КАК, ЧТО, ЧЕМ и в сложноподчиненном предложении 1 Повторение, систематизация знаний Выполнение тестовых заданий ЕГЭ 33- 34 Контрольная работа по теме «Синтаксис сложного предложения» 2 Урок контроля Диктант итого 34 Материально техническое обеспечение учебного предмета. Учебно —методическое обеспечение Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10- 11 класса общеобразовательных учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. . М. : Просвещение, 2012. Поурочные разработки по русскому языку: 10класс. / И. В. Золоторева, Л. П. Дмитриева. - М. : «ВАКО» 2011. Русский язык и литература. 5- 11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи/ сост. О. А. Хорт, Г. С. Шамнина. - Волгоград: «Учитель» 2008. Русский язык. 5—11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля/ авт. - сост. Н. Ф. Ромашина. - Волгоград: «Учитель» 2008. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: «Учитель» 2004. Варианты контрольно- измерительных тестов и заданий, сгруппированные по классам. / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. - Волгоград: Русский язык. Синтаксис. Пунктуация. / В. В. Бабайцева. Справочник школьника. Русский язык/ под ред. В. Славкина. Справочные материалы. Русский язык/ М. Т. Баранов, Т. Я. Костяева, А. В. Прудникова. Интернет- ресурсы для ученика и учителя: 1. http: / / school- collection. edu. ru/ catalog/ pupil/ ? subject= 8 2. Сеть творческих учителей http: / / www. it- n. ru/ 3. http: / / rus. 1september. ru/ topic. php? TopicID= 1& amp; Page 4. http: / / www. openclass. ru/

Оставить комментарий: