Занятия педагогического лектория для родителей учащихся 11-го класса
Документы для скачивания
Тема: «Готовимся к сдаче экзаменов» Цель проведения лектория: Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ, ГИА; выработать конструктивное отношение родителей воспринимать экзамен не как испытание, а как возможность проявить учащемуся себя, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательными и организованными. Задачи: 1. Ознакомление с нормативно- правовыми документами, правилами проведения государственной( итоговой) аттестации выпускников ОУ. 2. Разработка рекомендаций для родителей, учащихся и педагогов по подготовке к экзамену и преодолению стрессовых ситуаций во время итоговой аттестации. 3. Укрепления сотрудничества в сфере «семья и школа» Вид лектория: тематический Форма проведения: организационно- деятельностная игра с использованием психологического тренинга и приёмов дискуссии. Участники: родители учащихся 9- х и 11- го классов, учителя- предметники, администрация школы, психолог. Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, пакеты с заданиями для родителей, буклеты по теме лектория, музыка для создания психологического комфорта Для проведения занятия лектория необходима просторная уютная аудитория. Ход проведения лектория 1. Этап выявления потребностей и ожиданий участников. Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период – экзамены. Слово" экзамен" переводиться с латинского как" испытание" . Им предстоит сдавать их в особой форме – в форме итоговой государственной аттестации за курс и в форме единого государственного экзамена. Очевидно, что в подготовке учеников к экзамену огромную роль играете вы – родители. Именно родители во многом ориентируют детей на выбор предмета, который они сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из- за недостаточно высоких оценок. Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен, суть которых непонятна большинству из вас, представляет трудность не только для выпускников, но и для вас – пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок – все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро вы, родители, принимаете непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, вам тоже необходима особая подготовка. Прежде всего, вы сами, как правило, очень смутно представляете себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую вы, сами того не желая, можете передать детям. Расширение ваших, родители, знаний о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволит снизить тревогу, что, в свою очередь, поможет поддержать ребенка в этот непростой период. Проведённое нами исследование показало, что отношение к проблеме ГИА и ЕГЭ в коллективе детей неоднозначное. ( Анализ диагностических исследований, определение несоответствий, противоречий во взглядах. ) В ходе собрания мы постараемся рассмотреть эту актуальную проблему с разных сторон и, надеюсь, придём к выводу: итоговая государственная аттестация и единый государственный экзамен – это не абсолютный ужас, а трудная ситуация, справиться с которой им по силам. 2. Этап информационный Выступление заместителя директора по учебно- воспитательной работе с информацией об организации итоговой государственной аттестации и единого государственного экзамена в 2012 – 2013 учебном году. Основные сведения о ЕГЭ Единый государственный экзамен( ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Также участниками ЕГЭ являются закончившие российские школы иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы. Более подробную информацию о проведении ЕГЭ см. в Положении о формах и порядке проведения государственной( итоговой) аттестации. Какие предметы обязательны для получения аттестата? Для всех выпускников обязательными являются два экзамена в форме ЕГЭ: русский язык и математика. Предметы по выбору Если учащийся намерен продолжить образование в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, то, помимо обязательных, он должен сдать предметы по выбору в форме ЕГЭ. Сроки подачи заявления для сдачи предметов по выбору Все высшие учебные заведения огласят перечень вступительных испытаний по каждому направлению подготовки до 1 февраля. Сроки проведения ЕГЭ Сроки и единое расписание проведения ЕГЭ ежегодно определяются Рособрнадзором. Как будут оцениваться результаты ЕГЭ? Результаты ЕГЭ оцениваются по 100- балльной шкале. В таком же виде они будут выставляться в свидетельство о ЕГЭ. Неудовлетворительная оценка по ЕГЭ Минимальное количество баллов по каждому предмету определяется по 100- балльной шкале в течение 6- 8 дней после того, будет проведен ЕГЭ по предмету в основные сроки. Выдача аттестатов и свидетельств о ЕГЭ Школы обязаны выдать выпускникам аттестаты и свидетельства о ЕГЭ в период с 20 по 30 июня. Срок действия свидетельства о ЕГЭ Свидетельство о ЕГЭ действует до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Разрешено пользоваться во время ЕГЭ Математика- линейка Физика- линейка и непрограммируемый калькулятор Химия- непрограммируемый калькулятор География- линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор 3. Ролевая игра «Сдаем ЕГЭ». Рекомендации. Родители получают конверты с заданиями, которые имитируют реальные материалы ЕГЭ. В каждый конверт кладется «лист с вопросами» и «бланк для ответов». «Лист с вопросами» должен состоять из трех блоков( А, В и С) и включать соответствующие вопросы. Не стоит делать его слишком длинным: достаточно подобрать 3- 4 вопроса в первый блок. 2- 3 – во второй и 1- 2 – в третий. Инструкция для родителей: «Теперь, когда мы с вами четко представляем себе, что такое Единый государственный экзамен, давайте попробуем его сдать. Сейчас вы получите конверты с экзаменационными материалами. В каждом конверте находятся лист с вопросами и бланк для ответов. В листе, как и в настоящем ЕГЭ, есть вопросы трех групп: А, В и С. На выполнение всего вам отводится 5 минут. Вам не обязательно выполнять все задания, вы можете выбрать те из них, которые покажутся вам наиболее простыми. Все вопросы очень легкие, для вас не составит никакого труда на них ответить. Вам нужно прочитать вопрос и отметить ваш ответ на бланке, подчеркнуть нужный вариант или вписать свой вариант ответа». Вопросы группы А А 1. Кто написал «Войну и мир»? 1. А. С. Пушкин 2. Н. В. Гоголь 3. Л. Н. Толстой 4. М. Твен А 2. Вода замерзает при температуре- 1. - 90 0 2. - 5 0 3. - 100 0 4. 0 0 А3. В свободное время мой ребенок: 1. слушает музыку 2. играет в компьютер 3. общается с друзьями 4. готовится к занятиям А 4. Что нужно сделать ребенку, что хорошо подготовиться к экзамену: 1. написать шпаргалки 2. хорошо выспаться 3. освоить весь материал 4. узнать фамилию учителя и название сдаваемого предмета. Вопросы группы В В 1. Какова температура кипения воды? В 2. Кто из ученых утверждал, что человек произошел от обезьяны? В3. Напишите формулу воды. В 4. По каким предметам сдает экзамены ваш ребенок? Вопросы группы С С 1. Опишите, чему учит сказка «Колобок» С 2. Как вы понимаете смысл пословицы «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»? После ролевой игры необходимо попросить родителей поделиться опытом «Что показалось вам наиболее трудным? », «Какие мысли и чувства у вас возникли в ходе работы? ». После того, когда родители на своем опыте понимают, что представляет собой процедура сдачи ЕГЭ, можно переходить к общим рекомендациям психолога и педагогов. 4. Рекомендации родителям Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость. Для того чтобы лучше понять, что представляет собой ЕГЭ с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом. Отличительные особенности Традиционный экзамен Единый государственный экзамен Что оценивается? Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность Что влияет на оценку? Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т. д. Оценка максимально объективна Возможность исправить собственную ошибку На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном- при проверке собственной работы Можно заметить и исправить ошибки при проверке Кто оценивает? Знакомые ученику люди Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты Когда можно узнать результаты экзамена? На устном экзамене- практически сразу, на письменном- в течение нескольких дней В течение нескольких дней Критерии оценки Известны заранее Известны заранее, но в очень общем виде Содержание экзамена Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала( определенной темой, вопросом и т. д. ) Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала Как происходит фиксация результатов? На письменном экзамене- на том же листе, на котором выполняются задания. На устном- на черновике Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальные бланки ответов Стратегия деятельности во время экзамена Унифицированная Индивидуальная Процедура прохождения Единого государственного экзамена- деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость и структурированность мышления, комбинаторность; сформированность внутреннего плана действий. Памятка для родителей Как помочь детям подготовиться к ЕГЭ Психологическая поддержка. Экзамен – сложное испытание и требует мобилизации сил и напряженной умственной работы от выпускника школы. Подчёркивая важность этого события в жизни вашего сына/ дочери, ответственность этого момента, старайтесь не нагнетать слишком сильное напряжение – чрезмерная тревога, как и чрезмерная расслабленность препятствуют эффективной подготовке. Выпускнику необходимо чувствовать вашу поддержку, а не давление. Выражайте уверенность в его способности справится с этим испытанием. Обратите внимание и на свои чувства, связанные с ЕГЭ – если вы испытываете страх, боитесь, что Ваш ребенок не сдаст экзамен – эту тревогу может чувствовать и он – и это уменьшит его уверенность в своих силах. Напротив Ваша уверенность и убежденность в его способностях будет ему помогать. Для уменьшения тревоги Вам необходимо получить всю необходимую информацию о ЕГЭ в своем образовательном учреждении. Вы можете также поговорить с классным руководителем – он владеет необходимой информацией. Сохраняйте теплые и доверительные отношения с ребёнком в этот непростой период. Пусть он чувствует Вашу заботу и внимание, но не чрезмерную опеку и контроль. Режим дня и самочувствие Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Некоторым детям( с ведущим правым полушарием) для эффективной умственной работы нужен музыкальный фон. Это активизирует работу мозга, – но музыка должна быть без слов и не слишком громкая. Занятия должны чередоваться с периодами отдыха. Через полтора часа интенсивной работы необходимо делать перерывы. Каждый день у ребенка должно быть время для любимых занятий, общения. Важен достаточный для отдыха сон – не менее 8 часов. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Если Ваш ребенок плохо переносит интенсивные нагрузки, посоветуйтесь с лечащим врачом, о том какие поддерживающие и стимулирующие препараты Вы можете давать ребенку в этот период. Не назначайте препараты самостоятельно. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и “от плюшек не толстеют! ” С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку … разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность… Организация подготовки к экзамену. Помогите выпускнику спланировать порядок подготовки, распределить темы по дням. Во время выполнения тестового задания приучайте ребенка ориентироваться во времени и его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Приобретите пособия с тестовыми заданиями и устройте дома репетицию экзамена. Научите работать с тестами: Пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержится, это поможет настроиться на работу. Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл( характерная ошибка во время тестировани я- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать) . Если не знаешь ответ на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. Накануне экзамена Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, выпускник должен отдохнуть и как следует выспаться. В последний день не нужно интенсивно заниматься, лучше дать организму отдохнуть и набраться сил перед испытанием. Вечером перед экзаменом можно принять теплую ванну с расслабляющими компонентами – хвойный экстракт, морская соль, аромомасла( иланг- иланг, лаванда, сандал, душица, сосна) . Успокаивающие средства( валериану, пустырник) можно дать выпить на ночь перед экзаменом( при необходимости) , но ни в коем случае не утром, в день экзамена. Накануне экзамена поговорите с ребенком, обсудите его сомнения и страхи по поводу сдачи ЕГЭ, постарайтесь снять излишнее волнение, скажите, что у него все получится. Утром, в день экзамена, проснуться поможет запах апельсинов, ритмичная музыка, душ, легкая зарядка. Легкий завтрак, пить лучше простую или минеральную воду. Еще раз подбодрите ребенка, скажите, что вы не сомневаетесь в его способности справиться с ЕГЭ, пожелайте удачи, пусть уйдет из дома в хорошем настроении. Безопасность ОЧЕНЬ ВАЖНО! Всегда существует некоторый процент детей, не справившихся с ЕГЭ. Кроме того, ребенок может не набрать баллов, достаточных для поступления в тот ВУЗ, в который он хотел поступить. На этот случай семья должна иметь запасной вариант действий, который заранее обсуждается с ребенком – он может найти временную работу, готовится к пересдаче на следующий год, пойти учится на платное заочное отделение, пойти в армию и т. д. Ребенок должен знать, что с ним будет, если он не сдаст ЕГЭ или сдаст недостаточно хорошо. Неудача на экзамене не должна стать жизненной катастрофой, потрясением, с которым он не сможет справиться. Выход есть всегда – это главное, что он должен знать и помнить. Ваши отношения должны быть достаточно теплыми и доверительными, чтобы в случае неудачи ребенок пришел к вам за поддержкой. Если ребенок узнал о плохом результате и расстроился, поговорите с ним, постарайтесь успокоить, еще раз проговорите возможные варианты его дальнейшего жизненного пути. Объясните, что целая жизнь гораздо больше, чем один несданный экзамен. Приведите примеры из своей жизни или жизни знакомых, которые терпели подобные неудачи, а потом все равно добивались успеха. Предложите ему пригласить друзей, которые могут его поддержать, пусть он не остается наедине со своими тяжелыми чувствами и мыслями. 5. «Мозговой штурм» Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помогать ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит нам лучше помогать детям». Родителей нужно разделить на группы по 5 — 6 человек. Поскольку, как правило, родители выпускников достаточно хорошо знакомы друг с другом, они скорее всего рассядутся в классе в соответствии со своими дружескими связями. Поэтому проще всего предложить объединиться родителям, сидящим рядом. Каждой группе нужно дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей». Когда время, отведенное на обсуждение, заканчивается, нужно попросить родителей озвучить тот список идей, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания. Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны родителям, можно собрать все листы с записями и составить обобщающую «копилку полезных советов», которую раздать родителям на следующем собрании с соответствующими комментариями.
Тема: Выбор профессии Цель: - изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; - сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье; - создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учител ь- ученик- родитель»; - разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; - организация проведения совместного досуга родителей и учащихся; - привлечение родителей к активному участию в жизни класса, формированию внутренней политики школьной жизни; - демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания; - поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы. Подготовительная работа: предварительное анкетирование выпускников школы. Оформление, оборудование, инвентарь: компьютер, проектор. Беседа «Как помочь выпускнику выбрать будущую профессию» Уважаемые родители старшеклассников! Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребёнка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто- то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто- то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Очень важно, чтобы будущая профессия совпала с типом ценностных ориентаций. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии? Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, манекенщица, актёр, рок- певец и т. п. , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь – самим решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной. Возможно, с определённой точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берём на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребёнка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность»( например, заявлять: «Хочу быть начальником! ») . Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребёнком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности. Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно- единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким- то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его будущего можно по- разному. У кого- то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком? ». Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие ещё профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть». Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто- то становится «врачом, как мама» или «шофёром, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идёт по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчёт в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который подросток делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остаётся возможность что- то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным. Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, учебное заведение «заодно с друзьями». Родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына или дочери о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях. Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация». В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобрели опыт профессиональной деятельности. В наше время нечасто можно увидеть молодых людей, в которых трудолюбие было бы воспитано с детства. Не сформирована потребность в труде, именно потребность, а не привычка. Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, он ищет другие способы реализации своего «я» и находит их в бесцельном врепрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни. Психолог Л. М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии: - динамичность мира профессии. Ежегодно появляется около 500 новых. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5- 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости; - смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой- либо профессией, а несколькими смежными профессиями. Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация»( данный материал составлен на основе современных социологических исследований) . Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Им явно не хватает информации о том, как той или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим: 1) финансово- экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая; 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4) архитектура, дизайн, художественное творчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженерно- техническая деятельность; 8) промышленное производство – 9% . Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молодёжи связаны, в первую очередь, с финансово- экономической и правовой сферами деятельности. Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, среди специалистов резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производства, цехов, мастеров. Всё более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям. Экономист, юрист – знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий( спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится всё большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что уменьшает реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии. Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и т. д. Таким образом, в современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием. Исключительно важно формировать у учащихся: Во- первых, гражданские и нравственные ценности; Во- вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения. Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и переквалификации и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности. Определение типа ценностных ориентаций. 1. Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. 2. Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им непрофессиональные ориентации. 3. Непротиворечивый непрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией.
Тема: Выбор профессии Цель: - изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся; - сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье; - создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учител ь- ученик- родитель»; - разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности; - организация проведения совместного досуга родителей и учащихся; - привлечение родителей к активному участию в жизни класса, формированию внутренней политики школьной жизни; - демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания; - поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы. Подготовительная работа: предварительное анкетирование выпускников школы. Оформление, оборудование, инвентарь: компьютер, проектор. Беседа «Как помочь выпускнику выбрать будущую профессию» Уважаемые родители старшеклассников! Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребёнка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Очень скоро подойдут к концу школьные годы, и нашим детям нужно будет определиться, «кем быть». Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Мы хотим, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. Кроме того, у нас есть определённые представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. Кто- то из нас считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто- то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Очень важно, чтобы будущая профессия совпала с типом ценностных ориентаций. Кто же несёт ответственность в таком непростом деле, как выбор будущей профессии? Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это непросто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, например, манекенщица, актёр, рок- певец и т. п. , даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь – самим решить, какая профессия будет для сына или дочери оптимальной. Возможно, с определённой точки зрения это действительно так. Но в ситуации, когда мы, взрослые, целиком берём на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Дело в том, что выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её, как скучную, тягостную обязанность. И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. У ребёнка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность»( например, заявлять: «Хочу быть начальником! ») . Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт закончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями собственного отрочества. Подобные рассказы, особенно если известно, чем завершился выбор профессии, как правило, производят на подростков большое впечатление. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки зачастую скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую подросток выбрал. Например, если он размышляет, не стать ли ему экономистом, а среди ваших знакомых как раз есть экономисты, можно попросить их пообщаться с вашим ребёнком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может как подтолкнуть подростка к выбору профессии, так и заставить его задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности. Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно- единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо, если в ситуации выбора профессии у подростка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, если по каким- то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу подростка. Обсудить с подростком пути его будущего можно по- разному. У кого- то можно спросить прямо: «А что ты будешь делать, если у тебя не получится стать переводчиком? ». Тревожному подростку можно предложить пофантазировать: «Давай представим, какие ещё профессии ты мог бы выбрать», или обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Петя всю жизнь мечтал стать футболистом, но получил травму, и ему пришлось уйти из спорта. Теперь он думает, кем быть». Огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто- то становится «врачом, как мама» или «шофёром, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы идёт по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчёт в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть своё представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаём ребёнку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают её как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворённость жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который подросток делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остаётся возможность что- то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности. И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они ни выбрали. Это ощущение придаёт им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным. Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы. При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, учебное заведение «заодно с друзьями». Родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына или дочери о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях. Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация». В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у подростков такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобрели опыт профессиональной деятельности. В наше время нечасто можно увидеть молодых людей, в которых трудолюбие было бы воспитано с детства. Не сформирована потребность в труде, именно потребность, а не привычка. Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, он ищет другие способы реализации своего «я» и находит их в бесцельном врепрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни. Психолог Л. М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии: - динамичность мира профессии. Ежегодно появляется около 500 новых. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5- 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости; - смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой- либо профессией, а несколькими смежными профессиями. Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Информация для родителей «Перспективные профессии и современная социальная ситуация»( данный материал составлен на основе современных социологических исследований) . Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знают. Им явно не хватает информации о том, как той или иной вид занятости может быть связан с их долговременными ориентациями и жизненными целями. Результаты различных социологических исследований показывают, что учащиеся ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высокий уровень профессионального образования. Распределение предпочтений учащихся по профессиональным сферам получается следующим: 1) финансово- экономическая деятельность; 2) юридическая, правоведческая; 3) культура, наука, образование, здравоохранение; 4) архитектура, дизайн, художественное творчество; 5) торговля, коммерция; 6) государственное управление; 7) инженерно- техническая деятельность; 8) промышленное производство – 9% . Как видно, доминирующие профессиональные приоритеты молодёжи связаны, в первую очередь, с финансово- экономической и правовой сферами деятельности. Однако социологи отмечают противоречие, касающееся недооценки выпускниками спроса на специалистов сферы промышленного производства. Так, среди специалистов резко возросла потребность в инженерных кадрах. Она в два раза превышает предложение. Подтвердилась тенденция роста спроса производящих компаний и крупных предприятий на руководителей среднего звена, начальников производства, цехов, мастеров. Всё более востребованными становятся специалисты с успешным опытом продаж продукции промышленного назначения, программисты, специалисты по информационным технологиям. Экономист, юрист – знаковые профессии, ставшие стереотипами привлекательности в общественном сознании. Эти стереотипы продолжают срабатывать, несмотря на насыщение рынка труда специалистами данного профиля, отсутствие соответствующих вакансий( спроса) и появление безработицы среди выпускников, имеющих данные специальности. В последнее время государство в стремлении обуздать стихию рынка начинает отдавать предпочтение административным методам управления экономикой. Результатом этого становится всё большая невостребованность и очевидное перепроизводство специалистов в названных областях деятельности, что уменьшает реальные возможности их трудоустройства по имеющейся профессии. Поэтому очевидно, что для разрешения противоречия между профессиональным выбором учащихся и современными потребностями рынка труда необходимо переориентировать многих выпускников с таких профессий, как экономист широкого профиля, банковский специалист, менеджер, юрист, на более реалистичные, пользующиеся спросом профессии, а именно: специалист сферы промышленного производства, инженер, руководитель среднего звена на производстве, начальник производства, цеха, мастер и т. д. Таким образом, в современных общественных условиях необходимо готовить высококвалифицированных работников, обладающих несколькими смежными специальностями, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладающих высоким профессионализмом и конкурентоспособностью, желающих заниматься самообразованием и самовоспитанием. Исключительно важно формировать у учащихся: Во- первых, гражданские и нравственные ценности; Во- вторых, личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения, в том числе и по поводу как жизненного, так и профессионального самоопределения. Особое внимание нужно обращать на формирование у старших подростков качеств инициативы, самостоятельности, ответственности, коммуникативности, дисциплинированности, эмоциональной устойчивости, заинтересованности и потребности в самоизменении, гибкости, способности к перемене труда, к освоению новых профессий и переквалификации и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности. Определение типа ценностных ориентаций. 1. Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. 2. Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им непрофессиональные ориентации. 3. Непротиворечивый непрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией.
Родительское собрание на тему" Выбор дальнейшего пути. Готовы ли к нему дети? " Цель: Помочь ребенку профессионально самоопределиться, подготовить к выбору дальнейшего пути. Подготовка: предварительное анкетирование учащихся и родителей. План. 1. Для чего нужно высшее образование? 2. Модель современного выпускника. Какими качествами он должен обладать? 3. Готовы ли к выбору пути наши дети? 4. Как воспитать успешного человека? 5. Итоги собрания. Ход собрания Вступительное слово классного руководителя. – Здравствуйте, уважаемые родители и гости. Сегодня наше родительское собрание я предлагаю провести в форме лаборатории нерешенных проблем. Каждый из трех рядов будет мини- лабораторией. Вы – младшими научными сотрудниками. В качестве пресс- службы выступят председатель и члены родительского комитета. Гостям я предлагаю объединиться в группу экспертов и вместе с нами поучаствовать в решении вопросов собрания. Я же выступлю в качестве заведующей нашей педагогической лаборатории. Знакомлю с темой собрания, целями и вопросами, которые нам предстоит сегодня обсудить. – Я надеюсь на плодотворную, активную работу всех сотрудников нашей лаборатории. Заранее было проведено анкетирование родителей и детей. Я благодарна, что вы нашли время ответить на предлагаемые вопросы. Анкета для родителей. 1. Какую роль в обществе призвана сегодня играть школа? Чьи потребности и на каком уровне она должна удовлетворять и развивать? 2. На что нужно обратить внимание школе, чтобы достойно подготовить выпускника к самостоятельной жизни? 3. Какое воспитание более значимо: семейное или школьное? 4. Где должны больше заниматься профориентационной работой: в школе или дома? 5. Нужно ли вашему ребенку высшее образование? Если да, то для чего? 6. Куда ваш ребенок собирается поступать после школы? Согласны ли вы с его выбором? 7. Кем бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем? 8. Есть ли в вашей семье запасной вариант профплана? 9. Легко ли сегодня быть учеником? 10. Насколько ваш ребенок готов к самостоятельной жизни? ( Оцените по 10- ти бальной системе. ) 11. Готовы ли вы ему помочь? Анкета для детей. 1. Нужно ли вам высшее образование? Если да, то для чего? 2. Выбрали ли вы себе профессию? 3. Знаете ли вы содержание этой профессии? 4. Какую профлитературу по выбранной специальности вы уже изучаете? ( Укажите. ) 5. Нужна ли помощь профконсультанта по вопросу выбора профессии? 6. Есть ли у вас волнение по поводу окончания школы и поступления в вуз? ( Оцените по 10- ти бальной системе. ) 7. Есть ли запасной вариант профессионального плана? 8. Какими основными качествами должен обладать современный выпускник? ( Укажите 3. ) 9. Каких каче ств дл я достижения идеала вам не хватает? 10. Каких качеств вы уже достигли? 11. На чью помощь вы рассчитываете при достижении цели? 12. Представьте, какими вы станете через 10 лет. 13. Насколько вы готовы к сдаче ЕГЭ сейчас? ( Оцените по 5- ти бальной системе. ) Не так много времени остается до окончания нашими детьми школы. И чем ближе этот момент, тем сильнее волнение и у них, и у родителей, и у учителей. Время диктует свои законы. Существенные изменения политических и социально- экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние и на современную школу. И на вопрос: какую роль в обществе призвана сегодня играть школа? – ответили так: ( Зачитываю ответы родителей на первый вопрос анкеты) . Да, школа имеет немаловажное значение в воспитании личности. И прежде всего, она должна дать глубокие знания ученикам. Из 26- и опрошенных родителей 10 ответили, что важнее семейное воспитание, а 16, что важно как семейное, так и школьное воспитание. Да, у нас одна цель – воспитать личность, которая смогла бы применить полученные знания, найти верный путь жизни, самоопределиться и самореализоваться. В журнале “Семья и школа” я прочла статью Ирины Шурыгиной “Зачем бедным высшее образование? ” Анализируя эту проблему, автор говорит о том, что в развитых странах оно( высшее образование) , действительно, дает человеку возможность достойно жить, и представляет следующую модель: & lt; Рисунок 1& gt; Рис. 1 У нас же все иначе. Имея высшее образование, человек не застрахован от неудач. Это не является гарантией того, что ты найдешь соответствующую работу и будешь жить обеспеченно. ( Убираем 2 и 3 листы, составляющие схему. ) Так для чего же тогда нужно высшее образование в нашей стране? ( В течение 2–3 минут родители обсуждают этот вопрос, затем представители от мини- лаборатории высказывают свои точки зрения. Эксперты имеют право дополнить выступления родителей) . Вывод № 1 пресс- службы: Высшее образование просто необходимо. Это единственное, что удерживает подростков в рамках общества на достойном уровне. О но важнее для малообеспеченных подростков, чем для обеспеченных, так как другие способы адаптации в обществе( деньги, связи родителей) для них закрыты. Учитель зачитывает ответы детей по данному вопросу. Легко ли сегодня быть учеником? ( Зачитываю ответы родителей. ) – Я предлагаю создать модель современного выпускника. Какими качествами он должен обладать? Укажите три основные. ( Обсуждение 3 минуты в мини- лабораториях. Качества, записанные маркерами на листах, представители от групп прикрепляют с одной стороны доски и объясняют свой выбор. ) А теперь давайте посмотрим, как считают дети. ( С другой стороны доски показываю, какой “портрет” выпускника составили дети. ) Получается, что многие качества, о которых говорили вы, отметили и дети. Значит, они понимают, какими им надо стать. Так же они критично отнеслись к своим недостаткам. ( Зачитываю ответы на вопрос 9, но отмечают и изменения, произошедшие с ними. ) ( Ответы на вопрос 10) . Вывод № 2 пресс- службы: Говоря о необходимых качествах современного выпускника, мы и дети разделили их на две группы: первые необходимы для профессионального пути, другие – для жизненного. “Выпускники школы должны осознавать, что сегодня, в условиях рынка, добиться успеха может только тот, кто имеет хорошую профессиональную подготовку, владеет навыками общения, обладает способностью приспосабливаться к изменившимся условиям труда, выдерживать конкуренцию при наличии безработицы”. ( Г. Сторожева из журнала “Воспитание школьников”, статья “О профессиональном самоопределении учащихся”) Но не будет ли такой человек похож на машину, функционально выполняющую определенные операции? Ведь наша задача состоит и в том, чтобы воспитать нравственного человека. Когда детям было предложено представить себя через 10 лет, 6 человек не смогли ответить на этот вопрос( 12 вопрос анкеты) . О ни живут сегодняшним днем. А вот один из ответов: “Я не вижу будущего и не могу конкретно сказать, каким буду, но знаю точно – останусь человеком”. И это очень важно. Разве не к этому мы стремимся? Мы говорим о воспитании всесторонне развитой личности. А что это значит? Ответ находим в книге Полины Соловей “Как удержаться на вершине”: “Развивать тело( полезно! ) , развивать мозг( более того) и не давать материала для развития души? Того, что мы называем эмоциональной сферой личности? Каким тогда вырастет человек? Роботом, способным мыслить в узких пределах и, кстати, даже в профессиональной своей деятельности обычно ничем не выдающимся( творческий труд без эмоций немыслим) ? Или делягой, для которого все на свете, в том числе и человек, – лишь средство для извлечения личной пользы? . . . Нужен мальчику и “Рудин”, и “Евгений Онегин”, и “Война и мир”, и “Гамлет”…И теория относительности, и происхождение видов, и бином Ньютона– ем у нужно все, чтобы стать гармонично развитой личностью, а не приставкой к машине”. Дополнения группы экспертов. Готовы ли наши дети к дальнейшей жизни? Отвечая на этот вопрос, можно выделить два аспекта: путь профессионального самоопределения и моральная готовность, настрой ребенка. Большинство детей ответили, что им необходима помощь профконсультанта и что они испытывают чувство тревоги и волнения по поводу сдачи ЕГЭ. Никаких запасных планов по профессиональному самоопределению нет, и в основном все рассчитывают на себя и на помощь и поддержку родителей. Дети остро нуждаются в старших, кто бы позаботился о них и помог бы в выборе пути. Вывод № 3 пресс- службы: Роль родителей заключается в том, чтобы поддержать и развить идущие от ребенка начинания, быть готовыми к успехам и срывам, взлетам и падениям. Благожелательная поддержка любого, хоть и слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей. Каждый из вас готов помочь своему ребенку( 11 вопрос анкеты) . Это хорошо. Но как помочь, чтобы не навредить? Как воспитать успешного человека? Возможно ли это? Выступление школьного психолога. Подведение итогов собрания. Выступление пресс- службы. – На этом наша лаборатория завершает свою работу. Благодарю всех за активное участие в обсуждении важных вопросов. Да, проблема выбора дальнейшего пути остается пока не решенной. Но любую проблему рано или поздно приходится решать. У нас есть еще время, чтобы достойно подготовиться к этому. _ _
Родительское собрание «Укрепление здоровья подростков. Профилактика детского травматизма». Цель: способствовать просвещению родителей в области сохранения здоровья детей; познакомить родителей с факторами риска здоровью( инфекционные агенты, детский травматизм) . Ход собрания 1. Вступительное слово. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Поэтому первоочередной задачей учителей и родителей должно быть укрепление здоровья, предупреждения утомляемости, нервных и инфекционных заболеваний у наших детей. Занятия в школе резко повышают нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы и умственным трудом. Школьник утомляется – и это нормально. Родителям важно сделать эту утомляемость не фатальной, а, скорее, минимальной. Работоспособность детей в среднем школьном возрасте подвергается циклическим колебаниям в зависимости от времени суток, дня, недели, времени года. Для предупреждения утомляемости, её снижения чрезвычайно важно для учащихся выполнения ими режима дня. Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха – тогда нервная система быстро истощается. Наступает утомляемость ребенка. Организация сна и бодрствования – важная часть семейного воспитания. 2. Беседа «Организация режима дня школьника» Что значит «правильно» организовать режим дня школьника? Это обеспечить ему достаточный по продолжительности сон; время подъема и отхода ко сну должно быть строго установленным; Предусмотреть регулярный приём пищи – желательно в одни и те же часы; Установить определенные часы приготовления уроков; Выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, помощи семье. 3. Профилактика инфекционных заболеваний. Несмотря на достигнутые успехи медицины, всё ещё имеют широкое распространение и вызывают особую тревогу инфекционные заболевания. Для того чтобы лучше знать меры предупреждения инфекционных заболеваний, необходимо дать некоторые сведения о них. Инфекционные заболевания возникают в результате проникновения в организм болезнетворных микроорганизмов( микробов, вирусов) , которые при благоприятных для них условиях( например, ослабление организма человека) начинают бурно размножаться. Ответная реакция организма человека и проявляется в виде болезни. Надо иметь в виду два обстоятельства. Между заражением( или так называемым контактом с больным) и проявлением болезни проходит определенный период( инкубационный период) , который может колебаться в значительных пределах, в зависимости, от болезни, от нескольких часов до нескольких месяцев. Поэтому не у всех детей болезнь может проявляться одновременно. Значит, уже при одном случае заболевания должна возникнуть настороженность. Многие инфекционные болезни имеют довольно четко выраженную сезонность. Поэтому все родители должны помнить, что в осенне е- зимний период чаще вспыхивает грипп, летом- дизентерия. Что же можно сделать для предупреждения заболевания гриппом? Известно, что под влиянием свежего воздуха и солнца за 20- 30 мин. Количество микробов уменьшается на 70- 80% . Вот почему особенно во время вспышек гриппа так важно проветривать комнаты, изоляция от коллектива и т. д. Другая группа болезней носит название острых кишечных инфекций. Болезни эти могут распространятся несколькими путями. Например, через загрязненную воду, пищу, фрукты, овощи. Поэтому очень важно следить за употреблением в пищу желательно вымытых овощей и фруктов. Загрязненная вода может служить источником многих заболеваний, среди которых, помимо дизентерии, одной из наиболее опасных, - вирусный гепатит. Особенно осторожно нужно быть в летнюю пору во время походов, экскурсий. Питьевую воду нужно носить с собой в закрытой посуде. Вторая проб лема, решение которой важно для предупреждения кишечных инфекций, – мытье рук, и в первую очередь перед едой и после посещения туалета. Третья группа инфекционных болезней связана с животными, которые являются переносчиками болезней: комары например, переносят малярию, блохи чуму, слепни, крысы, мыши – сибирскую язву, кошки – «стригущий лишай». Для предупреждения таких заболеваний надо убедить детей не брать в руки животных, не ласкать бродячих кошек и собак. Итак, каковы же основные направления предупреждения инфекционных болезней: - общее оздоровление организма; - закаливание; - создание в школе и дома благоприятных условий, препятствующих распространению болезней; - своевременное выявление недуга и изолирование заболевшего ребенка. Жизнь наша развивается противоречиво. С одной стороны, переселение в комфортабельные квартиры, освобождение от тяжелого физического труда, облегчение всей жизни, а с другой стороны появление новых опасностей; многоэтажные дома с балконами и большими окнами, которые страшно открыть, бетонные ступени, асфальтированные дороги и наполненные машинами улицы, в каждой квартире электричество, газ и множество сложных бытовых приборов и приспособлений. В этой обстановке даже уменьшение числа детей в семье и организованная забота о них не спасают положения: детский травматизм неизбежно растет. Возможны два принципиально различных пути его предотвращения. Первый состоит в стремлении взрослых обезопасить жизнь, убрав от ребенка опасности или ребенка от них. Дети при этом остаются в неведении: они не знают, что в окружающей жизни есть опасности, и вырастают неосторожными. Они не умеют обращаться с опасными предметами и будут беспомощными в любой опасной обстановке. Но возможен другой путь: сознательно готовить ребенка к встрече с опасностями, которые всегда были, есть и будут в жизни, чтобы он: - знал опасности, которые могут ему встретиться и был бы поэтому сам осторожен и других мог предупредить; - умел обращаться с опасными предметами, инструментами, веществами; - был сильным, ловким, сообразительным, чтобы выходить из сложных и опасных положений; - знал меру своих возможностей; чтобы чувствовать границу допустимого риска. 4. Детский травматизм и его профилактика. На долю ребят среднего школьного возраста приходится более 40% случаев детского травматизма. Подростки, как правило, склонны к опасным шалостям, интересуются пиротехникой, участвуют в драках и т. д. Поэтому и травмы у них бывают тяжелые. Например, сотрясение головного мозга и другие повреждения головы составляют 30% , переломы костей 40% , ранения внутренних органов, обширные ожоги, серьезные травмы мягких тканей, укусы животных – 27% ; травмы глаз – 3% . Тяжелые повреждения ребенок получает при падении с высоты( окна, балкона, крыши, дерева, качелей, велосипеда) , или на ровном месте( по невнимательности) , зацепившись за проволоку, трубу, порог, корень дерева, поскользнувшись, попав в яму, траншею, открытый люк, колодец. Около 15% травм подростки получают в результате неисправности бытовых и электроприборов, а также повреждения электропроводов в подъездах, подвалах, улице. Ранения острыми предметами( ножом, топором, пилой, молотком) , всего из- за неправильного обращения с этими предметами. Больше всего ранений ребята получают от осколков стекла в водоемах, песке. На первый взгляд, кажется, что несчастный случай происходит неожиданно. Однако, анализируя большой материал о пострадавших детях, можно выявить типичные опасные ситуации, в которые попадают дети. Чтобы предотвратить эти ситуации, нужна в школе и дома профилактика детского травматизма. Систематическое обучение правилам безопасности, безопасного поведения, их показ и тренировка – основа профилактики травматизма детей. Детям нужно не только рассказывать о правилах поведения, но и показывать безопасные способы выполнения таких распространенных в обыденной жизни действий, как нарезание хлеба, чистка овощей, открывание консервных банок, разогревание пищи и т. д. Если запрещать все, то это, наоборот, может привести к обратному эффекту. Травмы, получаемые в результате падений, составляют 80% всех повреждений, случающихся в доме и во дворе. Следует не просто запрещать детям лазать по деревьям( они все равно это делают) , надо их научить осторожности, рассказать о недопустимости некоторых действий( раскачиванию на тонких деревьях, избегать сухих и тонких сучков и т. д. 5. Сохранение здоровья ребенка – важнейшая задача родителей. Что же может помочь нашим детям укрепить здоровье? Прежде всего, это благоприятный психологический климат в семье. Ваши отношения с ребенком должны сложиться так, чтобы он всегда был уверен: дома его поймут, посоветуют как поступить в той или иной ситуации, а не ограничатся нравоучениями. Стать не просто родителями, но и друзьями своих детей – задача трудная, но выполнимая. Продуманный, здоровый режим, спокойная обстановка, интересные для подростка и посильные для него занятия, доброжелательность и понимание со стороны окружающих его людей, контроль состояния его здоровья – основные условия того, что ребенок, школьник будет ра сти и развиваться благополучно.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры