Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 8 классе.
Документы для скачивания
Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании МО Директор ГБОУ РМ «Ардатовский Руководитель МО детский дом- школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 8 классе. Составитель: Галкина Л. Б. 2016г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе ф едерального г осударственного образовательного стандарта, учебного плана, п римерной программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И. Сонина/ / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. – М. : Дрофа, 201 2. – 138 с. / / , отражающей содержание рабочей программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа составлена и адаптирована для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; и c пользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции. При изучении курса «Человек и его здоровье» эти цели конкретизируются в рамках рассматриваемого материала: освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации; воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции. В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно- ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания- лабораторных и практических работ. Личностно- ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 6 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций: ценностно- смысловой( уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности) социокультурной( определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени) учебно- познавательной( ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий( текстовые и графические редакторы, презентации) ; иметь опыт восприятия картины мира) ; коммуникативной( владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы) ; информационной( владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, CD- Rom, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее) ; природоведческой и здоровьесберегающей( иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде( в лесу, в поле, на водоемах и др. ) ; знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи) Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю. Рабочая программа реализуется при работе с УМК: Сонин Н. И. , Сапин М. Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 6- е изд, , стереотип. - М. : Дрофа, 201 4. - 288 с. Абдулгамидов Ч. А. , Сонин Н. И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник задания для тематического контроля знаний учащихся. Учебно- методическое пособие. - М. : Классик Стиль, 2003. - 104 с. Сонин Н. И. , Сапин М. Р. Печатная тетрадь к учебнику Биология. 8 кл. Человек: для общеобразоват. учеб. заведений. - 6- е изд, , стереотип. - М. : Дрофа, 201 5. Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 8 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, обозначенных выше образовательных подходов, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые, фронтальные практические работы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В результате изучения данного курса биологии ученик должен знать/ понимать фундаментальные понятия биологии; признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток, тканей, органов и систем органов человека; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения: особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию, о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, об отрицательном воздействии на организм вредных привычек, основные приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях, правила гигиены и факторы, разрушающие здоровье человека; систематическое положение человека и его происхождение; основные области применения биологических знаний в практике при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и их топографию, системы органов человека; сравнивать биологические объекты( клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения; объяснять связь между строением и функциями органов; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника основной материал; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию об организме человека( в том числе с использованием информационных технологий) ; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект реферат; владеть языком предмета; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек( курение, алкоголизм, наркомания) ; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил личной и общественной гигиены; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА( 70 часов, 2 часа в неделю) Тема 1. Место человека в системе органического мира( 2 часа) Человек как часть живой природы, место челове ка в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. ■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сход ства человека и животных. Тема 2. Происхождение человека( 2 часа) Биологические и социальные факторы антропосо циогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. ■ Демонстрация модели «Происхождение челове ка», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека. Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека( 1 час) Наука о человеке: анатомия, физиология, гиги ена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. ■ Демонстрация портретов великих ученых — ана томов и физиологов. Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека( 4 часа) Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Орг аны человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеост аза. ■ Демонстрация схем систем органов человека. Лабораторные и практические работы Изучение микроскопического строения тканей* . Распознавание на таблицах органов и систем ор ганов* . Тема 5. Координация и регуляция( 10 часов) Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция. ■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с раз личными нарушениями функции эндокринных же лез. Нервная регуляция Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов го ловного мозга. Большие полушария головного моз га. Кора больших полушарий. Значение коры боль ших полушарий и ее связи с другими отделами моз га. Органы чувств( анализаторы) , их строение, функ ции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупрежде ние нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обо няния. Гигиена органов чувств. Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных реф лексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга. Лабораторные и практические работы Изучение головного мозга человека( по муля жам) * . Изучение изменения размера зрачка* . Тема 6. Опора и движение( 8 часов) Скелет человека, его отделы: осевой скелет, ске лет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно- двигательной системы и их профилак тика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физиче ской культуры и режим труда в правильном формиров ании опорно- двигательной системы. ■ Демонстрация скелета человека, отдельных кос тей, распилов костей; приемов оказания первой по мощи при повреждениях( травмах) опорно- двига тельной системы. ■ Лабораторные и практические работы Изучение внешнего строения костей* . Измерение массы и роста своего организма* . Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц* . Тема 7. Внутренняя среда организма( 3 часа) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жид кость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечни кова в области иммунитета. Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови. Лабораторная работа Изучение микроскопического строения крови* . Тема 8. Транспорт веществ( 4 часа) Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфооб ращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. ■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообраще ния. ■ Лабораторные и практические работы Измерение кровяного давления* . Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений* . Тема 9. Дыхание( 5 часов) Потребность организма человека в кислороде воз духа. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос га зов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция ды хания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. ■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, ил люстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания. ■ Практическая работа Определение частоты дыхания* . Тема 10. Пищеварение( 5 часов) Питательные вещества и пищевые продукты. По требность человека в пище и питательных вещест вах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. ■ Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов. ■ Лабораторные и практические работы Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал* . Определение норм рационального питания* . Тема 11. Обмен веществ и энергии( 2 часа) Общая характеристика обмена веществ и энер гии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гипови таминоз. Гипервитаминоз. Тема 12. Выделение( 2 часа) Конечные продукты обмена веществ. Органы вы деления. Почки, их строение и функции. Образова ние мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. ■ Демонстрация модели почек. Тема 13. Покровы тела( 3 часа) Строение и функции кожи. Роль кожи в теплоре гуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреж дение. ■ Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи. Тема 14. Размножение и развитие( 3 часа) Система органов размножения; строение и гиги ена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, ро ды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирова ние семьи. Тема 15. Высшая нервная деятельность( 5 часов) Рефлекс — основа нервной деятельности. Иссле дования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ух томского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Фор мы поведения. Особенности высшей нервной де ятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики че ловека. Тема 16. Человек и его здоровье( 4 часа) Соблюдение санитарно- гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двига тельная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая сре да как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. ■ Лабораторные и практические работы Изучение приемов остановки капиллярного, ар териального и венозного кровотечений* . Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье* . Тематическое планирование по дисциплине « Биология 8 класс » № п/ п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащихся, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии ч. Самостоятельная работа, ч. I Место человека в системе органического мира 2 2- - - - II Происхождение человека 3 3- - - - III Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 2 2- - - - IV Общий обзор строения и функций организма человека. 4 2 2- - - V Координация и регуляция. 10 8 2- - 2 VI Опора и движение. 8 5 2 1- 1 VII Внутренняя среда организма 3 2 1- - - VIII Транспорт веществ. 4 2 2- - - IX Дыхание 5 3 1 1- - X Пищеварение 5 3 2- - 1 XI Обмен веществ и энергии. 2 2- - - - XII Выделение. 2 2- - - - XIII Покровы тела. 3 3- - - - XIV Размножение и развитие. 3- 3- - - XV Высшая нервная деятельность 5 4 1- - - 16 Человек и его здоровье 8 7 1- - - Календарно- тематический план. № Наименование разделов и тем Вид занятия Коли- чество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения занятия Планируемая Фактическая 1 Тема 1 Место человека в системе органического мира. 2 1. 1 Человек как часть живой природы. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 1. 2 Сходство и различия человека и животных. Изучение нового материала 1 2 Тема 2 Происхождение человека. 3 2. 1 Биологические и социальные факторы антропогенеза. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. 2. 2 Вводная контрольная работа 1 2. 3 Расы человека, их происхождение и единство. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 3 Тема 3 Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 2 3. 1 Анатомия, физиология, гигиена. Изучение нового материала 1 3. 2 Великие анатомы, физиологи. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. 4 Тема 4 Общий обзор строения и функций организма человека. 4 4. 1 Клеточное строение организма. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №1 4. 2 Ткани и органы. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №2 4. 3 Системы органов. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу. 5 Тема 5 Координация и регуляция. 10 5. 1 Гуморальная регуляция. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 5. 2 Гормоны и их роль в обменных процессах. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 5. 3 Строение и значение нервной системы. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. 5. 4 Строение и функции спинного мозга. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №3 5. 5 Строение и функции головного мозга. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника. 5. 5 Полушария большого мозга. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №1 5. 6 Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу. 5. 7 Анализаторы слуха и равновесия. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 5. 8 Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Изучение нового материала 1 5. 9 Обобщение знаний по теме 5. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 6 Тема 6 Опора и движение. 8 6. 1 Скелет человека, его отделы. Изучение нового материала 1 6. 2 Рост костей. Типы соединений костей. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №4 6. 3 Строение скелета. Комплексное применение знаний и умений 2 Лабораторная работа №2 6. 4 Строение и развитие мышц. Изучение нового материала 1 6. 5 Работа мышц. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 6. 6 Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно- двигательной системы. Изучение нового материала 1 6. 7 Обобщение знаний по теме 6. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу. 7 Тема 7 Внутренняя среда организма. 3 7. 1 Кровь, её состав и значение. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №5 7. 2 Иммунитет. Изучение нового материала 1 7. 3 Промежуточная контрольная работа 1 8 Тема 8 Транспорт веществ. 3 8. 1 Сердце, его строение и регуляция деятельности. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №3 8. 2 Работа сердца. Изучение нового материала 1 8. 3 Движение крови и лимфы по сосудам. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №6 9 Тема 9 Дыхание. 5 9. 1 Строение органов дыхания. Изучение нового материала 1 9. 2 Газообмен в лёгких и тканях. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №4 9. 3 Регуляция дыхания. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 9. 4 Заболевание органов дыхания, их предупреждение. Изучение нового материала 1 9. 5 Обобщение знаний по теме 9. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу. 10 Тема 10 Пищеварение. 5 10. 1 Питательные вещества и пищевые продукты. Изучение нового материала 1 10. 2 Пищеварение в ротовой полости. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №5 10. 3 Пищеварение в желудке и кишечнике. Комплексное применение знаний и умений 2 Практическая работа №7 10. 4 Гигиена питания. Изучение нового материала 1 11 Тема 11 Обмен веществ и энергии. 2 11. 1 Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Изучение нового материала 1 11. 2 Витамины. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 12 Тема 12 Выделение. 2 12. 1 Органы выделения. Изучение нового материала 1 12. 2 Болезни органов выделения, их предупреждения. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу. 13 Тема 13 Покровы тела. 3 13. 1 Строение и функции кожи. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №6 13. 2 Роль кожи в терморегуляции организма. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №7 13. 3 Заболевания кожи и их предупреждение. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 14 Тема 14 Размножение и развитие. 3 14. 1 Система органов размножения. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №7 14. 2 Внутриутробное развитие. Изучение нового материала 1 14. 3 Рост и развитие ребенка. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №8 15 Тема 15 Высшая нервная деятельность. 5 15. 1 Рефлекс- основа нервной деятельности. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №9 15. 2 Сон и сновидения. Изучение нового материала 1 15. 3 Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 15. 4 Типы нервной деятельности. Изучение нового материала 1 15. 5 Обобщение знаний по теме 15. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 16 Тема 16 Человек и его здоровье. 8 16. 1 Здоровье и влияющие на него факторы. Изучение нового материала Составляют схему. 16. 2 Оказание первой доврачебной помощи. Комплексное применение знаний и умений Лабораторная работа №10 16. 3 Вредные привычки. Изучение нового материала Выступают с сообщениями. 16. 4 Заболевания человека. Изучение нового материала Заполняют таблицу. 16. 5 Двигательная активность и здоровье человека. Изучение нового материала Отвечают на вопросы. 16. 6 Закаливание. Изучение нового материала Отвечают на вопросы. 16. 7 Гигиена человека. Изучение нового материала Выступают с сообщениями 16. 8 Обобщение знаний по теме 16 Обобщение и систематизация знаний и умений 16. 9 Итоговая контрольная работа В реализации программы используется учебно- методический комплект: Для учителя: Н. Б. Ренева, Н. И. Сонин. «Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек». – М. : Дрофа, 20 12. Сонин Н. И. «Биология. Человек». Тематическое планирование» – М. : Дрофа, 20 14. Е. В. Краева. «Тесты по биологии к учебнику Сонина Н. И. , М. Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. – М. : «Экзамен», 2012. Е. Н. Демьянов «Биология человека. Задачи и дополнительные материалы», Москва, ГИЦ Владос, 2004 год Для учащихся: Сонин Н. И. , М. Р. Сапин Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М. : Дрофа, 201 4. Н. И. Сонин, «Биология. Человек» Рабочая тетрадь. – М. : Дрофа, 2015. Тетрадь для лабораторных и практических работ», Дрофа, 201 4.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры