a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 9 классе.

Опубликовано: 2016-09-14 21:31:08

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании  МО Директор ГБОУ РМ «Ардатовский Руководитель МО детский дом- школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016г.     Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 9 классе.       Составитель: Галкина Л. Б.     2016г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для изучения предме та «Общая биология» в 9 классах общеобразователь ных школ и рассчитана на 2 часа в неделю. Программа курса полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразова тельной школе, однако содержание каждого учебно го блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций об легчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способст вует интеграции курса в систему биологического об разования, завершаемого в 9 классе. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах сред ней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Приро доведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учеб ником «Живой организм» Н. И. Сонина для уча щихся 6 классов и учебником «Биология. Многооб разие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Со нина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по ос новным блокам информации. В конце каждого раз дела обозначены межпредметные связи курса «Об щая биология» с другими изучаемыми предметами. Рабочая программа «Общая биология» 9 класс разработана в соответствии с нормами Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования( приказ министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010г. №1897, с изменениями) , ФКГОС начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05. 03. 2004 № 1089) , с учётом авторской программы В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захарова «Общая биология», - М. : Дрофа, 2010 год, 9 класс и базисного учебного плана школы. Данная программа предусматривает преподавание по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности», Москва, из – во «Дрофа», 20 12 г. 9 класс, включенному в федеральный перечень учебников, составленных в соответствии с концепцией модернизации биологического образования и стандартом основного общего образования по биологии и утвержденным приказом Минобрнауки России от 08. 06. 2015 года. Линия учебников под редакцией Н. И. Сонина. 1. Общие цели курса биологии 9 класс: освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; с троении, жизнедеятельности живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов; воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни. Основные задачи курса: - социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных( научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить: - ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе; - развитие познавательных мотивов, на правленых на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; - о владение ключевыми компетентностями: учебно- познавательной, информационной, ценностно- смысловой, коммуникативной; - формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально- ценностного отношения к объектам живой природы. Обоснованием выбора содержания части программы по учебному предмету в 9 классе являются требования «Основного минимума» к общеобразовательной биологической подготовке школьников. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала учащихся, развитию биологической культуры школьников, осознание ими функционального значения биологии для человека. 2. Общая характеристика учебного предмета Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Основу изучения курса биологии составляют эколого- эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразии организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. 3. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Общая биология», из расчета 2- х учебных часов в неделю. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Обязательным условием является выполнение практической части федерального компонента стандарта. Практические и лабораторные работы по каждому разделу нацелены на применение теоретических знаний к конкретным объектам, подразумевают анализ, обобщение, способствуют приобретению жизненно важных умений. Общее количество практических и лабораторных работ- 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА( 68 часов, 2 часа в неделю) Введение( 1 ч) Место курса в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле( 18 час) Тема 1. 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристи ка естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. ■ Демонстрация схем структуры царств живой при роды. Тема 1. 2 Развитие биологии в додарвиновский период Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике расте ний и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка. ■ Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и де ятельность Ж. Б. Ламарка. Тема 1. 3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспеди ционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая ин дивидуальная изменчивость и избыточная числен ность потомства. Борьба за существование и естест венный отбор. ■ Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путеше ствия на корабле « Бигль ». Тема 1. 4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Тема 1. 5 Микроэволюция Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популя ционная структура вида; экологические и генетиче ские характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и ско рость видообразования; географическое и экологи ческое видообразование. Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показываю щих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних жи вотных, а также результаты приспособленности ор ганизмов к среде обитания и результаты видообра зования. Лабораторные и практические работы Изучение приспособленности организмов к среде обитания* . Изучение изменчивости, критериев вида, резуль татов искусственного отбора на сортах культурных растений* . Тема 1. 6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс( А. Н. Северцов) . Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволю ции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, орга ническая целесообразность, постепенное усложне ние организации. ■ Демонстрация примеров гомологичных и анало гичных органов, их строения и происхождения в он тогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характери зующих представителей животных и растений, вне сенных в Красную книгу и находящихся под охра ной государства. Тема 1. 7 Возникновение жизни на Земле Органический мир как результат эволюции. Воз никновение и развитие жизни на Земле. Химиче ский, предбиологический( теория академика А. И. Опарина) , биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; есте ственная классификация живых организмов. ■ Демонстрация схем возникновения одноклеточ ных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных. Тема 1. 8 Развитие жизни на Земле Развитие жизни на Земле в архейскую и протеро зойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появ ление всех современных типов беспозвоночных жи вотных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папо ротники, семенные папоротники, голосеменные рас тения. Возникновение позвоночных: рыбы, земно водные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покры тосеменных растений. Возникновение птиц и млеко питающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в жи вой природе. Систематическое положение вида Ho mo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к раз личным систематическим группам царства живот ных. Стадии эволюции человека: древнейший чело век, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. По пуляционная структура вида Homo sapiens; челове ческие расы; расообразование; единство происхож дения рас. Антинаучная сущность расизма. ■ Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и пери одов; схем развития царств живой природы; окаме нелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных живот ных. ■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объ 8268970100266500 екты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира. Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как резуль тат борьбы за существование в конкретных услови ях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и био логический регресс. Пути достижения биологиче ского прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А. И. Опарина о происхожде нии жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные пе риоды существования Земли. Постепенное усложне ние организации и приспособление к условиям сре ды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма. ■ Умения. Объяснять с материалистических пози ций процесс возникновения жизни на Земле как ес тественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих эта пы развития жизни на Земле, становления челове ка. Использовать текст учебника для работы с нату ральными объектами. Давать аргументированную критику расизма. ■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства. Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологиче ской защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе. История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия. Экономическая география зарубеж ных стран. Население мира. География населения мира. Физическая география. История кон тинентов. РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов( 1 6 часов) Тема 2. 1 Химическая организация клетки Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, мик роэлементы; их вклад в образование неорганиче ских и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гоме остаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. 8147050- 30162500 Органические молекулы. Биологические полиме ры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологи ческая роль. Жиры — основной структурный ком понент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редуплика ция ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. ■ Демонстрация объемных моделей структурной ор ганизации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусст венных полимеров( поливинилхлорид) . Тема 2. 2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пи н о- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Био синтез белков, жиров и углеводов в клетке. Тема 2. 3 Строение и функции клеток Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; орга низация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариоти ческой клетки. Органеллы цитоплазмы, их структу ра и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структу ры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин( гетерохроматин) , ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном орга низме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразова ния хромосом; биологический смысл и значение митоза( бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологиче ских условиях) . Клеточная теория строения организмов. Демонстрация. Принципиальные схемы устройст ва светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Мик ропрепараты клеток растений, животных и одно клеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схе ме. Материалы, рассказывающие о биографиях уче ных, внесших вклад в развитие клеточной теории. Лабораторная работа Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах* . ■ Основные понятия. Органические и неорганиче ские вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые во доросли( цианобактерии) . Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности расти тельной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цито плазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Мито 8153400315150500 тический цикл; митоз. Биологический смысл мито за. Положения клеточной теории строения организ мов. Умения. Объяснять рисунки и схемы, представ ленные в учебнике. Самостоятельно составлять схе мы процессов, протекающих в клетке, и «привязы вать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Рабо тать с микроскопом и изготовлять простейшие пре параты для микроскопического исследования. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно- восстановительные реакции. Органическая химия. Принципы орга низации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явле ния. Законы термодинамики. РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов( 6 часов) Тема 3. 1 Размножение организмов Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Поло вое размножение животных и растений; образова ние половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га- метогенез. Периоды образования половых кле ток: размножение, рост, созревание( мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. ■ Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей. Тема 3. 2 Индивидуальное развитие организмов( онтогенез) - 280035- 797433000 Эмбриональный период развития. Основные за кономерности дробления; образование одно слойного зародыша — бластулы. Гаструля ция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода раз вития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с мета морфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетиче ский закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков{ закон К. Бэра) . Биогене тический закон( Э. Геккелъ и К. Мюллер) . Ра боты А. Н. Северцова об эмбриональной измен чивости. Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных( жест кокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий) ; таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. Основные понятия. Многообразие форм и распрост раненность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение. Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика. Электромагнитное поле. Ионизирую щее излучение, понятие о дозе излучения и биологи ческой защите. РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов( 12 часов) Тема 4. 1 Закономерности наследования признаков Открытие Г. Менделем закономерностей наследо вания признаков. Гибридологический метод изуче ния наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении при знаков. Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипиче ские проявления. Лабораторная работа Решение генетических задач и составление родос ловных. Тема 4. 2 Закономерности изменчивости Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значе ние комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, измен чивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрация. Примеры модификационной из менчивости. Лабораторная работа Построение вариационной кривой( размеры листьев растений, антропометрические данные уча щихся) . Тема 4. 3 Селекция растений, животных и микроорганизмов Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Ме тоды селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Зна чение селекции для развития сельскохозяйственно го производства, медицинской, микробиологиче ской и других отраслей промышленности. Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. Основные понятия. Ген. Генотип как система взаи модействующих генов организма. Признак, свойст во, фенотип. Генетическое определение пола у 8272145470027000 животных и растений. Наследственная и ненаслед ственная изменчивость. Мутационная и комбина тивная изменчивость. Модификации; норма реак ции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм. Умения. Объяснять механизмы передачи призна ков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у по томков. Составлять простейшие родословные и ре шать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохо зяйственного производства и снижения себестоимос ти продовольствия. Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств. Органическая химия. Строение и функ ции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты( ДНК, РНК) . Физика. Дискретность электрического заря да. Основы молекулярно- кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите. РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии( 13 часов) Тема 5. 1 Биосфера, ее структура и функции Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое веще ство, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосфе ры( Б. И. Вернадский) . Круговорот веще ств в пр и роде. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: проду центы, консументы, редуценты. Биоценозы: видо вое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температу ры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность дей ствия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносли вости. Биотические факторы среды. Цепи и сети пи тания. Экологические пирамиды: чисел, биомас сы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, ко операция, комменсализм. Антибиотические отно шения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм. ■ Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих струк туру биосферы и характеризующих отдельные ее со ставные части, таблиц видового состава и разнообра зия живых организмов биосферы; схем круговорота веще ств в пр ироде; б) карт, отражающих геологическую историю ма териков; распространенности основных биомов су ши; в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»; г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы. ■ Лабораторные и практические работы Составление схем передачи веществ и энергии( цепей питания) * . Изучение и описание экосистемы своей местнос ти, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме* . Тема 5. 2 Биосфера и человек Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоцено зы( роль человека в природе) ; последствия хозяйст венной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и па мятников природы, обеспечение природными ресур сами населения планеты. Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны. Практическая работа Анализ и оценка последствий деятельности чело века в экосистемах* . ■ Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веще ств в пр ироде. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропоген ные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, ре дуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и вос становление биоценозов. Воздействие человека на биосферу. Охрана при роды; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональ ное природопользование; неисчерпаемые и исчер паемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика. ■ Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологиче ских системах. Анализировать видовой состав био ценозов. Выделять отдельные формы взаимоотноше ний в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания. Применять на практике сведения об экологиче ских закономерностях в промышленности и сель ском хозяйстве для правильной организации лесо водства, рыбоводства и т. д. , а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. ■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздейст вия отходов химических производств. Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность. Физика. Понятие о дозе излучения и биологи ческой защите. Заключение( 2 час) Тематическое планирование по дисциплине « Биология 9 класс » № п/ п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащихся, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии ч. Самостоятельная работа, ч. I Введение 1 1 II Эволюция живого мира на Земле 18 17 1- - - III Структурная организация живых организмов 16 14 1 1- - IV Размножение и индивидуальное развитие организмов 6 6- - - - V Наследственность и изменчивость организмов 12 9 2 1- - VI Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 13 12- 1- - VII Повторение 2 2 Итого 68 61 4 3- - Календарно- тематический план № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения занятий планируемая фактическая 1. Введение 1 Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. 18 1. 1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 1. 2 ВВОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 1. 3 Развитие биологии в додарвинский период. Комбинированный 1 Тестовая работа, записывают определения. 1. 4 Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 1. 5 Научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч. Дарвина. Комбинированный 1 1. 6 Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Комбинированный 1 1. 7 Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Комбинированный. Объяснение нового материала. Тестовая работа, записывают определения. 1. 8 Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 1. 9 Вид, его критерии и структура. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 1. 10 Лабораторная работа №1 «Морфологический критерий вида» Лабораторный 1 1. 11 Главные направления эволюции. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Тестовая работа, записывают определения. 1. 12 Общие закономерности биологической эволюции. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 1. 13 Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. Комбинированный 1 1. 14 Современные представления о возникновении жизни на Земле. Комбинированный 1 Тестовая работа, записывают определения. 1. 15 Жизнь в архейскую и протерозойскую эру. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 1. 16 Жизнь в палеозойскую эру Комбинированный 1 1. 17 Жизнь в мезозойскую эру. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 1. 18 Жизнь в кайнозойскую эру. Комбинированный 1 Раздел 2. Структурная организация живых организмов. 16 2. 1 Клеточная теория строения организмов. Комбинированный 1 2. 2 Цитология – наука о клетке. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 2. 3 Л. Р. № 2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». Лабораторный 1 2. 4 Химическая организация клетки. Неорганические вещества. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Тестовая работа, записывают определения. 2. 5 Химическая организация клетки. Органические вещества – белки. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 2. 6 Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды. Комбинированный 1 2. 7 Химическая организация клетки. Органические вещества – нуклеиновые кислоты. Комбинированный 1 2. 8 Строение клетки эукариот. Цитоплазма и ее органоиды. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 2. 9 ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1 2. 10 Клеточное ядро. Комбинированный 1 2. 11 Строение растительной клетки. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 2. 12 Прокариотическая клетка. Комбинированный 1 2. 13 Вирусы – неклеточная форма жизни. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Тестовая работа, записывают определения. 2. 14 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Энергетический обмен. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 2. 15 Деление клетки. Комбинированный 1 2. 16 Контрольная работа 1 Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 6 3. 1 Бесполое размножение организмов. Комбинированный 1 3. 2 Половое размножение организмов. Комбинированный 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 3. 3 Оплодотворение у цветковых растений. Комбинированный 1 3. 4 Общие принципы клеточной организации. Комбинированный 1 3. 5 Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное развитие. Комбинированный 1 3. 6 Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Тестовая работа, записывают определения. Раздел № 4. Наследственность и изменчивость организмов. 12 4. 1 Генетика как наука. Комбинированный 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу 4. 2 Гибридологический метод изучения наследственности. Комбинированный 1 4. 3 Основные понятия генетики. Комбинированный 1 4. 4 Моногибридное скрещивание. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Тестовая работа, записывают определения. 4. 5 Генетика человека. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 4. 6 Л. р. №3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных». Хромосомная теория наследственности Лабораторный 1 4. 7 4. 8 Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Комбинированный. Объяснение нового материала. 2 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу 4. 9 Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 4. 10 Л. р. №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой». Лабораторный 1 4. 11 Генетические основы эволюционной теории. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 4. 12 Контрольная работа. 1 Раздел №5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. 13 5. 1 Экология как наука. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 5. 2 Структура биосферы. 1 5. 3 Круговорот веще ств в пр ироде. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические единицы, заполняют таблицу. 5. 4 Биогеоценоз. Комбинированный 1 Тестовая работа, записывают определения. 5. 5 Биоценоз. Комбинированный 1 5. 6 Агроценоз. Комбинированный 1 5. 7 Абиотические факторы. Комбинированный 1 5. 8 Биотические факторы. Комбинированный 1 Тестовая работа, записывают определения, л/ р, заполняют таблицу 5. 9 Биосфера и человек. Антропогенные факторы. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 5. 10 Природные ресурсы и их использование. Комбинированный 1 Тестовая работа, записывают определения. 5. 11 Проблемы экологии. Комбинированный. Объяснение нового материала. 1 5. 12 Эволюция биосферы. Ноосфера. Комбинированный 1 5. 13 Контрольная работа 1 Повторение 2 Итого 68 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС В результате изучения предмета учащие ся 9 классов должны: знать/ понимать особенности жизни как формы существования материи; роль физических и химических процессов в жи вых системах различного иерархического уровня организации; фундаментальные понятия биологии; сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; основные теории биологии: клеточную, хромо сомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; соотношение социального и биологического в эволюции человека; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде от раслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь пользоваться знанием общебиологических зако номерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жиз ни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; давать аргументированную оценку новой ин формации по биологическим вопросам; работать с микроскопом и изготовлять простей шие препараты для микроскопических исследова ний; решать генетические задачи, составлять родо словные, строить вариационные кривые на расти тельном и животном материале; работать с учебной и научно- популярной лите ратурой, составлять план, конспект, реферат; владеть языком предмета. Литература Основная литература Мамонтов С. Г. , Захаров В. Б. , Сонин Н. И. Био логия. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М. : Дрофа, 2012. Дополнительная литература 1. Захаров В. Б. , Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: учебник для 7 класса средней шко лы. М. : Дрофа, 2005. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М. : Академия, 2001. Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М. : Дрофа, 2003. Мамонтов С. Г. , Захаров В. Б. Общая биология: по собие для средних специальных учебных заведений. 4- е изд. М. : Высшая школа, 2003. Мамонтов С. Г. , Захаров В. Б. , Козлова Т. А. Ос новы биологии: книга для самообразования. М. : Про свещение, 1992.

Оставить комментарий: