a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 10 классе.

Опубликовано: 2016-09-14 21:31:36

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена на «Утверждаю» заседании  МО Директор ГБОУ РМ «Ардатовский Руководитель МО детский дом- школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ / Галкина Л. Б. / _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. / «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 6 г. «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 6 г.     Рабочая программа учебного предмета «Биология» в 10 классе.       Составитель: Галкин а Л. Б.     201 6 г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При мерной программы среднего( полного) общего образования( базовый уровень) и программы среднего( полного) общего образования П о биологии для 10- 11 классов( базовый уровень) авторов И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова( Программы для общеобразовательных учреждений. Природове дение. 5 класс. Биология. 6- 11 классы. - М. : Дрофа, 2009) , полностью отражающей содержа ние Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. На изучение биологии на базовом уровне отводится 68 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая програм ма для 10- 11- го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 и 11 классах. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего( полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии( базовый уровень) : освоение знаний: о биологических системах( клетка, организм) ; об истории развития совре менных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира; о методах научного познания; овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализиро вать информацию о живых объектах; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про цессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; слож ных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз личных гипотез( о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источни ками информации; воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бе режного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки по следствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собст венному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри- предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора со держания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, опреде ляющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практиче ской деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содер жанию, лежащему в основе формирования современной естественно- научной картины мира, ценно стных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико- ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащи мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребо ванными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Требование к уровню подготовки- объяснять роль биологических теорий, гипотез в Фор мировании научного мировоззрения- носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения: выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект; определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер; отличать научные методы, используемые в биологии; определять место биологии в системе естественных наук; доказывать, что организм- единое целое; объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы; обосновывать единство органического мира; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; отличать теорию от гипотезы. Требование к уровню подготовки- объяснять роль биологических теорий, идей, принци пов, гипотез в формировании современной естественно- научной картины мира- носит инте- гративный характер и включает в себя следующие умения: определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого; приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы; объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы; указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы; отличать биологические системы от объектов неживой природы. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения биологии на базо вом уровне ученик должен: знать/ понимать основные положения биологических теорий( клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина) ; уче ния В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем( структура) ; сущность биологических процессов: раз множение, оплодотворение, действие искусственно го и естественного отбора, формирование приспособ ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие био логической науки; биологическую терминологию и символику; уметь объяснять: роль биологии в формировании на учного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз витие зародыша человека; влияние мутагенов на ор ганизм человека, экологических факторов на орга низмы; взаимосвязи организмов и окружающей сре ды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосис тем; необходимость сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах( цепи питания) ; описывать особей видов по морфологическому критерию; выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей сре де( косвенно) , антропогенные изменения в экосисте мах своей местности; сравнивать: биологические объекты( тела жи вой и неживой природы по химическому составу, за родыши человека и других млекопитающих, при родные экосистемы и агроэкосистемы своей мест ности) , процессы( естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные ги потезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятель ности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологи ческих моделях; находить информацию о биологических объ ектах в различных источниках( учебных текстах справочниках, научно- популярных изданиях, ком пьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, ви русных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек( курение, алкоголизм, наркомания) ; пра вил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми про дуктами; оценки этических аспектов некоторых исследо ваний в области биотехнологии( клонирование, ис кусственное оплодотворение) . Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соот ветствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При вы полнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба рии, коллекции и т. д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно- познавательной деятельности. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени боль шинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала. Некоторые практические ра боты, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и сис тематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ( 35 час) БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПО ЗНАНИЯ( 4 час) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. Демонстрации Биологические системы Уровни организации живой природы Методы познания живой природы КЛЕТКА( 1 2 час) Развитие знаний о клетке( Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн) . Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веще ств в кл етке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. Демонстрации Строение молекулы белка Строение молекулы ДНК Строение молекулы РНК Строение клетки Строение клеток прокариот и эукариот Строение вируса Хромосомы Характеристика гена Удвоение молекулы ДНК Лабораторные и практические работы Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание Сравнение строения клеток растений и животных Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений ОРГАНИЗМ( 18 час) Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма( онтогенез) . Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии( клонирование человека) . Демонстрации Многообразие организмов Обмен веществ и превращения энергии в клетке Фотосинтез Деление клетки( митоз, мейоз) Способы бесполого размножения Половые клетки Оплодотворение у растений и животных Индивидуальное развитие организма Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание Перекрест хромосом Неполное доминирование Сцепленное наследование Наследование, сцепленное с полом Наследственные болезни человека Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность Мутации Модификационная изменчивость Центры многообразия и происхождения культурных растений Искусственный отбор Гибридизация Исследования в области биотехнологии Лабораторные и практические работы Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства Составление простейших схем скрещивания Решение элементарных генетических задач Выявление источников мутагенов в окружающей среде( косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии Резервное время – 1 час. календарно- тематический план. №/ № Наименование разделов и тем Вид занятия Всего часов Виды самостоятельной работы Дата проведения планируемая фактическая Раздел 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 4 1. 1 Краткая история развития биологии. 1 1. 2 Основные свойства живого. Изучение Изучение нового материала нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему. 1. 3 Уровни организации живой природы. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 1. 4 Многообразие живого мира. Комплексное применение знаний и умений 1 Обобщение знаний. Раздел 2. КЛЕТКА 12 2. 1 История изучения клетки. Клеточная теория. Комплексное применение знаний и умений 1 Отвечают на вопросы. записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 2. 2 Химический состав клетки. Изучение нового материала 1 2. 3 Неорганические вещества клетки. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 2. 4 Органические вещества. Липиды. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб. т етр. 2. 5 Органические вещества. Углеводы. Б елки. Комплексное применение знаний и умений 1 2. 6 Органические вещества Нуклеиновые кислоты. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 2. 7 Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды. Изучение нового материала 1 2. 8 Клеточное ядро. Хромосомы. Комплексное применение знаний и умений 1 Лабораторная работа №1 2. 9 Прокариотическая клетка. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 2. 10 Реализация наследственной информации в клетке. Комплексное применение знаний и умений 1 2. 11 Неклеточная форма жизни. Вирусы. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 2. 12 Контрольная работа. Проверка знаний 1 Раздел 3. Организм. 18 3. 1 Организм – единое целое. Многообразие организмов. Комплексное применение знаний и умений 1 3. 2 Энергетический обмен. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 3. 3 Пластический обмен. Фотосинтез. Изучение нового материала 1 Заполняют таблицу. 3. 4 Деление клетки. Митоз. Изучение нового материала 1 Заполняют таблицу. 3. 5 Размножение: бесполое и половое. Изучение нового материала 1 Тестовая работа, записывают определения. 3. 6 Образование половых клеток. Мейоз. Комплексное применение знаний и умений 1 3. 7 Оплодотворение. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 Заполнение схемы. 3. 8 Индивидуальное развитие организмов. Обобщение и систематизация знаний и умений 1 Тестовая работа. 3. 9 Онтогенез человека. Комплексное применение знаний и умений 1 Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу. 3. 10 Генетик а- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Комплексное применение знаний и умений 1 3. 11 Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Изучение нового материала 1 Отвечают на вопросы 3. 12 Закономерности наследования. Дегибридное скрещивание Изучение нового материала 1 3. 13 Хромосомная теория наследственности. Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №1 3. 14 Современные представления о гене и геноме Комплексное применение знаний и умений 1 3. 15 Генетика пола Комплексное применение знаний и умений 1 Практическая работа №2 3. 16 Изменчивость: наследственная и ненаследственная Комплексное применение знаний 1 Практическая работа №3 3. 17 Генетика и здоровье человека Обобщение и систематизация знаний и умений 1 3. 18 Селекция: основные методы и достижения Обобщение и систематизация знаний и умений 1 Тестовая работа. 3. 19 Контрольная работа Проверка знаний 1 Итого 35 Литература для учащихся: 1. Захаров В. Б. , Мамонтов С. Г. , Сонин НИ. Общая биология: Учеб. д ля 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. з аведений- М. : Дрофа, 20 12 г. 2. Каменский А. А, Общая биология. 10- 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждени й- М: Дрофа, 20 12. 3. Сухова Т. С. , Козлова Т. А. , Сонин Н. И. Общая биология. 10 – 11 кл. : Рабочая тетрадь к учебнику/ под ред. В. Б. Захарова. – М. : Дрофа, 20 14. 4. Биология: реальные тесты и ответы. - Сергиев Посад: Ф ОЛИО, 2010 г. Литература для учителя: 1. Захаров В. Б. , Мамонтов С. Г. , Сонин НИ. Общая биология: Учеб. д ля 10 – 11 кл. общеобразоат. Учеб. з аведений- М. : Дрофа, 20 12. 2. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. – 2- е изд. М. : Просвещение, 1995. – 368 с. 3. В. С. Кучменко. Программно- методические материалы: Биология. 20 1 4 г. 4. Т. И. Чайка. Биология. 11 кл. : поурочные план ы– Волгоград: Учитель, 20 12 г.

Оставить комментарий: