Рабочая программа учебного предмета «История» в 9 классе.
Документы для скачивания
Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе: - формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; - овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно- историческом процессе; - оспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; - формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигаси н а — А. О. Сороко- Цюпы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. ] . - М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. История; проект. - 2- е изд. - М. : Просвещение, 2011. 3. Сороко- Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. д ля общеобразоват. учреждений/ О. С. Сороко- Цюпа, А. О. Сороко- Цюпа. - М. : Просвещение, 2012. 4. Данилов А. А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. д ля общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М. : Просвещение, 2013. Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Школьный предмет «история» должен познакомить учащегося с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. В соответствии с базисным учебным планом предмет «история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего( полного) общего образования. Базисный учебный план( БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации выделяет 70 часов в год на предмет «история», из них 28 часов на «Всемирную историю» и 4 2 часа на «Отечественную историю». 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Школьный курс по истории предоставляет школьнику возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря нему. Содержание программы по истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающей смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно- следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. 5. Результаты освоения курса Личностные результаты: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность. Метапредметные результаты: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и д. р. ; - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией( анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д. ) , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах( сообщение, эссе, презентация, реферат и др. ) ; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. ; - активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме. Предметные результаты: - овладение целостным представлением об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны; - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории; - способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Тематическое планирование № п/ п Наименование разделов Максимальная нагрузка учащегося, ч Из них Теоретическое обучение, ч Лабораторные и практические, ч. Конрольная работа, ч. Экскурсии, ч Самостоятельная работа, ч. 1 Введение 1 1 2 Россия и мир в первой половине XX века 35 22 5 2 6 3 Россия и мир во второй половине XX века – начале XXI века 31 18 7 1 5 Резервное время 3 Итого 70 41 12 3 11 Содержание учебного предмета 1. Введение 1 ч Новейшая история – периоды двух эпох: 1890- 1960 гг. и 1970 –е гг. - настоящее время. Модернизация. Знать и уметь: Объяснять значение термина «Новейшая история» Раскрывать понятие «модернизация» Выделять особенности периодов новейшего этапа мировой истории 2. Россия и мир в первой половине XX века 35 ч Российская империя на рубеже веков и её место в мире. Русско – японская война. Индустриальное общество в начале XX века. Экономическое развитие России. Политическое развитие России. Социальная структура: тенденции и противоречия. Первая российская революция. Изменения в политической системе. Российской империи. Реформы Столыпина. Новый империализм. Первая мировая война. Последствия войны: революции и распад империй. На пути к 1917 году. Серебряный век русской культуры. От февраля к октябрю. Становление Советской власти. На фронтах Гражданской войны. Экономическая политика красных и белых. Капиталистический мир в 1920- е годы. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов. Пути выхода. США: «Новый курс» Рузвельта. Переход к НЭПу. Образование СССР. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920- е годы. Демократические страны Европы в 1930- е годы. Великобритания. Франция. Тоталитарные режимы в 1930- е годы. Италия. Германия. Испания. Восток в первой половине XX века. Латинская Америка в первой половине XX века. Духовная жизнь в СССР в 1920- 1930 годы. Индустриализация и коллективизация. Политическая система СССР в 1930 – е годы. Культура и искусство первой половины XX века. Знать и уметь: Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни общества Сравнивать политические организации начала XX века и XIX века Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны Комментировать итоги и последствия революций Сравнивать развитие США, Англии, Германии, Франции Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии Объяснять причины распада Версальско- Вашингтонской системы договоров 3. Россия и мир во второй полови не XX века – начале XXI века 31 ч Вторая мировая война 1939 – 1945 гг. СССР на кануне Великой Отечественной войны( ВОВ) 1941 – 1945. Начало ВОВ. Немецкое наступление 1942 год. Коренной перелом в ходе ВОВ. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Советский тыл. . Послевоенное мирное урегулирование. Восстановление экономики. Идеология и культура. Внешняя политика послевоенного периода. Завершение эпохи индустриального общества 1945 – 1970 годы. «Оттепель». Политика мирного сосуществования. Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Политика разрядки. Кризисы 1970 – 1980 годов. Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. Реформы политической системы. Экономические реформы 1985 – 1991 годов. США. Великобритания. Франция. 1960 – 1990. Италия. Германия. 1960- 1990. Политика гласности. Диалектика нового мышления. Преобразования и революции в странах Восточной Европы 1945 – 1999 годы. Латинская Америка. Страны Азии и Африки. Страны Азии во второй половине XX века. Российская экономика на пути к рынку. Россия на пути к демократии. Строительство обновленной Федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России. Культура 2- й половины XX века. Глобализация мира. Знать и уметь: Характеризовать основные этапы Второй мировой войны Показывать на карте и комментировать основные события и районы боевых действий Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание Сравнивать индустриальное и постиндустриальное общества Объяснять особенности развития США, Англии, Франции, Италии, Германии в указанный период Выделять наиболее общие причины революций 1989 – 1991 гг. Объяснять смысл понятия «глобализация», называть главные черты современной глобализации 4. Резервное время 3 ч Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятий Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения занятия Домашняя работа Планируемая Фактическая 1. Введение Вводный урок 1 Записать основные положения лекции Учить конспект 2. Россия и мир в первой половине XX века 35 2. 1. Вводная контрольная работа Урок контроля знаний 1 Тест Повторить даты 2. 2. Государство и российское общество в конце XIX – начале XX. Русско –я понская война Комбинированный урок 1 Работа с картой. Составление схем § 1 2. 3. Индустриальное общество в начале XX века Комбинированный урок 2 Работа с историческими источниками § 1 2. 4. Экономическое развитие России Комбинированный урок 1 Работа с диаграммами и историческими картами § 2 2. 5. Политическое развитие России Комбинированный урок 2 Составление таблиц § 3 2. 6. Социальная структура: тенденции и противоречия Комбинированный урок 1 Индивидуальная работа с вопросами Стр 7 2. 7. Первая российская революция Комбинированный урок 1 Индивидуальная работа с вопросами § 5 2. 8. Изменения в политической системе Российской империи Комбинированный урок 1 Сравнительная таблица § 5 2. 9. Экономические реформы Комбинированный урок 1 Составление хронологической последовательности на доске § 6 2. 10. Новый империализм. Первая мировая война Комбинированный урок 2 Работа с исторической картой §4- 5 2. 11. Последствия войны: революции и распад империй Комбинированный урок 1 Работа с исторической картой § 7 2. 12. На пути к 1917 году Самостоятельная работа 1 Индивидуальная работа с вопросами § 10 2. 13. Серебряный век русской культуры Практическое занятие 1 Составление плана пересказа Подготовка докладов 2. 14. От февраля к октябрю Комбинированный урок 1 Составление словарика § 12 2. 15. Становление Советской власти Комбинированный урок 1 Составление схемы хронологической последовательности § 13 2. 16. На фронтах Гражданской войны Комбинированный урок 2 Работа с исторической картой § 14- 15 2. 17. Экономическая политика красных и белых Практическое занятие 1 Составление сравнительной таблицы § 16 2. 18. Капиталистический мир в 1920- е годы. Самостоятельная работа 1 Составление сравнительной таблицы § 8- 9 2. 19. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов. Пути выхода Комбинированный урок 1 Работа с историческими источниками § 10 2. 20. США: «Новый курс» Рузвельта Самостоятельная работа 1 Работа с проблемными заданиями § 11 2. 30. Переход к НЭПу. Образование СССР Практическое занятие 1 Работа с исторической картой § 18- 19 2. 31. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920- е годы Комбинированный урок 1 Составление хронологической последовательности § 20- 21 2. 32. Демократические страны Европы в 1930- е годы. Великобритания. Франция. Практическое занятие 1 Сравнительная таблица § 12 2. 33 Тоталитарные режимы в 1930- е годы. Италия. Германия. Испания Практическое занятие 1 Сравнительная таблица § 13- 14 2. 34. Восток в первой половине XX века Комбинированный урок 1 Сравнительная таблица § 15- 16 2. 35. Латинская Америка в первой половине XX века Самостоятельная работа 1 Сравнительная таблица § 17 2. 36. Духовная жизнь в СССР в 1920- 1930 годы Самостоятельная работа 1 Индивидуальная работа с планом пересказа § 22 §26 2. 37. Индустриализация и коллективизация. Политическая система СССР в 1930 – е годы Комбинированный урок 2 Работа с проблемными заданиями § 23- 24 2. 38. Культура и искусство первой половины XX века. Самостоятельная работа 1 Работа с карточками и иллюстрациями § 18 2. 39. Повторительно – обобщающий урок Урок контроля знаний 1 тест сообщения 3. Россия и мир во второй половине XX века – начале XXI века 31 3. 1. Вторая мировая война 1939 – 1945 гг. Комбинированный урок 2 Работа с историческими источниками § 21- 22 3. 2. СССР на кануне Великой Отечественной войны( ВОВ) 1941- 1945 Комбинированны й урок 2 Работа с иллюстрациями § 28 3. 3. Начало ВОВ. Немецкое наступление 1942 год Практическое занятие 1 Работа с исторической картой § 29 3. 4. Коренной перелом в ходе ВОВ. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Советский тыл. Практическое занятие 1 Работа с историческими источниками и исторической картой § 31- 33 3. 5. Послевоенное мирное урегулирование. Восстановление экономики. Самостоятельная работа 1 Работа с диаграммами и другими статистическими данными § 34- 36 3. 6. Идеология и культура. Внешняя политика послевоенного периода Комбинированный урок 2 Подготовка заданий для самопроверки внутри коллектива Учить конспект 3. 7. Завершение эпохи индустриального общества 1945 – 1970 годы Комбинированный урок 1 Работа с историческими источниками § 24 3. 8. «Оттепель». Политика мирного сосуществования Комбинированный урок 2 Работа с историческими источниками § 41- 42 3. 9. Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Политика разрядки Самостоятельная работа 2 Работа с статистическими данными § 43- 46 3. 10. Кризисы 1970 – 1980 годов Комбинированный урок 1 Работа с диаграммами § 25 3. 11. Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения. Практическое занятие 1 Работа с историческими источниками § 26- 27 3. 12. Реформы политической системы. Экономические реформы 1985 – 1991 годов Комбинированный урок 1 Работа с индивидуальными заданиями § 47- 48 3. 13. США. Великобритания. Франция. 1960 – 1990 Самостоятельная работа 1 Сравнительная таблица Учит конспект 3. 14. Италия. Германия. 1960- 1990 Самостоятельная работа 1 Сравнительная таблица § 31- 32 3. 15. Политика гласности. Диалектика нового мышления Комбинированный урок 1 Опрос людей старшего поколения § 49- 50 3. 16. Преобразования и революции в странах Восточной Европы 1945 – 1999 годы Практическое занятие 1 Работа с видео материалами § 33 3. 17. Латинская Америка. Страны Азии и Африки. Страны Азии во второй половине XX века Практическое занятие 1 Работа с видео материалами § 34- 35 3. 18. Российская экономика на пути к рынку. Россия на пути к демократии. Комбинированный урок 2 Работа с исторической картой и статистическими материалами § 50- 51 3. 19. Строительство обновленной Федерации Комбинированный урок 2 Работа с историческими источниками и периодической печатью § 54 3. 20. Геополитическое положение и внешняя политика России. Комбинированный урок 2 Работа с СМИ § 55 3. 21. Культура 2- й половины XX века. Глобализация мира Практическое занятие 2 Работа с иллюстрациями § 38- 39 3. 22. Повторительно – обобщающий урок Урок контроля знаний 1 Повторить даты Резервное время 3 1 1 1 Итого 70 Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Портативный диапроектор для слайдов 2. Перечень наглядных и дидактических материалов имеющихся в наличии Исторические карты Революция 1905 – 1907 гг Первая мировая война 1914- 1918 Территориальные изменения после Первой мировой войны Становление Советской России 1917 – 1922 Европа в 30- е годы XX века. Нарастание фашистской агрессии Вторая мировая война Коренной перелом в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 гг. СССР в 1946 – 1991 Территориальные изменения в Европе после Второй мировой войны Страны Среднего Востока и Южной Азии во второй половине XX века Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасиа — А. О. Сороко- Цюпы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ [ А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др. ] . - М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. История; проект. - 2- е изд. - М. : Просвещение, 2011. 3. Сороко- Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учеб. д ля общеобразоват. учреждений/ О. С. Сороко- Цюпа, А. О. Сороко- Цюпа. - М. : Просвещение, 2012. 4. Данилов А. А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. д ля общеобразоват. учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М. : Просвещение, 2013. 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В. В. Кириллов. – М. : Эксмо, 2012. 2. Владимирова О. В. История: полный справочник/ О. В. Владимирова. – М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. 3. Гевуркова Е. А. , Соловьев Я. В. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. История. Учебное пособие. / Е. А. Гевуркова, Я. С. Соловьев. – Москва: Интеллект- Центр, 2013. 4. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт. - сост. Е. А. Митькина. – Ярославль: Академия развития, 2011. 5. Баранов П. А. История России в таблицах и схемах: 6- 11 классы. : справ. м атериалы/ П. А. Баранов. – М. : АСТ Астрель: Полиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. gumer. info – библиотека Гумера http: / / www. hist. msu. ru/ ER/ index. html- библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова http: / / www. bibliotekar. ru – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http: / / www. statertore. ru – история государства http: / / www. history. tom. ru – история России от князей до Президента http: / / www. lectures. edu. ru – лекции по истории для любознательных http: / / www. oiru. org – общество изучения русской усадьбы http: / / www. memoirs. ru – русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры