Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 6 классе.
Документы для скачивания
Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления учащимся типичных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина. В клад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения обществознания в основной школе: Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Ивановой Л. П. – М. : Просвещение. 2013 Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 учебный час в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Общее количество врем ени на учебный год составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Курс «Обществознания» в 6 классе опирается на знания в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 6 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 5. Результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата) ; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей( производитель, потребитель и др. ) ; овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно- следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. ) , выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) ; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов Тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии, ч. Самостоятельная работа, ч. 1 Введение в обществознание 1 1 2 Человек в социальном измерении 15 10 3 1 1 3 Человек среди людей 10 6 3 1 4 Нравственные основы жизни 6 3 3 5 Резервное время 3 3 Итого 35 20 9 4 2 Содержание учебного предмета 1. Введение 1 ч 2. Человек в социальном измерении 15 ч Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека. Деятельность человека, её основные формы( труд, игра, учение) . Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Знать и уметь: характеризовать социальные отношения граждан РФ Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией социальных отношений Называть виды социальных отношений 3. Человек среди людей 10 ч Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Социальные группы( большие и малые) . Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Знать и уметь: Характеризовать роль человека в обществе Объяснять взаимосвязь целей и средств общения Объяснять важность преодоления конфликтов путем переговоров 4. Нравственные основы жизни 6 ч Человек славен добрыми делами. Добро и мораль. Золотое правило морали. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Гуманизм- уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого. Знать и уметь: Объяснять значение гуманизма и золотого правила морали Объяснять опасность антигуманного отношения к человеку и животным Характеризовать смысл защитных реакций организма( страх и т. п. ) 5. Резервно е время 3 ч Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Вид зан я тия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения Планируемая Фактическая I Введение в обществозн а ние Лекция 1 Запись основных полож е ний урока II Человек в социальном измерении 15 2. 1. Вводная контрольная р а бота Контрол ь ная работа 1 Выполнение заданий ко н трольной работы 2. 2. Человек- личность Лекция 2 Запись основных полож е ний урока в тетради 2. 3 Человек познаёт мир Комбин и рованный урок 2 Работа со схемой в пар а графе 2. 4 Учимся узнавать и оцен и вать себя Практич е ское зан я тие 1 Работа со со схемой «Мои потребности» 2. 5 Человек и его деятел ь ность Комбин и рованный урок 2 Работа с рубрикой «Пут е шествие в прошлое» 2. 6 Учимся правильно орг а низовывать свою де я тельность Самосто я тельная работа 1 Творческое задание «П а мятка: Моё время»» 2. 7 Потребности человека Комбин и рованный урок 2 Работа с иллюстрациями учебника 2. 8 Учимся размышлять Практич е ское зан я тие 1 Работа с рубрикой «В классе и дома» 2. 9 На пути к жизненному успеху Комбин и рованный урок 2 Работа с рубрикой «Пут е шествие в прошлое» 2. 10 Практикум к главе Практич е ское зан я тие 1 Работа с пословицами и поговорками «О важности труда в жизни человека» III Человек среди людей 10 3. 1 Межличностные отнош е ния Комбин и рованный урок 1 Работа с иллюстрациями параграфа «Межличнос т ные отношения» 3. 2 Учимся взаимодейств о вать с окружающими Практич е ское зан я тие 1 Работа с данными эксп е римента №1 стр 57 уче б ника 3. 3 Человек в группе Комбин и рованный урок 2 Составление схемы «Мои группы» 3. 4 Учимся совместно всей группой делать полезные дела Практич е ское зан я тие 1 № 1 — 3 стр 66 учебника, письменно ответить на вопросы 3. 5 Общение Комбин и рованный урок 1 Работа с иллюстративным материалом стр 69 уче б ника «Эмоции» 3. 6 Учимся общаться Самосто я тельная работа 1 Составление памятки «Правила хорошего общ е ния» 3. 7 Конфликты в межли ч ностных отношениях Комбин и рованный урок 1 Работа со схемой «Стадии конфликта» 3. 8 Учимся вести себя в сит у ации конфликта Комбин и рованный урок 1 Выполнение заданий «В классе и дома» 3. 9 Практикум к главе Практич е ское зан я тие 1 № 1 — 4 стр 84 учебника, письменно ответить на вопросы IV Нравственные основы жизни 6 4. 1 Человек славен добрыми делами Комбин и рованный урок 1 Работа с биографией А. Д. Сахарова, как велик о го гуманиста 4. 2 Учимся делать добро Практич е ское зан я тие 1 № 1 — 6 стр 91 учебника, письменно ответить на вопросы 4. 3 Будь смелым Комбин и рованный урок 1 Работа с иллюстративным материалом «Последний день Помпеи» 4. 4 Учимся побеждать страх Практич е ское зан я тие 1 Заполение таблицы №6 стр 98 учебника 4. 5 Человек и человечность Комбин и рованный урок 1 Составление памятки «Прояви уважение к п о жилым» 4. 6 Практикум к главе Практич е ское зан я тие 1 № 1 — 12 стр 107 учебника Резервное время 3 5. 1 Контрольная работа Контрол ь ная работа 1 Контроль знаний 5. 2 Контрольная работа Контрол ь ная работа 1 Контроль знаний 5. 3 Контрольная работа Контрол ь ная работа 1 Контроль знаний Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Ивановой Л. П. – М. : Просвещение. 2013 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах/ П. А. Баранов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. 2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. rsnet. ru/ - Официальная Россия( сервер органов государственной власти РФ) . http: / / www. president. kremlin. ru/ - Президент РФ. http: / / www. socionet. ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http: / / www. infap. ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: / / www. gks. ru – Федеральная служба государственной статистики. http: / / www. alleng. ru/ edu/ social2. htm- Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. http: / / www. form. ru – Фонд общественного мнения. http: / / www. bisinesslovoc. ru – Бизнес- словарь. http: / / www. glossary. ru – Глоссарий по социальным наукам.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры