Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 7 классе.
Документы для скачивания
Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления учащимся типичных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина. В клад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения обществознания в основной школе: Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. – М. : Просвещение. 2013 Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 учебный час в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Общее количество врем ени на учебный год составляет 35 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Курс «Обществознания» в 7 классе опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении обществознания в 6 классе, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придается предмету «История». Курс «Обществознания» в 7 классе, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 5. Результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата) ; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей( производитель, потребитель и др. ) ; овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно- следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. ) , выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) ; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов Тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии, ч. Самостоятельная работа, ч. 1 Введение в обществознание 1 1 2 Регулирование поведения людей в обществе 15 10 1 3 1 3 Человек в экономических отношениях 9 7 2 4 Человек и природа 7 3 2 1 1 5 Резервное время 3 3 Итого 35 21 5 7 2 Содержание учебного предмета 1. Введение 1 ч 2. Регулирование поведения людей в обществе 15 ч Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права человека. Кто и как обеспечивает ваши права. Где проходит граница прав человека. Не прав, нет обязанностей. Наша страна в период Смутного времени. Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободного поведения. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба. Готовь себя к исполнению военного долга. Дисциплина общеобязательная. Дисциплина специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Знать и уметь: характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты 3. Человек в экономических отношениях 9 ч Экономика, производство, технология. Основные вопросы экономики, экономический выбор, эмоциональное решение, рациональное решение, натуральное хозяйство, товар, товарное хозяйство. Потребитель, доход, прибыль. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда. Производство, экономический продукт, потребность, технология, Затраты производства. Рациональная организация производства. Разделение труда на производстве. Все ли выгодно производить. Что такое бизнес. Роль предпринимательства в современной экономике. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Роль предпринимательства в современной экономике. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике. Отец экономической науки. История денег. Функции денег. Деньги меняют обличье. Семейное хозяйство. Материальные ресурсы, трудовые ресурсы, проценты, ссуда, лимит, семейный бюджет. Знать и уметь: Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике, приводить примеры их деятельности Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны 4. Человек и природа 7 ч Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Участие граждан в природоохранительной деятельности. Знать и уметь: Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества Объяснять опасность загрязнения окружающей среды Характеризовать смысл экологической морали 5. Резервное время 3 ч Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения Планируемая Фактическая I Введение в обществознание Лекция 1 Запись основных положений урока II Регулирование поведения людей в обществе 15 2. 1. Вводная контрольная работа Контрольная работа 1 Выполнение заданий контрольной работы 2. 2. Что значит жить по правилам Лекция 1 Работа с таблицей «Социальные нормы» 2. 3. Учимся общаться в интернете Комбинированный урок 1 Работа с текстом « Сетикет » 2. 4. Права и обязанности граждан Практическое занятие 1 Работа с текстом учебника « Хатынская трагедия» 2. 5 Почему важно соблюдать законы Комбинированный урок 1 Работа с текстом «Учимся пользоваться своими правами» 2. 6 Защита отечества Комбинированный урок 1 Работа со схемой «Военная служба» 2. 7 Учимся быть мужественными Комбинированный урок 1 Работа с текстом педагога В. А. Сухомлинского 2. 8 Контрольная работа Контрольная работа 1 Выполнение заданий контрольной работы 2. 9 Для чего нужна дисциплина Комбинированный урок 1 Работа с иллюстративным материалом 2. 10 Учимся быть дисциплинированными Самостоятельная работа 1 Составление памятки «В чем я могу стать дисциплинированнее» 2. 11 Виновен – отвечай Комбинированный урок 1 Работа с биографией А. Ф. Кони 2. 12 Учимся уважать закон Комбинированный урок 1 Мини- сочинение «Почему важно соблюдать законы» 2. 13 Кто стоит на страже закона Комбинированный урок 1 Работа со схемой «Правоохранительные органы РФ» 2. 14 Учимся защищать свои права Комбинированный урок 1 Работа с заданиями учебника 2. 15 Контрольная работа Контрольная работа 1 Выполнение заданий контрольной работы III Человек в экономических отношениях 9 3. 1 Экономика и ее основные участники Комбинированный урок 1 Работа с иллюстрациями 3. 2 Учимся принимать рациональное решение Комбинированный урок 1 Заполнение таблицы «Основные стадии движения продукта» 3. 3 Мастерство работника Самостоятельная работа 1 Работа с иллюстративным материалом 3. 4 Учимся секретам профессионального успеха Комбинированный урок 1 Защита докладов 3. 5 Производство: затраты, выручка, прибыль Комбинированный урок 1 Работа с иллюстративным материалом 3. 6 Виды и формы бизнеса Комбинированный урок 1 Работа с биографией И. Д. Сытина 3. 7 Обмен, торговля, реклама Комбинированный урок 1 Работа с текстом «Путешествие в прошлое: о торговле» 3. 8 Деньги и их функции Комбинированный урок 1 Работа со схемой «Функции денег» 3. 9 Экономика семьи Самостоятельная работа 1 Конкурс плакатов «Товар XXI века» IV Человек и природа 7 4. 1 Воздействие человека на природу Комбинированный урок 1 Работа с иллюстративным материалом 4. 2 Охранять природу – значит охранять жизнь Самостоятельная работа 1 Защита докладов «Экологическая ситуация в современной России» 4. 3 Закон на страже природы Комбинир ованный урок 1 Проблемное задание по тексту «Петр I и защита природы» 4. 4 Учимся беречь природу Комбинированный урок 1 Работа с иллюстративным материалом 4. 5 Практикум к разделу «Человек и природа» Практическое занятие 2 Работа с проблемными заданиями и текстовым материалом 4. 6. Итоговая контрольная работа Контрольная работа 1 Резервное время 3 Контрольная работа Контрольная работа 1 Контрольная работа Контрольная работа 1 Контрольная работа Контрольная работа 1 итого 35 Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. – М. : Просвещение, 2013. 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах/ П. А. Баранов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. 2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. rsnet. ru/ - Официальная Россия( сервер органов государственной власти РФ) . http: / / www. president. kremlin. ru/ - Президент РФ. http: / / www. socionet. ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http: / / www. infap. ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: / / www. gks. ru – Федеральная служба государственной статистики. http: / / www. alleng. ru/ edu/ social2. htm- Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. http: / / www. form. ru – Фонд общественного мнения. http: / / www. bisinesslovoc. ru – Бизнес- словарь. http: / / www. glossary. ru – Глоссарий по социальным наукам.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры