Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 10 классе.
Документы для скачивания
Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления учащимся типичных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения обществознания в основной школе: Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Ю. И. Аверьянов. – М. : Просвещение. 2010. Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Общее количество врем ени на учебный год составляет 70 часов. Общая недельная нагрузка в год обучения составляет 2 часа. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Курс «Обществознания» в 10 классе раскрывает учащимся способы формирования гражданско- правового мышления, развивает свободно и творчески мыслящую личность. Передаёт учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире. В совокупности с историей и географией помогает формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 5. Результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата) ; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей( производитель, потребитель и др. ) ; овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: использование элементов причинно- следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. ) , выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) ; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов Тематическое планирование № п/ п Наименование раздела Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии, ч. Самостоятельная работа, ч. I Введение 1 1 II Общество 5 4 1 III Человек 12 10 1 1 IV Духовная культура 9 6 3 V Экономика 5 2 2 1 VI Социальная сфера 12 7 4 1 VII Политическая сфера 12 8 4 VIII Право как особая система норм 13 8 4 1 IX Итоговое повторение 1 1 Итого 70 47 14 4 5 Содержание учебного предмета Ведение( 1 час) Для чего человек изучает процессы, происходящие вокруг него. II. Общество( 5 часа) Что такое общество. Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура( вторая природа) . Важнейшие институты общества. Общество как сложная динамичная система. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Знать и уметь: Уметь характеризовать важнейшие институты общества Раскрывать понятие общество, страна, государство Характеризовать основные сферы жизни общества III. Человек( 12 часов) Человек как духовное существо. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно- технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность – способ существования. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Познание и знание. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. Знать и уметь: • выявить что делает человека человеком • характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке • приводить примеры основных видов деятельности человека IV. Духовная культура( 9 часов) Культура и духовная жизнь общества. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Наука и образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно- воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Научно- исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция, история и формы высшего образования. Мораль. Религия. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Искусство и духовная жизнь. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Духовная культура. Знать и уметь: • Объяснить роль морали в жизни человека • Характеризовать основные принципы морали • Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей • Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ • Определять сущностные характеристики религ ии и ее роль в культурной жизни V. Экономика( 5 часов) Роль экономики в жизни общества. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономическая культура. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Знать и уметь: • Раскрыть роль экономики в жизни общества • Объяснять причину ограниченности экономических ресурсов • Объяснять смысл понятия собственность • Характеризовать основные типы экономических систем • Различать товары и услуги • Характеризовать экономические функции государства VI. Социальная сфера( 12 часов) Социальная структура общества Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейки в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «Новые» богатые. С редний класс и приличествующий уровень жизни Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Нации и межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями- государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Семья и быт. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальное развитие и молодежь. Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Знать и уметь: • Выявлять и различать различные социальные общности и группы • Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества • Называть позиции определяющие статус личности • Знать и правильно использовать понятия этнос, нация и национальность • Объяснять причины отклоняющегося поведения VII. Политическая сфера( 12 часов) Политика и власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в полит. С истеме. Полит. Р ежимы. Определение полит. С истемы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Демократические выборы и политические партии. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Участие гражданина в политической жизни. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. Знать и уметь: • Раскрывать признаки суверенитета • Различать формы правления и государственного устройства • Сопоставлять различные типы политических режимов • Раскрывать принципы правового государства • Раскрывать сущность гражданского общества • Называть признаки политической партии VIII. Право как особая система норм( 13 часов) Право в системе социальных норм. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно- правовых актов. Источники права. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Общество в развитии. Многовариантность обществ. Р азвития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Его критерии. Формы общественного прогресса. Знать и уметь: • Раскрывать смысл понятия правонарушение • Раскрывать смысл понятий дееспособность и правоспособность • Различать правонарушение и правомерное поведение • Называть основные правоохранительные органы РФ • Объяснять смысл понятия права человека • Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей • Характеризовать особенности трудовых и семейных правоотношений • Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом • Указывать объекты уголовно- правовых отношений • Объяснять сущность гуманитарного права IX. Итоговое повторение( 1 час) Повторение всего пройденного материала, применение полученных знаний на практике. Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельной работы Дата проведения Планируемая Фактическая 1. Введение Вводная лекция 1 Запись основных положений урока 2. Общество 5 2. 1. Что такое общество Лекция 2 Запись основных положений урока. Составление словарика 2. 2. Общество как сложная динамическая система Комбинированный урок 2 Работа по таблице «Социальные институты» 2. 3. Практикум к главе Самостоятельная работа 1 Самостоятельная 3. Человек 12 3. 3. Природа человека Комбинированный урок 2 Составить словарик по теме 3. 4. Человек как духовное существо Комбинированный урок 2 Работа с документами, соствление таблицы «Типы мировоззрения» 3. 5. Деятельность – способ существования людей Комбинированный урок 2 Составление схемы «Потребности человека» 3. 6. Познание и знание Самостоятельная работа 2 Тест «Отношение философов к проблеме познаваемости мира». Составление схемы «Истина и её критерии» 3. 7. Человек в системе социальных связей Комбинированный урок 2 Групповые письменные задания по карточкам 3. 8. Контрольная работа Контрольная работа 1 Контрольная работа с различными уровнями сложности 3. 9. Работа над ошибками Урок работы над ошибками 1 Выполнение заданий вызвавших затруднения в контрольной работе 4. Духовная культура 9 4. 1. Культура и духовная жизнь общества Комбинированный урок 2 Составить таблицу «Функции культуры» 4. 2. Наука. Образование Практическая работа 2 Тест на восстановление соответствия 4. 3. Мораль. Религия Комбинированный урок 2 Составить таблицу «Мировые религии» 4. 4. Искусство и духовная жизнь Комбинированный урок 2 Составить таблицу «Искусство и его формы» 4. 5. Практикум к главе Практическая работа 1 Проблемные задания повторительно- обобщающего характера 5. Экономика 5 5. 1. Роль экономики в жизни общества Комбинированный урок 2 Запись основных положений урока. Составление словарика 5. 2. Экономическая культура Практическая работа 2 Составление памятки «Этический кодекс предпринимателя» 5. 3. Практикум к главе Контрольная работа 1 Тестирование. Решение задач 6. Социальная сфера 12 6. 1. Социальная структура общества Комбинированный урок 1 Составить схему «Социальная структура общества» 6. 2. Социальные взаимодействия Комбинированный урок 2 Составить словарик по теме 6. 3. Социальные нормы и отклоняющееся поведение Комбинированный урок 2 Составить таблицу «Виды социальных знаний» 6. 4. Нации и межнациональные отношения Практическая работа 2 Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления» 6. 5. Семья и быт Комбинированный урок 2 Словарик по теме 6. 6. Социальное развитие и молодёжь Практическая работа 2 Задания группам: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения 6. 7. Контрольная работа Контрольная работа 1 тестирование 7. Политическая сфера 12 7. 1. Политика и власть Комбинированный урок 2 Словарик по теме 7. 2. Политическая система Комбинированный урок 2 Составить схему «Политическая система» 7. 3. Гражданское общество и правовое государство Комбинированный урок 2 Словарик по теме 7. 4. Демократические выборы и политические партии Практическая работа 2 Составить таблицу «Политические партии, их программы» 7. 5. Участие гражданина в политической жизни Практическая работа 2 Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий 7. 6. Практикум к главе Практическая работа 2 Проблемные задания повторительно- обобщающего характера 8. Право как особая система норм 13 8. 1. Право в системе социальных норм Комбинированный урок 2 Составить схему «Отрасли права» 8. 2. Источники права Комбинированный урок 2 Составить схему «Источники права» 8. 3. Правоотношения и правонарушения Комбинированный урок 2 Составить таблицу «Виды юридической ответственности» 8. 4. Современное российское законодательство Практическая работа 2 Обсудить в группах «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества» 8. 5. Предпосылки правомерного поведения Практическая работа 2 Эссе на тему «Правомерное поведение» 8. 6. Общество в развитии Комбинированный урок 2 Выполнение проблемных заданий 8. 7. Контрольная работа Контрольная работа 1 Тестирование 9. Итоговое повторение Повторительно- закрепляющий урок 1 Анализирование ошибок- итого- 70- - - Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Ю. И. Аверьянов. – М. : Просвещение. 2010. 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах/ П. А. Баранов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. 2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. rsnet. ru/ - Официальная Россия( сервер органов государственной власти РФ) . http: / / www. president. kremlin. ru/ - Президент РФ. http: / / www. socionet. ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http: / / www. infap. ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: / / www. gks. ru – Федеральная служба государственной статистики. http: / / www. alleng. ru/ edu/ social2. htm- Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. http: / / www. form. ru – Фонд общественного мнения. http: / / www. bisinesslovoc. ru – Бизнес- словарь. http: / / www. glossary. ru – Глоссарий по социальным наукам.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры