Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» в 11 классе.
Документы для скачивания
Пояснительная записка 1. Цель изучения учебного предмета Цель изучения обществознания в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления учащимся типичных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой обществоведческой подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения обществознания в основной школе: Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско- общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно- бытовых отношений. 2. Общая характеристика предмета Рабочая программа составлена на основе УМК: 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. . – М. : Просвещение. 2010. Данная рабочая программа адаптирована для всех детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов п о разделам. Она рассчитана на 70 учебных часов, из расчёта 2 учебных часа в неделю, что соответствует учебному плану ГБОУ РМ « Ард атовский детский дом- школа» 2016 — 2017 учебного года. 3. Место учебного предмета в учебном плане Общее количество врем ени на учебный год составляет 70 часов. Общая недельная нагрузка в год обучения составляет 2 часа. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени. Курс «Обществознания» в 10 классе раскрывает учащимся способы формирования гражданско- правового мышления, развивает свободно и творчески мыслящую личность. Передаёт учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире. В совокупности с историей и географией помогает формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах. 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. 5. Результаты освоения курса Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата) ; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей( производитель, потребитель и др. ) ; овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно- следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. ) , выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей( анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) ; давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно- мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально- политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов Тематическое планирование № п/ п Наименование раздела Максимальная нагрузка учащегося, ч. Из них Теоретическое обучение, ч. Лабораторные и практические работы, ч. Контрольная работа, ч. Экскурсии, ч. Самостоятельная работа, ч. I Введение 1 1 II Человек и экономика 24 16 8 III Проблемы социально- политической и духовной жизни 16 10 2 2 2 IV Человек и закон 25 17 6 2 V Итоговое повторение 1 1 РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 3 3 Итого 70 45 16 7 2 Содержание учебного предмета I. Ведение( 1 час) Для чего человек изучает процессы, происходящие вокруг него. II. Человек и экономика( 24 часа) Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика. Понятие экономического роста. Факторы роста. э кстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Правовые основы предпринимательства. Организационно- правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно- финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Рациональное поведение потребителя и производителя. Знать и уметь: Объяснять основы экономического цикла Объяснять смысл понятия собственность применительно к законодательству РФ Характеризовать основные типы налогообложения в мировой практике Объяснять смысл кредитно- финансовой политики Характеризовать экономические функции государства III. Проблемы социально- политической и духовной жизни( 16 часов) Свобода в деятельности человека. с вобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества. Общественное сознание. Сущность и особенности, структура общественного сознания. о бщественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание. Политическое сознание. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Политический экстремизм. Политический статус личности. Политическое участие. Политическое поведение. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах. Политическая элита и политическое лидерство. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни. Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Р елигиозные объединения и организации в РФ. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Знать и уметь: Раскрыть понятие политика Называть основные политические институты Раскрывать на примере основные стадии политического процесса Назвать основные государственные программы для молодежи Раскрыть понятие семья и брак Характеризовать межнациональную ситуацию в стране IV. Человек и закон( 25 часа) Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации. Гражданство в РФ. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Знать и уметь: Раскрыть понятие право Характеризовать основные отрасли права Рассказать основные положения приема на работу, заключения и расторжения трудового договора Характеризовать Конституцию и документы регламентирующие международную защиту прав человека V. Итоговое повторение( 1 час) Повторение всего пройденного материала, применение полученных знаний на практике. РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 3 ЧАСА Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование разделов и тем Вид занятия Количество часов Виды самостоятельн ой работы Дата проведения Планируемая Фактическая 1. Введение Вводная лекция 1 Записать основные положения лекции 2. Человек и закон 24 2. 1. Экономика: наука и хозяйство Лекция 2 Записать основные положения лекции 2. 2. Экономический рост и развитие Комбинированный урок 2 Записать основные положения лекции. Работа с графиками 2. 3. Рыночные отношения в экономике Комбинированный урок 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 2. 4. Фирмы в экономике Комбинированный урок 2 Записать основные положения лекции 2. 5. Правовые основы предпринимательской деятельности Комбинированный урок 2 Составление сравнительной таблицы 2. 6. Слагаемые успеха в бизнесе Практическая работа 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 2. 7. Экономика и государство Комбинированный урок 2 Составление словарика 2. 8. Финансы в экономике Практическая работа 2 Написание творческих работ, аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссии о социальных проблемах 2. 9. Занятость и безработица Практическая работа 2 Анализ таблицы «Рейтинг популярности профессий» 2. 10. Мировая экономика Комбинированный урок 2 Составление словарика 2. 11. Человек в системе экономических отношений Комбинированный урок 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 2. 12. Практикум к главе Практическая работа 2 Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации 3. Проблемы социально- политической и духовной жизни 16 3. 1. Свобода в деятельности человека Комбинированный уро 2 Составление словарика 3. 2. Общественное сознание Комбинированный урок 2 Записать основные положения лекции 3. 3. Политическое сознание Практическая работа 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 3. 4. Политическое поведение Самостоятельная работа 2 Составление таблицы «Типы политического поведения» 3. 5. Политическая элита и политическое лидерство Комбинированный урок 2 Записать основные положения лекции 3. 6. Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполных семей Комбинированный урок 2 Создание презентации с проблематической тематикой 3. 7. Религиозные объединения и организации РФ Комбинированный урок 2 Работа с документами 3. 8. Практикум к главе Контрольная работа 2 тестирование 4. Человек и закон 25 4. 1. Современные подходы к пониманию права Комбинирован ный урок 2 Составление словаря по теме, выполнение индивидуальных заданий 4. 2. Гражданин РФ Комбинированный урок 3 Составление словарика 4. 3. Экологическое право Практическая работа 2 Написание творческое работы 4. 4. Гражданское право Комбинированный урок 2 Работа с нормативными документами( Гражданской Кодекс) 4. 5. Семейное право Практическая работа 2 Работа с нормативными документами( Семейный Кодекс) 4. 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства Практическая работа 2 Работа с нормативными документами( Трудовой кодекс) 4. 7. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процессы Комбинированный урок 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 4. 8. Процессуальное право: уголовный процесс Комбинированный урок 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 4. 9. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство Комбинированный урок 2 Работа с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации. Критическое осмысление полученной информации. 4. 10. Международная защита прав человека Комбинированный урок 2 Записать основные положения лекции 4. 11. Взгляд в будущее Комбинированный урок 2 Записать основные положения лекции 4. 12 Контрольная работа Контрольная работа 2 Тестирование 5. Итоговое повторение Повторительно- обобщающий урок 1 Работа над ошибками РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ 3 Контрольная работа 1 Контрольная работа 1 Контрольная работа 1- итого- 70- - - Материально- техническое обеспечение учебного предмета 1. Перечень оборудования имеющегося в наличии Компьютеры в медиаклассе Мультимедиапроектор в медиаклассе Принтер в медиаклассе Интернет в медиаклассе Интерактивная доска в медиаклассе Учебно- методическое обеспечение предметов 1. Основная учебно- методическая литература 1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. у чреждений. – М. : Просвещение, 2011. 2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание: проект. – 2 –е изд. , дораб. – М. : Просвещение, 2011. 3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н. И. . – М. : Просвещение. 2010. 2. Дополнительные учебно- методическая литература и источники 1. Баранов П. А. Обществознание в таблицах/ П. А. Баранов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. 2. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник/ П. А. Баранов, А. В. Воронцов. – М. : Астрель: П олиграфиздат, 2012. Интернет- сайты http: / / www. rsnet. ru/ - Официальная Россия( сервер органов государственной власти РФ) . http: / / www. president. kremlin. ru/ - Президент РФ. http: / / www. socionet. ru – Соционет: информационное пространство по общественным наукам. http: / / www. infap. ru – Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. http: / / www. gks. ru – Федеральная служба государственной статистики. http: / / www. alleng. ru/ edu/ social2. htm- Образовательные ресурсы Интернета – обществознание. http: / / www. form. ru – Фонд общественного мнения. http: / / www. bisinesslovoc. ru – Бизнес- словарь. http: / / www. glossary. ru – Глоссарий по социальным наукам.
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры