a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 4 класс

Опубликовано: 2016-09-14 21:54:33

Документы для скачивания

Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании МО Директор ГБОУ РМ Руководитель МО « Ардато вский детский до м- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С в яткина Н. Н. школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г. «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г Рабочая программа учебного предмета «М узыка» 4 класс Составитель: Удалов А. Б. учитель музыки Ардатов 2016 г. Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе программы по предмету «Музыка» для 1- 4 классов четырехлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов- музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования. Цель массового музыкального образования и воспитания- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи музыкального образования младших школьников: • воспитание интереса, эмоционально- ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; • развитие образно- ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; • накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно- образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Содержание программы базируется на художественно- образном, нравственно- эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов- классиков( золотой фонд) , современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского, в мир культуры других народов. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов- классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно- нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, ее жанрово- стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. . В исполнительскую деятельность входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование( разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях( речевой, вокальной, ритмической, пластической) ; в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия. Творческий подход учителя музыки к данной программе —з алог успеха его музыкально- педагогической деятельности. Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I —IV классах в объеме не менее 135 часов( 33 часа в I классе, по 34 часа —в о II —IV классах) . Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно- эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально- эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно- нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно- познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4- м классе являются формирование следующих умений: - наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебн о- познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - позитивная самооценка своих музыкальн о- творческих способностей. - наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. т ак и окружающих людей; - наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству. Регулятивные УУД: - умение использовать знаково- символические средства, представленные в нотных примерах учебника- умение формулировать собственное мнение и позицию; - установление простых причинно- следственных связей. Познавательные УУД: - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4- го класса; - умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям; - осуществление элементов синтеза как составление целого; - понимание основ смыслового чтения художественного текста. Коммуникативные УУД: - наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальн о- творческих задач; - участие в музыкальной жизни класса, школы. Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4- м классе являются формирование следующих умений. Выпускник научится: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать личностно- окрашенное эмоционально- образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально- творческой деятельностью; высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать понимание интонационно- образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров( пение) . Выпускник получит возможность научиться: показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; выражать художественно- образное содержание произведений в каком- либо виде исполнительской деятельности( пение) ; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально- творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее; соотносить образцы народной и профессиональной музыки. Тематическое планирование № п/ п Наименование тем разделов Максималь- ная нагрузка уч- ся, часы Из них Теорети- ческое обучение, часы Лабора- торные и прак- тические работы, часы Конт- рольные работы, часы Экскур- сии, часы Самос- тоятель- ная работа, часы 1. « Россия – Родина моя» 5 ч 5 ч 2. «О России петь – что стремиться в храм» 4 ч. 3 ч 1 ч 3. « День, полный событий» 7 ч. 6 ч 1 ч 4. « Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 5 ч. 5 ч 5. «В концертном зале» 3 ч. 3 ч 6. «В музыкальном театре» 5 ч. 4 ч 1 ч 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 ч. 4 ч 1 ч Итого: 34 ч. 30 ч 4 ч Содержание рабочей программы I  четверть  ( 9 часов) Тема раздела:  «Россия – Родина моя» ( 3 ч. )         Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине( С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России») .  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности( мелодия) .  Общность интонаций народной музыки( «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов( С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского) . Знакомство с жанром вокализ( С. В. Рахманинов «Вокализ») .           Урок 2.  Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка? » Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М. Горького «Как сложили песню».  Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К. Петрова- Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».  Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно- образные особенности.         Урок 3.  «Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов » На великий праздник собралася Русь! Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов( Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М. Глинка) .  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества. Тема раздела:  «О России петь – что стремиться в храм»( 1 ч. )         Урок 4.  Святые земли Русской. Илья Муромец.  Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. ( «Богатырские ворота»М. П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин) . Тема раздела:  «День, полный событий»( 5 ч. )         Урок 5.  «Образы осени в музыке М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Г. Свиридова ». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально- поэтические образы. Лирика в поэзии А. С. Пушкина, в музыке русских композиторов( Г. Свиридов, П. Чайковский) и в изобразительном искусстве( В. Попков «Осенние дожди») .         Урок 6.   «Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке Н. А. Римского- Корсакова ». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально- поэтические образы в сказке А. С. Пушкина и в опере  Н. А. Римского –К орсакова «Сказка о царе Салтане ».         Урок 7.  Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле( Хор из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского-  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку »;  «Детский альбом» П. Чайковского- «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М. Мусоргский) . Уро к 8.  «Светская музыка пушкинской поры ». Выразительность и изобразительность в музыке.   Музыкально- поэтические образы. Романс( «Венецианская ночь» М. Глинка) .     Урок 9.  Обобщающий  урок  1 четверти. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 1 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.     II  четверть  ( 7 часов) Тема раздела:  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! » ( 2 ч. )         Уро к 10.  «Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России ». Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.         Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей»( белорусская народная сказка) . Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.   Тема раздела:  «В концертном зале» ( 5 ч. )         Урок 12.  Музыкальные инструменты( скрипка, виолончель. ) Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин( «Ноктюрн») , П. Чайковский( «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром) .         Урок 13.  «Старый замок». Счастье в сирени живет…  Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. ( «Старый замок» М. П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки») . Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова( романс «Сирень» С. Рахманинов) .  Выразительность и изобразительность в музыке.         Урок 14.  «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…  Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений Формы: одночастные, двух- и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка») .         Урок 15.  «Патетическая» соната. Годы странствий. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. ( Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен) .         Урок 16.  Царит гармония оркестра. Обобщающий  урок 2 четверти.  Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально- слуховых впечатлений четвероклассников за 2 четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. III  четверть  ( 10 часов) Тема раздела:  «День, полный событий» ( 1 ч. )       Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально- поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения( стихи А. Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В. Шебалина «Зимняя дорога») . Тема раздела:  «В музыкальном театре» ( 6 ч. )       Урок 18.   «Музыкальная характеристика поляков в о пера «Иван Сусанин». ( Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…) .   Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц.  ( Опера «Иван Сусанин» М. Глинка- интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия) .       Урок 19.  «Музыкальная характеристика Иван а Сусанин а ». ( Сцена в лесу) .  Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.  Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин»( Сцена из 4 действия) .  Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.         Урок 20.  «Восточные мотивы в творчестве русских композиторов». ( Опера М. Мусоргского « Хованщина ») . Народная и профессиональная музыка. Интонационно- образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно- вариационная форма. Вариационность. ( «Рассвет на Москве- реке», «Исходила младешенька » из оперы « Хованщина » М. Мусоргского) .         Урок 21.  Русский восток. «Сезам, откройся! ». Восточные мотивы.  Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов( М. Глинка, М. Мусоргский) . Орнаментальная мелодика.          Урок 22.  «Воплощение русских обычаев и обрядов в балетном жанре».  Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. ( И. Ф. Стравинский «Петрушка») . Музыка в народном стиле.          Ур ок 23.  «Жанр оперетты и мюзикла». Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Тема раздела:  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 3 ч. )           Урок 24.  Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд.  Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. ( «Прелюдия» С. В. Рахманинов, «Революционный этюд» Ф. Шопен) . Развитие музыкального образа.         Урок 25.  Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты( гитара) . Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов- классиков( «Шутка» И. Бах, «Патетическая соната» Л. Бетховен,  «Утро» Э. Григ) и мастерство известных исполнителей( «Пожелание друзьям» Б. Окуджава, «Песня о друге» В. Высоцкий) .         Урок 26.  Обобщающий  урок 3 четверти.  Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 3   четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах. IV  четверть  ( 8 часов) Тема раздела:  «О России петь – что стремиться в храм» ( 3 ч. )         Урок 27.  Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше ». Праздники Русской православной церкви. Пасха.  Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. ( «Богородице Дево, радуйся! »   С. В. Рахманинов) . Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. ( «Ангел вопияше » П. Чесноков – молитва) .       Урок 28.  Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха.  Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. ( Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»  С. Рахманинов) .       Урок 29.  Кирилл и Мефодий.  Святые земли Русской.  Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.   Тема раздела:  «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! » ( 1 ч. )        Урок 30.  Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России.  Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день. Тема раздела:  «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 4 ч. )       Урок 31.  В интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л. Бетховена «Патетическая соната», Э. Грига «Песня Сольвейг », М. Мусоргский «Исходила младешенька ». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии? »       Урок 32.  Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н. Римского- Корсакова( Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане », сюита « Шахеразада ») .         Урок 33.  «Рассвет на Москве- реке». Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М. П. Мусоргского.  ( «Рассвет на Москве- реке»- вступление к опере « Хованщина ») .       Урок 34.  Обобщающий  урок 4 четверти. Заключительный  урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных и полюбившихся  песен  всего учебного  года. Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса: 1. расширение жизненно- музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных народов, стилей, композиторов; 2. выявление характерных особенностей русской музыки( народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран; 3. воспитание навыков эмоционально- осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно- образной основе; 4. расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства( литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно- образного мышления учащихся и творческих способностей; 5. развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства. 6. совершенствование умений и навыков музыкально- творческой деятельности. Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь: - продемонстрировать личностно- окрашенное эмоционально- образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально- творческой деятельностью; - воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека; - проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов; - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - продемонстрировать понимание интонационно- образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; - выражать художественно- образное содержание произведений в каком- либо виде исполнительской деятельности( пение, музицирование) ; - передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально- творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  - охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров; - определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий; - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;  - исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров( пение, драматизация, музыкально- пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др. ) .   Календарно- тематический план № п/ п Наименование темы Вид занятия Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения Планиро- вание Факти- чески I. Тема “Россия – Родина моя” 3 ч. 1. Мелодия. Ты запой мне ту песню… Урок- ознакомление 1 2. Как сложили песню. Звучащие картины. « Ты откуда русская, зародилась, музыка? » Урок- беседа 1 3. Образы защитников Отечества в музыке русских композиторов. Урок- беседа 1 II. «О России петь – что стремиться в храм». 1 ч 4. Святые земли русской. Илья Муромец. Урок- беседа 1 I II. День, полный событий. 5ч. 5. Образы осени в музыке М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Г. Свиридова. Урок- беседа 1 6. Сказочные образы Пушкина в музыке Римского- Корсакова. Урок- беседа 1 7. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Урок- ознакомление 1 8. Светская музыка пушкинской поры. Урок- ознакомление 1 9. Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. 1ч. тест IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! » 2 ч. 10. Песни разных народов мира. Музыкальные инструменты России. Урок- ознакомление 1 11. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». Белорусская народная сказка. Урок- беседа 1 V. В концертном зале. 5 ч. 12. Музыкальные инструменты( скрипка, виолончель) . Вариации на тему рококо Урок- закрепление 1 1 3. Старый замок. Счастье в сирени живет… Урок- ознакомление 1 14. Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы… Урок- беседа 1 15. Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. Урок- беседа 1 16. Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. 1 ч. т ест VI. День, полный событий. 1 ч. 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Урок- беседа 1 VII. В музыкальном театре. 6 ч. 18. Музыкальная характеристика поляков в опере «Иван Сусанин» Урок- ознакомление 1 19. Музыкальная характеристика Ивана Сусанина. Урок- ознакомление 1 20. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Урок- ознакомление 1 21. Русский Восток Урок- ознакомление 1 22. Воплощение русских обычаев и обрядов в балетном жанре. Урок- беседа 1 23. Жанр оперетты и мюзикла Урок- ознакомление 1 VIII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3 ч. 24. Прелюдия. Исповедь души. Урок- ознакомление 1 24. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. Урок- ознакомление 1 25. Музыкальные инструменты( гитара) Урок- беседа 1 26. Обобщающий урок 3 четверти Урок контроля, оценки и коррекции знаний 1 ч. тест IX «О России петь – что стремиться в храм». 3 ч. 29. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Урок- беседа 1 30. Родной обычай старины. Светлый праздник. Урок- ознакомление 1 31. Кирилл и Мефодий. Урок- беседа 1 X. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 3 ч. 32. Музыкальный сказочник. Урок- беседа 1 33. Рассвет на Москве- реке. Урок- беседа 1 34. Обобщающий урок. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Урок- концерт 1 ч. т ест Итого 30 ч 4 ч. Перечень оборудования Музыкальный центр Фортепиано Ноутбук Проектор Диски СД, МР3 Портреты композиторов Картины Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, Список учебно- методической литературы. Проект «Примерные программы по учебным предметам» стандарты второго поколения, 2- е издание, М. , просвещение 2011 г. Рабочая тетрадь для 4 класса, М. , Просвещение, 2011 г. Учебник Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина «Музыка »- 4 кл. , М. , «Просвещение», 2015 г. «Сборник нормативных документов. Искусство», М. , Дрофа, 2005г. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература», М. , Музыка, 1989г. Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран», М. , Музыка, 1988г. Затямина Т. А. «Современный урок музыки», Глобус, 2007г. Аржаникова Л. Г. «Профессия- учитель музыки», М. , Просвещение, 1985г. Попова Т. В. «Советская музыкальная литература», М. , Музыка, 1982г Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. З. В. Масленникова- Золина «Необычные уроки музыки» 1- 4 классы( помощь преподавателю) , Волгоград, , Учитель, 2011 г. «Музыка и ты» выпуск №№ 6, 7 Ю. Д. Иместьева «Поурочные разработки по музыке- 4 класс», Волгоград, «Корифей», 2009 г. Песенные сборники. «Я познаю мир» детская энциклопедия, М. , Музыка, 1997 г. Ресурсы Интернета MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку» 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания( ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО « ИстраСофт » и содействии Национального Фонда подготовки кадров( НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн ». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» « Коминфо » 6. Электронный образовательный ресурс( ЭОР) нового поколения( НП) 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8. Мультимедийная программа" Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г. » 10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11. Единая коллекция- http: / / collection. cross- edu. ru/ catalog/ rubr/ f544b3b7- f1f4- 5b76- f453- 552f31d9b164 12. Российский общеобразовательный портал- http: / / music. edu. ru/ 13. Детские электронные книги и презентации- http: / / viki. rdf. ru/ 14. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия « Развивашки ». Мультимедийный диск( CD ROM) М. : ЗАО «Новый диск», 2008. 15. CD- ROM. «Мир музыки». Программно- методический комплекс » под редакцией Г. П. Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

Оставить комментарий: