Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 5 класс
Документы для скачивания
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании МО Директор ГБОУ РМ Руководитель МО « Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С в яткина Н. Н. школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г Рабочая программа учебного п редмета «М узыка» 5 класс Составитель: Удалов А. Б. учитель музыки Ардатов 2016 г. Пояснительная записка Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно- образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении( в том числе с ориентацией на нотную запись) , инструментальном музицировании, музыкально- пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально- ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально- личностного эмоционально- ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Тема первого полугодия «Музыка и литература». Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки( жанры – песня, опера, романс) . Тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный( живописный) образ музыки, способность интонационно представлять( слышать) художественные образы. Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»( Программы общеобразовательных школ: Музыка: 1- 9 кл. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская – Москва: Просвещение, 2006 год) . При работе по данной программе предполагается использование учебно- методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации( Сергеева Г. П. , Критская Е. Д. , Шмагина Т. С. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература( сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке) . Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Содержание программы базируется на нравственно- эстетическом, интонационно- образном, жанрово- стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства( фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. Основные содержательные линии: обогащение опыта эмоционально- ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества; овладение способами музыкально- учебной деятельности( музыкальные умения и навыки) ; обогащение опыта учебно- творческой музыкальной деятельности; воспитание слушательской и исполнительской культуры Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной: метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно- стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод создания «композиций»; метод перспективы и ретроспективы; метод игры. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально- ритмические движения; различного рода импровизации( ритмические, вокальные, пластические и т. д. ) , инсценирование( разыгрывание песен) , сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке( оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений) , в художественных импровизациях( сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений) . В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки- концерты. Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны при обрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального рос сийского общества; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственное отношение к учению, готовность и спо собность к саморазвитию и самообразованию на основе моти вации к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диа лог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально- нрав ственной отзывчивости, понимание чувств других людей и со переживание им; компетентность в решении проблем на осно ве личностного выбора, осознанное и ответственное отноше ние к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в общении и сотруд ничестве со сверстниками, старшими и младшими в образова тельной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; — признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; — эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально- эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: — умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; — умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; — умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно- следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; — смысловое чтение текстов различных стилей и жанров; — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе; - формирование и развитие компетентности в области ис пользования информационно- коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и ху дожественному самообразованию. Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на ступени образования и отражают: сформированность основ музыкальной культуры школь ника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития, социали зации, самообразования, организации содержательного куль турного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой куль туры; развитие общих музыкальных способностей школьников( музыкальной памяти и слуха) , а также образного и ассоциа тивного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально- ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного об раза; сформированностьмотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность( слуша ние музыки, пение, инструментальное музицирование, драма тизация музыкальных произведений, импровизация, музы кально- пластическое движение и др. ) ; воспитание эстетического отношения к миру, критичес кого восприятия музыкальной информации, развитие творчес ких способностей в многообразных видах музыкальной дея тельности, связанной с театром, кино, литературой, живо писью; расширение музыкального и общего культурного круго зора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способ ностью эмоционально воспринимать музыку как живое образ ное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной тер минологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, це ленаправленной и содержательной музыкально- учебной деятельности, включая информационно- коммуникационные тех нологии; - сотрудничество в ходе реализации коллективных творчес ких проектов, решения различн ых музыкально- творческих задач. Требовани я к уровню подготовки учащихся 5 класса понимать взаимодействие музыки с другими видами ис кусства на основе осознания специфики языка каждого из них( музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др. ) ; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор мах ее воплощения; творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом дви жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно сти; участвовать в коллективной исполнительской деятельно сти( пении, пластическом интонировании, импровиза ции, игре на инструментах) ; передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; развивать умения и навыки музыкально- эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др. ; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль но- эстетической жизни класса, школы. Тематическое планирование № п/ п Наименование тем разделов Максималь- ная нагрузка уч- ся, часы Из них Теорети- ческое обучение, часы Лабора- торные и прак- тические работы, часы Конт- рольные работы, часы Экскур- сии, часы Самос- тоятель- ная работа, часы 1. « Музыка и литература» 17 ч 15 ч 2 ч 2. «Музыка и изобразительное искусство» 17 ч. 15 ч 2 ч Итого: 34 ч. 30 ч 4 ч Содержание программы предмета «Музыка» 5 класс. В результате изучения музыки ученик должен: Знать/ понимать: специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные жанры народной и профессиональной музыки; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и исполнителей; Уметь: эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; выразительно исполнять соло( с сопровождением и без сопровождения) ; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; В программе рассматриваются разнообразные явления му зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы( прозы и поэзии) , изобразительного искусства( живописи, скульптуры, архитек туры, графики, книжных иллюстраций и др. ) , театра( опе ры, балета, оперетты, мюзикла, рок- оперы) , кино. Раздел 1. Музыка и литература( 17 ч) Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, про фессиональной, религиозной музыки( музыка русская и зару бежная, старинная и современная) . Специфика средств худо жественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Урок 1. Что роднит музыку с литературой( 1ч) Интонационно- образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, еевлияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходствовыразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно- образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкальногоискусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный материал: М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»; П. Чайковский. Симфония №4; Э. Г риг. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт » Урок 2- 3. Вокальная музыка( 2ч) Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов( лирические) . Народные истоки русской профессиональной музыки. Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня – верный спутник человека. Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре – романс. Музыкальный материал: П. И. Чайковский «Осень»; П. Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; Р. н. п. «А мы просо сеяли», «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле мое»; А. Варламов – А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова «Горные вершины» Урок 4. Фольклор в музыке русских композиторов( 1ч) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников( русских народных сказаний, сказок разных народов и др. ) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Музыкальный материал: А. Лядов «Кикимора»; Н. Римский- Корсаков « Шехеразада » Урок 5- 6. Жанры инструментальной и вокальной музыки( 2ч) Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой- либо литературной основой( вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки) ; знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса – инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии. Музыкальный материал: С. Рахманинов «Вокализ», Г. Свиридов «Романс», П. Ч айковский «Баркарола»( Июнь) , Ф. Шуберт «Баркарола», Ф. Мендельсон «Пе сня венецианского гондольера»; М. Глинка, сл. И. Козлова «Венецианская ночь» Урок 7. Вторая жизнь песни( 1ч) Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М. И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем”. Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация, обработка, трактовка. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. Музыкальный материал: Э Григ «Песня Сольвейг » из музыки к драме «Пер Гюнт »; П. Чайковский Симфония №4, финал. Урок 8. Всю жизнь мою несу родину в душе…( 1 ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество. Музыкальный материал: В. Гаврилин. Симфония- действо «Перезвоны». Г. Свиридов «Снег идет». Урок 9. Обобщающий урок. Тестирование. Урок 10- 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах( 2ч. ) Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В. Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров. Музыкальный материал: В. А. М оцарт 2 часть симфонии «Юпитер» Урок 12- 13. Путешествие в музыкальный театр. Опера( 2 ч. ) Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы- ( увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль) , а также исполнители( певцы, дирижёр, оркестр) . Музыкальный материал: Н. Римский- Корсако в. Фрагменты из оперы «Садко»: «Океан, море синее» вс тупление к опере, Песни Садко, песня Варяжского гостя, песня Индийского гостя, песня Веденецк ого гостя, колыбельная Волховы. Урок 14. Путешествие в музыкальный театр. Балет( 1ч) Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. На основе имеющегося музыкально- слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет- искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально- симфоническая музыка, хореография, ( танцоры- солисты, кордебалет- массовые сцены) , драматическое и изобразительное искусство( театральное действие, костюмы, декорации) . Музыкальный материал: П. Чайковский. Фрагменты из балета «Щелк унчик»: Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, Па- де- де. Урок 15. Музыка в театре, кино и на телевидении( 1ч) Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка – одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам. Музыкальный материал: И. Дунаевский. Песня о Родине из к/ ф «Цирк»; Песня о веселом ветр е из к/ ф «Дети капитана Гранта» Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл( 1ч) Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом “Кошки” Э. - Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении. Музыкальный материал: Р. Роджерс. Песня о прекрасных вещах из к/ ф «Звуки музыки». Э. Ллойд Уэббер. Фрагменты из мюзикла «Кошки Урок 17. Итоговый урок. Обобщение жизненно- музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Тестирование. Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство( 17 ч) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные ха рактеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразитель ном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастер ская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразитель ном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. ( 1ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов( лирические) . Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные( живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи Музыкальный материал: Г. Гладков, ст ихи Ю. Энтина. Песня о картинах Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. ( 1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. . Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Музыкальный материал: И. - С. Бах: Органная прелюдия( соль минор) , Ария альта из мессы си минор. П. Чайковск ий «Богородице Дево, радуйся». С. Рахмани нов «Богородице Дево, радуйся». И. - С. Бах: Прелюдия и фуга №1( до мажор) , Аве Мария. Урок 20- 21. Звать через прошлое к настоящему. ( 2ч) Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов( героические, эпические) и особенности их драматургического развития( контраст) . Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня- плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Музыкальный материал: С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: пес ня об Александре Невском, хор «Вставайте, люди русские», ледовое побоище, Мертвое поле, Въезд Александра во Псков. Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка( 1ч) Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно- ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора( вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф. Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика( цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Музыкальный материал: С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева «Весенние воды». Ф. Шуберт «Форель», Фореллен- квинтет. Урок 23. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. ( 1ч) Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки- на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Сюита для 2- х фортепиано: «Слезы», «Св етлый праздник». В. Кикта. Фрески Софии Киевской. Урок 24. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. ( 1ч) Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры. Музыкальный материал: Урок 25. Волшебная палочка дирижера. ( 1ч) Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. Музыкальный материал: Урок 26. Образы борьбы и победы в искусстве. ( 1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры- Симфонии №5 Л. Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития. Музыкальный материал: Л. Бетхо вен. Симфония №5. 1, 2, 4 часть Урок 27. Обобщающий урок. Тестирование. Урок 28. Застывшая музыка. ( 1ч) Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма( полифония) . Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Музыкальный материал: Урок 29. Полифония в музыке и живописи. ( 1ч) Музыка И. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма( полифония) . Творчество И. С. Баха. Его полифоническая музыка( органная музыка) . Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Музыкальный материал: И. - С. Бах: Прелюдия и фуга №1( до мажор) , М. К. Чюрленис. Фуга. Урок 30. Импрессионизм в музыке и живописи. ( 1ч) Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К. Дебюсси. Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Музыкальный материал: К. Дебюсси: «Диалог ветра с морем» из симф. сюиты «Море», «Лунный свет» из « Бергамасской сюиты» Урок 31. О подвигах, о доблести и славе. . . ( 1ч) Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов- драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием. Музыкальный материал: Д. Кабалевский, ст ихи Р. Рождественского. Реквием Урок 32. В каждой мимолетности вижу я миры…( 1ч) Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия Музыкальный материал: С. П рокофьев Мимолетности( № 1, 10) Урок 33. Мир композитора. С веком наравне. ( 1ч) Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Музыкальный материал: М. П. Мусоргский «Картинки с выставки »: «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупивших ся птенцов» и рисунки Гартмана. Урок 34. Итоговый урок. ( 1ч) Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Тестирование. Календарно- тематический план Тема I полугодия «Музыка и литература» № п/ п Наименование темы Вид занятий Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения планиро- вание факти- чески I четверть 9 1. Что роднит музыку с литературой беседа 1 2- 3 Вокальная музыка Ознакомление, З акрепление 2 4. Фольклор в музыке русских композиторов Ознакомление, З акрепление 1 5- 6 Жанры инструментальной и вокальной музыки Ознакомление, З акрепление 2 7. Вторая жизнь песни О знакомление 1 8 Всю жизнь мою несу родину в душе Ознакомление, закрепление 1 9. Обобщающий урок Урок- концерт 1 ч. тестирование II четверть 7 10- 11 Писатели и поэты о музыке и музы к антах Б еседа 2 12- 13 Путешествие в музыкальный театр. Опера ознакомление 2 14. Путешествие в музыкальный театр. Балет ознакомление 1 15. Музыка в театре, в кино, на телевидении беседа 1 16. Третье п утешествие в музыкальный театр. Мюзикл ознакомление 1 17. Итоговый урок по теме «Музыка и литература» Урок- концерт 1 ч. Т естирование Итого: 17 Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство» № п/ п Наименование темы Вид занятий Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения планиро- вание факти- чески III четверть 10 1. Что роднит музыку с изобразительным искусством беседа 1 2. Небесное и земное в звуках и красках. ознакомление 1 3- 4 Звать через прошлое к настоящему Ознакомление, закрепление 2 5. Музыкальная живопись и живописная музыка Беседа, закрепление 1 6. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве Беседа 1 7. Портрет в музыке и изобразительном искусстве Беседа 1 8 Волшебная палочка дирижера ознакомление 1 9. Образы борьбы и победы в искусстве ознакомление 1 10. Обобщающий урок 1 ч. тестирование IV четверть 8 11. Застывшая музыка Беседа 1 12. Полифония в музыке и живописи Ознакомление 1 13. Импрессионизм в музыке и живописи Ознакомление 1 14. О подвигах, о доблести, о славе Беседа 1 15. В каждой мимолетности вижу я миры Беседа 1 16. Мир композитора. С веком наравне Беседа 1 17. Итоговый урок Урок- концерт 1 ч. тестирование Итого: 17 2 За учебный год: 34 4 Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения( музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD- R, CD- RW, а также магнитных записей) , музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации MicrosoftPowerPoint. Список учебно- методической литературы. Проект «Примерные программы по учебным предметам» стандарты второго поколения, 2- е издание, М. , просвещение 2011 г. Рабочая тетрадь для 5 класса, М. , Просвещение, 2011 г. Учебник Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, «Музыка»- 5 кл. , М. , «Просвещение», 2010 г. «Сборник нормативных документов. Искусство», М. , Дрофа, 2005г. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература», М. , Музыка, 1989г. Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран», М. , Музыка, 1988г. Затямина Т. А. «Современный урок музыки», Глобус, 2007г. Аржаникова Л. Г. «Профессия- учитель музыки», М. , Просвещение, 1985г. Попова Т. В. «Советская музыкальная литература», М. , Музыка, 1982г Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Е. Н. Арсенина «Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи» 5- 8 кл. , Волгоград, «Учитель», 2011 г. «Музыка и ты» выпуск №№ 6, 7 Н. Б. Улашенко «Поурочные планы по музыке- 5 класс», Волгоград, «Корифей», 2011г. Песенные сборники. «Я познаю мир» детская энциклопедия, М. , Музыка, 1997 г. 16. Ресурсы Интернета: Российский общеобразовательный портал- http: / / music. edu. ru/
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры