Рабочая программа учебного предмета «Музыка» 7 класс
Документы для скачивания
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании МО Директор ГБОУ РМ Руководитель МО « Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ С в яткина Н. Н. школа»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ / Дубровин С. Б. «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г Рабочая программа учебного п редмета «Музыка » 7 класс Составитель: Удалов А. Б. учитель музыки Ардатов 2016 г. Пояснительная записка Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно- образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушании музыки, пении( в том числе с ориентацией на нотную запись) , инструментальном музицировании, музыкально- пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений; - воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно- эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально- симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра зов народной, религиозной, классической и современной му зыки. Музыка в семье искусств. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по- прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»( Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1- 4 кл, 5- 7 кл. , «Искусство»- 8- 9 кл. / Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2010 год) . Программа «Музыка» для основной школы( в данном издании 5 – 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации». Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; А вторская программа «Музыка 5- 7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1- 7 классы. Искусство 8- 9 классы»– М. Просвещение, 2010; ; При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно- методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г. П Сергеевой, Е. Д. Критской. В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа( из расчета 1 час в неделю) . Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно- стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод перспективы и ретроспективы. Контроль осуществляется в следующих видах: - входной, текущий, тематический, итоговый. Формы контроля: При организации учебно- воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. Виды организации учебной деятельности: - конкурс- викторина- самостоятельная работа- творческая работа Тематическое планирование № п/ п Наименование тем разделов Максималь- ная нагрузка уч- ся, часы Из них Теорети- ческое обучение, часы Лабора- торные и прак- тические работы, часы Конт- рольные работы, часы Экскур- сии, часы Самос- тоятель- ная работа, часы 1. Особенности драматургии сценической музыки 17 ч. 15 2 2. Мир образов камерной и симфонической музыки 17 ч. 15 2 Итого: 34 ч. 30 4 Содержание программы предмета Музыка» 7 класс. В результате изучения музыки ученик должен: Знать/ понимать: специфику музыки как вида искусства; значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества; основные жанры народной и профессиональной музыки; основные формы музыки; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; имена выдающихся композиторов и исполнителей; Уметь: эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики; выразительно исполнять соло( с сопровождением и без сопровождения) ; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; тема I полугодия: Особенности драматургии сценической музыки. - 17 часов. Музыка как искусство процессуальное – интонационно- временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке( камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально- тематического материала. А в сценических произведениях( опере, балете и др. ) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов( поэтических идей) . Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б. И. Тищенко; «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Кармен» Ж. Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен- сюита» Р. К. Щедрина, а также рок- опера «Иисус Христос –суперзвезда» Э. - Л. Уэббера и музыка к драматическим спектаклям. Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять, что эта музыка, к которой надо идти, в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам. Урок 1. Классика и современность. ( 1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители- художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль»( эпохи, национальный, индивидуальный) . Урок 2- 3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. ( 2ч) Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически- образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Урок 4- 5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». ( 2ч) Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев( сольными и хоровыми) . Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Урок 6- 7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б. И. Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. ( 2ч) Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете- идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б. Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А. Бородина «Князь Игорь». Урок 8. « Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». ( 1ч) Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно- образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального( и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ- американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. ( 2 ч) Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов( Дж. Гершвина( США) , Ж. Бизе( Франция) , Э. - Л. Уэббера( Англия) ; выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок- оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж. Гершвина «Порги и Бесс» и М. Глинки «Иван Сусанин»( две народные драмы) . Урок 11- 12. « Опера Ж. Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ». ( 2 ч) Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой- выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 13. «Балет Р. К. Щедрина «Кармен- сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ». ( 1ч) Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р. Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж. Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии. Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени». ( 1ч) Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов( на примере «Высокой мессы» И. - С. Баха и «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Урок 15. «Рок- опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. ( 1ч) Знакомство с фрагментами рок- оперы Э. - Л. Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок- оперы. Приёмы драматургического развития в опере( повтор, контраст, вариационность) . Средства драматургического развития музыкальных образов. Урок 16. «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь- сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь- сюиты. Музыканты – извечные маги…». ( 1ч) Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно- музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий. Урок 17. Обобщающий урок. Тестирование. Тема II полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки- 17 часов Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально- симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Урок 18- 19. « Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. ( 2ч) Актуализировать жизненно- музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. Урок 20. « Камерная инструментальная музыка. Этюд, транскрипция». ( 2ч) Особенности развития музыки в камерных жанрах( на примере этюдов эпохи романтизма) ; знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Листа и Ф. Бузони; Понятие « транскрипция», « интерпретация ». выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма. Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». ( 2ч) Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; « полистилистика ». Урок 24- 25. « Соната. Л. В. Бетховен»Соната №8», В. А. Моцарт «Соната №11», С. С. Прокофьев «Соната №2». ( 1ч) Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»; особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л. ван Бетховена, В. А. Моцарта, С. С. Прокофьева. Урок 26 – 30. Симфоническая музыка. Симфония №103( с тремоло литавр) Й. Гайдна. Симфония №40 В. Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена, Симфония №8( «Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония №7( «Ленинградская») Д. Шостаковича». - ( 5ч) Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы « сонатное аллегро » на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно- образных связях музыки с другими видами искусства. Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально- сценических произведений( оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве») . Урок 31- 32. « Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси». «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна». «Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина»( 2 ч) . Закрепление представлений учащихся о стиле « импрессионизма»; актуализировать музыкально- слуховые представления о музыке К. Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника. Вспомнить знакомые концерты( инструментальные и хоровые) , определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов. Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж. Гершвина. Урок 33. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Пусть музыка звучит! ». ( 21) . Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Урок 34. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Календарно- тематическое планирование № п/ п Наименование темы Вид занятий Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения Плани- рование Факти- чески I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» 17 1. Классика и современность Беседа 1 2- 3 В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля. Беседа, закрепление 2 4- 5 Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половчан. Плач Ярославны. Беседа, закрепление 2 6- 7 В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. Ознакомле- ние 2 8. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. беседа 1 тест 9- 10 В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля. Ознакомление, беседа 2 11- 13 Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен- сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе. Образы «масок» и Тореодора. Ознакомле- ние 3 14. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. беседа 1 15. Рок- опера «Иисус Христос- суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. ознакомление 1 16. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь- сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь- сюиты». «Музыканты – извечные маги». Беседа, ознакомление 1 17. Обобщающий урок. Тестирова- ние 1 II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» 17 1- 2 Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. беседа 2 3 Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Ознакомле- ние 1 4- 5 Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке. Ознакомле- ние 2 6- 7 Соната. Соната № 8( «Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. С. Прокофьева. Соната № 11 В. - А. Моцарта. Ознакомле- ние 2 8- 12 Симфоническая музыка. Симфония №103( «С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В. - А. Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С. С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8( «Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П. И. Чайковского. Симфония №7( «Ленинградская») Д. Д. Шостаковича. Беседа, ознакомле- ние, закрепле ние 4 тест 13- 14 Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина. Ознакомле- ние 2 15- 16 Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер. Пусть музыка звучит. Урок- концерт 1 1 ч. - тест 17. Исследовательский проект 1 За учебный год: 3 1 3 Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения( музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD- R, CD- RW, а также магнитных записей) , музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point. Список учебно- методической литературы. Проект «Примерные программы по учебным предметам» стандарты второго поколения, 2- е издание, М. , просвещение 2011 г. Рабочая тетрадь для 7 класса, М. , Просвещение, 2011 г. «Сборник нормативных документов. Искусство», М. , Дрофа, 2005г. Смирнова Э. «Русская музыкальная литература», М. , Музыка, 1989г. Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран», М. , Музыка, 1988г. Затямина Т. А. «Современный урок музыки», Глобус, 2007г. Аржаникова Л. Г. «Профессия- учитель музыки», М. , Просвещение, 1985г. Попова Т. В. «Советская музыкальная литература», М. , Музыка, 1982г Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г. Е. Н. Арсенина «Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи» 5- 8 кл. , Волгоград, «Учитель», 2011 г. «Музыка и ты» выпуск №№ 6, 7 Н. Б. Улашенко «Поурочные планы по музыке- 7 класс», Волгоград, «Корифей», 2011г. Песенные сборники. «Я познаю мир» детская энциклопедия, М. , Музыка, 1997 г. Ресурсы Интернета: Российский общеобразовательный портал- http: / / music. edu. ru/
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры