Рабочая программаучебного предмета «Мировая Художественная Культура» в 10 классе
Документы для скачивания
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании МО Директор ГБОУ РМ: р уководител ь МО « Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Святкина. Н. Н школа»_ _ _ _ _ _ Дубровин С. Б. «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г Рабочая программа учебного предмета «Мировая Художественная К ультура » в 10 класс е Составитель: Удалов А. Б. учитель музыки Ардатов 2016 г. Пояснительная записка Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего( полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно- ассоциативного мышления и художественно- творческих способностей; воспитание художественно- эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно- исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение различных этапов развития отечественной( русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Воспитательные цели задачи курса: помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно- ценностные ориентиры; способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия( функцию – активный зритель/ слушатель) и интерпретаторских способностей( функцию- исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности( от культуры первобытного мира до культуры ХХ века) . В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного- двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная( русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художественная культура возрождения». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/ 2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г. И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно- методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев( 5- 9, 10- 11 классы) , тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам. Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа составлена на основе: 1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5- 11 кл. Составитель Данилова Г. И. . - М. : Дрофа, 2009. 2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. ( приказ Мо РФ от 18. 07. 2003г. № 2783) . 3. Концепции художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28. 12. 2001г. №1403) . 4. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 04. 2011 г. № 03- 255) . Особенности художественно- эстетического образования определяются в следующих документах: 5. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы»( распоряжение Правительства РФ от 25. 08. 2008 г. № 1244- р) ; 6. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28. 12. 2001. № 1403) . По учебному плану школы на 2015- 2016 учебный год на изуч ение МХК в 10 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего( полного) общего образования являются: - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - устанавливать несложные реальные связи и зависимости; - оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; - осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа( в том числе и созданных в иной знаковой системе- «языки» разных видов искусств) ; - использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; - владеть основными формами публичных выступлений; - понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; - осознавать свою культурную и национальную принадлежность. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен: Знать/ понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания( доклады, сообщения) . Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Тематическое планирование № п/ п Наименование тем разделов Максималь- ная нагрузка уч- ся, часы Из них Теорети- ческое обучение, часы Лабора- торные и прак- тические работы, часы Конт- рольные работы, часы Экскур- сии, часы Самос- тоятель- ная работа, часы 1. Древние цивилизации 6 ч 6 ч 2. Культура античности 3 ч 3 ч 1 ч 3. Средние века 10 ч 9 ч 1 ч 4. Культура Востока 6 ч 5 ч 1 ч 5. Возрождение 9 ч 8 ч 1 ч Итого: 34 ч 30 ч 4 ч Содержание программы Мировой художественной культуры 1 раздел «Древние цивилизации»( 6 ч) 1 урок: «Первые художники Земли» Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусство. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека( Стоунхендж) . Театр, музыка и танец. 2- 3 урок: Архитектура страны фараонов. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. 4 урок: Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Гигантизм и неизменность канона- примета Вечной жизни в изобразительном искусстве( скульптурные памятники, рельефы и фрески – по выбору) . Музыкальное искусство Древнего Египта. 5 урок: Художественная культура Междуречья. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка. 6 урок: Искусство доколумбовой Америки. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах( Паленке, Теночтитлан) . 2 раздел Культура античности( 3 часа) 7 урок: Золотой век Афин. Всемирно- историческое значение худо- жественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. 8 урок: Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного года». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. 9 урок: Театральное и музыкальное искусство Античности. Рождение греческого театра( обобщение ранее изученного) . Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности. 3 раздел Средние века( 10часов) 10 урок: Мир византийской культуры. Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи. 11 урок: Архитектурный облик Древний Руси. Древнерусский крестово- купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. 1 2 урок: Особенности новгородской и владимиро- суздальской архитектуры Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро- Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. 1 3 урок: Архитектура Московского княжества. Следование традициям Владимир о- суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение. 1 4- 15 урок: Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси. 1 6- 17 урок: Архитектура западно- европейского Средневековья. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы( Франция, Германия) . Соборы Нот р- Дам в Париже и в Кельне( по выбору) . 1 8 урок: Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража. 1 9 урок: Театральное искусство и музыка Средних веков. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе( по выбору) . Монодический склад средневековой музыкальной культуры. 4 раздел Культура Востока( 6 часов) 20- 21 урок: Индия – «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её назначение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы( чайтья в Корли) и храм кандарья Махадевы в Кхаджурахо( по выбору) . Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии( обобщение ранее изученного) . 22- 23 урок: Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно- нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Пекинская музыкальная драма( обобщение ранее изученного) 24 урок: Искусство Страны восходящего солнца( Япония) . Своеобразие и неповторимость искусства Японии( обобщение ранее изученного) . Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово- парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство. 25 урок: Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана( древний Самарканд) . Изобразительное искусство и литература Арабского Востока. 5 раздел Возрождение( 9 часов) 26 урок: Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо. Ф. Брунеллески – собор Санта- Мария дель Фьоре. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли( по выбору) . 27 урок: «Золотой век» Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника( по выбору с обобщением ранее изученного) . 28 урок: «Золотой век» Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти( обобщение ранее изученного) . 29 урок: «Золотой век» Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных». Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красот ы( обобщение ранее изученного) . Портретное творчество художника. 30 урок: Возрождение в Венеции. Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая и библейская тематика( обобщение ранее изученного) . 31 урок: Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера- гравера. 32- 33 урок: Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. 34 урок: Заключительный урок. Проведение семинарского занятия, выполнение уче бных и творческих заданий( тестов, докладов, рефератов, сочинений, рецензий, проектов) и их защита по изученной теме курса. Календарно- т ематическое план ирование № п/ п Наименование темы Вид занятий Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения Плани- рование Факти- чески ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ( 6 ЧАСОВ) 1 Первые художники земли. Лекция 1 2- 3 Архитектура стран фараонов. урок – путешествие 2 4 Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Урок – семинар, 1 5 Художественная культура Междуречья. Урок семинар 1 6 Искусство доколумбовой Америки. Урок семинар 1 КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ. ( 3 ЧАСА) 7 Золотой век Афин. Урок – путешествие Презентация 1 8 Архитектура Древнего Рима. Урок- б еседа 1 9 Театральное и музыкальное искусство Античности. Общение. 1 тест СРЕДНИЕ ВЕКА. ( 10часов) 10 Мир византийской культуры. Лекция. 1 11 Архитектурный облик Древний Руси. Урок- беседа 1 12 Особенности новгородской и владимиро- суздальской архитектуры. Урок- п утешествие 1 13 Архитектура Московского княжества. Урок- п утешествие 1 14 15 Изобразительное искусство и музыка. Древней Руси. Урок- беседа 2 16 17 Архитектура западно- европейского Средневековья. Урок- леккция 2 18 Изобразительное искусство Средних веков. Урок – вернисаж. 1 19 Театральное искусство и музыка Средних веков. Урок- обощение 1 тест КУЛЬТУРА ВОСТОКА. ( 6часов) 20 21 Индия – «страна чудес». Обзорная экскурсия. 2 22 23 Художественная культура Китая. Обзорная экскурсия. 2 24 Искусство Страны восходящего солнца( Япония) . Урок – общение. 1 25 Художественная культура ислама. Урок – лекция. 1 тест ВОЗРОЖДЕНИЕ. ( 9 часов) 26 Флоренция – «колыбель» итальянского Возрождения. Уро к- л екция. 1 27 «Золотой век» Возрождения. Художествен- ный мир Леонардо да Винчи. Уро к- л екция. 1 28 «Золотой век» Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело. Урок – обобщение. 1 29 «Золотой век» Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных». Урок – лекция. 1 30 Возрождение в Венеции. Семинар. 1 31 Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Обзорная экскурсия. 1 32 33 Музыка и театр эпохи Возрождения. Семинар. 2 34 Заключительный урок. 1 тест Итого: 30 ч 4 ч Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средс тва обучения( ноутбук с возможностью использования аудиодисков, CD- R, CD- RW) , наглядные пособия – презентации Microsoft Power Point. Учебно- методические пособия для учителя « Мировая художественная культура» ЗАО «Всемирная история искусств» Гнедич П. П. Г азета «Искусство», Журнал «Искусство в школе», Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год. Автор: Данилова Г. И. , У чебное пособие «Мировая художественная культура» Данилова Г. И. , Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры