Рабочая программа учебного предмета «Мировая Художественная Культура» в 11 классе
Документы для скачивания
Рассмотрена и одобрена «Утверждаю» на заседании МО Директор ГБОУ РМ: р уководите ль МО «Ардатовский детский дом- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ СвяткинаН. Н. школа »_ _ _ _ _ _ Дубровин С. Б. «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2016 г Рабочая программа учебного предмета «Мировая Художественная Куль т ура» в 11 классе Составитель: Удалов А. Б. учитель музыки Ардатов 2016 г. Пояснительная записка Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего( полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно- ассоциативного мышления и художественно- творческих способностей; воспитание художественно- эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды. изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно- исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов; формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации; осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства; постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира; освоение различных этапов развития отечественной( русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение; знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах; интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия. Воспитательные задачи курса: помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно- ценностные ориентиры; способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры; подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства; развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства; создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия( функцию – активный зритель/ слушатель) и интерпретаторских способностей( функцию- исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности( от культуры первобытного мира до культуры ХХ века) . В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного- двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная( русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/ 2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г. И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно- методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев( 5- 9, 10- 11 классы) , тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам. Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа составлена на основе: 1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5- 11 кл. Составитель Данилова Г. И. . - М. : Дрофа, 2009. 2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. ( приказ Мо РФ от 18. 07. 2003г. № 2783) . 3. Концепции художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28. 12. 2001г. №1403) . 4. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 04. 2011 г. № 03- 255) . Особенности художественно- эстетического образования определяются в следующих документах: 5. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы»( распоряжение Правительства РФ от 25. 08. 2008 г. № 1244- р) ; 6. Концепция художественного образования( приказ Министерства культуры РФ от 28. 12. 2001. № 1403) . По учебному плану школы на 2015- 2016 учебный год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего( полного) общего образования являются: - умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - устанавливать несложные реальные связи и зависимости; - оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; - осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа( в том числе и созданных в иной знаковой системе- «языки» разных видов искусств) ; - использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; - владеть основными формами публичных выступлений; - понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; - определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; - осознавать свою культурную и национальную принадлежность. Результаты обучения Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен: Знать/ понимать: основные виды и жанры искусства; изученные направления и стили мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства. Уметь: узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания( доклады, сообщения) . Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества. Тематическое планирование № п/ п Наименование тем разделов Максималь- ная нагрузка уч- ся, часы Из них Теорети- ческое обучение, часы Лабора- торные и прак- тические работы, часы Конт- рольные работы, часы Экскур- сии, часы Самос- тоятель- ная работа, часы 1. Художественная культура XVII- XVIII вв. 14 ч 13 ч 1ч 2. Художественная культура XIX в. 9 ч 9 ч 3. Художественная культура XX в. 11 ч 10 ч 1 ч Итого: 34 ч 32 ч 2 ч Содержание программы Мировой художественной культуры Художественная культура X V II- XVIII в. в( 14 ч. ) 1- 2 урок. Стилевое многообразие искусства X V II- XVIII в. в Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Реалистические тенденции в развитии искусства XVII – XVIII вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. 3 урок. Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади собора Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Растрелли 4 урок. Изобразительное искусство барокко. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П. П. Рубенс- «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. 5 урок. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Идея величия и могущества империи в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа дворцового ансамбля. Версаль- з римое воплощение парадно- официальной архитектуры классицизма. 6- 7 урок. Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр» Москвы( В. И. Баженов и М. Ф. Казаков) Классический облик Москвы в творчестве М. Ф. Казакова «Строгий, стройный вид» Петербурга и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт- Петербурга. 8 урок. Изобразительное искусство классицизма и рококо. От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений. 9 урок. Реалистическая живопись Голландии. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Своеобразие живописной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. 10 урок. Русский портрет XVIII в. Шедевры русских портретистов: Ф. К. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский. 11 урок. Музыкальная культура барокко. Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. 12 урок. Композиторы Венской классической школы. Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора, основные этапы его творческой биографии. Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора. 13 урок. Театральное искусство XVII – XVIII вв. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов общества. Пути развития русского драматического театра. 14 урок. Контрольная работа по теме «Художественная культура 17- 18 веков». Художественная культура XIX в. ( 9 ч. ) 15 урок. Романтизм. Романтизм как художественный стиль эпохи конца XVIII – начала XIX вв. Эстетика романтизма. 16 урок. Изобразительное искусство романтизма. Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков. 17 урок. Реализм – художественный стиль эпохи. Художественные принципы реалистического искусства. Реализм и романтизм, их связь и отличие. 18 урок. Изобразительное искусство реализма. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве О. Домье, художников- передвижников: И. Е. Репина, В. И. Сурикова. 19 урок. «Живописцы счастья»( художники- импрессионисты) . Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Постимпрессионизм В. Ван Гога. 20 урок. Многообразие стилей зарубежной музыки. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера. Музыка импрессионизма. 21 урок. Русская музыкальная культура. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. 22 урок. Пути развития западноевропейского театра. «Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. 23 урок. Русский драматический театр. Русский театр романтизма. Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин – выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Художественная культура XX в. ( 11 ч. ) 24 урок. Искусство символизма. Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля. 25 урок. Триумф модернизма. Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого национального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. 26 урок. Архитектура: от модерна до конструктивизма. Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. 27 урок. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства. Разнообразие художественных стилей и направлений изобразительного искусства. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали. 28 урок. Мастера русского авангарда. Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича, «аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин–основоположник живописного конструктивизма. 29 урок. Зарубежная музыка XX в. Музыкальный мир XX в. , разнородность его стилей и направлений. Мастера музыкальной классики. 30 урок. Русская музыка XX в. Традиции символизма и модернизма в творчестве А. Н. Скрябина. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. 31 урок. Зарубежный театр XX в. Основные пути развития зарубежного театра. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет. 32 урок. Русский театр XX в. К. С. Станиславский и В. И. Немирович- Данченко как основоположники русского театрального искусства. 33 урок. Становление и расцвет мирового кинематографа. Рождение и первые шаги кинематографа. Ч. С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители. 34 урок. Заключительный урок. Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий. Календарно- т ематическое план ирование № п/ п Наименование темы Вид занятий Кол- во часов Самостоя- тельная работа Дата проведения Плани- рование Факти- чески 1. Художественная культура X V II- XVIII в. в( 14 ч. ) 1- 2 Стилевое многообразие искусства X V II- XVIII в. в Урок- л екция, 2 3 Архитектура барокко Урок- лекция, урок- путешествие 1 4 Изобразительное искусство барокко Урок – семинар, 1 5 Классицизм в архитектуре Западной Европы Урок семинар 1 6- 7 Шедевры классицизма в архитектуре России. Урок –л екция, семинар 2 8 Изобразительное искусство классицизма и рококо Урок- б еседа 1 9 Реалистическая живопись Голландии Урок- лекция 1 10 Русский портрет XVIII в. Урок- беседа 1 11 Музыкальная культура барокко Урок- лекция 1 12 Композиторы Венской классической школы Урок- семинар 1 13 Театральное искусство XVII – XVIII вв. Урок- семинар 1 14 Контрольная работа по теме «Художественная культура 17- 18 веков». 1 тест 2. Художественная культура XIX века( 9 ч. ) 15 Романтизм. Лекция. 1 16 Изобразительное искусство романтизма Урок- беседа 1 17 Реализм – художественный стиль эпохи Урок- л екция 1 18 Изобразительное искусство реализма Урок- л екция 1 19 «Живописцы счастья»( художники импрессиониз м а) Урок- беседа 1 20 Многообразие стилей зарубежной музыки Урок- лек ция 1 21 Русская музыкальная культура Урок – семинар 1 22 Пути развития западноевро пейского театра Урок- лекция 1 23 Русский драматический театр Урок- семинар 1 3. Художественная культура XX века. ( 11 ч. ) 24 Искусство символизма Урок- л екция. 1 25 Триумф модернизма Урок- л екция. 1 26 Архитектура: от модерна до конструкти визма Урок – путешествие 1 27 Стили и направления зарубежного изобразитель ного искусства Урок – лекция. 1 28 Мастера русского авангарда Семинар. 1 29 Зарубежная музыка XX в. Урок- беседа 1 30 Русская музыка XX столетия Семинар. 1 31 Зарубежный те атр XX в. Урок- беседа 1 32 Русский театр XX в. Урок- беседа 1 33 Становление и расцвет мирового кинематографа. Урок- семинар 1 34 Заключительный урок. тест 1 Итого: 32 ч 2ч Учебное оборудование для реализации программы включает в себя технические средства обучения( ноутбук с возможностью использования аудиодисков, CD- R, CD- RW) , нагля дные пособия – презентации MicrosoftPowerPoint. Учебно- методические пособия для учителя « Мировая художественная культура» ЗАО «Всемирная история искусств» Гнедич П. П. Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год. Автор: Данилова Г. И. , Учебное пособие «Мировая художественная культура» Данилова Г. И. , Электронные пособия: « Учимся понимать живопись», « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
- Консультация для родителей "НАСМОРК - ПРОФИЛАКТИКА"
- Консультация для родителей «Роль семьи в речевом и познавательном развитии ребенка раннего возраста»
- Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии в ДОУ"
- Педагогический совет ДОУ
- Технологическая карта по организации с-р игры